Мастер –класс «Мнемотехника – как один из способов эффективного запоминания ударений в словах»
учебно-методический материал по русскому языку
Нужны ли новации в школе. Безусловно нужны. Особенно в наше время, когда интерес к образованию снижается, когда телефоны, компьютеры вытеснили книгу и даже желание учиться, а родители и учителя разводят руки. Ученику стало не интересно на уроках русского языка. Не только потому, что материал в учебниках изложен не совсем понятно, сухо. А ведь особенно важно, чтобы обучение воспринималось ребенком не только как необходимость, но и вызывало бы позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта
Чтобы ученик изменил отношение к предмету, чтобы уроки были интересными, многие учителя стремятся сделать процесс изучения языка интересным и занимательным, а урок – запоминающимся и оставляющим в голове школьника свой след. Такие учителя-новаторы, как Амонашвили Ш. А., Лысенкова С.Н, московский педагог Тоцкий П. С., в своё время создавали условия для успешного учения, искали свои приёмы и средства, чтобы облегчить «участь» школьника. Например, П.С.Тоцкий для повышения грамотности учеников изобрёл «орфографию без правил». Эти приёмы основаны на мнемотехнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер –класс «Мнемотехника – как один из способов эффективного запоминания ударений в словах» | 197.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для запоминаний ударения в словах»
Сценарий мастер-класса
Педагог Онофрийчук Людмила Алексеевна
Цель мастер-класса:
Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание ударения в словах
Задачи:
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы при запоминании ударения в словах
- дать рекомендации педагогам по использованию данного метода
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;
Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен учителям русского языка и педагогам работающим в начальных классах
Ожидаемые результаты:
- внедрения в образовательный процесс методику работы при умении правильно ставить ударение
Ход мастер-класса
- Вводная часть
Цели: ознакомить участников мастер-класса с примерами использования мнемонических средств обучения в формировании орфоэпического и орфографического навыка обучающихся.
Задачи: передать свой опыт путем прямого и комментированного показа предложенного вида работы, предложить примеры использования мнемотехники на уроках русского языка, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Слайд 1
Добрый день. Рада вас приветствовать на своем мастер-классе
- Актуализация
Нужны ли новации в школе. Безусловно нужны. Особенно в наше время, когда интерес к образованию снижается, когда телефоны, компьютеры вытеснили книгу и даже желание учиться, а родители и учителя разводят руки. Ученику стало не интересно на уроках русского языка. Не только потому, что материал в учебниках изложен не совсем понятно, сухо. А ведь особенно важно, чтобы обучение воспринималось ребенком не только как необходимость, но и вызывало бы позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта
Чтобы ученик изменил отношение к предмету, чтобы уроки были интересными, многие учителя стремятся сделать процесс изучения языка интересным и занимательным, а урок – запоминающимся и оставляющим в голове школьника свой след. Такие учителя-новаторы, как Амонашвили Ш. А., Лысенкова С.Н, московский педагог Тоцкий П. С., в своё время создавали условия для успешного учения, искали свои приёмы и средства, чтобы облегчить «участь» школьника. Например, П.С.Тоцкий для повышения грамотности учеников изобрёл «орфографию без правил». Эти приёмы основаны на мнемотехнике.
Слайд 2
Эпиграфом к своему мастер классу я взяла слова Роджера Левина
« Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить»
Проблема, с которой мы сталкиваемся с вами на уроках – это трудности в запоминании: и не важно что мы запоминаем: английские слова, исторические факты или химические элементы, важно научить детей запоминать, а не зазубривать.
Память наших детей не приспособлена к запоминанию правила или символа, зато это память яркая и образная.
Искусство запоминания называется мнемотехника (или мнемоника)
Мнемоника придумывает для правил – свои правила – неправильные
Мнемоника очень древняя наука, которая имеет свою историю
Слайд 3
История возникновения мнемоники(мнемотехники)
Как возникла эта наука, я расскажу вам одну притчу
Слайд 4 Притча
Давным давно в Греции на острове Кеосс случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и его гостей. Когда людей раскопали не могли определить кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек- учитель риторики Симонид, незадолго до землетрясения, вышедший из дома, легко вспомнил кто где сидел, и кто чем занимался. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид Кеосский стал основоположником нового метода запоминания- мнемоника от греческого слова мнеме, что обозначает память
Слайд 5
Мнемоника (мнемотехника) – это совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание путем образования искусственных ассоциаций
Слайд 6
Мнемоникой занимались такие люди как Цицерон, Джордано Бруно, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь
Займемся этим и мы с вами. Сегодня я расскажу, как с помощью мнемоники научиться ставить ударения в словах
Слайд 7
Тема моего мастер - класса «Учимся говорить правильно»
Использование мнемоники для запоминания ударений – новое направление.
Слайд 8
Для начала я вам раздам карточки с заданием- расставить ударения в словах. Отметки я вам ставить не буду, потому подписывать не обязательно. Но чтобы потом узнать свою работу можно пометить ее каким-либо символом
Поставить ударения в словах_________________________- Ворота, торты, мозаичный, столяр, мастерски, феномен, каталог, квартал, жалюзи, банты, шарфы, фарфор, украинский, завидно, договор, ломота, занята. |
Скажите, пожалуйста, легко ли вам было справиться с таким заданием?
А сейчас мы с вами поиграем в ассоциации и увидим, как легко и правильно можно научится ставить ударения в словах
Слайд 9 Работа в группах.
Одна группа начинает стихотворение, а другая находит окончание к ней
Чтобы вдруг не вышел спОр, Заключите………… | договор |
Не налезли шОрты — Часто ели…….. | торты |
Есть при всех конфеты — стЫдно! Поделись, ведь нам…… | завидно |
Прилетел мохнатый шмЕль И уселся на …….. | щавель |
Все, кто болеют корью, напримЕр, Помещены в больничный…. | диспансер |
Возле нас шумит завОд, А под ним …. | газопровод |
А у нашей МАрфы — Все в полоску …. | шарфы |
Ну, почему же ты молчИшь, Ведь я спросила…. | позвонишь |
В бухгалтерии аврАл — Завершается……. | квартал |
Харчо – суп грузИнский А борщ …………. | украинский |
Подарок выбрать мне помОг Один хороший……. | каталог |
Из Парижа привезлИ На окошки………. | жалюзи |
Если есть в тебе талАнты, Завяжи на праздник…….. | банты |
Скажите, пожалуйста, а сейчас вам было легче?
Слайд 10
Творческое задание
Попробовать придумать свои стихи - запоминалки ударений
СТИШКИ – ЗАПОМИНАЛКИ К СЛОВАМ)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (попробуйте запомнить запоминалки)
Бессонница – танцовщица , сэр-диспансер, плюш- коклюш, трещит – включит, печенье- обеспеченье, проси – шасси, Куршавель – щавель, договор – разговор, баловать – пломбировать, каталог – диалог, звонит – говорит, портфель - щавель
Проверка
Слайд Итог
Кто русский плохо учит,
Тому подарок врУчат.
А кто учиться рад,
Тому его вручАт!
А для того, чтобы лучше запомнить полученную информацию, я предлагаю составить и записать синквейн
Слайд 12
Желающие зачитывают синквейн
Слайд 13 Заключение
Спасибо большое за внимание, надеюсь, что информация, полученная на этом мастер-классе будет полезной для вас
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по внеурочной деятельности. Нестандартный способ запоминания таблицы умножения.
Материал содержит нестандартный способ запоминания таблицы умножения на пальцах....
Мастер-класс "Моделирование - как один из способов формирования универсальных учебных действий"
Данная презентация поможет понять роль применения моделей на разных уроках в начальной школе....
План - конспект и презентация мастер класса "Кластер как один из эффективных методов "Критического мышления".
Кластер – графическое оформление исследуемого материала. Благодаря кластеру происходит систематизация знаний, навыков и умений. С кластером можно работать на протяжении всего урока. Он охватывае...
Стихи для запоминания ударений в словах
Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи....
Мнемотехника как один из способов заучивания стихотворений
Работа посвящена исследованию мнемотехники как одному из способов запоминания информации , в частности, стихотворений. Исследование выполнено учащимся 3 класса....
Беседа для родителей «Способы эффективного запоминания таблицы умножения»
Беседа для родителей«Способы эффективного запоминания таблицы умножения»...
Память, ее виды и способы эффективного запоминания
Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключало бы возможность познания мира...