Коррекционно - развивающая программа для учащихся с РАС «Я в мире и мир во мне»
рабочая программа (4 класс)
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА Направленная на развитие коммуникативных навыков «Я в мире и мир во мне» В СООТВЕТСТВИИ С АООП НООобучающихся с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_uchashchihsyaras.docx | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор МБОУ «Знаменская СОШ»
/ /
«27» августа 2021г.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
Направленная на развитие коммуникативных навыков
«Я в мире и мир во мне»
В СООТВЕТСТВИИ С АООП НОО
обучающихся с РАС
Составитель: Логинова Татьяна Артемовна,
педагог – психолог
с. Знаменка 2021
Программа коррекционно-развивающего курса
«Я в мире, мир во мне»
1. Пояснительная записка
В структуру АООП НОО для обучающихся с РАС обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на развитие социальных (жизненных) компетенций обучающегося и поддержку в освоении АООП НОО.
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС МБОУ «Знаменская СОШ».
5. Учебного плана МБОУ «Знаменская СОШ».
6. Положения о разработке рабочих программ учебных предметов МБОУ «Знаменская СОШ». В соответствии с требованием ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ обязательным курсом коррекционно-развивающей области является курс «Психокоррекционных занятия». Педагог-психолог в рамках системы комплексной помощи обучающимся с РАС проводит эти психокоррекционные занятия. Специалист планирует содержание своей работы на основании АООП НОО обучающихся с РАС, рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам. Программа психокоррекционных занятий, как и остальных курсов коррекционно-развивающей области, разрабатывается на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с РАС и программы формирования универсальных учебных действий.
Содержание данного коррекционно-развивающего курса «Я в мире и мир во мне» опирается на научно-методические разработки по проблеме коррекции задержки психического развития (Н.Л. Белопольская, Н.В. Бабкина, Е.Л. Инденбаум, Е. А. Медведевой и др.). В основе программы разработка коррекционного курса сотрудниками ГБОУ г. Москвы «Школа «Марьино» имени маршала авиации А.Е. Голованова» Вильшанской А. и Пономарёвой Л.
Цель курса: развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
- формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
- коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения, формирование навыков самоконтроля;
- гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности;
- освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения;
- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
- формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе.
- предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
- оптимизация взаимодействия обучающегося с педагогами и сверстниками;
- становление сферы жизненной компетенции;
- стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
Курс рассчитан на организацию занятий общим объемом 34 часа за год (по 1 часу в неделю).
Психокоррекционные занятия проводятся по 35-40 минут в форме индивидуальной и групповой работы.
Формы работы:
- Работа в группе по типу тренинговых занятий, игры (подвижные, словесные)
работа со сказкой, рисуночные методы, социальные истории, релаксация, работа в тетрадях, на специальных бланках
2. Содержание программы
«Психокоррекционные занятия» являются обязательным курсом коррекционно-развивающей области учебного плана по варианту 8.2 АООП НОО обучающихся с РАС.
Психологические особенности обучающихся с РАС, обусловленные первичным нарушением при задержки психического развития в виде органической или функциональной недостаточности ЦНС, проявляются в виде недостатков саморегуляции, мыслительных операций, слабости мотивационного компонента, эмоциональных трудностей, личностной незрелости, речевых нарушений и в значительной мере препятствуют формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов образования.
В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности ребенка.
Курс «Психокоррекционные занятия» реализуется на протяжении всего периода начального образования. Программа курса имеет гибкую структуру, при которой возможно конструирование содержания с учетом особенностей обучающихся с РАС. Для основы конструктора программы педагогом- психологом выделяются модули, направленные на преодоление или ослабление недостатков в развитии ребенка. Модульный принцип позволяет уточнить первостепенные задачи для конкретного ребенка или группы детей.
Психологические особенности обучающихся с РАС определяют направление выбора модуля:
- Недостаточная сформированность познавательных процессов, которая характеризуется слабой дифференцированностью зрительного восприятия, трудностями пространственно-временной ориентировки, неустойчивостью внимания, слабой способностью к распределению и концентрации внимания, снижением объема слухоречевой памяти, точности сохранения и воспроизведения учебной информации, низким уровнем развития словесно- логического мышления и основных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования) – определяют выделение и содержание коррекционной работы психокоррекционного
модуля по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций.
- Недостаточное развитие коммуникативных навыков, обедненность репертуара и невысокое качество владения коммуникативными средствами, приемами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, неустойчивость воспроизведения адекватных коммуникативных эталонов, чаще реактивный и малоконструктивный характер коммуникации, неумение поддерживать учебное сотрудничество, трудности принятия и соблюдения правил коммуникации, снижение способности к пониманию смыслов и контекстов ситуации взаимодействия с окружающими – определяют выделение и содержание коррекционной работы психокоррекционного модуля по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими.
- Недостаточное развитие эмоциональной сферы, которая характеризуются поверхностностью и нестойкостью эмоций, трудностью различения и понимания эмоциональных состояний, сниженной способностью к вербализации собственного эмоционального состояния и окружающих, бедностью эмоционально-экспрессивных средств в общении с окружающими, низкой возможностью регуляции эмоций, слабостью рефлексивной позиции, узким репертуаром способов адекватного выражения эмоций и эмоционального реагирования в различных жизненных ситуациях определяют выделение и содержание коррекционной работы психокоррекционного модуля по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации. В работе учитываются и такие психологические особенности детей с ЗПР, как незрелость личности в целом, сопровождающаяся преобладанием эмоциональной мотивации, задержка формирования личностной готовности к школьному обучению, слабость внутренней позиции школьника, высокая внушаемость, сниженная критичность к своему поведению, чувство неуверенности в себе, боязливость, обидчивость и плаксивость, упрямство в связи с определенной аффективной неустойчивостью, нестабильная самооценка, стойкость эгоцентрической позиции личности, трудности формирования образа «Я».
- Недостаточная сформированность процессов саморегуляции деятельности и поведения, которая характеризуется слабой произвольностью, низкой осознанностью собственных действий, несформированностью навыков самоконтроля, неустойчивостью мотивации, отсутствием достаточной
целенаправленности, неумением пошагово планировать свою работу, склонностью к аффективной дезорганизации деятельности – определяют выделение и содержание коррекционной работы психокоррекционного модуля по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов.
Основные направления коррекционно-развивающего курса
Курс включает следующие разделы, обозначенные в примерной рабочей программе «Психокоррекционные занятия», в соответствии с требованием ФГОС НОО ОВЗ к результату его освоения:
- диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);
- диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
- диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
- формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).
Модульные разделы программы:
- Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Модуль направлен формирование у обучающихся психологических когнитивных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы психических познавательных процессов, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний. Модуль включает развитие памяти, внимания, пространственно-временных представлений, зрительно-моторной координации, коррекцию недостатков перцептивных действий, мыслительных операций.
На четвертом и пятом году обучения (с учетом 1 дополнительного класса) основной акцент делается на работу с вербальным материалом, развитие словесно-логического мышления. Повышаются требования к произвольности и речевому опосредованию при выполнении заданий. При реализации модуля в качестве практической основы используется пособие Н.В. Бабкиной «Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития».
- Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных
компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Модуль направлен на развитие коммуникативной сферы, формирование сознательной ориентации обучающихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения
вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение.
На четвертом году обучения более подробно рассматриваются такие понятия как «дружба», «сотрудничество», закрепляются умения владеть средствами вербального и невербального общения. Моделируемые ситуации на занятиях позволяют детям овладевать начальными навыками коллективного обсуждения (по содержанию заданий и правил по выполнению их, правил совместных игр). Так же внимание уделяется развитию компетентности обучающихся в общении, конструктивному взаимодействию с о сверстниками и толерантному отношению друг к другу. Занятия помогают обучающимся ближе познакомится со своим внутренним миром, с помехами в общении. Развитие навыков конструктивного взаимодействия обеспечивает успешное формирование положительных черт личности, благоприятные условия для становления младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
Изучение этого модуля способствует развитию у детей навыков сотрудничества. Дети учатся ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, учатся контролировать свою речь и поступки, толерантному отношению к другому мнению, учатся договариваться и приходить к общему решению. Развивается способность к конструктивному взаимодействию, умение прислушиваться к словам партнера по общению, улавливать главный смысл сказанного.
Дети учатся совместно действовать, согласовывать свои действия с действиями и намерениями других, планировать осуществление деятельности, контролировать себя и других, отвечать не только за свои действия, но и за действия одноклассников, что способствует формированию у детей навыков самоконтроля и самоорганизации, рефлексии. Происходит осознание индивидуальных различий между одноклассниками, что в каждом человеке есть хорошее и плохое; нет только хороших или совсем плохих людей, что узнать человека можно только, если пообщаться с ними, что каждый человек нужен, важен и интересен, а отвергаемым быть плохо, у каждого есть свои сильные стороны и все дети в классе как одно целое и дополняют друг друга, что друзья не должны быть похожими и у каждого есть свои ценности.
- Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально- личностной сферы, формированию учебной мотивации
Модуль направлен на развитие эмоциональной сферы школьников с РАС, создает основу для формирования умения понимать и выражать свои эмоции, определять эмоциональное состояние других людей, проявлять собственные эмоции социально приемлемым способом, проявлять эмпатию, сбалансированность эмоций и способность к их самостоятельной регуляции.
На четвертом году обучения целесообразно продолжить развивать навыки саморегуляции собственных эмоциональных проявлений, умения справляться со своими негативными эмоциями и переживаниями, прививать навыки по поиску внутреннего эмоционально положительного ресурса, укреплять уверенность в своих силах и способностях. У детей начинает проявляться глубокий интерес к своему внутреннему миру и интереса к общению со сверстниками. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не только успехи в учебе, но и признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. В связи с этим цикл занятий посвящен теме взросления, внутренним изменениям, осознанию своей уникальности, поиску и использованию внутренних ресурсов для достижения значимой цели.
- Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Модуль направлен на развитие регулятивной сферы школьников с ОВЗ, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции поведения и деятельности, создающих основу для развития внутренних механизмов программирования и контроля продуктивной деятельности.
Включает в себя такие аспекты произвольной регуляции как формирование осознанной регуляции моторно-двигательной сферы, и осознанной регуляции познавательных процессов.
Формирование осознанной регуляции моторно-двигательной сферы направлено на развитие у детей осознания схемы собственного тела, умения произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении,
понимание характера движений, умения управлять своим телом, что в дальнейшем способствует повышению самоконтроля в поведении и учебной деятельности. Модуль включает игры и упражнения, направленные на балансировку и координацию движений, развитие моторной ловкости, внимания, снижения импульсивности.
Формирование осознанной регуляции графо-моторных функций направлено на помощь детям на развитие более тонких движений руки по необходимой траектории; развитие контроля за движением руки; развитие умения составлять программу действий, анализировать их на вербальном уровне.
Формирование осознанной регуляции познавательных процессов состоит в помощи детям на развитие у обучающихся планировать действия и произвольно их выполнять. Обучение выстраивается на основе внеучебного и учебного материала и включает в себя задания, которые должны быть выполнены с учетом определенных условий и правил.
Основной упор делается на следующих компонентах: развитие способности к произвольному удержанию и распределению внимания; развитие способности к удержанию цели деятельности; развитие способности к планированию действий и произвольное их выполнение; развитие способности подчинять свою деятельность и поведение заданному правилу (системе правил). На пятом году обучения добавляется работа над такими компонентами регулятивной сферы, как развитие способности к планированию действий и развитие способности выполнять действия в соответствии с планом и функций контроля.
При этом стоит учитывать уровень развития крупной и мелкой моторики, включая при необходимости упражнения на балансировку и координацию движений, развитие моторной ловкости, внимания, снижения импульсивности на более поздних годах обучения.
Работа по формированию произвольной регуляции в обязательном порядке должна проводиться на протяжении всех лет обучения. Поэтому задания на формирование произвольной регуляции непременно должны включаться в содержание любых выбранных модулей и присутствовать в большинстве занятий.
3. Формы аттестации и оценочные материалы
3.1. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
-формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
-формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился);
-формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
-формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
-формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
-способность правильно воспроизводить несложный графический образец;
-способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
-способность давать словесный отчет о проделанной работе;
-формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:
-совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
-улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);
-способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства,
-возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами,
-возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
-способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
-способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (сложение разрезной картинки, геометрические мозаики, конструкции из строительного материала, кубики Коосса и т.п.);
-способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале,
-возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его,
-возможность опредметчивания графических знаков,
-способность к вербализации своих действий;
-способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
-способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном или частично в умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:
-уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
-улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;
-способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи, вербализовать повод для гордости;
-отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную) эмоциональную реакцию.
В области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:
-способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
-уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
-снижение количества проявлений агрессивного поведения, в том числе вербальной агрессии;
-формирование умения дифференцировать ситуации личностногои делового общения;
-овладение формулами речевого этикета;
-снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и педагогам;
-повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.
В итоге результат обучения будет представлен в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные:
- начальными навыками адаптации в динамичном, меняющемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Метапредметные:
Регулятивные
-Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Познавательные
-Умение осуществлять информационный поиск, сбор выделение существенной.
–Умение использовать знаково- символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
-Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
Коммуникативные
-Умение сотрудничать с педагогами сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий Предметные:
в максимально возможном по состоянию здоровья соответствии с планируемыми результатами АООП НОО
3.2 Система оценки достижений планируемых результатов
Мониторинг уровня развития произвольной сферы:
•Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина
•Методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной/Кравцовой Е.Е.
•Тест развития произвольной регуляции деятельности Семеновой О.А.
•Наблюдение (анкета по выявлению признаков импульсивности)
Мониторинг уровня развития коммуникатиной сферы:
•Анкетирование педагогов и родителей на предмет выявления уровня развития коммуникативных навыков младших школьников.
•Социометрия
Мониторинг уровня развития познавательной сферы:
•«10 слов» Лурия А.Р.
•«Расставь значки» на основе методик Немова и Векслера
•«Последовательные картинки»
•Предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в текстах
•«Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант
•Простые аналогии
В качестве подготовки к экспертной оценке динамики и эффективности реализуемых коррекционно-образовательных мероприятий и всего образовательного маршрута в целом педагог-психолог заполняет оценочный профиль ученика по разным характеристикам его развития.
1.Речь: звукопроизношение, фонематические процессы, лексико- грамматический строй, связная речь
2.Познавательные процессы: внимание, память, восприятие
3.Специфические характеристики:
•Мышление: аналитико-синтетическая деятельность; обобщение; понимание иносказания
•Регуляция учебно-познавательной деятельности
•Уровень обучаемости
4.Личностные УДД:
•Учебно-познавательная мотивация (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация);
•Жизненная компетентность (оценивается по каждому из показателей) *
5.Регулятивные УДД
•Способность руководствоваться инструкцией, следовать цели, соблюдать план действий
•Способность к контролю собственной деятельности
•Уровень осознанной регуляции учебно-познав деятельности
6.Познавательные УУД:
•Общеучебные универсальные действия
•Знаково-символические действия
•Логические универсальные действия
•Постановка и решение проблемы
7.Коммуникативные УУД:
•Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
•Умение выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей, условиями коммуникации
Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира; дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей
Качественно-количественная оценка позволяет всесторонне проанализировать развитие ребенка и определить не только дефициты,
требующие восполнения, но и выявить ресурсы, те сильные стороны, на которые можно опираться в коррекционной работе.
Пример оценивания: познавательные учебные действия, в частности логические универсальные действия, могут быть представлены по следующей уровневой шкале качественно-количественной оценки: 1 уровень – наивысший, 4 – наименьший.
1 уровень. Логические приемы мыслительной деятельности сформированы, используются разные их сочетания в ходе решения мыслительных задач. Гибкое владение логическими действиями. Высокая способность к перестраиванию выбранных логических действий в соответствии с изменением условий.
2 уровень. Логические действия в целом сформированы. Самостоятельный выбор совокупности логических действий и их последовательности затруднен при решении новых интеллектуальных задач, что требует направления деятельности ребенка со стороны педагога. Основные логические приемы самостоятельно используются в знакомых учебных ситуациях.
3 уровень. Логические действия сформированы недостаточно. Отмечаются трудности аналитико-синтетической деятельности, которые проявляются в недостаточной планомерности анализа, невозможности провести соотносительный анализ, выделить совокупность существенных признаков. Операции сравнение, классификация могут проводиться по случайным и несущественным признакам. Очевидны трудности самостоятельного обобщения, формулировки вывода. Могут отмечаться трудности установления причинно-следственных зависимостей. При этом обучающийся продуктивно выполняет хорошо знакомые задания, усваивает и воспроизводит определенные алгоритмы использования логических приемов.
4 уровень. Логические действия сформированы слабо. Выражены трудности выделения существенных связей в наблюдаемых объектах. Логические приемы выполняются формально, без осознанности, чаще наугад. Использование совокупности логических приемов недоступно. Обобщение затруднено. Самостоятельно сделать вывод, умозаключение обучающийся не может, ему требуется развернутая помощь педагога. Возможным является выполнение некоторых действий по образцу, внешне заданному пошаговому алгоритму.
4.Организационно – педагогические условия реализации программы
4.1. Материально-технические условия реализации программы.
Для реализации программы коррекционно-развивающего курса требуются помещения, которые могут обеспечить комфортные условия для установления диалога с ребенком.
Возможные варианты помещения:
1)игровая (сенсорная) комната, представляющее собой свободное пространство с застеленным ковром, позволяющее проводить групповые занятия, используя форму работы – круг.
2)рабочий кабинет – специально организованное пространство со столами, рассчитанное на выполнение письменных и творческих заданий.
•Мультфильм «Варежка», «В стране невыученных уроков», «Просто так»,
«Цветик-семицветик», «Уходи злость»
•Пиктограммы «Школьные правила»
4.Календарно – тематическое планирование
Пятница
№ | Дата | Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов | Основное содержание коррекционно- развивающей работы | |
1-2 |
| Обследование ребенка | 2 | Диагностический пакет методик, наблюдение | |
| |||||
3 |
| Занимательные фигуры | 1 | Развитие целостности и константности зрительного восприятия. Узнавание объекта по его части, дорисовывание объекта до целого. Распознавание конфликтных изображений. | |
4 |
| Послушай, и нарисуй | 1 | Развитие слухо-моторной координации. Графические диктанты по клеточкам (изображение целостных объектов, например, заяц). | |
5 | Интересные считалочки | 1 | Повышение распределения внимания: задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым рядом (последовательное прибавление и вычитание заданного числа к числам в начале и в конце ряда. Например, три – восемь, пять – девять). | ||
6 | В поисках правильного ответа | 1 | Развитие мышления (функции сравнения и абстрагирования). Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 1 – 3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. | ||
7 | Занимательные картинки | 1 | Развитие конструктивной деятельности: задание «Сложи узор» из 16 кубиков. Развитие пространственной ориентировки: перекодирование плоскостных изображений в объемные. | ||
8 | Послушай и запиши правильно | Развитие межанализаторных связей: воспроизведение ритма по зрительному образу (тире/ точка), упражнения на выполнение графического диктанта при самостоятельном прочтении последовательности шагов. Перекодирование слуховой информации в графический образ | |||
9 | Запоминай-ка | Развитие опосредованного запоминания методом пиктограммы. Формирование ассоциативных связей для запоминания информации. | |||
10 | Как я запоминаю | Формирование мнемотехнических приемов: запоминание информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи. | |||
11 | Загадочное послание | Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. | |||
| |||||
12 | Знакомьтесь — общение! | Развитие интереса к изучению своего внутреннего мира. Формирование осознания важности развития коммуникативных навыков. Развитие рефлексивной позиции. | |||
13 | Я — это интересно! | Развитие навыков рефлексии. Формирование умения оказывать психологическую поддержку. Формирование осознания собственных достоинств, способностей и достижений. Развитие способности к раскрытию своих способностей, достоинств и достижений. | |||
14 | Общение — дело общее | Развитие экспрессивных способностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. | |||
15 | Как хорошо уметь... слу- шать | Ознакомление с понятием «слушать» и «слышать». Развитие умения слушать. | |||
3. Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации (6) | |||||
16 | Королевство Внутреннего мира | Развитие мотивации познания себя и одноклассников. Формирование представления о психической реальности. Формирование представления об основных составляющих Я-образа. Развитие самоанализа и рефлексии. | |||
17 | Что я знаю о себе? | Развитие рефлексивной позиции и ее анализа. Развитие потребности к самоанализу и рефлексии. | |||
18 | Я — это кто? | Формирование осознания собственной уникальности. Формирование представления о себе в прошлом, настоящем и будущем. Развитие потребности к самоанализу и рефлексии. | |||
19 | Мои ощущения | Формирование понимания роли ощущений в познании. Окружающего мира. Развитие способности к дифференциации и идентификации различных видов ощущений. | |||
20 | Мое восприятие мира | Формирование осознания уникальности собственного восприятия окружающего мира. | |||
21 | Королевство моего Внутреннего мира | Развитие интереса к самопознанию. Формирование осознания собственных психологических особенностей. Развитие способности к рефлексии. | |||
4.Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов (12) | |||||
22 | Покажи ответы по порядку | Отработка поэлементного выполнения программы, вынесенной вовне. Отработка следования заданной программе, тренировка зрительно-моторных координаций. | |||
23 | Найди и покажи ответы | Отработка совместных действий по внешне представленной программе, тренировка зрительно-моторной координации. Отработка интериори-зации программы ориентирования в прямом ряду в таблице со случайным расположением чисел. | |||
24 | Запиши ответы | Постепенная интериоризация программы следования по маршруту, тренировка зрительно-моторных координаций и произвольного внимания. Тренировка работы по программе, упражнения зрительно-моторных координаций, тренировка произвольного внимания, избирательности, переключения, контроля. | |||
25 | Проверь и дополни | Отработка навыков следования программе, заданной вербально и самостоятельного действия по программе, заданной образцом. Тренировка избирательности действия, тренировка работоспособности. | |||
26 | Сосчитай по порядку и расшифруй слово | Тренировка произвольного внимания. Развитие умения устанавливать последовательности. | |||
27 | Соедини по порядку | Отработка действия по простой наглядной программе, вынесенной вовне упражнение зрительно-моторной координации. Отработка переключаемости и возможности длительного удержания внимания. | |||
28 | Найди в таблице ответ и обведи его | Отработка возможностей одномоментно схватывать зрительно-пространственные конфигурации (т.е. свертывать их в целостную структуру) и оперировать ими во внутреннем плане. | |||
29 | Заполни таблицу ответов в обратном порядке | Отработка действий по наглядной, но сложной для восприятия программе. | |||
30 | Найди в таблице ответ и обведи его | Контроль за умением действовать по наглядной программе. Тренировка длительного удержания внимания и переключения, отработка зрительно- моторных координаций. | |||
31 | Заполни пропуски | Тренировка способности следования программе на сложном материале, целостности зрительно-пространственного восприятия. | |||
32 | Расшифруй слово | Отработка действий по наглядной, но сложной для восприятия программе. | |||
33 | Математический кроссворд | Контроль за умением действовать по наглядной программе. Тренировка длительного удержания внимания и переключения,отработка зрительно- моторных координаций. | |||
34 | Итоговое тестирование | Диагностический пакет методик, наблюдение |
3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа развития учащегося Коррекционно-развивающая программа для ученицы 3 общеобразовательного класса
Настоящая программа составлена для ученицы 3 «б» общеобразовательного класса Марии Ф., 1999 г.р. Заключение республиканской комиссии 2008 года – недораз...
Коррекционно-развивающая программа для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в усвоении учебной программы.
Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок ...
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 1-4 класса
Одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенным Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального...
Аннотация на коррекционно-развивающую программу для учащихся 1-4-х классов с ОВЗ по коррекции познавательных процессов
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста (1-4 классов) с ограниченными возможностями здоровья....
Коррекционно – развивающая программа для учащихся 1-4 класс с задержкой психического развития
Программы коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с ЗПР, слабоуспевающих школьников - коррекция и развитие компонентов познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных униве...
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 1-4 классов "Азбука общения"
Предлагаемая программа занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собс...
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 1-х классов "Альбом сказок".
Дополнительная образовательная программа коррекционно-развивающего психолого-педагогического обучения, направленная на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школьному обучению....