Мастер –класс «Мнемотехника – как один из способов эффективного запоминания ударений в словах»
учебно-методический материал по русскому языку

Онофрийчук Людмила Алексеевна

Нужны ли новации в школе. Безусловно нужны. Особенно в наше время, когда интерес к образованию снижается, когда телефоны, компьютеры вытеснили книгу и даже желание учиться, а родители и учителя разводят руки. Ученику стало не интересно на уроках русского языка. Не только потому, что материал в учебниках изложен не совсем понятно, сухо. А ведь особенно важно, чтобы обучение воспринималось ребенком не только как необходимость, но и вызывало бы позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта

Чтобы ученик изменил отношение к предмету, чтобы уроки были интересными, многие учителя стремятся сделать процесс изучения языка интересным и занимательным, а урок – запоминающимся и оставляющим в голове школьника свой след. Такие учителя-новаторы, как Амонашвили Ш. А., Лысенкова С.Н, московский педагог Тоцкий П. С., в своё время создавали условия для успешного учения, искали свои приёмы и средства, чтобы облегчить «участь» школьника. Например, П.С.Тоцкий для повышения грамотности учеников изобрёл «орфографию без правил». Эти приёмы основаны на мнемотехнике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для  запоминаний ударения в словах»

Сценарий мастер-класса

Педагог Онофрийчук Людмила Алексеевна

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание ударения в словах

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы при запоминании ударения в словах

- дать рекомендации педагогам по использованию данного метода

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;

Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен  учителям   русского языка  и педагогам  работающим в начальных классах

Ожидаемые результаты:

- внедрения в образовательный процесс методику работы при умении правильно ставить ударение

 

Ход мастер-класса

- Вводная часть

Цели: ознакомить участников мастер-класса с примерами использования мнемонических средств обучения в формировании орфоэпического и орфографического навыка обучающихся.

Задачи:  передать  свой опыт путем прямого и комментированного показа  предложенного вида работы, предложить примеры использования мнемотехники на уроках русского языка, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Слайд 1

Добрый день. Рада вас приветствовать на своем мастер-классе

  1. Актуализация

Нужны ли новации в школе. Безусловно нужны. Особенно в наше время, когда интерес к образованию снижается, когда телефоны, компьютеры вытеснили книгу и даже желание учиться, а родители и учителя разводят руки. Ученику стало не интересно на уроках русского языка. Не только потому, что материал в учебниках изложен не совсем понятно, сухо. А ведь особенно важно, чтобы обучение воспринималось ребенком не только как необходимость, но и вызывало бы позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта

Чтобы ученик изменил отношение к предмету, чтобы уроки были интересными, многие учителя стремятся сделать процесс изучения языка интересным и занимательным, а урок – запоминающимся и оставляющим в голове школьника свой след. Такие учителя-новаторы, как Амонашвили Ш. А., Лысенкова С.Н, московский педагог Тоцкий П. С., в своё время создавали условия для успешного учения, искали свои приёмы и средства, чтобы облегчить «участь» школьника. Например, П.С.Тоцкий для повышения грамотности учеников изобрёл «орфографию без правил». Эти приёмы основаны на мнемотехнике.

Слайд  2

Эпиграфом к своему мастер классу я взяла слова Роджера Левина

« Мы слишком часто даем детям  ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить»

Проблема, с которой мы сталкиваемся с вами на уроках – это трудности в запоминании: и не важно что мы запоминаем: английские слова, исторические факты или химические элементы, важно научить детей запоминать, а не зазубривать.

        Память наших детей не приспособлена к запоминанию правила или символа, зато это память яркая и образная.

Искусство запоминания называется мнемотехника (или мнемоника)

Мнемоника придумывает для правил – свои правила – неправильные

Мнемоника очень древняя наука, которая имеет свою историю

Слайд 3

История возникновения мнемоники(мнемотехники)

Как возникла эта наука, я расскажу вам одну притчу

  Слайд 4  Притча

Давным давно в Греции на острове Кеосс случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и его гостей. Когда людей раскопали не могли определить кто  где лежит. Единственный оставшийся в живых человек- учитель риторики Симонид, незадолго до землетрясения, вышедший из дома, легко вспомнил кто где сидел, и кто чем занимался. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид Кеосский стал основоположником нового метода запоминания- мнемоника от греческого слова мнеме, что обозначает память

Слайд 5  

Мнемоника (мнемотехника) – это совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание путем образования искусственных ассоциаций

Слайд 6

Мнемоникой занимались такие люди как Цицерон, Джордано Бруно, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь

Займемся этим   и мы с вами. Сегодня я расскажу, как с помощью мнемоники научиться ставить ударения в словах

Слайд 7

Тема моего мастер - класса «Учимся говорить правильно»

Использование мнемоники для запоминания ударений – новое  направление.

Слайд 8

Для начала я вам раздам карточки с заданием- расставить ударения в словах. Отметки я вам ставить не буду, потому подписывать не обязательно. Но чтобы потом узнать свою работу можно пометить ее каким-либо символом

   Поставить ударения  в словах_________________________-

Ворота, торты, мозаичный, столяр,  мастерски,  феномен,  каталог, квартал,  жалюзи,  банты, шарфы, фарфор, украинский,  завидно,  договор,  ломота, занята.

Скажите, пожалуйста, легко ли вам было справиться с таким заданием?

А сейчас мы с вами поиграем в ассоциации и увидим, как легко и правильно можно научится ставить ударения в словах

Слайд 9   Работа в группах.

Одна группа начинает стихотворение, а другая находит окончание к ней

Чтобы вдруг не вышел спОр,

Заключите…………

договор

Не налезли шОрты —

Часто ели……..

торты

Есть при всех конфеты —

стЫдно!

Поделись, ведь нам……

завидно

Прилетел мохнатый шмЕль

И уселся на ……..

щавель

 Все, кто болеют корью,

напримЕр,

Помещены в больничный….

диспансер

Возле нас шумит завОд,

А под ним ….

газопровод

А у нашей МАрфы —

Все в полоску ….

шарфы

Ну, почему же ты молчИшь,

Ведь я спросила….

позвонишь

В бухгалтерии аврАл —

Завершается…….

квартал

Харчо – суп грузИнский

А борщ ………….

украинский

Подарок выбрать мне помОг

Один хороший…….

каталог

Из Парижа привезлИ

    На окошки……….

жалюзи

Если есть в тебе талАнты,

Завяжи на праздник……..

банты

Скажите, пожалуйста, а сейчас вам было легче?

Слайд 10

Творческое задание

Попробовать придумать свои стихи - запоминалки ударений

СТИШКИ – ЗАПОМИНАЛКИ К СЛОВАМ)

 ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (попробуйте запомнить  запоминалки)

 

 Бессонница – танцовщица , сэр-диспансер, плюш- коклюш, трещит – включит, печенье- обеспеченье,  проси – шасси, Куршавель – щавель, договор – разговор, баловать – пломбировать, каталог – диалог, звонит – говорит, портфель - щавель

   Проверка

 Слайд   Итог

Кто русский плохо учит,

Тому подарок врУчат.

А кто учиться рад,

Тому его вручАт!

 А для того, чтобы лучше запомнить полученную информацию, я предлагаю составить и записать синквейн

 Слайд 12

        https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1384/0001e843-679c16e2/img1.jpg 

Желающие зачитывают синквейн

  Слайд 13  Заключение

Спасибо большое за внимание, надеюсь, что информация, полученная на этом мастер-классе будет полезной для вас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по внеурочной деятельности. Нестандартный способ запоминания таблицы умножения.

Материал содержит нестандартный способ запоминания таблицы умножения на пальцах....

Мастер-класс "Моделирование - как один из способов формирования универсальных учебных действий"

Данная презентация поможет понять роль применения моделей на разных уроках в начальной школе....

План - конспект и презентация мастер класса "Кластер как один из эффективных методов "Критического мышления".

Кластер – графическое оформление исследуемого материала. Благодаря кластеру происходит систематизация знаний, навыков и умений. С кластером можно работать на протяжении всего урока. Он охватывае...

Стихи для запоминания ударений в словах

Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи....

Мнемотехника как один из способов заучивания стихотворений

Работа посвящена исследованию мнемотехники как одному из способов запоминания информации , в частности, стихотворений. Исследование выполнено учащимся 3 класса....

Беседа для родителей «Способы эффективного запоминания таблицы умножения»

Беседа для родителей«Способы эффективного запоминания таблицы умножения»...

Память, ее виды и способы эффективного запоминания

Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключало бы возможность познания мира...