Рабочая программа кружка "Развиваемся, играя" (2-4 класс)
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа кружка по развитию познавательных процессов младших школьников на основе программы Н.П. Локаловой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_2-4_kl.doc | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа города Райчихинска Амурской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа города Райчихинска Амурской области
РАССМОТРЕНО Заместитель директора по ВР МОАУ СОШ № 15 ___________/ О.М. Проклова / «___»____________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОАУ СОШ № 15 ___________/ Н.В. Морозова / 29.08.2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ СОШ № 15 __________/ В.В. Неценстрик / Приказ №______ от 30.08.2016 г. |
Рабочая программа
кружка «Развиваемся, играя»
(внеурочная деятельность
II, III, IV класс)
Составитель: Семчугова Лиана Викторовна,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
2016 г.
г. Райчихинск
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………………....3
- Планируемые результаты…………………………………………………………4
- Содержание изучаемого курса……………………………………………………6
- Календарно-тематическое планирование…………………………………….…..8
II класс……………………………………………………………………………....8
III класс………………………………………………………………………….…11
IV класс…………………………………………………………………………….14
- Список источников………………………………………………………………..17
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе программы Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников» (входит в число рекомендуемых в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов), рассчитана на изучение в течение трёх лет (II, III и IV класс) по одному недельному часу (всего 90 часов) и носит метапредметный характер.
В последнее время среди учеников младших классов возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно-личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Цели и задачи программы
Цель программы – познавательно-личностное развитие школьников, формирование таких психологических качеств и умений, которые помогут школьникам не только усваивать учебный программный материал на предметных уроках, но и осознавать себя членом социума.
ЗАДАЧИ:
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- Развитие познавательных способностей.
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование умения решать творческие задачи.
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Участники программы: дети младшего школьного возраста (II, III и IV класс).
Количество обучающихся в группе – 15 человек.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Сроки реализации программы: 3 года, 1 раз в неделю по 1 часу. Занятия начинаются с 01.10 (по 30 учебных недель, 30 часов). Итого: 90 часов.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После окончания курса «Развиваемся, играя» учащиеся должны уметь:
- Самостоятельно выполнять данное учителем задание.
- Проявлять собственную активность в получении знаний.
- Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
- Личностные
- Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.).
- Самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.).
- Смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
- Коммуникативные
- Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
- Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
- Умение слушать собеседника.
- Потребность в общении с взрослыми и сверстниками.
- Регулятивные
- Целеполагание.
- Контроль.
- Коррекция.
- Оценка.
- Саморегуляция.
- Познавательные
- Рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Поиск и выделение необходимой информации.
- Самостоятельный поиск и выделение познавательной цели.
- Анализ объектов с целью выделения признаков.
- Синтез.
- Установление причинно-следственных связей.
Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):
- снижение уровня школьной тревожности;
- мотивация на саморазвитие;
- повышение коммуникативной компетентности;
- активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта (Прогрессивные матрицы Дж. Равена), методика изучения внимания (тест Тулуз-Пьерона). Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.
Программа предусматривает достижение
3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (2 класс) | Второй уровень результатов (3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью | Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития | Формирование словесно-логического понятийного мышления, развитие произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия |
3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Предлагаемые задания направлены, в первую очередь, на развитие когнитивной сферы личности. Каждое занятие включает в себя упражнения на развитие нескольких познавательных процессов (разных видов и свойств ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта обучающихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений (урок 8, задание 3 «Шумящие коробочки»; урок 9, задание 3 «Разложи вслепую»; урок 26, задание 5 «Рукопожатие» и др.).
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (урок 8, задание 1 «Назови буквы»; урок 30, задание 3 «Загадочные контуры» и др.).
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности (урок 1, задание 1 «Подсчитай правильно»; урок 9, задание 2 «Сколько знаков?» и др.).
Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков (урок 1, задание 2 «Повтори цифры»; урок 3, задание 3 «Запомни и нарисуй» и др.).
Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников (урок 78, задание 2 «Только одно свойство» и др.).
Не менее важной является и подготовка мышления обучающихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления. Поэтому на занятиях кружка вырабатываются у обучающихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции (урок 7, задание 1 «Найди фигуры»; урок 10, задание 1 «Отгадай слова» и др.).
При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей занятий кружка «Развиваемся, играя», выполняются задания как на воссоздающее (урок 16, задание 3 «Волшебный лес»), так и на творческое воображение (урок 34, задание 3 «Закончи рисунок» и др.).
Аналогично осуществляется развитие внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой (урок 18, задание 1 «Совмести фигуры»), а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры (урок 35, задание 1 «Муха» и др.).
Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности.
Структура занятия
- Вводная часть.
Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального настроя.
Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
- Основная часть.
Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от II класса к IV).
- Заключительная часть.
Задача: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.
Методы работы:
- Интеллектуальные задания - способствуют расширению лексического запаса обучающихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями.
- Дискуссионные методы - позволяют реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.
- Метод направленной визуализации - позволяет усилить резервы ребенка к достижению поставленных целей, способствует снятию эмоционального напряжения.
- Метод признания достоинств - позволяет стабилизировать самооценку ребёнка, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху.
Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить в специально оборудованном для тренингов классе, а также в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, доской или стеной для возможности крепить продукты труда.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков (либо персональный компьютер);
- принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;
- клей, степлер, скотч-лента, ножницы;
- бейджи,
- кнопки или магниты для крепления продуктов на доске;
- мячик;
- тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;
- заготовленные ведущим задания на каждое занятие и упражнение;
- записи инструментальных фоновых мелодий;
- необходимое оборудование при проведении психологических игр (индивидуально для каждой игры, указано в сценариях).
2 класс (30 занятий по 1 часу, всего 30 часов)
№ | Дата проведения | Тема занятия | Содержание | Методики и задания |
04.10.2016 | Будь внимательным! | Упражнения на развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления | «Подсчитай правильно», «Повтори цифры», «Найди путь» | |
11.10.2016 | Развиваем мышление | Упражнения на развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления | «Куда ускакал зайчик?», «Полянки» | |
18.10.2016 | Развиваем произвольность | Упражнения на развитие произвольности средних движений, зрительной памяти, пространственных представлений | «Летает – не летает», «Выполняй правильно», «Запомни и нарисуй» | |
25.10.2016 | Устанавливаем закономерности | Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале), вербальной памяти | «Найди фигуры», «Слова, начинающиеся с одной буквы» | |
01.11.2016 | Развиваем пространственные представления | Упражнения на развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти (установление ассоциативных связей), тонко координированных движений | «Выше, слева, правее, снизу», «Соседнее, через одно», «Объедини слова», «Сделаем бусы», «Вырежи фигурки» | |
08.11.2016 | Развиваем устойчивость внимания | Упражнения на развитие произвольного внимания (устойчивость), наглядно-образного мышления, процессов синтеза | «Полянки», «Назови по порядку», «Что здесь изображено?» | |
15.11.2016 | Развиваем умение анализировать | Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале, процессы анализа), точности произвольных движений | «Найди фигуры», «Раздели на части», «Кто точнее?» | |
29.11.2016 | Развиваем зрительное восприятие | Упражнения на развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм), мышления (процессы анализа), слуховых ощущений | «Назови буквы», «Какой? Какая? Какие?», «Шумящие коробочки» | |
06.12.2016 | Развиваем распределение внимания | Упражнения на развитие произвольного внимания (распределение), осязательных ощущений | «Вычёркивай буквы и слушай», «Сколько знаков?», «Разложи вслепую» | |
13.12.2016 | Развиваем зрительную память | Упражнения на развитие зрительной памяти, зрительно-вербального анализа и синтеза, элементов самоконтроля | «Отгадай слова», «Нарисуй по памяти», «Запретный номер» | |
20.12.2016 | Находим общие признаки | Упражнения на развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале), умения подчиняться словесным указаниям взрослого, двигательной сферы | «Графический диктант», «Поиск общего», «Попади в свой кружок» | |
27.12.2016 | Пространственные представления | Упражнения на развитие пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, гибкости мыслительной деятельности | «Найди пирамиду», «Нарисуй кресло», «Полянки», «Заселение дома» | |
10.01.2017 | Устанавливаем закономерности | Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей, процессы анализа), непосредственной зрительной памяти | «Найди фигуры», «Точно такие», «Раскрашивание фигур», «Заполни рисунок» | |
17.01.2017 | Пространственные представления Память слуховая, зрительная | Упражнения на развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти | «Шарики в трубочке», «Подбери заплатку», «Повтори и добавь», «Найди образец» | |
24.01.2017 | Учимся выделять главное | Упражнения на развитие умения выделять существенные признаки, соотносить с образцом, слуховых ощущений | «Выбери главное», «Найди подходящий треугольник», «Шумящие коробочки» | |
31.01.2017 | Развиваем воображение | Упражнения на развитие воображения, зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных представлений | «Волшебный лес», «Отгадай слова», «Диктант пространственных действий» | |
07.02.2017 | Развиваем ощущения | Упражнения на развитие осязательных и мышечных ощущений (чувство усилия), опосредованной памяти, мышления (установление закономерностей) | «Шершавые дощечки», «Подбери картинку», «Найди фигуры», «Рукопожатие» | |
14.02.2017 | Развиваем внимание | Упражнения на развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение), слуховых ощущений, наглядно-образного мышления | «Крестики, точки», «Шумящие коробочки», «Раздели квадрат» | |
28.02.2017 | Развиваем опосредованную память | Упражнения на развитие опосредованной памяти, осязательных и зрительных ощущений | «Подбери картинку», «Тяжёлые коробочки», «Цветовая угадайка» | |
07.03.2017 | Развиваем умение сравнивать | Упражнения на развитие мышления (умение сравнивать, установление закономерностей), произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности) | «Найди отличающиеся», «Найди девятый», «Делаем вместе» | |
14.03.2017 | Развиваем наглядно-образное мышление | Упражнения на развитие наглядно-образного мышления, опосредованной памяти, слухового восприятия | «Зашифруй предложение», «Ленточки», «Назови и проверь постукиванием» | |
21.03.2017 | Развиваем вербальную память | Упражнения на развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных представлений | «Найди слова», «Что изменилось?», «Что не изменилось?», «Превращение фигур» | |
28.03.2017 | Развиваем мышление | Упражнения на развитие умения воспроизводить образец, мышления (процессы синтеза), двигательной сферы (макродвижения) | «Дорисуй рисунок», «Что здесь изображено?», «Иголка и нитка» | |
04.04.2017 | Развиваем анализ | Упражнения на развитие мышления (процессы анализа), наглядно-образного мышления, осязательных ощущений | «Найди футболистов в одинаковой форме», «Цирк», «Раздели квадрат», «Шершавые дощечки» | |
18.04.2017 | Развиваем произвольность | Упражнения на развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам), опосредованной памяти, зрительных ощущений | «Зеваки», «Зашифруй предложение», «Цветовая угадайка» | |
25.04.2017 | Развиваем сравнение | Упражнения на развитие мышления (операция сравнения, установление закономерностей), зрительной непосредственной памяти, мышечных ощущений (чувство усилия) | «Найди одинаковые», «Одинаковое, разное», «Точно такие», «Найди девятый», «Рукопожатие» | |
02.05.2017 | Развиваем обобщение | Упражнения на развитие мышления (обобщение наглядного материала, установление закономерностей), осязательных ощущений | «Четвёртый лишний», «Найди фигуры», «Тяжёлые коробочки» | |
16.05.2017 | Развитие внутреннего плана действий | Упражнения на развитие внутреннего плана действий, зрительной опосредованной памяти, двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения) | «Совмести фигуры», «Запомни фигуры», «Замри!» | |
23.05.2017 | Развиваем абстрагирование | Упражнения на развитие мышления (абстрагирование), произвольного внимания (распределение), умения ориентироваться в пространстве листа | «Посмотри вокруг», «Вычёркивай буквы и слушай», «Где находится чайник?» | |
30.05.2017 | Устанавливаем закономерности | Упражнения на развитие мышления (умение сравнивать, установление закономерностей), зрительного восприятия формы | «Найди отличающиеся», «Найди девятый», «Загадочные контуры» |
Календарно-тематическое планирование
3 класс (30 занятий по 1 часу, всего 30 часов)
№ | Дата проведения | Тема занятия | Содержание | Методики и задания |
05.10.2016 | Развиваем логическое мышление | Упражнения на развитие логического мышления, зрительной опосредованной памяти, произвольности движений | «Логический квадрат», «Запомни фигуры», «Обводи точно» | |
19.10.2016 | Развиваем обобщение | Упражнения на развитие мышления (процессы обобщения, установление закономерностей), опосредованной памяти | «Четвёртый лишний», «Письмо инопланетянина», «Найди девятый» | |
26.10.2016 | Развиваем внутренний план действий | Упражнения на развитие внутреннего плана действий, мышления (установление закономерностей), произвольного внимания (устойчивость) | «Поверни квадрат», «Найди девятый», «Пишущая машинка» | |
02.11.2016 | Развиваем ассоциативное мышление | Упражнения на развитие ассоциативного и обобщающего мышления, воображения | «Свяжи слова», «Найди четвёртый лишний», «Закончи рисунок» | |
09.11.2016 | Развиваем произвольность движений | Упражнения на развитие произвольности движений, внутреннего плана действий | «Муха», «Бери осторожно» | |
16.11.2016 | Развиваем зрительную память | Упражнения на развитие зрительной памяти, вербального мышления, пространственных представлений | «Запомни сочетания фигур», «Раздели на группы», «Фигуры и значки» | |
30.11.2016 | Развиваем словесно-логическое мышление | Упражнения на развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков), внутреннего плана действий, произвольности движений (помехоустойчивость) | «Выбери главное», «Совмести фигуры», «Знай свой темп» | |
07.12.2016 | Развиваем аналогии | Упражнения на развитие словесно-логического мышления (аналогии), внутреннего плана действий, произвольности движений (умение затормозить движение) | «Назови четвёртое слово», «Муха», «Запретное движение» | |
14.12.2016 | Развиваем произвольность | Упражнения на развитие произвольности движений (помехоустойчивость), мышления (умение сравнивать), воображения | «Одинаковое, разное», «Не путай цвета», «Что это?» | |
21.12.2016 | Развиваем опосредованную вербальную память | Упражнения на развитие вербальной опосредованной памяти, мышления (установление закономерностей) | «Объедини по смыслу», «Найди фигуры» | |
28.12.2016 | Развиваем пространственные представления | Упражнения на развитие пространственных представлений, вербального мышления, зрительной памяти | «Учись уменьшать и увеличивать», «Объедини пословицы», «Запомни и нарисуй» | |
11.01.2017 | Развиваем сравнение | Упражнения на развитие мышления (операция сравнения), внутреннего плана действий | «Поверни квадрат», «Найди одинаковые» | |
18.01.2017 | Развиваем внимание | Упражнения на развитие произвольного внимания (устойчивость), логического мышления, чувства времени | «Назови по порядку», «Логический квадрат», «Дружный хлопок» | |
25.01.2017 | Развиваем синтез | Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза), произвольного внимания (переключение) | «Составь слова», «Отыщи числа» | |
01.02.2017 | Развиваем воображение | Упражнения на развитие воображения, пространственных представлений, логического мышления | «Волшебники», «Где какая полоска?», «Кольца», «Говорим по-марсиански» | |
08.02.2017 | Развиваем логическое мышление | Упражнения на развитие логического мышления, произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности) | «Поезд», «Не путай цвета» | |
15.02.2017 | Устанавливаем закономерности | Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей, операция сравнения), внутреннего плана действий | «Найди девятый», «Найди одинаковые», «Архитектор» | |
01.03.2017 | Развиваем чувство времени | Упражнения на развитие чувства времени, внутреннего плана действия, опосредованной памяти | «За одну минуту», «Совмести фигуры», «Письмо инопланетянина» | |
15.03.2017 | Развиваем опосредованную вербальную память | Упражнения на развитие смысловой памяти, внутреннего плана действия | «Объедини по смыслу», «Поверни квадрат» | |
22.03.2017 | Развиваем пространственные представления | Упражнения на развитие пространственных представлений, слуховой памяти, произвольности движений (преодоление гиперактивности) | «Добавь слово», «Раскрась фигуру», «Флажок» | |
29.03.2017 | Развиваем внутренний план действия | Упражнения на развитие внутреннего плана действия, мышления (процессы синтеза) | «Муха», «Что здесь изображено?» | |
05.04.2017 | Развиваем внимание | Упражнения на развитие произвольного внимания (переключение), наглядно-образного мышления, произвольности движений (умение затормозить движения) | «Отыщи числа», «Преврати в квадрат», «Запретное движение» | |
19.04.2017 | Развиваем вербально-смысловое мышление | Упражнения на развитие вербального мышления, пространственных представлений, воображения | «Подбери слова», «Найди недостающий квадрат», «Закончи рисунки» | |
26.04.2017 | Развиваем слуховое восприятие | Упражнения на развитие слухового восприятия, вербального мышления (обобщение) | «Пятый лишний», «Объясни значение», «Назови и проверь постукиванием» | |
03.05.2017 | Развиваем непосредственную память | Упражнения на развитие непосредственной памяти, внутреннего плана действия, мышления (установление закономерностей) | «Этажи», «Найди девятый», «Какой цвет?» | |
10.05.2017 | Развиваем вербально-понятийное мышление | Упражнения на развитие вербального мышления (обобщение), произвольного внимания (устойчивость) | «Расположи слова», «Стенографы» | |
17.05.2017 | Развиваем опосредованную память | Упражнения на развитие опосредованной памяти, вербального мышления (обобщение), чувства времени | «Расположи слова», «Запомни слова», «Дружный хлопок» | |
24.05.2017 | Развиваем логическую память | Упражнения на развитие логической памяти, произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) | «Найди правило и запомни», «Найди смысл» | |
31.05.2017 | Развиваем понятийное мышление | Упражнения на развитие понятийного мышления, воображения, пространственных представлений | «Вордбол», «Составь изображения», «Развёртка» | |
31.05.2017 | Устанавливаем закономерности | Упражнения на развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей), вербального (обобщение), произвольности движений (умение затормозить движения) | «Найди фигуры», «Расположи слова», «Замри» |
Календарно-тематическое планирование
4 класс (30 занятий по 1 часу, всего 30 часов)
№ | Дата проведения | Тема занятия | Содержание | Методики и задания |
06.10.2016 | Развиваем вербально-понятийное мышление | Упражнения на развитие вербального мышления (обобщение, абстрагирование) | «Расположи слова», «Форма – цвет» | |
20.10.2016 | Развиваем пространственные представления | Упражнения на развитие пространственных представлений, понятийного мышления, воображения | «Назови слова», «Разноцветный коробок», «Закончи рисунок» | |
27.10.2016 | Развиваем опосредованную память | Упражнения на развитие опосредованной памяти, вербального мышления (обобщение) | «Подбери общее понятие», «Запомни фигуры» | |
03.11.2016 | Развиваем непосредственную память | Упражнения на развитие зрительной памяти, вербального мышления, пространственных представлений | «Пословицы», «Лишний кубик», «Запомни и нарисуй» | |
10.11.2016 | Развиваем внутренний план действий | Упражнения на развитие внутреннего плана действий, вербального мышления (обобщение), произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) | «Совмести фигуры», «Подбери общее понятие», «Не путай цвета» | |
17.11.2016 | Развиваем вербально-понятийное мышление | Упражнения на развитие вербального мышления (отношения рядоположности), умения сравнивать, наглядно-образного мышления (установление закономерностей) | «Найди рядоположное слово», «Одинаковое, разное», «Найди девятый» | |
01.12.2016 | Развиваем воображение | Упражнения на развитие воображения, вербального мышления, пространственных представлений | «Подбери пословицу», «Найди одинаковые кубики», «Тропинка» | |
08.12.2016 | Развиваем произвольность движений | Упражнения на развитие произвольности движений, вербального мышления (отношения рядоположности) | «Найди противоположное слово», «Невидящие» и «неслышащие» | |
15.12.2016 | Развиваем осязательное восприятие | Упражнения на развитие осязательного восприятия, вербального и понятийного мышления (отношения целое - часть) | «Объясни значение», «Целое – часть», «Палочка-узнавалочка» | |
22.12.2016 | Развиваем непосредственную память | Упражнения на развитие зрительной памяти, вербально-смыслового анализа, пространственных представлений | «Запомни сочетания фигур», «Подбери пословицу», «Раскрась кубики» | |
29.12.2016 | Развиваем вербально-понятийное мышление | Упражнения на развитие понятийного мышления (в отношении «целое - часть»), глазомера и зрительно-моторных координаций | «Целое-часть», «Найди значение слов», «Вырезай точно» | |
12.01.2017 | Развиваем вербально-причинное мышление | Упражнения на развитие вербального мышления (причинно-следственные отношения), наглядно-образного мышления (установление закономерностей) | «Найди причину и следствие», «Найди фигуры» | |
19.01.2017 | Развиваем произвольность | Упражнения на развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов), вербального мышления (выявление причинно-следственных отношений) | «Назови причину», «Найди значения слов», «Найди смысл» | |
26.01.2017 | Развиваем опосредованную память | Упражнения на развитие опосредованной памяти, понятийного мышления (понятие «отрицание») | «Письмо инопланетянина», «Отрицание» | |
02.02.2017 | Развиваем абстрагирование | Упражнения на развитие вербально-смыслового анализа, абстрагирования, пространственных представлений | «Пословицы», «Форма – цвет», «Раскрась кубик», «Кто точнее?» | |
09.02.2017 | Развиваем внимание | Упражнения на развитие произвольного внимания, внутреннего плана действий, логического мышления | «Совмести фигуры», «Поезд», «Пишущая машинка» | |
16.02.2017 | Развиваем сравнение | Упражнения на развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности), наглядно-образного мышления, произвольности движений (точность) | «Подбери слово, противоположное по смыслу», «Найди одинаковые» | |
02.03.2017 | Развиваем вербально-смысловое мышление | Упражнения на развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности, абстрагирование) | «Подбери слово, противоположное по смыслу», «Только одно свойство» | |
09.03.2017 | Развиваем память | Упражнения на развитие произвольной памяти, понятийного мышления, пространственных представлений | «Какого цвета?», «Вордбол», «Найди одинаковые кубики» | |
16.03.2017 | Развиваем глазомер | Упражнения на развитие глазомера и зрительно-моторных координаций, опосредованной памяти | «Письмо инопланетянина», «Вырезай точно» | |
23.03.2017 | Развиваем внутренний план действий | Упражнения на развитие внутреннего плана действий, мышления (установление закономерностей), произвольности движений | «Муха», «Найди фигуры», «Попади в свой кружок» | |
30.03.2017 | Развиваем мышление | Упражнения на развитие мышления (анализ через синтез, абстрагирование), пространственных представлений | «Разгадай ребусы», «Только одно свойство», «Развёртка куба» | |
06.04.2017 | Развиваем внимание | Упражнения на развитие произвольного внимания, произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) | «Отыщи числа», «Найди смысл» | |
20.04.2017 | Развиваем произвольность движений | Упражнения на развитие произвольного внимания, логического мышления | «Поезд», «Невидящие» и «неслышащие» | |
27.04.2017 | Развиваем мышление | Упражнения на развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»), наглядно-образного, произвольности движений (помехоустойчивость) | «Отрицание», «Ленточки», «Знай свой темп» | |
04.05.2017 | Развиваем абстрагирование | Упражнения на развитие понятийного мышления (обобщение, абстрагирование) | «Подбери общее понятие», «Только одно свойство» | |
11.05.2017 | Развиваем обобщение | Упражнения на развитие понятийного мышления (обобщение, абстрагирование) | «Подбери общее понятие», «Форма – цвет» | |
18.05.2017 | Развиваем память | Упражнения на развитие непосредственной и смысловой вербальной памяти, наглядно-образного мышления | «Найди девятый», «Точно такие», «Объедини по смыслу и запомни» | |
25.05.2017 | Развиваем внимание | Упражнения на развитие произвольного внимания (устойчивость), вербального мышления (отношения последовательности), произвольных движений | «Подбери следующее», «Стенографы», «Зеваки» | |
31.05.2017 | Развиваем осязательное восприятие | Упражнения на развитие осязательного восприятия, наглядно-образного мышления | «Найди фигуры», «Письмо инопланетянина», «Палочка–узнавалочка» |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Анисимова, Т.Б. Скоро в школу! Шпаргалка для первоклашек и их родителей / Т.Б. Анисимова, Т.В. Плотникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Безруких М.М., Ефимова С.И., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. - М., 1993.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000.
- Гурьянова, Ю.Ю. Готовимся к школе / Ю.Ю. Гурьянова. – М.: ООО Группа компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008.
- Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.
- Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Как научить ребёнка учиться: беседы с родителями, советы школьного психолога / авт.-сост. Н.С. Мозговая и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть 1. Книга для учителя / Н.П Локалова. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
- Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н.П. Локалова. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
- Мищенкова, Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками / Л.В. Мищенкова. – Ярославль: Академия развития, 2005.
- Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Ольшанская, Н.А. Техника педагогического общения: практикум для учителей и классных руководителей / Н.А. Ольшанская. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под общей ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2006.
- Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. Волгоград: Учитель, 2008.
- Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дубровина. М. - Тула, 1993.
- Субботина JI.O. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Тамберг, Ю.Г. Учись соображать!: 10 тренингов развития творческого мышления детей / Ю.Г. Тамберг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
- Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
- Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Л. Как научить ребенка думать и говорить? (Упражнения по развитию памяти, внимания, мышления, речи, техники чтения). - М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс
Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Подвижным играм. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки обучающихся,...
Рабочая программа по игре и игротерапии для 3 класса
Коррекционная педагогикаРабочая программа по игре и игротерапиидля 3 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельости 2 класс "Информатика в играх и задачах" ОС "Школа 2100"
Внеурочная деятельность 2 класс "Информатика"...
Рабочая программа "Народные игры" 1- 3 класс ФГОС
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа "Подвижные игры" 1-4 классы
подвижные игры...
Рабочая программа "Подвижные игры" 1-4 классы
подвижные игры...
Рабочая программа "Подвижные игры". 1-4 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры". 1-4 классы...