Главные вкладки
Английский язык - просто и полезно. Приемы эффективной работы
методическая разработка по чтению (1 класс)
Представлена технологическая карта урока для 1 класса по предмету "Обучение грамоте" по теме "Звуки [т], [т′]. Буква Тт."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Звуки [т], [т′]. Буква Тт". | 133.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО участника конкурса: Краснокутский Вадим Юрьевич
Краткое название ОУ: ГБОУ ООШ № 460 Пушкинского района
Используемый УМК: Школа России
Учебный предмет: обучение грамоте (чтение)
Класс: 1 «Г»
Тема: Звуки [т], [т′]. Буква Тт. | Тип урока: открытия новых знаний | ||||||||
Цель: создание условий для изучения согласных звуков [т], [т’] и буквы Тт, их обозначающую. | |||||||||
Планируемые результаты | |||||||||
Предметные Знать: ранее изученные звуки и их характеристики; звуки [т], [т’] и букву Тт, их обозначающую; графический образ буквы Тт; названия элементов печатной буквы. Понимать: различие согласных звуков [т], [т’], отличие буквы от звука. Применять: характеризовать звуки [т] и [т’] по предложенной в учебнике схеме; уметь отличать твердый звук [т] от мягкого звука [т’]; читать слоги, слова и предложения с буквой Тт. Анализ: звучащей речи с целью выделения и изучения звуков [т], [т’] и слого-звуковой анализ слов «танк» и «тигр». Синтез: чтение слогов и слов с буквой Тт; рассказ по иллюстрации; подбор заголовка к тексту. Оценка: полученных знаний о звуках [т], [т’] и букве Тт для правильного чтения, для дальнейшего изучения грамоты. | Метапредметные: Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; принимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи; оценивать свои достижения. Познавательные: выделять звуки [т], [т’] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах. Соотносить изученную букву со звуком. Читать слоги, слова и предложения с изученной буквой. Ориентироваться в учебнике; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Коммуникативные: читать вслух слоги-слияния и слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других. | Личностные - формирование мотивации к обучению. | |||||||
Межпредметные связи: литературное чтение | |||||||||
Основные понятия: звук, буква, слог, слово, предложение, характеристика звука | |||||||||
Технологии: совместного целеполагания, здоровьесберегающая, ИКТ-технология. | |||||||||
Ресурсы урока: | |||||||||
Для учителя: учебник «Азбука» В.Г.Горецкий, электронное предложение к «Азбуке» В.Г.Горецкого, наглядный материал, компьютер, проектор, доска интерактивная и меловая. | Для учащихся: учебник «Азбука» В.Г.Горецкий, картотека схем слов, цветные карандаши. | ||||||||
Ход урока: | |||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||||
1. Мотивация познавательной деятельности | |||||||||
Организационное начало урока - Доброе утро, ребята. - Проверим, чтобы на партах лежала «Азбука», картотека схем слов, цветные карандаши. Все остальное в портфелях. Портфель висит на крючке. -Сначала сели девочки, потом мальчики. | |||||||||
2. Актуализация необходимых знаний | |||||||||
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТР.: Актуализация опорных знаний Актуализация знаний - Ребята, посмотрите на доску. На лепестках ромашки представлены буквы. Я буду показывать, а вы называть эти буквы (на доске ромашка, в каждом лепестке изученная буква, один лепесток пустой.) - Можно ли эти буквы разделить на две группы? - На какие группы можно разделить эти буквы? - Назовите гласные буквы. - Какой звук обозначает буква А, О, И Ы, У? -Что мы знаем о гласных звуках? - Назовите согласные буквы. - Какие звуки обозначает буква Н, С, К? - Что мы знаем о согласных звуках? - Верно. Ребята, посмотрите внимательно на ромашку с лепестками. Что вы заметили? Постановка цели - На прошлых уроках вы изучали звуки и буквы. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Объявление темы - Верно, мы изучим новые звуки и букву, их обозначающую. | - Смотрят на доску и называют буквы: А, О, И, Ы, У, Н, С, К. - Да. - Гласные и согласные. - А, О, И, Ы, У - [а], [о], [и], [ы], [у] - бывают ударные и безударные, указывают на твёрдость или мягкость согласного звука. - Н, С, К - [н], [н′], [с], [с′], [к], [к′]. - бывают звонкие и глухие, мягкие и твёрдые - один лепесток пустой - изучать новый звук и букву | ||||||||
3. Организация познавательной деятельности | |||||||||
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТР.: Формирование новых понятий и способов действий. Изучение нового звука Твердый звук [т] 1 Выделение звука из слова: - Отгадайте загадку: Гусеницы две ползут, Башню с пушкою везут. - Кто догадался что это? (спрашиваю 2-3 чел., вдруг будут разные мнения) - Верно, это танк (показываю картинку на экране). - Какие слова помогли отгадать? - Как ты понимаешь значение этого слова? - Произнеси слово, послушай первый звук. - Произнеси первый звук. - Этот звук сегодня будем изучать на уроке. 2 Анализ схемы: - Посмотри на слого-звуковую схему слова (на экране). - Сколько слогов? - Почему? Докажите? - Из чего состоит слог? - А сейчас вы самостоятельно закончите разбор слова «танк». Дополните схему. - Теперь проверим по доске (вывешиваю правильную схему на доску). Кто верно составил, погладьте себя по голове и скажите шепотом себе: «Я молодец!» - Расскажи о слове «танк» по схеме. Мягкий звук [тʼ] 1 Выделение звука из картинки: - Посмотрите на картинку и скажите кто изображен? - Верно, это тигр. - Как ты понимаешь значение этого слова? - Произнеси слово, послушай первый звук. - Произнеси первый звук. - Этот еще один звук, который мы будем изучать на уроке. 2 Анализ схемы: - Посмотри на слого-звуковую схему слова (на экране). - Сколько слогов? - Почему? Докажите? - Из чего состоит слог? - А сейчас вы самостоятельно закончите разбор слова «тигр». Дополните схему. - Теперь проверим по доске (вывешиваю правильную схему на доску). Кто верно составил, погладьте себя по голове и скажите шепотом себе: «Я молодец!» - Расскажи о слове «тигр» по схеме. - Давайте еще раз все вместе произнесем и послушаем первый звук в слове «танк» - Какой он – гласный или согласный? - Почему? - Какие препятствия встречает воздух? - Звук [т] звонкий или глухой? - Почему? - Звук [т] твердый или мягкий? Докажи. - Расскажи всё про звук [т]. - Давайте еще раз все вместе произнесем и послушаем первый звук в слове «тигр» - Какой он – гласный или согласный? - Почему? - Какие препятствия встречает воздух? - Звук [тʼ] звонкий или глухой? - Почему? - Звук [тʼ] твердый или мягкий? Докажи. - Расскажи всё про звук [тʼ]. Сравнение звуков [т] - [тʼ]. - Какие звуки изучили? - Сравните звуки [т] - [тʼ]: чем похожи? - Чем различаются? Фонематические упражнения Упражнение 1. Электронное приложение к Азбуке. - Что видите? - Как вы думаете, что надо сделать? - Правильно. Надо найти предметы, в которых встречается звук [т] или [тʼ]. - Кто найдет — руку на локоток. Слова: трамвай, петух, тигры, страус, утка, утёнок, платок, зонт. - По каждому слову ведется следующая работа по вопросам: 1. Есть ли изучаемый звук? 2. Какой слышишь? Назови. Дай характеристику. 3. Где слышишь (в какой части слова)? Упражнение 2. - Приведите примеры слов с твердым звуком [т]. - Приведите примеры слов с мягким звуком [тʼ]. Физминутка Видео-физминутка «Арам-зам-зам». | - Танк. - две гусеницы, башня, пушка. - Танк – это бронированная боевая машина, которая часто встречается на гусеничном ходу, имеет пушечное вооружение. - ТТТанк - [т] - Один слог - В слове танк один гласный звук. - Слог состоит из слияния твердого согласного звука [т] с гласным звуком [а] и согласных твердых звуков [н] и [к] вне слияния. - составляют схему слова. - Слово «танк» состоит из одного слога, т.к. в слове один гласный звук. Слог состоит из слияния твердого согласного звука [т] с гласным звуком [а] и согласных твердых звуков [н] и [к] вне слияния. - Тигр. - Тигр – очень большая дикая кошка, свирепая, сильная, быстрая, неустрашимая. - ТТТигр - [тʼ] - Один слог - В слове тигр один гласный звук. - Слог состоит из слияния мягкого согласного звука [тʼ] с гласным звуком [и] и согласных твердых звуков [г] и [р] вне слияния. - составляют схему слова. - Слово «тигр» состоит из одного слога, т.к. в слове один гласная звук. Слог состоит из слога-слияния мягкого согласного звука [тʼ] с гласным звуком [и] и согласных твердых звуков [г] и [р] вне слияния. - согласный - при произношении воздух встречает препятствия - язык и зубы - глухой - при произношении нет голоса, только шум - твердый, т.к. язык и зубы «напряжены», твердые. - Звук [т] согласный, глухой, твердый. - согласный - при произношении воздух встречает препятствия - зубы и язык - глухой - при произношении нет голоса, только шум - мягкий, т.к. язык «мягкий», расслаблен. - Звук [тʼ] согласный, глухой, мягкий. - [т], [тʼ]. - согласные, глухие - [т] твердый, [тʼ] мягкий - картинку - найти предметы, в которых есть новый звук. Трамвай [т], глухой, твердый, в начале слова. Петух [т], глухой, твердый, в середине слова. Тигры [т′], глухой, твердый, в начале слова. Страус [т], глухой, твердый, в середине слова. Утка [т], глухой, твердый, в середине слова. Утёнок [тʼ], глухой, мягкий, в середине слова. Платок [т], глухой, твердый, в середине слова. Зонт [т], глухой, твердый, в конце слова. - называют - называют - Выполняют под руководством учителя. | ||||||||
Знакомство с новой буквой - Звуки [т], [т′] обозначаются буквой Тт.(тэ) Вывешиваю на доску. - На что похожа буква Тт? (картинки на доске) - Почему две буквы т? - Когда пишется большая буква? - Из каких элементов состоит печатная буква Т? - Сконструируйте из карандашей букву Тт. | - Антенна, зонт…. - одна заглавная, а другая строчная - в именах, названиях городов - из вертикальной и горизонтальной палочек | ||||||||
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТР.: Применение знаний, формирование умений. Чтение слогов. Электронное приложение к Азбуке. - Прочитаем слоги на доске. - Какой слог лишний? Почему? - Что указывает на мягкость звука [тʼ]? Чтение слов - Откроем нашу Азбуку на с 53. Это 5 и 3. Прочитаем слова под рамкой. - Посмотрите на слова «кот» и «котик». - Когда говорят кот/котик? - Какое слово из всех лишнее? Почему? Чтение и анализ текста. - Прочитаем текст на с 53. Читаем по одному предложению. Обратите внимание на восклицательный знак в конце 3 и 4 строчках, при выразительном чтении её надо читать эмоциально, с усмешкой, улыбаясь. Смысловой анализ текста: - У кого кот? - А у кого окуни? - Как понимаете выражение «тут как тут»? - Почему автор так говорит о коте: «ну и котик-коток»? Структурный анализ текста: - Найдите и прочитайте слова с буквой Тт. Какой звук она обозначает? - Найди и прочитай предложение по схеме: - Найди слово к схеме: Физминутка зрительная. Продолжение работы. - Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? -Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. – Кто изображен на рисунке? Опишите кота. – На каком дереве была «златая цепь»? – Как автор называет кота? – Что делает кот? | - та, то, ту, ты, ти, ат, от, ут, ыт, ит - ти, т.к. звук [тʼ] мягкий. - на мягкость указывает буква «и». - Кот – о большом, взрослом. Котик – о маленьком, миленьком. - Никита, т.к. начинается с большой буквы, это имя. называют - у Тани - у Сани и Никиты - появился неожиданно, вдруг - потому что кот умный, хитрый хотел съесть окуней - Тани [т], кот [т], Никиты [т], тут [т], котик-коток [т′] и [т] - У Тани кот. - котик - называют Читает хорошо читающий ученик - Кот. Пушистый хвост, красивая осанка. - Дуб. - кот-учёный - ходит по цепи, рассказывает сказки. | ||||||||
4. Подведение итогов | |||||||||
Обобщение. - Какие звуки мы сегодня изучили? - Расскажите о звуке [т] по схеме. - Расскажите о звуке [т′] по схеме. - Какой буквой обозначают звуки [т], [т′]? Итоги урока: - Какая тема нашего урока? - Какая цель урока? - Достигли ли мы цели? - Что мы делали для достижения цели? - Обратимся еще раз к нашей ромашке. Заменим пустой лепесток на лепесток с новой буквой «Т». Рефлексия. - У кого получилось запомнить новые звуки и буквы, кто смог составить схему и прочитать слоги и слова – похлопали. - Те, у кого что-то не получалось, были какие-то трудности, но вы все равно хорошо работали – погладьте себя по голове, скажите себе: «Я молодец, у меня все получится». | - звуки [т], [т′] - согласный, глухой, твердый - согласный, глухой, мягкий - буквой «тэ» - Звуки [т], [т′]. Буква Тт. - Изучить звуки [т], [т′] и букву Тт. - Да - Читали слоги, слова, предложения; рассказывали о звуке по схеме; подбирали к предложение и слово к схемам…. | ||||||||
5. Организационное завершение урока. | |||||||||
- Наш урок чтения подошел к концу. Сейчас мы подготовимся к уроку письма. Вы убираете азбуку в портфель и достаете прописи, кладете их на край стола. | |||||||||
Дополнительные творческие задания (если останется время): | |||||||||
Задания по развитию речи. Электронное приложение к Азбуке. - Просмотрим мультфильм. Смотрите внимательно, я потом буду задавать вопросы. - В какое время суток происходит действие? - Какая погода на улице? - Кто подъехал к остановке? - Кто за рулем трамвая? - Кто стоит на остановке? - Куда спешит страус? - Кто еще спешит к трамваю? - Озаглавьте текст. Возможно 2 варианта продолжения работы: - Составим рассказ по картинкам. | - утро - дождь - Подъехал трамвай. - За рулем водитель-тигр - Страус - В школу - Утка с утенком - Утренний трамвай и т.п. | ||||||||
Самоанализ | |||||||||
Достижения | Затруднения | Предложения | |||||||
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Правописание гласных букв в изученных орфограммах
технологическая карта урока русского языка 2 класс по УМК Перспективная начальная школа...
Презентация +технологическая карта урока по теме "Буква Б"
Презентация +технологическая карта урока по теме "Буква Б" по программе ПНШ....
Технологическая карта урока по ФГОС "Буква Ю ю в начале слова и после гласных" УМК "Перспектива"
Научить писать строчную и прописную (заглавную) букву Ю ю, обозначать буквой ю слитные звуки (йу) в начале слова и после гласной...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Буквы Р,р. Звуки р, рь"
Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС НОО...
Технологическая карта урока "Знакомство с буквой "М, м" УМК "Начальная школа XXI века
Конспект урока представлен в виде технологической карты. Надо сказать, что данный конспект сделан без интеграции литературного чтения и русского языка. Технологическая карта содержит только мате...
Технологическая карта урока. Раздел «Изучение букв». «Звуки [б], [б\'] и буква Б, б»
Тема и номер урока в теме «Звуки [б], [б\'] и буква Б, б» (1 урок) Предметная программа и её автор УМК В.Г. Горецкий и др. «Азбука» программа 1-4 классы 2017-2018г Цель урока: Познакомить со звука...
Технологическая карта по теме: "Гласные буквы «О,о», обозначающие звук [ о ]. Буква «О» в именах собственных"
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте). 1 класс....