Английский язык - просто и полезно. Приемы эффективной работы
методическая разработка по чтению (1 класс)

Еськин Григорий Васильевич

Представлена технологическая карта урока для 1 класса по предмету "Обучение грамоте" по теме "Звуки [т], [т′]. Буква Тт."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО участника конкурса: Краснокутский Вадим Юрьевич

Краткое название ОУ: ГБОУ ООШ № 460 Пушкинского района

Используемый УМК: Школа России

Учебный предмет: обучение грамоте (чтение)

Класс: 1 «Г»

Тема:  Звуки [т], [т′]. Буква Тт.

Тип урока: открытия новых знаний

Цель: создание условий для изучения согласных звуков [т], [т’] и буквы Тт, их обозначающую.

Планируемые результаты

Предметные

Знать: ранее изученные звуки и их характеристики; звуки [т], [т’] и букву Тт, их обозначающую; графический образ буквы Тт; названия элементов печатной буквы.

Понимать: различие согласных звуков [т], [т’],  отличие буквы от звука.

Применять: характеризовать звуки [т] и [т’] по предложенной в учебнике схеме; уметь отличать твердый звук [т] от мягкого звука [т’]; читать слоги, слова и предложения с буквой Тт.

Анализ: звучащей речи с целью выделения и изучения звуков [т], [т’] и слого-звуковой анализ слов «танк» и «тигр».

Синтез: чтение слогов и слов с буквой Тт; рассказ по иллюстрации; подбор заголовка к тексту.

Оценка: полученных знаний  о звуках [т], [т’] и букве Тт для правильного чтения, для дальнейшего изучения грамоты.

Метапредметные:

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

принимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи; оценивать свои достижения.

Познавательные: выделять звуки [т], [т’] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах. Соотносить изученную букву со звуком. Читать слоги, слова и предложения с изученной буквой.

Ориентироваться в учебнике; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные: читать вслух слоги-слияния и слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других.

Личностные

- формирование мотивации к обучению.

Межпредметные связи: литературное чтение

Основные понятия: звук, буква, слог, слово, предложение, характеристика звука

Технологии: совместного целеполагания, здоровьесберегающая, ИКТ-технология.

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник «Азбука» В.Г.Горецкий, электронное предложение к «Азбуке» В.Г.Горецкого, наглядный материал, компьютер, проектор, доска интерактивная и меловая.

Для учащихся: учебник «Азбука» В.Г.Горецкий, картотека схем слов, цветные карандаши.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Мотивация познавательной деятельности

Организационное начало урока

- Доброе утро, ребята.

- Проверим, чтобы на партах лежала «Азбука», картотека схем слов, цветные карандаши. Все остальное в портфелях. Портфель висит на крючке.

-Сначала сели девочки, потом мальчики.

2. Актуализация  необходимых знаний

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТР.: Актуализация опорных знаний

Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите на доску. На лепестках ромашки  представлены буквы. Я буду показывать, а вы называть эти буквы (на доске ромашка, в каждом лепестке изученная буква, один лепесток пустой.)

- Можно ли эти буквы разделить на две группы?

- На какие группы можно разделить эти буквы?

- Назовите гласные буквы.

- Какой звук обозначает буква А, О, И  Ы, У?

-Что мы знаем о гласных звуках?

- Назовите согласные буквы.

- Какие звуки обозначает буква Н, С, К? 

- Что мы знаем о согласных звуках?

- Верно. Ребята, посмотрите внимательно на ромашку с лепестками. Что вы заметили?

Постановка цели

- На прошлых уроках вы изучали звуки и буквы. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Объявление темы

- Верно, мы изучим новые звуки и букву, их обозначающую.

- Смотрят на доску и называют буквы: А, О, И, Ы, У, Н, С, К.

- Да.

- Гласные и согласные.

- А, О, И, Ы, У

- [а], [о], [и], [ы], [у]

- бывают ударные и безударные, указывают на твёрдость или мягкость согласного звука.

- Н, С, К

- [н], [н′], [с], [с′], [к], [к′].

- бывают звонкие и глухие, мягкие и твёрдые

- один лепесток пустой

- изучать новый звук и букву

3. Организация познавательной деятельности

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТР.: Формирование новых понятий и способов действий.

Изучение нового звука

Твердый звук [т]

1 Выделение звука из слова:

- Отгадайте загадку:

Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут.

- Кто догадался что это? (спрашиваю 2-3 чел., вдруг будут разные мнения)

- Верно, это танк (показываю картинку на экране).

- Какие слова помогли отгадать?

- Как ты понимаешь значение этого слова?

- Произнеси слово, послушай первый звук.

- Произнеси первый звук.

- Этот звук сегодня будем изучать на уроке.  

2 Анализ схемы:

- Посмотри на слого-звуковую схему слова (на экране).

- Сколько слогов?

- Почему? Докажите?

-  Из чего состоит слог?

- А сейчас вы самостоятельно закончите разбор слова «танк». Дополните схему.

- Теперь проверим по доске (вывешиваю правильную схему на доску). Кто верно составил, погладьте себя по голове и скажите шепотом себе: «Я молодец!»

- Расскажи о слове «танк» по схеме.

Мягкий звук [тʼ]

1 Выделение звука из картинки:

- Посмотрите на картинку и скажите кто изображен?

- Верно, это тигр.

- Как ты понимаешь значение этого слова?

- Произнеси слово, послушай первый звук.

- Произнеси первый звук.

- Этот еще один звук, который мы будем изучать на уроке.  

2 Анализ схемы:

- Посмотри на слого-звуковую схему слова (на экране).

- Сколько слогов?

- Почему? Докажите?

- Из чего состоит слог?

- А сейчас вы самостоятельно закончите разбор слова «тигр». Дополните схему.

- Теперь проверим по доске (вывешиваю правильную схему на доску). Кто верно составил, погладьте себя по голове и скажите шепотом себе: «Я молодец!»

- Расскажи о слове «тигр» по схеме.

- Давайте еще раз все вместе произнесем и послушаем первый звук в слове «танк»

- Какой он – гласный или согласный?

- Почему?

- Какие препятствия встречает воздух?

- Звук [т] звонкий  или глухой?

- Почему?

- Звук [т] твердый или мягкий? Докажи.

- Расскажи всё про звук [т].

- Давайте еще раз все вместе произнесем и послушаем первый звук в слове «тигр»

- Какой он – гласный или согласный?

- Почему?

- Какие препятствия встречает воздух?

- Звук [тʼ] звонкий  или глухой?

- Почему?

- Звук [тʼ] твердый или мягкий? Докажи.  

- Расскажи всё про звук [тʼ].

Сравнение звуков [т] - [тʼ].

- Какие звуки изучили?

- Сравните звуки [т] - [тʼ]: чем похожи?

- Чем различаются?  

Фонематические упражнения

Упражнение 1. Электронное приложение к Азбуке.

- Что видите?

- Как вы думаете, что надо сделать?

- Правильно. Надо найти предметы, в которых встречается звук [т] или [тʼ].

- Кто найдет — руку на локоток.

Слова: трамвай, петух, тигры, страус, утка, утёнок, платок, зонт.

- По каждому слову ведется следующая работа по вопросам:

1. Есть ли изучаемый звук?

2. Какой слышишь? Назови. Дай характеристику.

3. Где слышишь (в какой части слова)?

Упражнение 2.

- Приведите примеры слов с твердым звуком [т].

- Приведите примеры слов с мягким звуком [тʼ].

Физминутка

Видео-физминутка «Арам-зам-зам».

- Танк.

- две гусеницы, башня, пушка.

- Танк – это бронированная боевая машина, которая  часто встречается на гусеничном ходу, имеет пушечное вооружение.

- ТТТанк

- [т]

- Один слог

- В слове танк один гласный звук.

- Слог состоит из слияния твердого согласного звука [т] с гласным звуком [а] и согласных твердых звуков [н] и [к] вне слияния.

- составляют схему слова.

- Слово «танк» состоит из одного слога, т.к. в слове один гласный звук. Слог состоит из слияния твердого согласного звука [т] с гласным звуком [а] и согласных твердых звуков [н] и [к] вне слияния.

- Тигр.

- Тигр – очень большая дикая кошка, свирепая, сильная, быстрая, неустрашимая.

- ТТТигр

- [тʼ]

- Один слог

- В слове тигр один гласный звук.

- Слог состоит из слияния мягкого согласного звука [тʼ] с гласным звуком [и] и согласных твердых звуков [г] и [р] вне слияния.

- составляют схему слова.

- Слово «тигр» состоит из одного слога, т.к. в слове один гласная звук. Слог состоит из слога-слияния мягкого согласного звука [тʼ] с гласным звуком [и] и согласных твердых звуков [г] и [р] вне слияния.

- согласный

- при произношении воздух встречает препятствия

- язык и зубы

- глухой

- при произношении нет голоса, только шум

- твердый, т.к. язык и зубы «напряжены», твердые.

- Звук [т] согласный, глухой, твердый.

- согласный

- при произношении воздух встречает препятствия

- зубы и язык

- глухой

- при произношении нет голоса, только шум

- мягкий, т.к. язык «мягкий», расслаблен.

- Звук [тʼ] согласный, глухой, мягкий.

- [т], [тʼ].

- согласные, глухие

- [т] твердый, [тʼ] мягкий

- картинку

- найти предметы, в которых есть новый звук.

Трамвай  [т], глухой, твердый, в начале слова.

Петух [т], глухой, твердый, в середине слова.

Тигры [т′], глухой, твердый, в начале слова.

Страус [т], глухой, твердый, в середине слова.

Утка  [т], глухой, твердый, в середине слова.

Утёнок  [тʼ], глухой, мягкий, в середине слова.

Платок  [т], глухой, твердый, в середине слова.

Зонт  [т], глухой, твердый, в конце слова.

- называют

- называют

- Выполняют под руководством учителя.

Знакомство с новой буквой

- Звуки [т], [т′] обозначаются буквой Тт.(тэ) Вывешиваю на доску. 

- На что похожа буква Тт? (картинки на доске)

- Почему две буквы т?

- Когда пишется большая буква?

- Из каких элементов состоит печатная буква Т?

- Сконструируйте из карандашей букву Тт.

- Антенна, зонт….

- одна заглавная, а другая строчная

- в именах, названиях городов

- из вертикальной и горизонтальной палочек

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТР.: Применение знаний, формирование умений.

Чтение слогов.

Электронное приложение к Азбуке.

- Прочитаем слоги на доске.

- Какой слог лишний? Почему?

- Что указывает на мягкость звука [тʼ]?

Чтение слов

- Откроем нашу Азбуку на с 53. Это 5 и 3. Прочитаем слова под рамкой.

-  Посмотрите на слова «кот» и «котик».

- Когда говорят кот/котик?

- Какое слово из всех лишнее? Почему?

Чтение и анализ текста.

- Прочитаем текст на с 53. Читаем по одному предложению. Обратите внимание на восклицательный знак в конце 3 и 4 строчках, при выразительном чтении её надо читать эмоциально, с усмешкой, улыбаясь.

Смысловой анализ текста:

- У кого кот?

- А у кого окуни?

- Как понимаете выражение «тут как тут»?

- Почему автор так говорит о коте: «ну и котик-коток»?

Структурный анализ текста:

- Найдите и прочитайте слова с буквой Тт. Какой звук она обозначает?

- Найди и прочитай предложение по схеме:

- Найди слово к схеме:  

Физминутка зрительная.

Продолжение работы.

- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

-Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.

– Кто изображен на рисунке? Опишите кота.

– На каком дереве была «златая цепь»?

– Как автор называет кота?

– Что делает кот?

- та, то, ту, ты, ти, ат, от, ут, ыт, ит

- ти, т.к. звук [тʼ] мягкий.

- на мягкость указывает буква «и».

- Кот – о большом, взрослом. Котик – о маленьком, миленьком.

- Никита, т.к. начинается с большой буквы, это имя.

 называют

- у Тани

- у Сани и Никиты

- появился неожиданно, вдруг

- потому что кот умный, хитрый хотел съесть окуней

- Тани [т], кот [т], Никиты [т], тут [т], котик-коток [т′] и [т]  

- У Тани кот.

- котик

- называют

Читает хорошо читающий ученик

- Кот. Пушистый хвост, красивая осанка.

- Дуб.

- кот-учёный

- ходит по цепи, рассказывает сказки.

4. Подведение итогов

Обобщение.

- Какие звуки мы сегодня изучили?

- Расскажите о звуке [т] по схеме.

- Расскажите о звуке [т′] по схеме.

- Какой буквой обозначают звуки [т], [т′]?

Итоги урока:

- Какая тема нашего урока?

- Какая цель урока?

- Достигли ли мы цели?

- Что мы делали для достижения цели?

- Обратимся еще раз к нашей ромашке. Заменим пустой лепесток на лепесток с новой буквой «Т».

Рефлексия.

- У кого получилось запомнить новые звуки и буквы, кто смог составить схему и прочитать слоги и слова – похлопали.

- Те, у кого что-то не получалось, были какие-то трудности, но вы все равно хорошо работали – погладьте себя по голове, скажите себе: «Я молодец, у меня все получится».

- звуки  [т], [т′]

- согласный, глухой, твердый

- согласный, глухой, мягкий

- буквой «тэ»

- Звуки [т], [т′]. Буква Тт.

- Изучить звуки [т], [т′] и букву Тт.

- Да

- Читали слоги, слова, предложения; рассказывали о звуке по схеме; подбирали к предложение и слово к схемам….

5. Организационное завершение урока.

- Наш урок чтения подошел к концу. Сейчас мы подготовимся к уроку письма. Вы убираете азбуку в портфель и достаете прописи, кладете их на край стола.

Дополнительные творческие задания (если останется время):

Задания по развитию речи.

Электронное приложение к Азбуке.

- Просмотрим мультфильм. Смотрите внимательно, я потом буду задавать вопросы.

- В какое время суток происходит действие?

- Какая погода на улице?

- Кто подъехал к остановке?

- Кто за рулем трамвая?

- Кто стоит на остановке?

- Куда спешит страус?

- Кто еще спешит к трамваю?

- Озаглавьте текст.

Возможно 2 варианта продолжения работы:

- Составим рассказ по картинкам.
- Прочитаем текст о нашем мультфильме с доски.
«К остановке тихо подъехал трамвай. К трамваю бежит страус он торопится в школу. Водитель-тигр ждет утку с утенком: «Не спешите, мы вас ждем!»

- утро

- дождь

- Подъехал трамвай.

- За рулем водитель-тигр

- Страус

- В школу

- Утка с утенком

- Утренний трамвай и т.п.

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Правописание гласных букв в изученных орфограммах

технологическая карта урока русского языка 2 класс по УМК Перспективная начальная школа...

Презентация +технологическая карта урока по теме "Буква Б"

Презентация +технологическая карта урока по теме "Буква Б" по программе ПНШ....

Технологическая карта урока по ФГОС "Буква Ю ю в начале слова и после гласных" УМК "Перспектива"

Научить писать строчную и прописную (заглавную) букву Ю ю, обозначать буквой  ю слитные звуки (йу) в начале  слова и после гласной...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Буквы Р,р. Звуки р, рь"

Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС НОО...

Технологическая карта урока "Знакомство с буквой "М, м" УМК "Начальная школа XXI века

Конспект урока представлен в виде технологической карты. Надо сказать, что  данный конспект сделан без интеграции литературного чтения и русского языка. Технологическая карта содержит только мате...

Технологическая карта урока. Раздел «Изучение букв». «Звуки [б], [б\'] и буква Б, б»

Тема и номер урока в теме «Звуки [б], [б\'] и буква Б, б» (1 урок) Предметная программа и её автор УМК В.Г. Горецкий и др. «Азбука» программа 1-4 классы 2017-2018г Цель урока: Познакомить со звука...