Коррекционно-развивающая программа для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в усвоении учебной программы.
методическая разработка на тему
Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок овладения учебной деятельностью .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razv.programma_dlya_nach.shk_.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №37»
Коррекционно-развивающая программа
для работы с учащимися начальной школы,
имеющими трудности в усвоении учебной программы.
(групповые и индивидуально – ориентрированные занятия)
Составитель Мочалова Г.А.,
педагог – психолог высшей категории,
МБОУ СШ №37 г.Дзержинска
г.Дзержинск
2017г.
В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности у него определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др. В современных условиях для успешного усвоения знаний необходим достаточно высокий уровень психологического развития учащихся в целом и, в частности, специальных познавательных структур мозга.
Особенно важно уделить внимание психологическому развитию младших школьников, т.к. данный уровень тесно связан не только с эффективностью усвоения детьми школьного учебного материала, но и закладывает определенный фундамент для последующей системы знаний, приобретаемых в старших классах.
Анализ психологических причин наиболее часто встречающихся трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники при усвоении учебного материала, и требований учебной деятельности к уровню психологического развития учащихся показал, что недостаточное развитие познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, несформированность необходимых психологических предпосылок овладения учебной деятельностью ведет к трудностям при обучении, приводящих к отставанию в учебе. Кроме этого, необходимо учитывать психологические новообразования, формирующиеся у ребенка на протяжении младшего школьного возраста, которые без специальных, активных воздействий со стороны взрослого формируются недостаточно, отчасти стихийно.
Одним из основных психологических новообразований в младшем школьном возрасте являются: становление и развитие произвольности, причем, не только в психомоторной сфере, но и в интеллектуальной деятельности, т.е. ребенок должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, памятью. Подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; внутреннего плана действия (умение выполнять задание в интеллектуальном плане, без опоры и реального манипулирования предметами) и рефлексии (умение осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Цели и задачи программы
Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешное осуществление учебной деятельности невозможно.
Задачи курса:
1. Научить детей выделять главное и анализировать признаки и свойства воспринимаемых объектов, уметь осмысливать увиденное, активно включать в процесс восприятия мыслительную деятельность.
2. Развивать творческий потенциал;
3. Развивать психические процессы, способствующие лучшему усвоению учебного материала.
4. Способствовать формированию культуры общения.
5. Обучить приемам снятия эмоционального напряжения в социально-приемлемой форме.
6. Сформировать адекватное самовосприятие и самооценку.
7. Поднять самоценность, уверенность в себе.
Методы
- Развивающие игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, произвольности), расширение кругозора, развитие речи.
- Методы, основанные на использовании креативных творческих процессов.
- Психогимнастика.
- «Гимнастика мозга»
- Методы игровой коррекции (игротерапия).
- Методы модификации поведения (поведенческие минитренинги, методы социальной терапии и др.)
- Дискуссии.
- Сказкотерапия.
- Методы релаксации и арттерапии.
Учитывая сензитивные периоды, присущие определенному возрасту, основная задача психологического развития первоклассников состоит в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.
Во втором классе важно дальнейшее развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.
Основной упор в психологическом развитии третьеклассников должен делиться на формирование у них словесно-логического (понятийного мышления) и развитие произвольности (прежде всего помехоустойчивости) в интеллектуальной и двигательной сферах.
Кроме основных аспектов психологического развития необходимо постоянное развитие других важных для учебной деятельности качеств, таких как произвольное внимание, память, психомоторика и др.
Курс коррекционно-развивающей программы рассчитан на 20 групповых или индивидуальных занятий, не включая диагностики и индивидуального тестирования. Занятия проводятся в период учебного времени, они могут быть эффективными при условии систематического проведения как минимум 1 раз в неделю. Занятия проходят по 30-35 минут.
Учитывая разнообразные проблемы, присущие младшему школьному возрасту, возможен выбор программы, имеющей акцент в любую из необходимых сторон развития познавательной или личностной сфер.
Поэтому программа и занятия по данной программе строятся в двух направлениях, в зависимости от особенностей класса, подгруппы:
- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, умения воспринять инструкцию, развитие произвольности и др )
- развитие эмоционально-коммуникативной сферы (культура речи, культура взаимоотношений, снятие эмоционального напряжения)
В занятии может превалировать первое или второе направление или выбирается одно из них. Занятия могут выстраиваться и по тематическому характеру.
Примерный план построения занятий
- Вводное упражнение (с целью включения детей в работу)
- Развитие познавательных процессов:
а) память (учитывая все её виды0
б) внимание
в) мышление
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Упражнения, направленные на личностный рост учащихся:
а) упражнения на снятие эмоционального напряжения
б) упражнения на принятие себя, повышение самооценки
в) развитие коммуникативных качеств
г) развитие произвольности
4. Получение обратной связи, подведение итогов
5. Итоговое упражнение
В виду ограниченности времени педагог-психолог выбирает из предложенного перечня основные направления для предстоящего занятия, учитывая индивидуальные особенности каждого участника группы.
По своей структуре урок делиться на вводную часть, основную и заключительную.
Оценка эффективности занятий
Эффективность занятий психологического развития оценивается по следующим показателям:
- Степень помощи, которая оказывается учащимся при выполнении заданий (чем помощь меньше, тем выше самостоятельность, выше развивающий эффект занятий);
-Особенности поведения учащихся на занятиях (живость, активность, заинтересованность)
- Результаты выполнения контрольных развивающих заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется: справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- Косвенным показателем эффективности служит повышение успеваемости по предметам;
-Данные тестовых срезов.
Занятия психологического развития отличаются от других уроков тем, что ученикам предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно для младшего школьника.
На занятиях психологического развития не ставятся отметки, хотя оценивание ,конечно, осуществляется. Отмена «Оценочной» системы ставит своей целью формирование отношения к этим занятиям как средству развития своей личности. Акцент ставится не на «какую отметку я получил?», а на «чему я научился сегодня на уроке?». Интересные по содержанию задания, отсутствие напряжения из-за боязни получить низкую отметку, создают на данных уроках положительный эмоциональный фон, раскованность, интерес, желание выполнить предложенное задание. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся.
Усвоенные на занятиях умения применяются учениками в учебной работе, что приводит к успехам ребенка, а, следовательно, возникает интерес к учебе.
Примерный перечень заданий
Психические процессы | Перечень упражнений | Классы |
Память Зрительная Слуховая Смысловая логическая |
| 1 – 4 1 – 2 1 – 4 2 - 4 3 – 4 1 – 4 1 - 4 |
Внимание С элементами развития фонематического слуха, звуко – буквенного анализа Устойчивость и распределение внимания |
| 1 - 2 3 – 4 1 - 3 3 – 4 2 – 4 2 - 4 3 - 4 1 – 4 2 – 3 1 – 2 3 – 4 1 - 4 |
Произвольность, регулятивные УУД |
| 1 – 4 1 – 4 2 – 4 1 – 3 2 – 4 1 – 2 1 – 2 1 – 2 1 1 – 2 3 – 4 1 – 4 |
Мышление Наглядно – образное, пространственное |
| 1 – 2 1 – 4 1- 2 2 – 4 1 – 2 1 – 3 2 – 4 1 1 |
Мышление словесно – логическое С элементами развития речи |
Задания на материале учебных предметов (математики, русского языка, окружающего мира и др.)
| 1 - 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы для учащихся начальной школы.
Программа воспитательной работы для учащихся начальной классов .Срок реализации-4 года....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.
Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...
Учебная программа элективного курса для учащихся начальной школы "История России"
Курс логически вписывается в общую систему образовательного процесса и имеет связь с другими предметами. Курс является интегрированным и реализует историческое, обществоведч...
«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»
Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...
Программа индивидуальной работы с учащимися, начального и основного звена, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «Английский язык
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Азбука здоровья»(коррекционно-развивающие занятия)
Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" Программа расчитана на 3 года(2 часа в неделю).Программа написана для учащихся 1-3 классов....