Программа игрового тренинга «Развиваюсь играя»
план-конспект
Программа игрового тренинга «Развиваюсь играя» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 года жизни) и имеет целью сформировать основы эйдетических навыков, а также развить образную память и творческое мышление дошкольников.
Программа будет полезна практическим психологам и воспитателям доу, учителям начальных классов, педагогам-психологам и родителям, которые интересуются вопросами воспитания и развития детей.
Дошкольное детство - период накопления базовых знаний, формирование умений и навыков. У ребенка появляются новые возможности для анализа и синтезирования всего, что происходит с ним и вокруг него; в коре больших полушарий головного мозга возникают новые связи; накапливаются и систематизируются впечатления и представления о мире.
Решающее влияние на эффективность работы по развитию познавательной сферы дошкольника осуществляет согласованность деятельности психолога и педагогов, их активного совместного поиска адекватных решений в интересах ребенка.
Родители и воспитатели стремятся как можно больше информации заложить в детские головы, ведь надо успевать за развитием современного информационного мира. Детство -благодатная пора, однако, если детскую память перегружать большим количеством учебной информации, да еще и применять метод «многократного повторения», то результат может быть непредсказуемым. Например, ребенок может потерять интерес к учебе или постоянно переутомляться и поэтому быть невнимательным, чувствовать себя истощенным.
Для того, чтобы избежать такой ситуации в обучении ребенка необходимо опираться на психологические особенности восприятия, присущие его возрасту. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре ребенок учится, развивается и формируется как личность. Игровая система улучшает восприятие и воспроизводит информацию, опираясь на присущее каждому человеку умение представлять и фантазировать. Именно этим требованиям отвечает обучение с помощью эйдетики.
Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах жизни.
Основным ее правилом является:
Воображение + положительные эмоции = секрет успешного обучения.
Обучение с помощью эйдетики, основанное на игре и фантазии дает возможность ребенку быстро и надолго запомнить нужную информацию, позволяет переключиться с одного вида деятельности на другой.
Методы эйдетики разнообразные: запоминание слов, стихов, имен, цифр, текстов и т.п. Особенностью этих методов являются: больше яркости, эмоциональности, меньше логичности, визуализация. Благодаря этим методам у детей развивается зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, фотографическая память, произвольное внимание, вербальное и невербальное мышление, воспроизведение, творческое воображение и речь.
Программа игрового тренинга «Играю, представляю, запоминаю» - это цикл специальных развивающих занятий в виде игровых упражнений, заданий, графических упражнений для развития мелкой моторики руки.
Цель программы: сформировать основы эйдетических навыков методами мнемотехники (базируются на вербально-логическом мышлении) и эйдотехники (основанные на конкретно-образном мышлении), развить образную память и творческое мышление, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Программа соответствует современным концепциям психологии памяти, а также методикам интенсивного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа игрового тренинга «Развиваюсь играя» | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 11 «Загадочный мир цифр» из программы тренинга для детей 5-6 лет
Цель: учить запоминать цифровую информацию через образы цифр, развивать интеллектуальные и творческие способности детей, стимулировать активность, воспитывать интерес к занятиям.
Упражнение-приветствие
Цель: разминка, снятие напряжения. (дыхательное упражнение)
Игра «На что похожи цифры?»
Цель: развивать фантазию, воображение, внимание, изучить цифры
На доске психолог пишет цифру 7, и дети вслух по очереди рассказывают, на что она похожа (например, флажок).
Затем каждый в своей тетради рисует цифру 7 и дорисовывает необходимые элементы, чтобы получился тот образ, на который похожа цифра 7. Таким же образом рассматривают цифры 8, 9, 10.
Игра «Запрещенный номер»
(развивает внимание, память).
Игроки стоят в кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произношения игрок хлопает в ладоши. Например: запрещен номер 1 и 5 (увеличивать каждый раз). Начинается игра. Первый ребенок хлопает один раз в ладоши, второй говорит «два», третий «три», четвертый «четыре», пятый - хлопает в ладоши 5 раз и т.д.
Упражнение «Формы»
Цель: развитие памяти, способности восприятия формы, активного словаря.
Детям раздаются геометрические фигуры (одному ребенку - одна фигура). Каждый ребенок должен назвать как можно больше предметов, похожих на эту фигуру, например
- Прямоугольник - шкаф, книга, тумбочка ...
- Овал - зеркальце, батон, лицо человека ...
- Круг - солнце, тарелка, мяч, часы, каравай ...
- Квадрат - окно, дом, телевизор ...
Релаксация. Аутотренинг «Я-тучка».
Я маленькая тучка. Я легкая, меня качает ветерок и высоко поднимает в небо быстро-быстро. Я отдыхаю. Меня гладит своими лучиками солнышко, мне тепло, мне приятно, я сильное, смелое, доброе облачко. Ветер принес меня обратно на землю и посадил на стул. Я еще не открываю глаза, я еще отдыхаю. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Все облака открывают глаза, потому что они снова дети, и снова в детском саду. Все улыбнулись. Вы умны, вы веселы, вы отдохнули.
Рефлексия занятия
- Интересно было вам на занятии?
- Что нового узнали?
- С образами каких цифр познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Развиваемся, играя" (2-4 класс)
Рабочая программа кружка по развитию познавательных процессов младших школьников на основе программы Н.П. Локаловой...
Родительское собрание -тренинг "Развиваем внимание"
Начиная обучение в первом классе, ученик сталкивается с первой трудностью, - это необходимостью быть внимательным.Но все ли мы понимаем, что такое внимание? А можем ли мы помочь развить внимание своем...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Играем, развиваемся» В 1 классе
Задача данного курса состоит в том, чтобы подготовить к письму, т.е. создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Играем и развиваемся.» для 2 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Играем и развиваемся.» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концеп...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Играем и развиваемся.» для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственног...
Дополнительная образовательная развивающая программа социально-педагогической направленности «Развиваемся, играя» для детей 7-8 лет»
Дополнительная общеразвивающая программа «Развиваемся, играя» для детей 7-8 лет» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышл...
Игровой тренинг для родителей Тема: «Играем-развиваем!»
Игровой тренинг для родителейТема: «Играем-развиваем!»Цель: Обогащение знаний родителей об особенностях познавательногоразвития детейЗадачи:1. Обратить внимание родителей на познавательный...