ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
В ДАННОЙ ПРОГРАММЕ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsii_ffn.docx | 36.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мулымская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №__ от «__»_________2014г. Руководитель МО________ Мезенцева Н.А. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УР МКОУ Мулымская СОШ ________ Н.Л. Хакимова «___»___________2014г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Мулымская СОШ ________ В.П.Широкова Приказ № __от «__»__2014г. |
Программа коррекции ФФН
Автор-составитель: Таршилова Е.А.
педагог-психолог первой кв.категории
МКОУ Мулымская СОШ
П. Мулымья
В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества образования и воспитания. В массовых учебных заведениях организуется медико-психолого-педагогическое обследование детей, посещающих дошкольные и школьные образовательные учреждения. своевременно выявляются причины дезадаптации отдельных школьников, а следовательно, происходит и выбор наиболее эффективных путей коррекции тех или иных нарушений.
Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой и многих других, можно с уверенностью сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
В связи с этим полноценное обследование и оказание помощи ребёнку, испытывающему речевые нарушения, требуют участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога), что становится возможным на базе специализированного психолого-медико-педагогического центра.
Цель программы: коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи и предпосылок к формированию нарушений письменной речи у дошкольников.
Задачи программы:
- Нормализация деятельности артикуляционного аппарата.
- Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
- Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь, дифференциация звуков)
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза
- Обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Формирование познавательных процессов.
- Развитие мелкой моторики.
Адресат программы: дети с ФФН 5- 7 лет.
Концептуальность программы.
Программа опирается на следующие принципы:
- системности;
- комплексности;
- деятельностный;
- онтогенетический;
- общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Формы воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.
Методы воздействия:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические.
Направления реализации программы
- Логопедическая и психологическая диагностика.
- Коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.
- Работа с родителями.
Формы работы с родителями
- Индивидуальные консультации.
- Открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия.
- Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе медикаментозного лечения, логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.
Сложность коррекционной работы с детьми в рамках специализированного Центра состоит в том, что частота приемов в Центре 1-2 раза в неделю, в то время, как необходимы ежедневные групповые и индивидуальные занятия. Программа рассчитана на групповые занятия с детьми (2- 4 человека). Занятия проходит 1-2 раза в неделю.
Коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя развитие познавательных процессов и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Продолжительность – 2-10 занятий. Проводятся индивидуальные и групповые занятия 1-2 раза в неделю.
Основной этап включает подгрупповые занятия. Каждое занятие включает следующие разделы:
Раздел | Продолжительность |
Коррекция звукопроизношения | 15 минут |
Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза | 5-7 минут |
Формирование лексико-грамматического строя речи | 5-7 минут |
Развитие мелкой моторики | 3-5 минут |
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Коррекция звукопроизношения (нормализация деятельности артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков) осуществляется согласно индивидуальному плану логопедической работы с ребенком.
№ п\п | Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие мелкой моторики |
Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков | Понятие «слово-предмет». | Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения прямых линий. | |
Развитие слухового внимания на материале речевых звуков. Понятие «слово», «звук». | Понятие «слово-действие». | Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения кривых линий | |
Звук У. Выделение первого гласного звука из слова. | Понятие «предложение». Составление 3-словных предложений. | Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения ломаных линий. | |
Звук А. Выделение первого гласного звука из слова. | Понятие «слово-признак». Согласование существительного и прилагательного. | Штриховка. | |
Звук И. Выделение первого гласного звука из слова. Звуковой анализ сочетаний из двух гласных звуков. | Винительный падеж сущ. в ед. ч.
| Штриховка.
| |
Звук О. Звуковой анализ сочетаний из трех гласных звуков. | Родительный падеж сущ. в ед. ч. без предлога.
| Штриховка.
| |
Звуки А, О, У, И. | Родительный падеж сущ. в ед. ч. с предлогом У.
| Штриховка.
| |
Звук Ы. Определение последнего гласного звука в слове. | Согласование числительных «один», «одна» с существительными.
| Графические упражнения. | |
Определение первого и последнего звука в слове. | Согласование числительных «два», «две» с существительными. | Графические упражнения.
| |
Определение наличия-отсутствия звука в слове. | Предлог НА. | Графические упражнения.
| |
Звук М. Понятие «согласные звуки». Определение первого согласного звука в слове. | Предлог ПОД. |
| |
Звуки М, М`. Понятие «твердые» и «мягкие» согласные звуки. | Дательный падеж имен существительных. | Графические упражнения.
| |
Звуки В, В`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. | Творительный падеж сущ. в ед. ч. | Графические упражнения.
| |
Звуки В, В`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. | Согласование местоимений «мой», «моя», «мое» с сущ. | Графические упражнения.
| |
Звуки Ф, Ф`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. | Предлоги НА, ПОД | Графические упражнения.
| |
Звуки В-Ф, В `-Ф `. Понятия «звонкий звук», «глухой звук». Определение гласного в середине слова. | Предлог НАД. | Графические упражнения.
| |
Звуки Б, Б`. Определение гласного в середине слова. | Предлог В. | Графические упражнения.
| |
Звуки П, П`. Звуковой анализ прямого слога. | Предлог В. | Графические упражнения.
| |
Звуки Б-П, Б `-П `. Определение позиции звука в слове. | Предлоги К, ОТ. | Графические упражнения.
| |
Звуки Д-Д `. Выделение двух гласных звуков в слове. | Притяжательные прилагательные. | Графические упражнения.
| |
Звуки Т-Т `. Звуковой анализ прямого слога. Определение позиции звука в слове. | Сложные слова. | Графические упражнения.
| |
Звуки Д-Т, Д `-Т `. Определение позиции звука в слове. | Предлог ИЗ-ЗА. | Графические упражнения.
| |
Звуки Г- Г `. Полный звуковой анализ слова. | Предлог ИЗ-ПОД. | Графические упражнения.
| |
Звуки К-К `. Полный звуковой анализ слова. | Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. | Графические упражнения.
| |
Звуки Х-Х `. Полный звуковой анализ слова. | Приставочные глаголы.
| Графические упражнения.
| |
Звуки С-С `. | Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. | Графические упражнения.
| |
Звуки З-З `. | Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин. | Графические упражнения.
| |
Звук Ц. | Составление рассказа по серии сюжетны картин. | Графические упражнения.
| |
Звуки Л-Л `. | Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку. | Графические упражнения.
| |
Звуки Р-Р `. | Составление рассказа по сюжетной картинке. | Графические упражнения. | |
Звук Ш. | Закрепление изученного материала. | Графические упражнения. | |
Звук Ж. | Закрепление изученного материала . | Графические упражнения. | |
Звук Ч. | Закрепление изученного материала. | Графические упражнения. | |
Звук Щ. | Закрепление изученного материала. | Графические упражнения. |
На заключительном этапе проводится повторная диагностика. По результатам логопедического обследования даются рекомендации родителям.
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.
- Жукова Н.С. Букварь. – М., 2005.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2003.
- Каше Г.А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения. -1965.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. – В кн.: Хрестоматия по логопедии. / Под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М., 2001.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М., 2001.
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М., 2001.
- Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....
Учебная программа по Коррекции фонетико-фонематического нарушения речи для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по предмету «Коррекция нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного...
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)
Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...
Аннотация на коррекционную программу по предупреждению и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (для учащихся 1-2 классов)
Цель программы: предупреждение неуспеваемости, обусловленной ФФНР, ФНР; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ...
Аннотация к рабочей программе по курсу «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи»
В аннотации указаны: нормативно-правовое основание разработки рабочей программы, список используемой литературы, цели и задачи курса, срок реализации программы, место в учебном плане и план...
Программа Преодоление фонетико-фонематического недоразвития
Программа Преодоление фонетико-фонематического недоразвития...