Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития.
Основной целью коррекционно-развивающей работы является развитие познавательных процессов детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью. А также формирование у них мотивации к сотрудничеству со взрослым, совершенствование сенсомоторного развития, развитие различных видов восприятия, обогащение представлений об окружающем мире и о себе, коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, развитие индивидуальных способностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа коррекционно-развивающих занятий (познавательное развитие) | 70.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлова К.А.
Коррекционно-развивающие занятия.
Познавательное развитие.
1 класс
Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
начального общего образования глухих обучающихся
(вариант 1.4)
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Среди различных категорий детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи особое место, занимают дети с ярко выраженными нарушениями умственного развития. Это дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью характеризующиеся многообразными признаками в клинической картине, а также комплексными нарушениями психических, физических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Э.И. Шиф, В.И. Лубовский и др.).
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития.
У обучающихся 1 класса с нарушением слуха и тяжелой, умеренной, глубокой умственной отсталостью развитие базовых психических функций (ощущений, восприятий, представлений) происходит не только медленно, но и патологически неравномерно), т. е. темп, качество психических новообразований на каждой возрастной ступени значительно отличаются от нормального развития, поэтому даже в 8-10 лет эти дети не знают и не умеют многое из того, чем свободно владеют интеллектуально сохранные дети с нарушением слуха уже в дошкольном возрасте.
Начальный этап (обучение в 1 классе) чрезвычайно важен с точки зрения психолого-педагогической коррекции специфических недостатков психического и физического развития детей с нарушением слуха и тяжелыми формами умственной отсталости, как в условиях семьи, так и в условиях школы.
Содержание данного этапа выдвигает задачи социально-эмоционального развития детей, особое внимание уделяется формированию элементарных умений по самообслуживанию и культурно-гигиенических навыков, развитию предметно-практической, игровой деятельности, стимулированию навыков коммуникации и общения, коррекции и развитию познавательной сферы.
В силу наличия тяжелых нарушений развития для обучающихся данной группы показана индивидуальная форма проведения занятий. Благодаря этому все глухие дети с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью умственной отсталостью и другими тяжелыми нарушениями развития, вне зависимости от тяжести состояния, могут получать индивидуальную коррекционно-развивающую помощь с учетом их уровня психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Основной целью коррекционно-развивающей работы является развитие познавательных процессов детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью. А также формирование у них мотивации к сотрудничеству со взрослым, совершенствование сенсомоторного развития, развитие различных видов восприятия, обогащение представлений об окружающем мире и о себе, коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, развитие индивидуальных способностей обучающихся.
Развитие познавательных процессов, учащихся 1 класса с нарушением слуха и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, множественными нарушениями строится на основе следующих положений:
- познавательное развитие осуществляется в тесной связи с предметно-практической деятельностью учащихся;
- в предъявляемых заданиях используются естественные ситуации, знакомых детям из жизненного опыта, а также материала различных учебных предметов;
- в процессе занятий используются различные формы вербальной и невербальной коммуникации, доступной обучающимся;
- обучающимся предлагается разнообразный наглядный материал для обеспечения постепенного обобщения детьми логических отношений, их независимости от конкретного содержания материала;
- сформированные умения включаются в задания по различным учебным предметам;
- требуется целенаправленное, достаточно длительное по времени формирование произвольных психических процессов и приемов логического мышления, происходящих с помощью системы упражнений и заданий, обеспечивающих постепенность становления познавательной сферы.
Первостепенная задача коррекционно-развивающей работы - подготовить детей к простейшим видам (доступным для них) деятельности, соблюдение режимных моментов, формирование умений работы под контролем и с помощью взрослого.
Дети с нарушением слуха и умеренной, тяжелой умственной отсталостью могут научиться различать цвета и формы, считать и пересчитывать предметы, соотносить их с понятиями «много», «мало», «больше», «меньше». Эти и другие умения формируются на наглядно-практической, предметной основе с широким использованием игровых приемов на каждом занятии. Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они научатся другим видам продуктивной деятельности: лепке, рисованию, навыкам самообслуживания, правилам поведения и коммуникации, что также важно для социальной адаптации.
На первом этапе реализации цели и задач коррекционно-развивающей работы в 1 классе при первоначальном психолого-педагогическом обследовании выявляется уровень сформированности простейших и более сложных представлений, умений и навыков. Для организации работы с первоклассниками с выраженной умственной отсталостью целесообразно вести записи о продвижении детей, что помогает учителю, воспитателю и другим специалистам, работающим с данной категорией учащихся, определить задачи и содержание работы в текущий период, оценить адекватность и эффективность проведенных коррекционных мероприятий. Запись достижений в тех или иных видах деятельности позволяет в наглядной форме представить родителям и педагогам реальные успехи детей.
При определении результатов коррекционно-развивающей работы оценивается качественное содержание доступных детям действий по уровням ее осуществления:
-деятельность осуществляется на уровне совместных действий со взрослым;
-деятельность осуществляется по подражанию;
-деятельность осуществляется по образцу;
-деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
-деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
-самостоятельная деятельность;
-умение исправить допущенные ошибки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Познавательное развитие
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У первоклассников с нарушением слуха и умственной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети данной категории наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Занятия по развитию познавательных процессов необходимо строить на комплексной основе с возможностью широко использовать различные виды деятельности: игровую, конструктивную, изобразительную (рисование, лепка, аппликация). Данные виды деятельности будут способствовать расширению, повторению и закреплению предъявляемого материала.
Содержание каждого раздела программы представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка, следовательно и программа построена таким образом, что расширение объёма материала для изучения и степень сложности увеличиваются очень медленно. Изучаемый материал многократно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
Психофизическое развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет ряд специфических особенностей (Д. Н. Исаев, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн): у таких детей очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость, неустойчивость настроения, большая зависимость работоспособности от погодных и природных изменений, крайне низкий уровень развития всех познавательных процессов. Кроме специфических особенностей, дети имеют индивидуальные особенности эмоционального, поведенческого характера, речевые дефекты, разные формы и глубину недоразвития высших психических функций. Поэтому для организации коррекционно-развивающих занятий необходимо предусмотреть:
- индивидуальный и дифференцированный подход, учитывающий особенности развития каждого ребенка;
- психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности);
- комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);
- связь предъявляемого материала с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его людей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Группа обучающихся с нарушением слуха и умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития неоднородна по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии. Уровень их психофизического развития невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами и уровнем развития детей с нарушением слуха, не имеющих дополнительных нарушений. Тяжелые органические поражения, которые чаще всего являются причиной множественных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. При этом каждый ребенок, имеющий тяжелое нарушение слуха в сочетании с другими первичными нарушениями, имеет своеобразную, специфическую картину развития.
Уровень психического развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления каждого из отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания в сложной структуре, а также от сроков и качества коррекционной помощи.
Для большинства детей с нарушением слуха данной группы характерна умеренная и тяжелая умственная отсталость, которая может сочетаться с другими сенсорными, двигательными, эмоциональными нарушениями, соматическими и другими расстройствами. Дети данной группы демонстрируют очень низкий уровень развития, характеризующийся глубоким недоразвитием всем сфер, что приводит к очень тяжелому отставанию в развитии от школьников с сохранным интеллектом, не имеющих дополнительных нарушений.
Особенности психического развития детей с нарушением слуха и умеренной или тяжелой умственной отсталостью проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, восприятие детей характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире.
У детей данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, регидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие в развитии детских видов деятельности, в рамках которых формируются предпосылки учебной деятельности.
Социальная незрелость первоклассников проявляется в ограниченности контактов, отсутствии представлений о нормах поведения. Для коммуникативного развития детей с нарушенным слухом и умственной отсталостью характерна низкая заинтересованность в общении с детьми и взрослыми, ограниченность невербальных и вербальных средств коммуникации. У большинства выявлены расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся у одних детей в преобладании возбуждения, негативно-агрессивного поведения, у других - вялости, пассивности. У всех детей с умственной отсталостью отмечаются нарушения поведения, расторможенность, быстрая истощаемость, низкая произвольность поведения.
В эту группу входят также дети, имеющие помимо нарушения слуха, тяжелые двигательные нарушения, сочетающиеся с интеллектуальными нарушениями разной степени. Двигательные нарушения могут быть представлены в виде детского церебрального паралича и других тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата. Степень тяжести двигательных нарушений может быть различной: от тяжелой степени, для которой характерны выраженные параличи конечностей, до легкой, при которой дети в состоянии передвигаться, обслуживать себя. При этом выраженные коммуникативные и речевые трудности у детей данной группы нередко не позволяют выявить степень и тяжесть нарушений интеллектуального развития, для этого требуется длительный период диагностического обучения.
Уровень психофизического развития детей определяется состоянием интеллекта и тяжестью двигательных нарушений, в меньшей степени выявляется зависимость психического развития детей от состояния слуха.
Среди детей с нарушением слуха выявляется группа с тяжелыми нарушениями зрения, среди них могут быть слепоглухие школьники, обучение которых должно строиться в соответствии с программами для слепоглухих. У некоторых детей тяжелые нарушения слуха и зрения сочетаются с умственной отсталостью различной тяжести. Сочетание тяжелых сенсорных и интеллектуальных нарушений обусловливает дополнительные значительные сложности в их обучении.
У детей каждой из перечисленных групп, наряду с наличием тяжелых нарушений слуха, интеллекта, движений, могут отмечаться расстройства аутистического спектра, другие тяжелые эмоциональные и поведенческие расстройства. У некоторых детей выявляются текущие психические заболевания (эпилепсия, шизофрения), которые значительно осложняют развитие и обучение ребенка. Дети данной группы часто соматически ослаблены, имеют нарушения деятельности внутренних органов, нуждаются в длительном лечении и медицинской реабилитации, что также необходимо учитывать в процессе организации систематического обучения. У некоторых детей, имеющих тяжелые генетические нарушения, расстройства интеллекта, моторики, зрения, эмоционально-волевой сферы в динамике могут утяжеляться.
Дети с нарушением и умственной отсталостью и другими тяжелыми нарушениями требуют постоянного ухода со стороны взрослых, сопровождения в ежедневных бытовых ситуациях, они полностью зависимы от взрослых.
Картина трудностей и возможностей детей с нарушением слуха и множественными нарушениями развития к моменту обучения в 1 классе значительно различается в зависимости от того, получал ли ребенок адекватную специальную коррекционную помощь.
Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых вторичных и последующих отклонений в развитии.
Поскольку тяжелые формы умственной отсталости – следствие поражений ЦНС, вызванных различными этиологическими факторами, целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие должно учитывать эти особенности. Залогом успеха работы любого педагога с такими детьми может быть только знание потенциальных возможностей каждого ребенка и индивидуальный подход к воспитанию и обучению этих детей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Познавательное развитие
Содержание программы коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, и реализация поставленных целей осуществляется по следующим направлениям (разделам):
- Диагностика первичная и итоговая;
- Развитие восприятия
- Развитие познавательных процессов;
- Развитие представлений об окружающем мире и о себе;
- Развитие общей и мелкой моторики, координации работы обеих рук.
Содержание (раздел) | Характеристика деятельности |
I.Диагностика первичная | |
Определение индивидуальных способностей и возможностей в соответствии со степенью умственной отсталости | -изучение рекомендаций ПМПК; -имеющиеся соматические, хронические и психоневрологические заболевания; -личностные особенности обучающегося. |
II.Развитие восприятия: | |
Зрительное восприятие | -фиксация взгляда на лице человека; -развитие прослеживающего движения глазного яблока; -фиксация взгляда на предмете (подвижном и неподвижном); -концентрация внимания на предмете; -развитие эмоционального контакта взрослого и ребенка; -развитие способности реагировать на лицо взрослого, узнавать; -развитие потребности в положительном контакте; -фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете; -фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него; -прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад); -прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом; -узнавание и различение цвета объекта. |
Кинестетическое восприятие | -выработка адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека; -выработка адекватной реакции на соприкосновение с материалами (дерево, металл, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий); -выработка адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов; -выработка адекватной реакции на давление на поверхность тела; -выработка адекватной реакции на положение тела (горизонтальное, вертикальное); -выработка адекватной реакции на положение частей тела; -выработка адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. |
Восприятие запаха и вкуса | -выработка адекватной реакция на запахи; -различение объектов по запаху; -восприятие вкуса; -адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий); - различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). |
III. Развитие познавательных процессов. | |
Внимание | -расширение объема внимания, -развитие концентрации; -развитие устойчивости. |
Мышление | -учить обобщать предметы по явным существенным признакам; -использование различных орудий и приспособлений (палка, совок, веревка и др.) для решения задач в игровой и практической деятельности; -создание проблемных ситуаций, в которых необходимо найти решение проблемы (извлечь пуговицу из-под дивана, достать упавший в лужу мяч и т.д.); -распределять предметы по двум группам. |
Память | -развитие наглядной памяти на доступном детям материале; -проведение игр на запоминание различных символических средств (пиктограмм, символов, жестов); -запоминание простого речевого материала, используемого в жизни. |
IV. Развитие представлений об окружающем мире и о себе. | |
Об окружающем мире | -формирование познавательных интересов, любознательности; -обучение умению задавать вопросы «Что это?», «Для чего нужно?», - обучение умению выявлять свойства и функции предметов, использовать в деятельности; -обогащение представлений об окружающем природном мире. |
О себе | -формирование основ эмоционального реагирования; -развитие умения разглядывать себя в зеркале; -определение частей тела на себе, на кукле. |
V. Развитие моторики | |
Моторика | -развитие общей и мелкой моторики, координации работы обеих рук. |
VI. Диагностика итоговая | мониторинг результатов освоения программы, оформление портфеля достижений ребенка. |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов составляют часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Коррекционно-развивающие занятия реализуются, как правило, в индивидуальной форме, исходя из особенностей развития обучающихся с глухотой и умственной отсталостью, и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида. На коррекционно-развивающие занятия может быть вынесен материал, которым ребенок не овладевает на уроках, например, математические представления и др. Программа коррекционно-развивающих занятий реализуется в течение учебного года в количестве 99 часов. Занятия проводятся по 3 часа в неделю, продолжительностью не более 30 минут.
Примерное распределение часов в 1 классе
Раздел | Количество часов в неделю | |
1 класс | ||
1 полугодие | 2 полугодие | |
Диагностика первичная и итоговая | 2 | 4 |
Развитие восприятия | 10 | 10 |
Развитие познавательных процессов | 13 | 20 |
Развитие представлений об окружающем мире и о себе | 10 | 10 |
Развитие общей и мелкой моторики, координации работы рук | 10 | 10 |
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(1-е полугодие – 45 часов; 2-е полугодие – 54 часа)
№ | Раздел | Тематическое содержание | Характеристика основных видов деятельности |
1. | Диагностика первичная | Знакомство, развитие мотивации ребенка к сотрудничеству со взрослым, учет рекомендаций ПМПК | |
2. | Развитие восприятия | Давай потрогаем | -расширять тактильный опыт ребенка; -учить дифференцировать мягкие и шероховатые поверхности -ощущение движения и температуры предметов; -эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела, различная интенсивность воздействия); -ощущение влаги и контраст температур; -развивать тактильно-двигательное восприятие; -развивать навык хватания, удержания и ощупывания предмета; -учить ребенка различать визуально и на ощупь форму предмета; -совершенствовать перцептивные навыки; -выбирать материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции; -учить различать понятия “холодный – теплый – горячий”; -учить соотносить данные понятия с природными явлениями; -учить дифференцировать понятия “тяжелый – легкий”; -учить подбирать пару по весу. |
Шершавая – пушистая перчатка | |||
Какого цвета не стало? | |||
Теплое-холодное | |||
Положи фигуры на свое место | |||
Подбери подходящий лепесток | |||
Сгруппируй по цвету | |||
Найди два одинаковы | |||
Разложи на группы | |||
Найди место матрешки в ряду | |||
Определи на ощупь | |||
Твердый-мягкий | |||
Летает не летает | |||
Волшебный мешочек | |||
Узнай предмет по контуру | |||
Подбери подходящий по форме | |||
Вставь пазлы в фигурки предметов | |||
Узнай по цвету | |||
Наблюдения за рыбками | |||
Почтовый ящик | |||
Весовые баночки | |||
3. | Развитие познавательных процессов | Поиграем в игрушки | -располагать на рабочем месте материалы; -понимать и выполнять простейшие поручения; -формировать восприятие формы, ее способности; -производить анализ расположения фигур в пространстве. -развивать целенаправленность деятельности; -активизировать словарь; - формировать простые мыслительные операции; -развивать наглядно-образные представления, способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения; -развивать зрительное запоминание, расположение предметов; -развивать умение работать с образцом; -формировать приемы выделения и совмещения признаков; -учить восполнять недостающие звенья; -учить распределять предметы на две группы; - учить объединять предметы в группы с порой на зрительный образец. |
Что такое шарик? | |||
Что такое кубик? | |||
Знакомство с картинкой | |||
Мишутка в гости к нам пришел | |||
Давай поищем предметы | |||
Сложи из частей | |||
Сделай также | |||
Поиграем с куклой | |||
Ленточки | |||
Пирамидка | |||
Три медведя | |||
Построим дом | |||
Время года | |||
Поиграем в цвета | |||
Самый, самый внимательный | |||
Собираем – разбираем | |||
Привет, Петрушка | |||
Картина | |||
Холодно – горячо | |||
Достань предмет | |||
Части тела | |||
4. | Развитие представлений об окружающей мире и о себе | Моя семья | -учить название наиболее распространенных игрушек; -умение пользоваться игрушками, беречь их; -учить названия личных учебных вещей, карандаш, тетрадь, книга, бумага), уметь пользоваться и хранить их; -учить названия фруктов, овощей; -учить названия продуктов питания, уметь называть, показывать их; -учиться определять части тела человека; -учит названия предметов одежды, обуви; -учить названия учебных вещей (кисточка, ножницы, клей, ручка). |
Туалетные принадлежности | |||
Продукты питания | |||
Домашние животные | |||
Дикие животные | |||
Одежда | |||
Времена года | |||
Школьные принадлежности | |||
Части тела | |||
Мебель | |||
Сад и огород | |||
Игрушки | |||
5. | Развитие общей и мелкой моторики, координации работы обеих рук | Сашины шарики | -собирать основу и дополнительные детали игрушки; -учить манипулировать мелкими предметами, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, захвата щепотью; -подбирать геометрические фигуры (предварительно вырезанные из бумаги) и выполняет аппликацию по образцу; -ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение; - учить обводить шаблоны; -выполнять приемы складывания бумаги; -рисовать простым карандашом заданные объекты по шаблону; -раскрашивать цветными карандашами; -развивать умение подражать взрослому; -учить штриховать предложенные изображения. |
Собери корову | |||
Ловкие пальчики | |||
Геометрическая мозаика | |||
Метание в цель | |||
Рыбалка (удочки и рыбки) | |||
Лего с крупными деталями | |||
Лего с мелкими деталями | |||
Мозаики | |||
Нанизывание» с крупными, средними и мелкими размерами бусин | |||
Трафареты | |||
Шнуровки | |||
Пальчиковые куклы | |||
Фонарики зажглись, фонарики потухли | |||
Веселый мяч | |||
Пирамидки | |||
Прищепки | |||
Сортировка мелких предметов | |||
Раскрась | |||
Заштрихуй | |||
6. | Диагностика итоговая | мониторинг результатов освоения программы, оформление портфеля достижений ребенка. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов могут проводится педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем начальных классов в учебном кабинете, в комнате психологической разгрузки (сенсорной комнате). Кабинеты оснащены методическими пособиями и книгами для занятий с детьми, дидактическим материалом, современными пособиями. Для работы с детьми рекомендуется использовать специальное материально-техническое оснащение, включающее оборудованную сенсорную комнату с сухим бассейном, аэрографическим фибероптическим панно «Звездное небо», воздушно пузырьковой колонной, игровым набором-конструктором, сухим душем, сенсорной дорожкой, мягкими пуфами, установкой для ароматерапии с аромаслами, тактильно-обучающей панелью, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, наборы предметных и сюжетных картинок и т.д.
Дидактический наглядный материал, игры, игрушки на занятиях используются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. При проведении коррекционно-развивающих занятий используются современные здоровье сберегающие технологии.
Методическое обеспечение программы:
- Комплексы дидактических игр, упражнений Китаевой А.А., Стребелевой Е.А, Забрамной С.Д.;
- Дидактический, демонстрационный материал для детей с интеллектуальной недостаточностью Стребелевой Е.А., Забрамной С.Д;
- Методические пособия (тактильно-обучающая панель, шнуровки, доски-вкладыши, трафареты, мягкий модульный конструктор и др.);
- Картотека игр для детей с выраженной умственной отсталостью Бгажноковой И.М.
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Программа коррекционно-развивающих занятий, направленная на развитие познавательных процессов у детей с нарушением слуха и умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью первого года обучения, будет способствовать улучшению психофизиологического состояния, формированию определенных умений и навыков в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка:
- умения ребенка установить эмоциональный контакт со взрослым;
- умения сотрудничать и усваивать опыт;
- сформировать положительную эмоциональную реакцию на действия, предметы, картинки с изображениями, предъявляемыми в соответствии с содержанием;
- умения выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по образцу, по подражанию действиям взрослого;
- адекватно использовать игрушки в соответствии с их назначением (совместно со взрослым, с опорой на образец, по подражанию действиям взрослого);
- выделять предмет из множества;
- собирать множество предметов по подражанию и по образцу;
- узнавать на ощупь знакомые предметы;
- сформировать интерес, положительное отношение к играм и игровому материалу с сенсорным содержанием;
- показывать на кукле на себе части тела и лица (руки, ноги, голова, нос, глаза, живот);
- выполнять простые игровые кинезиологические упражнения по подражанию и с помощью взрослого;
- обводить и рисовать изображения по контуру, образцу, самостоятельно и при помощи взрослого;
- выполнять выкладывание в прорези соответствующих деталей, накладывание на трафареты и т.д.;
- рисовать кистью с применением различных приемом (касание, штрихи, точки, линии);
- работать с пластилином (разминать, распределять на кусочки, раскатывать круговыми движениями);
- работать с песком, водой;
- эмоционально оценивать свой результат.
Формой положительной оценки достижений в ходе реализации программы является «портфель достижений ребенка» - выставка лучших работ и личных достижений ребенка за весь учебный год
Использованная литература:
1.Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование. – 2008. - №2. – с.42-43.
2.Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М.Бгажнокова //Специальная психология. – 2007. - № 1. – с. 16-22.
3.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М.Бгажнокова, М.Б.Ульянцева, С.В.Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.: ил.
4.Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью/С.Д.Забрамная, Т.Н. Исаева. – М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. – 64с., 32 ил.
5.Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2008. - № 1. – С. 5-13.
6.ЗакрепинаА.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В.Закрепина, М.В.Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008 - № 2. – С.9-19.
7.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. – 391 с., илл.
3.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. –– М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с: ил.
8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.
9.Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А.Стребелева.– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 256с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
10.Ульянкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития /У.В.Ульянкова, Е.Е. Дмитриева //Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2008. - № 4. – С. 5-12.
11.УфимцеваЛ.П. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками /Л.П. Уфимцева, Е.В.Благодатская//Специальная психология. – 2007. - № 1 – С. 16-22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.3 по ФГОС) МАТЕМАТИКА
Примерная адаптированная основная общеобразоватеьная програма начального общего образования глухих обучающихся по математике составлена для варианта 1.3 - 1 класс....
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...
Рабочая программа общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, по предмету "Мир природы и человека" (2 класс)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. ...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) (вариант 7.2.) 1 класс
Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР (вариант 7.2.)...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) (вариант 7.2.) 2 класс
Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР вариант 7.2. 2 класс...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
АООП НОО для обучающихся с легкой умственной отсталостью( вариант1) содержит целевой раздел с планируемыми результатами и системой оценки достижений обучающихся планируемых результатов, содержательный...