Память, ее виды и способы эффективного запоминания
статья

Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключало бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.

Роль памяти в профессиональной деятельности юриста трудно переоценить. Память следователя, адвоката, прокурора, судьи должна отличаться прочностью запоминания и воспроизведения важных для него обстоятельств, высокой готовностью припоминать требуемые сведения и факты в нужный момент, достаточным объемом. Профессионально важным качеством юриста является умение разбираться в индивидуальных различиях памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Пользуясь знаниями о закономерностях памяти, следователь может формировать свидетельские показания, извлекая из памяти потерпевших и обвиняемых важную для следствия информацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pamyat.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Память, ее виды,

и способы эффективного запоминания.

Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.

Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключало бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.

Роль памяти в профессиональной деятельности юриста трудно переоценить. Память следователя, адвоката, прокурора, судьи должна отличаться прочностью запоминания и воспроизведения важных для него обстоятельств, высокой готовностью припоминать требуемые сведения и факты в нужный момент, достаточным объемом. Профессионально важным качеством юриста является умение разбираться в индивидуальных различиях памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Пользуясь знаниями о закономерностях памяти, следователь может формировать свидетельские показания, извлекая из памяти потерпевших и обвиняемых важную для следствия информацию. 

Основная классификация видов памяти у человека.

Мозг построен таким образом, чтобы постоянно оптимизировать свою работу, эффективно расходовать энергию. Часто можно услышать о том, что есть всего два вида памяти у человека. Ученые выделяют больше и для этого создана специальная классификация:

По продолжительности сохранения материала. Одна информация нужна нам для выполнения текущих задач, в то время как другая пригодится только для текущей работы. Потому по продолжительности запоминания выделяют оперативную, кратковременную и долговременную память.

По характеру психической активности. Мозгу нужно постоянно сохранять большой объем сведений и получает он их не только вербально. Ученые выделяют двигательную, словесно-логическую, эмоциональную и образную память.

По характеру целей деятельности. Запоминание может происходить произвольно и непроизвольно.

Так можно описать виды памяти у человека кратко. Каждый требуется в разных ситуациях. Одни позволяют нам получать навыки для выполнения работы, различных видов деятельности. Другие используются как защитные механизмы, которые не позволяют нам нанести вред своему здоровью или повторить одну и ту же ошибку много раз.

Виды памяти и чем они отличаются.

Долговременная память.

Нужна нам чтобы хранить информацию на протяжении длительного времени. Именно такая способность к запоминанию помогает взрослым помнить факты из своего прошлого.

Мозг хранит память о многих событиях в нашей жизни. Но именно из-за такого объема данных иногда возникают проблемы с оперативным вспоминанием чего-либо конкретного.

Кратковременная память.

Вся информация, которая поступает к нам, изначально попадает именно в кратковременную память. Длительность ее хранения зависит от индивидуальных особенностей человека и обычно составляет от пяти до семи минут.

После того, как время первоначальной обработки прошло, мы либо забываем информацию, либо организм отправляет ее на хранение в долговременную память.

Оперативная память.

Многие ошибочно говорят о том, что это наименее продолжительное по времени запоминание информации. На самом деле, оперативная память создана чтобы обслуживать определенные виды действий. Данные могут оставаться в мозге человека на протяжении нескольких дней, если того требует ситуация.

При многократном повторении, действия, зафиксированные в оперативной памяти, также переходят в долговременную.

Двигательная память.

При помощи такого механизма человек может запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения. Именно так мы учимся ходить в детстве или выполнять различные действия руками.

Образная память.

Направлена на то, чтобы сохранять яркие картины, запахи, вкусы и звуки, которые встречаются нам в жизни. При образном запоминании используется несколько видов памяти:

Зрительная

Вкусовая

Осязательная

Слуховая

Обонятельная

Именно так человек не только формирует картину мира вокруг себя, но и может связать несколько образов. К примеру, глядя на розу, мы сразу представляем ее аромат. Это результат того, что несколько форм запоминания работают в связке и создают четкий ассоциативный ряд.

Эмоциональная память.

Позволяет нам запоминать наши чувства и эмоции. Это важный механизм, который служит катализатором или тормозом при повторении определенных действий. С раннего возраста человек учится повторять то, что приносит ему удовольствие и остерегаться действий с негативной эмоциональной окраской.

Словесно – логическая память.

Содержит мысли человека, существующие с привязкой к нашему языку. Это позволяет разговаривать, формулировать предложения на том языке, который вы выбираете для общения с собеседником.

Механизмы и виды запоминания информации

В деятельности памяти можно выделить такие процессы, как запоминание информации, сохранение, воспроизведение и узнавание.

Запоминать – значит, связывать новую информацию со старой, которая уже существует в мозге человека, а также закреплять ассоциации и образы, которые появляются в сознании при получении новых впечатлений. Это процесс целенаправленный, он подразумевает повторение материала для того, чтобы впоследствии его можно было воспроизвести. Чаще всего запоминание используется во время обучения.

Запоминание бывает произвольным и непроизвольным.

Добровольное, или целенаправленное, запоминание информации является запланированным и организованным процессом, при этом используются различные приемы. Оно связано тесным образом с мыслительными способностями человека, с его умственными процессами и его знаниями. Способ добровольного запоминания зависит от того, насколько точно нужно в дальнейшем воспроизвести информацию. Иногда достаточно запомнить общий смысл, передать суть мысли. В другом случае информацию нужно запомнить и передать буквально, в точности до буквы или цифры.

Таким образом, можно выделить такие виды запоминания, как механическое и семантическое, или осмысленное:

При осмысленном запоминании человек мыслит логически, он понимает самую суть материала, выделяет главную мысль, отбирает самые важные идеи. При этом строится множество логических связей между частями информации, проводится взаимосвязь с уже существующими знаниями.

Механическое запоминание (так называемая зубрежка) производится без осознания смысла, отдельными последовательными частями, не задумываясь о связи между ними. Информация механически запоминается быстрее, но и забывается так же быстро.

Механическое обучение довольно востребовано: в учебных заведениях мы зубрим правила, определения, алфавит, иностранные слова. В жизни необходимо иногда запоминать номера телефонов, адреса, даты и т.д.

Чтобы сделать механическое запоминание более легким, можно придумывать такому материалу некий смысл, строить ассоциации. Для этого существуют разные приемы, которые мы рассмотрим далее.

Эффективные методы запоминания информации.

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность двухсот цифр, список из 50-100 телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, сборник анекдотов, новые иностранные слова, грамматические правила и т. п. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Так, ряд чисел может быть воспроизведён мнемонистом как в прямом, так и в обратном порядке.

Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приёмов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Основной способ запоминания — приём образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации).

Мнемоника позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого элемента. Например, 100 случайных слов (чисел) можно запомнить последовательно с интервалом в среднем в 6 секунд.

В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приёмов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов, определённых в данной конкретной мнемонике.

Основные приёмы:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
  • Рифмизация;
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;
  • Метод Цицерона на основе пространственных мест;
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти;
  • Методы запоминания цифр:
  • закономерности;
  • знакомые числа.

Запоминание в мнемонике основано на свойстве памяти очень быстро запоминать связь между одновременно воспринимаемыми образами (или, что то же самое, связь между образами, созданную в воображении).

Иллюстрированная система образных кодов, существующая в настоящее время только в русскоязычной мнемонике, является одним из основных методов запоминания, наряду с «ударным методом» — приёмом образования искусственной ассоциации (связь нескольких образов с частями одного образа).

Объём запоминания с помощью мнемоники ограничен достаточно низкой скоростью запоминания (в среднем 6 секунд на запись в память одной связи). Мнемоническое запоминание похоже на образное конспектирование: запоминается самое важное и в виде зрительных образов.

При запоминании больших массивов информации в том или ином виде применяется ментальный мнемический процесс и метод запоминания группирования- включающий: разбивку массива на известные и неизвестные для человека фрагменты; объединение элементов каждого неизвестного фрагмента в единый целостный объект памяти; увязывание всех известных и объединённых фрагментов массива в целое; повторение действий по разбивке, объединению и увязыванию до итогового результата в виде набора ассоциативно связанных объектов памяти, обеспечивающего удобный лёгкий доступ памяти к содержимому исходного информационного массива в целом.

Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать зрительную память. Может использоваться для запоминания стихотворений, опорного плана, последовательности действий и т. п. Такие приёмы особо эффективны для людей с доминированием зрительной памяти над другими её видами.

Многим знакома ситуация, когда возникала проблема получить связанные с каким-нибудь зрительным образом некие недавно образованные ассоциации, связи. Например, вспомнить фамилию человека. Если фамилия как-то помечалась (особенно, если как-то запоминательно — с какими-либо значимыми, примечательными событиями, эпизодами, дизайнами и т. п.), то достаточно взглянуть на место записи (например, классный журнал), как нужная фамилия сразу вспоминается. Но если известно, что такого «костыля» для мозга под рукой может не оказаться, лучше сделать его заранее «искусственно». Уж он всегда будет «под рукой».

Приём Смысловой рисунок: создаётся «зрительный каркас (скелет, план)», по которому можно «прогуливаться» в произвольном порядке и с произвольной точки.

Пример: Запоминание стихотворения. Каждая строка (либо несколько строк) обозначается (кодируется) своим поясняющим шаблоном-«иероглифом» (графическим символом, схематическим рисунком). Для кодирования процесса/объекта (смысла) используются стандартные либо самостоятельно придуманные ассоциативные символы (лучше запоминаются первые возникшие ассоциации, связанные с запоминаемым объектом). Расположение кодирующих символов — обычно последовательно слева направо либо сверху вниз. При ручной прорисовке символов активизируется также и моторная память, что увеличивает запоминание. Схематические рисунки лучше «помещать» по хорошо известному пути (использование памяти запоминания местности, её объектов и рельефа), например, пути домой («развешивать», «прибивать», «вкапывать», ставить за угол и т. п.). После расстановки всех таких «иероглифов» достаточно мысленно «идти» по этой дороге и «считывать» расставленные рисунки-знаки. «Закодированная» в них ситуация должна ассоциативно всплывать в памяти.

Использование некоторых «подсобных приспособлений» позволяет облегчить запоминание некоторой важной информации. Например, для запоминания того, «растущей» ли является фаза Луны, можно использовать палец, «приставленный» к полумесяцу на небе: если получается буква Р — растущая, иначе С — стареющая (вариант: Р — ребёнок, С — старик или С — сходящая). Аналогичное правило есть и во французском языке: p — «première» («первая» половина), а d — «dernière» («последняя» половина), в других вариантах «descendante» либо «décroissante» («убывающая» Луна).

Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать звуковую память.

Напев. Использование аудиопамяти, кодирование абстрактной информации звуком (напевом). Пример: Для запоминания морзянки: · − (ай-даа = А,А); − · · · (баа-ки-те-кут = Б,В); · − − (ви-даа-лаа = В,W).

Рифма. Пример: Сто фамилий — рифмованный список китайских фамилий. Последовательность фамилий не отражает их реальную распространённость, а подобрана в соответствии с рифмой, лёгкостью произношения в составе списка. Наряду с «Тысячесловием» и «Троесловием» составляет тройку самых популярных мнемонических текстов для обучения грамоте и запоминанию иероглифов, сокращённо именуемых «Три, сто, тысяча».

Запоминание числового выражения величины числа пи (~3,14159265358…) происходит легче, если использовать его стихотворные формы, в которых, например: число букв в каждом слове соответствует очередной цифре числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Приемы эффективного запоминания учебного материала".

С помощью перечисленных приемов вы можете помочь ребенку запомнить новый учебный материал....

Для педагогов "Методы и приемы эффективного запоминания"

В помощь педагогам предлагаю статью о некоторых действенных методах и приемах запоминания. Ведь профессия требует помнить большое количество текста, в случае проведения утренников,  различных дос...

Приёмы эффективного запоминания - мнемотехника

Приёмы эффективного запоминания - мнемотехника...

Учим учиться - три ключевых принципа для эффективного запоминания

Чтобы ученики смогли запоминать информацию лучше, важно помнить три ключевых принципа:1. «Повторение — мать учения»: это не только известная пословица, но и научная истина. Ещё ...

Мастер –класс «Мнемотехника – как один из способов эффективного запоминания ударений в словах»

Нужны ли новации в школе. Безусловно нужны. Особенно в наше время, когда интерес к образованию снижается, когда телефоны, компьютеры вытеснили книгу и даже желание учиться, а родители и учителя развод...

Беседа для родителей «Способы эффективного запоминания таблицы умножения»

Беседа для родителей«Способы эффективного запоминания таблицы умножения»...

Памятки для эффективного запоминания мл. школьниками основных правил

Памятки для обучающихся по русскому языку (2 класс) облегчат запоминание детьми наиболее сложных правил, которые представлены в виде схем.Представленные карточки для индивидуальной проверки знаний уча...