Для педагогов "Методы и приемы эффективного запоминания"
статья на тему
В помощь педагогам предлагаю статью о некоторых действенных методах и приемах запоминания. Ведь профессия требует помнить большое количество текста, в случае проведения утренников, различных досугов, игр, а так-же при выступлении на собраниях, семинарах и т.п. Лично я, сама пользуюсь ими и весьма успешно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
627_gr._referat_petruhina.odt | 14.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Институт специальной педагогики и психологии
имени Рауля Валленберга
А.В. Петрухина
"ПАМЯТЬ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ"
Санкт-Петербург
2015
Наш мир постоянно развивается, ускоряется темп жизни, увеличевается количество поступающей информации. Людям все больше приходится иметь дело с интеллектуальным видом деятельности. Производством информации. В детских садах, школах, гимназиях учебная программа становится все более и более обьемной и сложной. Как же человеку успеть за всем этим прогрессом? Ответ есть. Всем известно, что человек учится на протяжении всей своей жизни, и для успешного обучения ему необходимо обладать хорошей памятью. Но так как часто многое из того, что нам необходимо запомнить, быстро забывается или остается ничтожная часть прочитанного, увиденного, услышанного нами. Мы часто прибегаем к мысли, что нам нужно ее укреплять, развивать, но при этом не задумываемся и не понимаем в силу того, что просто не знаем, а что же все таки такое память? При помощи каких механизмов, процессов она "работает"? Мы много раз слышали, читали о каких-то "волшебных" методиках улучшения памяти, кто-то даже пробовал проверить их эффективность на себе, и думаю, что у человека отнесшегося к этому эксперименту серьезно, попытки улучшить память увенчались успехом.
Вот небольшая зарисовка. К примеру господины "А" и "В" взяли по чистому блокноту для записей. "А" решил размещать в своем блокноте записи на каждой строчке и очень сжато, при чем почерк его достаточно "размашистый", не делая отступов от края листа, не разбивая текст по пунктам, не выделяя крупными буквами или другим цветом наиболее важную информацию. В то время как "В" делал свои записи иным способом. Он отступал от края листа примерно 1 см, соблюдал дистанцию между словами, разделял текст по пунктам, абзацам, выделял наиболее важное. И вот при необходимости открыть блокнот и быстро извлечь из него информацию, господину "А" будет крайне затруднительно это сделать, а вот господин "В" сразу увидит суть. Приблизительно так же дело обстоит и с нашей памятью.
И так, что же такое память? В первую очередь, это сложный психический процесс. Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию не теряя прежних знаний и навыков. Долгое время память рассматривалась как общее свойство нервной системы, одинаково работающей у всех. В последствии наблюдение показало, что обычно работа памяти у каждого отдельного лица приближается к тому или иному типу в зависимости от наиболее частых форм тех реакций которыми оно пользуется в жизни. Психологи стали различать несколько типов памяти: зрительную, слуховую, двигательну,образную, эмоциональную, словестно-логическую и смешанные типы( зрительно-двигательную, зрительно-слуховую и т. д.) Люди обладающие различными типами памяти, могут к примеру заучить одно и то же стихотворение самыми разными способами. Одному легче заучить читая по книге, молча. А другому для того что бы заучить, нужно неприменно слышать стихотворение.
Так же у каждого человека присутствуют индивидуальные особенности памяти. Закрепление и востпроизведение реакций как и все остальные формы поведения не представляют собой постоянную величину, но сильно колеблются в зависимости от возраста, пола и индивидуальности. В частности память принято различать со стороны быстроты и прочности запоминания. В этом память различных людей сравнивают с воском и желе, так как и там и здесь благодаря пластичности вещества легко и быстро получается нужный отпечаток, но если воск его удерживает, с желе он быстро исчезает. Далее память варьирует в смысле обьема т.е. количества закрепленных реакций, длительности того срока, в течение которого сохраняется закрепленная реакция, точности и т.д.
Как было уже отмечано, память - этосложный психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов. Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам которые обьединяют понятие "память" Одним из основных механизмов памяти является запоминание.
ЗАПОМИНАНИЕ- это процесс запечатленияи последующего сохранениявоспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того , что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по парку или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание. В отличие от непроизвольного запоминания ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию-и исользует специальные приемы для запоминания. Это особая, сложная умственная деятельность. К такой деятельности относится заучивание. Необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал, с тем что бы сохранить его в памяти. Такая деятельность называется МНЕМИЧЕСКОЙ деятельностью. Другой хорактеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материалла. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание. МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материалла (напр. заучивание исторических дат). В отличие от этого ОСМЫСЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ основано на понимании внутренних логических связей между между отдельными частями материалла. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Поэтому во многих случаях можно сказать: что бы запомнить, нужно понять.
В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки обьяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы названные в последствии принципами ассоциаций (слово "ассоциация" означает связь, соединение) получили в психологии большое распространение. Принципы эти таковы: 1. Ассоциация по смежности; 2. Ассоциация по сходству; 3. Ассоциация по контрасту. Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других.
Таким образом в основе эффективного запоминания лежат всего два фактора- ассоциации и воображение. Это фундаментальные основы абсолютно всех методов. АССОЦИИРОВАНИЕ - это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. ВООБРАЖЕНИЕ - это процесс творческого преобразования представлений отображающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений отсутствовавших рвнее. "Воображение важнее знания, потому, что знание ограничено, а воображение охватывает весь мир стимулируя прогресс и эволюцию" говорил Эйнштейн. Фантазия и визуализация- это в свою очередь две основы хорошего воображения. Определение "фантазия" всем хорошо известно, а вот "визуализация" нет.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ - это способность ярко и живо (реально) представлять мысленно то, о чем вы думаете.
Как считает Игорь Матюгин, основатель школы по развитию сверх способностей: - феноменальная память это не дар, а постоянная тренировка. И существует масса методов и приемов улучшить ее.
Вот некоторые приемы эффективного запоминания:
1. Необычность, синестезия (использование различных чувств и ощущений в запоминании, зрительные. слуховые, тактильные)
2. Символизм. Использовать символы и коды, особенно это касается абстрактных фактов.
3. Положительность образов. Приятные, положительные образы запоминаются лучше чем негативные.
4. Активное действие, движение (оживлять предметы, заставлять их двигаться, как бы записывая фильм на пленку).
Методов эффективного запоминания достаточно много и все они в своей степени эффективны, но как мы уже знаем, каждый человек уникален, и один метод используемый господином"М"невероятно помогающий ему в запоминании материала, может быть абсолютно бесполезным для господина "Н". Поэтому методы эффективного запоминания подбираются индивидуально. Это может быть не один, а несколько методов или даже их смешение. Познакомимся с некоторыми из них, два из которых я раскрою подробно, так как считаю их одними из самых простых и доступных в понимании и применении.
Некоторые методы эффективного запоминания
1. Метод последовательных ассоциаций
2. Метод связанных ассоциаций
3. Метод цифровых крючков
4. Метод ассоциаций по форме
5. ЦБК (цифро-буквенный код)
6. СЧС (словесно-числовой список)
7. Метод Цицерона
8. Метод трансформации
9.Метод фонетических ассоциаций (особенно хорош в изучении иностранных языков)
Первый метод о котором я расскажу, это МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ (цепочка). Этот метод заключается в последовательном увязывании элементов списка в единый сюжет (рассказ, фильм). Главное не перескакивать к более ранним словам, а связывать слово к слову, как будто соединять звенья цепочки, иначе при вспоминании вы можете упустить не сцепленный с двух сторон элемент. Ну и конечно важно помнить о всех принципах успешного запоминания и их использовать. А то, что сюжет должен быть нестандартным, удивительным или захватывающим - это обязательное условие! Почаще примеряйте роль режиссера. И еще. Каждый элемент списка должен выступать значимым "действующим лицом", а не играть вспомогательные роли.
Например. Нам нужно запомнить последовательность 20 слов. БАТАРЕЙКА, ВЕДРО, БЕЛКА, СПИЧКА, ТРАКТОР, ВЕШАЛКА, САХАРНИЦА, КОВЕР, ДУШ, ТЕННИС, КАРУСЕЛЬ, МОЛОКО, ЧЕРДАК, ВЕРНИСАЖ, САПОГ, ПРУЖИНА, ВЕРБЛЮД, ПОРТФЕЛЬ, СУГРОБ, СКОВОРОДА.
Сюжет должен идти на грани фантазии и логики (причинно-следственных отношений), удаление в ту или иную сторону может испортить качество. Итак.
БАТАРЕЙКУ закидываем в ВЕДРО (стараемся услышать звук удара). Из ведра выпрыгивает перепуганная БЕЛКА. Она поджигает огромную СПИЧКУ. Горящую спичку она кидает в ТРАКТОР. Трактор от спички заводится, развивает бешеную скорость и со всего разгона врезается в одиноко стоящую в пустыне ВЕШАЛКУ. На вешалку надеты перевернутые САХАРНИЦЫ (как шапки) (можно услышать их позвякивание). Сахар из нах рассыпается на КОВЕР. Теперь он весь в сахаре, липкий, приносим ДУШ и смываем все это безобразие. Ну и так далее, пока не закончатся слова.
Второй метод не менее увлекательный чем первый, называется он МЕТОД ЦИЦЕРОНА.
Этот метод назван в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской Республики. Его имя Марк Тулий Цицерон (106-43 гг.до н.э). Прославился он тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. Однако другие источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод применял древнегречкский поэт Симонид, следовательно , своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является пожалуй самым древним из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.
Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый так же методом мест или системы Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату что бы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты в нем.
Прежде чем учится применять этот метод, необходимо договорится с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых будет размещаться информация - то есть подготовить опорный список. Запоминая последовательность элементов методом Цицерона первый раз, нужно пройти по комнате реально, как и он, а при этом расставлять предметы мысленно. В других случаях расхаживать по комнате не обязательно, достаточно представить ее мысленно (конечно комната должна быть очень хорошо знакомой). Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т. д. по часовой стрелке. Когда будет достаточно опыта в применении данного метода, можно будет задействовать все больше предметов в комнате, то есть будет больше мест для размещения элементов списка. Лучше использовать последовательно все предметы, которые в комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, бра, подоконник, книжные полки. Кроме последовательности слева направо нужно соблюдать последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания можно использовать и всю квартиру(дом).
Таким образом, зная о существовании приемов и методов эффективного запоминания, можно сказать, что мы вполне способны, конечно же при наличии желания, значительно улучшить свою память, стать более успешными, увереннвми в себе, не бояться забыть домашний адрес своего нового знакомого, или номер банковской карты, не ходить по магазину с огромным списком намеченых покупок, после лекции в институте, действительно выйти с уложившимся в голове материалом. Мы должны заинтересовывать себя тем, что мы хотим запомнить и вызывать интерес у своих детей ко всему происходящему вокруг. И не бояться забыть что либо, так как именно этот страх часто мешает нам вспомнить. И если вы не обладатель феноменальной памяти, это не беда, достаточно того, что бы она была просто хорошей. Ну и конечно же освобождать себя от информации когда она становится не актуальной. Как говорил знаменитый персонаж фильма, сыщик Шерлок Холмс:- я держу в голове только те знания, которые мне пригодяться в моей работе, а все остально это мусор, которым я не намерен засорять свой мозг. Ну это уже дело каждого человека, хочет он иметь только конкретные знания в конкретной области или быть эрудитом.
Список литературы:
1. А.Г. Мклаков "Общая психология"
2. Лев Вгодский "Педагогическая психология"
3. В.В. Мироненко "Популярная психология. Хрестоматия"
4. Интернет сайт http://xleks139.narod.ru/ItIsUseful/DigitMem-05.htm
5. Интернет сайт http://www.youtube.com/watch?v=2Her0UfS3Ds
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Приемы эффективного запоминания учебного материала".
С помощью перечисленных приемов вы можете помочь ребенку запомнить новый учебный материал....
Приёмы эффективного запоминания - мнемотехника
Приёмы эффективного запоминания - мнемотехника...
Учим учиться - три ключевых принципа для эффективного запоминания
Чтобы ученики смогли запоминать информацию лучше, важно помнить три ключевых принципа:1. «Повторение — мать учения»: это не только известная пословица, но и научная истина. Ещё ...
Мастер –класс «Мнемотехника – как один из способов эффективного запоминания ударений в словах»
Нужны ли новации в школе. Безусловно нужны. Особенно в наше время, когда интерес к образованию снижается, когда телефоны, компьютеры вытеснили книгу и даже желание учиться, а родители и учителя развод...
Беседа для родителей «Способы эффективного запоминания таблицы умножения»
Беседа для родителей«Способы эффективного запоминания таблицы умножения»...
Память, ее виды и способы эффективного запоминания
Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключало бы возможность познания мира...
Памятки для эффективного запоминания мл. школьниками основных правил
Памятки для обучающихся по русскому языку (2 класс) облегчат запоминание детьми наиболее сложных правил, которые представлены в виде схем.Представленные карточки для индивидуальной проверки знаний уча...