Рабочая программа по внеурочной деятельности «Играем и развиваемся.» для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_4_kl.docx | 33.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, составлена в соответствии с программой курса «Речь» для 1-4 классов, составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. в соответствии с базисным учебным планом ОУ – 1 час в неделю всего 34 часа за год.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
- коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
- личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
- Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Курс направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса обучающиеся должны знать:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Содержание.
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематический план
Содержание тематического блока | Всего часов | Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
«Общие понятия» (ч) | ||
Слово. Речь. Техника и выразительность речи. Текст. Предложение и словосочетание. | 9 6 18 в течение всего курса | Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова. Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи. Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов. |
Календарно-тематическое планирование
Условные обозначения:
К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,
- Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.
Дата | Тема занятия | Тип занятия | Элементы содержания | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры. | ОНЗ | Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами. | Б | Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах. |
2 | Фразеологизмы. | ОНЗ | Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами. | С,В | Формирование представления о фразеологиз- мах. Уметь определять слова с переносным значением слова. |
3 | Фразеологизмы | К | Составить рассказ, используя фразеологизмы. | И | Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. |
4 | Диалектизмы. | ОНЗ | Значение диалектизмов в литературном языке. | С,В | Формирование представления о диалектиз- мах. Диалекты в литератур- ном языке. |
5 | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | ОНЗ | Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. | С,В | Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи. |
6 | Метафора. | ОНЗ | Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. | С,В | Роль метафоры в художествен- ном тексте. |
7 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | ОНЗ | Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. | Б | Умение уместного употребления пословиц в речи. |
8 | Сочинение по пословице. | К | Составлять текст по заданной пословице. | И | Умение раскрывать смысл пословицы. |
9 | Анализ сочинений по пословицам. | РФ | Работа над орфографическими и речевыми ошибками. | С | Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. |
10 | Художественный стиль. Общее понятие. | ОНЗ | Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. | С,В | Умение составлять текст в художественном стиле. |
11 | Сочинение – пейзажная зарисовка. | К | Подбор образных средств для написания сочинения. | И | Умение составлять текст в художествен- ном стиле. |
12 | Рифма. | ОНЗ | Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте. | Б | Умение определять стихи, определенный ритм. |
13 | Диалог и монолог. | ОНЗ | Определение в тексте диалогов, монологов. | Б | Диалог и монолог как форма речи. |
14 | Драматические импровизации. | ОНЗ | Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа. | С,В | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. |
15 | Драматические импровизации. | ОНЗ | Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома». | С,В | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. |
16 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | ОНЗ | Знакомство с элементами композиции текста. | С,В | Уметь определять все части текста. |
17 | Композиция. Работа с деформирован- ным текстом. | ОНЗ | Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. | С,В | Уметь определять элементы композиции текста. |
18 | Творческая работа. | К | Письмо сочинения на определенную тему. | И | Писать сочинение на определенную тему. |
19 | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | К | Письмо сочинения в художественном стиле. | И | Составлять текст в художественном стиле. |
20 | Творческая работа. | К | Письмо сочинения «наоборот». | И | Сочинение сказки по опоре. |
21 | Публицистический стиль. | ОНЗ | Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. | Б | Уметь писать сочинения в публицистическом стиле. |
22 | Газетно – публицистический стиль. | ОНЗ | Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля. | Б | Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. |
23 | Деловая игра «Вёрстка газеты». | ОНЗ | Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. | С,В | Формирование умения выпускать стенную газету. |
24 | Официально – деловой стиль. | ОНЗ | Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. | С,В | Формировать умение написания деловых документов. |
25 | Тезисы. Конспект. | ОНЗ | Составления конспекта. | С,В | Формировать умение написания конспектов статей. |
26 | Аннотация. | ОНЗ | Написание аннотации к любимой книге. | С,В | Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам. |
27 | Я пишу письмо. | ОНЗ | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. | С,В | Формирование умения оформления адреса на письме. |
28 | Личный дневник. | ОНЗ | Важность ведения личного дневника. | С,В | Умение вести записи в личном дневнике. |
29 | Сочинение «Мои любимые стихи». | РФ | Выбирать любимых поэтов, любимые стихи. | С,В | Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии. |
30 | Сочини сценарий для мультфильма. | РФ | Придумать тему, каждому герою роль. | С,В | Формирование навыка составления мультфильма. |
31 | Конкурс на лучшее название конфет. | РФ | Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий. | С,В | Оформление своих исследований в виде презентации. |
32-34 | Обобщение. Проверочная работа. | К | Лингвистический турнир. | И | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации |
Литература:
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Рассмотрено и согласовано» МО учителей младших кл. Протокол № 1 от 27.08. 2014г. Руководитель МО ………….(Н.А.Калинина) | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 28.08.2014г. | «Утверждаю» Директор СОГБОУ «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов» от 29.08. 2014г. …………(А.В.Поклонов) |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Играем и развиваемся.»
для 4 класса VII вида
составлена учителем начальных классов
Шпаковой Еленой Александровной
г.Демидов,
2014-2015 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование для 1 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры в самих себя"
Рабочая программа ВД по социальному и общекультурному направлению развития личности...
Рабочая программа внеурочной деятельности «ИГРЫ НАРОДОВ МИРА» 1 КЛАСС
Рабочая программа кружка «Игры народов мира» разработана на основе регионального компонента, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, компле...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Игры на воздухе" 2 класс.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Игры на воздухе -2 класс. Программа рассчитана на 34ч....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Играем и развиваемся.» для 2 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Играем и развиваемся.» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концеп...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Играем все" 4 класс
Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Играем все» заключается в том, что у физически здоровых детей есть высокая потребность в двигательной активности....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Играй-ка» (1-4 классы) (спортивно – оздоровительное направление)
Программа направлена на укрепление здоровья учащихся через игру, содействие их разносторонней физической подготовленности....