Игровой тренинг для родителей Тема: «Играем-развиваем!»
материал (1 класс)
Игровой тренинг для родителей
Тема: «Играем-развиваем!»
Цель: Обогащение знаний родителей об особенностях познавательного
развития детей
Задачи:
1. Обратить внимание родителей на познавательный аспект развития
детей
2. Ознакомить родителей с играми, позволяющими развить
познавательные способности ребёнка.
3. Обеспечить включенность родителей в совместную деятельность.
Форма проведения: обучающий тренинг.
Участники: родители воспитанников 7 лет.
Подготовительная работа: разработать памятки, в которых записано
содержание каждой познавательной игры. Анкетирование родителей.
План проведения тренинга:
1. Вступительная часть.
2. Теоретическая часть.
Знакомство с категориями познавательной области дошкольников;
3. Практическая часть.
Игры и упражнения для детей, позволяющие развить познавательные
способности детей.
Ход тренинга
1. Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на
нашем игротренинге. Сегодня мы проведем обучающий игровой тренинг, на
котором хотим не только обратить внимание на особенности развития
познавательной сферы детей, но и заинтересовать вас в накоплении
практических навыков, которые оказывают положительное воздействие на
развитие познавательных способностей детей.
Для поднятия вашего настроения слушайте стихотворение и отвечайте
на вопросы:
Крикните хором и громко, друзья,
Помочь откажитесь мне? Нет или да? (ответ)
Деток вы любите? Да или нет? (ответ
Пришли к нам сегодня, и сил совсем нет? (ответ)
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю… Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ: Помочь откажитесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я: Активными все будете? (Да)
Вот на такой позитивной ноте позвольте продолжить нашу встречу.
2. В современных условиях чрезвычайно важно добиться того, чтобы
наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами
общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на
творческий подход к делу. Исходя из этого, в настоящее время основой
развития умственных способностей в дошкольном возрасте является
целенаправленное развитие познавательных психических процессов. К концу
дошкольного возраста, дети достигают определенных познавательных
категорий. Эти категории обозначают: знание (запоминание и
воспроизведение различных видов содержания от конкретных фактов до
целостных теорий ранее изученного материала); понимание (преобразование
материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного
языка на другой, объяснение, краткое изложение или предположение о
дальнейшем ходе явлений, событий, возможных результатах); применение
(умение использовать изученный материал, правила, методы, принципы,
законы, теории в новых условиях, в новых ситуациях); анализ (умение
разбить изучаемый материал на составные части, выделить его структуру,
взаимосвязи между отдельными элементами, основные принципы
организации целого); синтез (умение комбинировать элементы, чтобы
получить целое); оценка (умение оценить значение того или иного материала
на основе ясно сформулированных внутренних или заданных из внешних
критериев). Существуют специально разработанные игры, направленные на
развитие этих процессов. Чтобы добиться наибольших результатов вы можете
тоже играть в них со своими детьми.
3. Итак, сегодня вы не только познакомитесь с такими играми, но и
сможете поиграть в них, а так же, обменяться впечатлениями по содержанию
игр.
Первая игра, в которую я предлагаю вашему вниманию:
«Фантазийка» игра основана на методе фантазийный бином, этот метод
предложил Дж. Родари.
Существует несколько форм использования фантазийного бинома:
1.Рассказ по одному слову (прием «брошенного слова» - по Д. Родари)
Например, детям предлагается послушать (найти, отгадать) слово: мяч,
и подумать какие ассоциации всплывают, когда он слышит слово мяч
(футбольный мяч, солнце как мяч, игрушечный мяч, заколдованный мяч).
Потом предлагается рассказать (сначала при помощи педагога, потом
самостоятельно) про свой получившийся предмет: мяч похож на солнце,
потому что он катится как солнце по небу, такой же круглый. Заколдованный
мяч - это вовсе не мяч, а ёжик, которого заколдовала Баба Яга за то, что он
помог выбраться девочке из избушки.
2.Рассказпо опорным словам (два или три) с близкими смысловыми
полями, сначала с наглядной опорой, а потом без нее.
Например, детям предлагается три слова-предмета и предлагается
составить сначала предложения, а потом рассказ: Белка дуб и орех.
Предложение: Однажды белка нашла орех.
Долго она искала, куда бы его спрятать, чтобы зимой полакомиться. И
вдруг увидела старый заброшенный дуб. Теперь в старом дубе лежит орешек
белочки.
3.Рассказ при помощи «фантазийного бинома» Дж. Родари (два - три
слова без смысловой связи между собой).
Здесь возможно несколько вариантов:
- на основе двух или трех слов, одно из которых обязательно является
существительным собственным или названием одушевленного предмета:
мышь, портфель, крыша.
- рассказ по существительному нарицательному и глаголу.
Фантастическая ситуация создается посредством развития фантастической
гипотезы: ручка, поёт.
- рассказ по существительному нарицательному и прилагательному
(азбука, живая).
- по неологизму, полученному из двух слов, объединение пары слов в
одно слово. В этой игре очень помогают разрезные картинки - половинки.
Дети наглядно собирают новый предмет. А потом придумывают новое
название. После этого опять же составляют историю про этот предметконфокружка, медволисоволк.
При использовании с детьми такой игры у детей развивается
способность анализировать, обобщать, мыслить, творить, говорить.
Я предлагаю попробовать проиграть вместе в первый вариант игры
«брошенное слово» отгадайте слово, с которым мы будем играть:
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег)
Итак, слово снег. Ваши ассоциации! Ответы родителей.
Предлагаю проиграть второй вариант игры. Если игра не
затягивается надолго, предлагаю проиграть третий вариант.
Следующая игра «Поиск общего»
Цель этой игры - Формирование умения находить в разрозненном
материале несколько общих моментов; дать представление о степени
существенности признаков.
Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух
предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка). Ответы могут
быть стандартными ("Это вещи, сделанные человеком"; "Они имеют
глубину") и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в
новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.
Задача взрослого – распределить все ответы по степени
существенности вскрываемых в них связей между предметами.
Игра «Исключение лишнего слова»
Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между
явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в "поле
мышление" сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.
Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и
расчленения предметов.
Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор,
солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие
между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не
обладающий общими свойствами первых двух предметов признаками. Задача
взрослого - стимулировать детей к поиску как можно большего числа
вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности
решений (исключить слово "собака", т.к. и помидор, и солнце круглые) и
к о н ч а я с а м ы м и н е о ж и д а н н ы м и .
Следующая игра, которую я предлагаю вашему вниманию, это
Игра "Дорисуй".
Цель этой игры – развитие воображения.
Игровое задание. Каждому игроку раздаются карточки с нарисованными
геометрическими фигурами или какими-либо знаками. Необходимо
дорисовать фигуру до воображаемого предмета. Я раздам вам листы бумаги с
нарисованными фигурами. Дорисуйте, пожалуйста, их.
Итог. Вот такие несложные игры и упражнения можно использовать в
совместной деятельности с детьми для развития познавательных процессов.
Очень важно стимулировать мыслительную активность детей,
последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не
существует одного решения, что правильными могут оказаться разные
решения, иногда совсем не похожие друг на друга.
В заключении разрешите дать вам несколько советов:
Удовлетворяя любознательность детей, родители тем самым
помогают им приобрести навыки учебной деятельности.
Для родителей важно знать, как и во что играть с детьми, так как
игра и домашние занятия с ними помогают в учебе.
Чтобы развивать мышление детей, предлагайте им те предметы,
которые дают возможность делать что-либо новое, экспериментировать.
Дорогие игрушки не всегда дают простор для развития фантазии.
Для развития мышления детей можно предложить им строительный
материал, головоломки, мозаику, природный материал. Не забывайте про
наблюдения за животными и насекомыми в зоопарке и на улице, изготовление
игрушек из различных лоскутков, ракушек, листьев, поездки в город,
деревню, экскурсии в зоопарк, музеи и т.д.
Всего вам доброго! До следующей встречи! Успехов вам и вашим
детям!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой тренинг для родителей
Тема: «Играем-развиваем!»
Цель: Обогащение знаний родителей об особенностях познавательного
развития детей
Задачи:
1. Обратить внимание родителей на познавательный аспект развития
детей
2. Ознакомить родителей с играми, позволяющими развить
познавательные способности ребёнка.
3. Обеспечить включенность родителей в совместную деятельность.
Форма проведения: обучающий тренинг.
Участники: родители воспитанников 7 лет.
Подготовительная работа: разработать памятки, в которых записано
содержание каждой познавательной игры. Анкетирование родителей.
План проведения тренинга:
1. Вступительная часть.
2. Теоретическая часть.
Знакомство с категориями познавательной области дошкольников;
3. Практическая часть.
Игры и упражнения для детей, позволяющие развить познавательные
способности детей.
Ход тренинга
1. Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на
нашем игротренинге. Сегодня мы проведем обучающий игровой тренинг, на
котором хотим не только обратить внимание на особенности развития
познавательной сферы детей, но и заинтересовать вас в накоплении
практических навыков, которые оказывают положительное воздействие на
развитие познавательных способностей детей.
Для поднятия вашего настроения слушайте стихотворение и отвечайте
на вопросы:
Крикните хором и громко, друзья,
Помочь откажитесь мне? Нет или да? (ответ)
Деток вы любите? Да или нет? (ответ
Пришли к нам сегодня, и сил совсем нет? (ответ)
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю… Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ: Помочь откажитесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я: Активными все будете? (Да)
Вот на такой позитивной ноте позвольте продолжить нашу встречу.
2. В современных условиях чрезвычайно важно добиться того, чтобы
наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами
общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на
творческий подход к делу. Исходя из этого, в настоящее время основой
развития умственных способностей в дошкольном возрасте является
целенаправленное развитие познавательных психических процессов. К концу
дошкольного возраста, дети достигают определенных познавательных
категорий. Эти категории обозначают: знание (запоминание и
воспроизведение различных видов содержания от конкретных фактов до
целостных теорий ранее изученного материала); понимание (преобразование
материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного
языка на другой, объяснение, краткое изложение или предположение о
дальнейшем ходе явлений, событий, возможных результатах); применение
(умение использовать изученный материал, правила, методы, принципы,
законы, теории в новых условиях, в новых ситуациях); анализ (умение
разбить изучаемый материал на составные части, выделить его структуру,
взаимосвязи между отдельными элементами, основные принципы
организации целого); синтез (умение комбинировать элементы, чтобы
получить целое); оценка (умение оценить значение того или иного материала
на основе ясно сформулированных внутренних или заданных из внешних
критериев). Существуют специально разработанные игры, направленные на
развитие этих процессов. Чтобы добиться наибольших результатов вы можете
тоже играть в них со своими детьми.
3. Итак, сегодня вы не только познакомитесь с такими играми, но и
сможете поиграть в них, а так же, обменяться впечатлениями по содержанию
игр.
Первая игра, в которую я предлагаю вашему вниманию:
«Фантазийка» игра основана на методе фантазийный бином, этот метод
предложил Дж. Родари.
Существует несколько форм использования фантазийного бинома:
1.Рассказ по одному слову (прием «брошенного слова» - по Д. Родари)
Например, детям предлагается послушать (найти, отгадать) слово: мяч,
и подумать какие ассоциации всплывают, когда он слышит слово мяч
(футбольный мяч, солнце как мяч, игрушечный мяч, заколдованный мяч).
Потом предлагается рассказать (сначала при помощи педагога, потом
самостоятельно) про свой получившийся предмет: мяч похож на солнце,
потому что он катится как солнце по небу, такой же круглый. Заколдованный
мяч - это вовсе не мяч, а ёжик, которого заколдовала Баба Яга за то, что он
помог выбраться девочке из избушки.
2.Рассказпо опорным словам (два или три) с близкими смысловыми
полями, сначала с наглядной опорой, а потом без нее.
Например, детям предлагается три слова-предмета и предлагается
составить сначала предложения, а потом рассказ: Белка дуб и орех.
Предложение: Однажды белка нашла орех.
Долго она искала, куда бы его спрятать, чтобы зимой полакомиться. И
вдруг увидела старый заброшенный дуб. Теперь в старом дубе лежит орешек
белочки.
3.Рассказ при помощи «фантазийного бинома» Дж. Родари (два - три
слова без смысловой связи между собой).
Здесь возможно несколько вариантов:
- на основе двух или трех слов, одно из которых обязательно является
существительным собственным или названием одушевленного предмета:
мышь, портфель, крыша.
- рассказ по существительному нарицательному и глаголу.
Фантастическая ситуация создается посредством развития фантастической
гипотезы: ручка, поёт.
- рассказ по существительному нарицательному и прилагательному
(азбука, живая).
- по неологизму, полученному из двух слов, объединение пары слов в
одно слово. В этой игре очень помогают разрезные картинки - половинки.
Дети наглядно собирают новый предмет. А потом придумывают новое
название. После этого опять же составляют историю про этот предметконфокружка, медволисоволк.
При использовании с детьми такой игры у детей развивается
способность анализировать, обобщать, мыслить, творить, говорить.
Я предлагаю попробовать проиграть вместе в первый вариант игры
«брошенное слово» отгадайте слово, с которым мы будем играть:
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег)
Итак, слово снег. Ваши ассоциации! Ответы родителей.
Предлагаю проиграть второй вариант игры. Если игра не
затягивается надолго, предлагаю проиграть третий вариант.
Следующая игра «Поиск общего»
Цель этой игры - Формирование умения находить в разрозненном
материале несколько общих моментов; дать представление о степени
существенности признаков.
Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух
предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка). Ответы могут
быть стандартными ("Это вещи, сделанные человеком"; "Они имеют
глубину") и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в
новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.
Задача взрослого – распределить все ответы по степени
существенности вскрываемых в них связей между предметами.
Игра «Исключение лишнего слова»
Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между
явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в "поле
мышление" сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.
Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и
расчленения предметов.
Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор,
солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие
между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не
обладающий общими свойствами первых двух предметов признаками. Задача
взрослого - стимулировать детей к поиску как можно большего числа
вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности
решений (исключить слово "собака", т.к. и помидор, и солнце круглые) и
к о н ч а я с а м ы м и н е о ж и д а н н ы м и .
Следующая игра, которую я предлагаю вашему вниманию, это
Игра "Дорисуй".
Цель этой игры – развитие воображения.
Игровое задание. Каждому игроку раздаются карточки с нарисованными
геометрическими фигурами или какими-либо знаками. Необходимо
дорисовать фигуру до воображаемого предмета. Я раздам вам листы бумаги с
нарисованными фигурами. Дорисуйте, пожалуйста, их.
Итог. Вот такие несложные игры и упражнения можно использовать в
совместной деятельности с детьми для развития познавательных процессов.
Очень важно стимулировать мыслительную активность детей,
последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не
существует одного решения, что правильными могут оказаться разные
решения, иногда совсем не похожие друг на друга.
В заключении разрешите дать вам несколько советов:
Удовлетворяя любознательность детей, родители тем самым
помогают им приобрести навыки учебной деятельности.
Для родителей важно знать, как и во что играть с детьми, так как
игра и домашние занятия с ними помогают в учебе.
Чтобы развивать мышление детей, предлагайте им те предметы,
которые дают возможность делать что-либо новое, экспериментировать.
Дорогие игрушки не всегда дают простор для развития фантазии.
Для развития мышления детей можно предложить им строительный
материал, головоломки, мозаику, природный материал. Не забывайте про
наблюдения за животными и насекомыми в зоопарке и на улице, изготовление
игрушек из различных лоскутков, ракушек, листьев, поездки в город,
деревню, экскурсии в зоопарк, музеи и т.д.
Всего вам доброго! До следующей встречи! Успехов вам и вашим
детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой тренинг – викторина для родителей и детей.
Цель: - формирование психологической готовности детей к школе и общению в...
игровой тренинг для детей и родителей
игровой тренинг для детей и родителей...
Консультация для родителей "Играя, развиваем речь"
Данный материал рассказывает родителям об играх для развития речи ребенка, в которые они могут играть со своими детьми....
Тренинг для родителей 1 класса по теме: «Поговорите со мной, родители!»
Тренинг для родителей 1 класса по теме:«Поговорите со мной, родители!»...
Игровой тренинг для родителей с детьми
Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из п...
ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ «Наши руки не для скуки»
Цель: познакомить родителей с разными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.Задачи:Вызвать у детей и родителей позитивное отношение к детскому са...
Тренинги для родителей Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»
Тренинги для родителейПсихологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»...