Программа Преодоление фонетико-фонематического недоразвития
консультация
Программа Преодоление фонетико-фонематического недоразвития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_preodolenie_fonetiko-fonematicheskogo_nedorazvitiya.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Василовская Зинаида Викторовна, учитель – логопед, КГБОУ «Ачинская школа №3».
Рабочая программа коррекционного курса
«
» (2 кл, ТНР)
Пояснительная записка:
Цель коррекционного курса: формирование фонетико-фонематической стороны русского языка, способствующее успешному усвоению программы и личностному развитию обучающихся 2 класса с ТНР, обучающихся по вар-ту 5.1 (рекомендовано для детей с фонематическим недоразвитием, фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи III-IV уровня ).
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка.
Развитие навыков дифференциации звуков и букв в устной и письменной речи.
Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова.
Формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения с использованием внешних опор, с опорой на внешнюю речь с последующей интериоризацией.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия.
Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение» и создает базу для успешного усвоения этих предметов.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
Личностные результаты:
Курс ориентирован на:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через изучение нормативного произношения русского языка, ознакомление с произведениями русского народного творчества и классиков русской литературы на логопедических занятиях;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, воспитание толерантности при взаимоотношениях со сверстниками других национальностей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на логопедических занятиях;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, воспитание аккуратности при выполнении письменных заданий;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, формирование речевых норм проявления участия, вежливого обращения к окружающим;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения и совместной деятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям (школьному имуществу, книгам, учебным принадлежностям).
Метапредметные результаты:
Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивных
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем-логопедом;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
6) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательных
1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
2) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
4) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
5) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
7) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативных
1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
3) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
4) формирование умения определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
5) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:
1) правильно произносить отработанные на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи;
2) дифференцировать при письме и чтении, на слух и в произношении звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие, шипящие, сонорные согласные звуки, аффрикаты;
3) правильно произносить слова сложной звуко-слоговой структуры со стечением согласных (аквалангист, мотоциклист, экскаваторщик, экскурсовод и т.п.), предложения со сложными для произношения стечениями согласных звуков (Экскурсовод проводит экскурсию в музее.);
4) овладеть навыками языкового анализа и синтеза слов из 3-4 слогов и предложений: определять место и последовательность звуков в словах, определять количество звуков и слогов в словах, определять количество, последовательность и место слов в предложении.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);
- текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольного списывания, тестов, выполнения контрольных упражнений, которые фиксируются в рабочих тетрадях обучающихся;
- итоговая диагностика (15-30 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
II Содержание коррекционного курса
Программа имеет четыре раздела, которые тесно связаны между собой:
Формирование навыков правильного произношения звуков русского языка, включая звуки позднего генеза;
Формирование навыков дифференциации звуков в устной (слушание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи;
Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры на материале слов и предложений;
Формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения;
Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса осуществляется параллельно.
Формирование навыков правильного произношения звуков русского языка, включая звуки позднего генеза
Правильное произношение и различение следующих звуков:
- гласных [а],[у],[о],[ы],[и],[э]
- твердых согласных, не требующих коррекции: [м],[п],[в],[к], [н], [ф], [т], [х], [к], [б], [д], [г];
- мягких согласных в сочетании с гласными второго ряда;
- правильное произношение и различение: [с], [с’], [з] , [з’], [ж], [ш], [л], [л’],[р],[р’];
- правильное произношение [j] в начале слова, перед гласной после разделительных ъ и ь;
- правильное произношение [ц], [ч], [щ];
Формирование навыков дифференциации звуков в устной (слушание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи
Дифференциация звуков и букв:
- дифференциация гласных I и II ряда;
- дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости;
- роль гласных второго ряда при смягчении согласных;
- дифференциация лабиализованных гласных: [о]-[у], [ё]-[ю],
- дифференциация звонких и глухих парных согласных: [в ]– [ф], [в’] – [ф’], [п] – [б], [д] – [т], [д’] – [т’], [с] – [з], [к] – [г], [ш] – [ж] в слогах, словах и предложениях;
- дифференциация букв при оглушении звонких согласных в конце слова;
- дифференциация букв при оглушении звонких согласных в середине слова (сомнительные согласные – ложка);
- дифференциация [с] – [ш], [з] – [ж], [с’] – [щ], [р] – [л], [р’] – [л‘], [г] – [к] – [х], [с] – [ц] , [ч] – [т’], [ч] – [щ] , [ч]– [ц];
Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры на материале слов и предложений
Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов:
- Произнесение ряда гласных звуков.
- Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых и слогов со стечением согласных в различных сочетаниях с изменением последовательности и структуры слогов.
- Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками.
Формирование навыков произношения слов и предложений:
- Четкое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, состоящих из слогов разного типа: прямых, обратных, закрытых, со стечением согласных ;
- Четкое произношение окончаний слов при изменении форм слова;
- Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных, выделение звуков из слов со стечением трех согласных;
- Преодоление затруднений в произношении слов сложной слоговой структуры;
- Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками, как изолированно, так и в составе предложений;
- Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности;
- Правильное произнесение чистоговорок, скороговорок с соблюдением ритма, ускорением темпа.
- Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.
Формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения
- Уточнение терминологии: звук, буква, гласные, согласные, глухой, звонкий, твердый, мягкий, слог, слово, предложение, текст;
- Усвоение и закрепление слогообразующей роли гласных;
- Членение слов на слоги, составление слоговой схемы слов, распознавание ударения в словах;
- Анализ при письме, чтении и произношении звуко-слоговой структуры слов (экскурсовод, экскаваторщик, мотоциклист и т.п.) со стечением согласных, определение ударного слога и ударной гласной в слове;
- Определение устно и письменно количества слов в предложении и составление схем.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата планируемая | Дата фактическая | Произношение звуков Дифференциация звуков | Ритмическая и звуко-слоговая структура речи | Языковой анализ и синтез | Примечание |
1 | Правильное произношение и различение гласных [а],[у],[о],[ы],[и],[э] | Произнесение ряда гласных звуков. | Уточнение понятий: звук, буква, слог, слово. | |||
2 | Закрепление правильного произношения согласных звуков, не требующих коррекции: [м],[п],[в],[к], [н]… | Произнесение двух-трехсложных слов без стечения согласных на материале правильно произносимых звуков. | Гласные и согласные звуки. Деление слов на слоги. Закрепление слогообразующей роли гласных. Анализ слов из 3-5 звуков с выкладыванием схемы слова. | |||
3 | Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости на слух и в произношении (повторение цепочек из трех слогов типа са-ся-ся), различение слов с твердым-мягким звуком | Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных (па-ба-па; ап-ат-ак; боб-бот-бок; вта-втя-втё, ктё-кто-кти, ква-тва-пва) с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов | Твердые и мягкие согласные, цветовое обозначение твердых и мягких согласных на схемах | |||
4 | Обозначение мягкости согласных на письме при помощи ь, гласных второго ряда. Различение слов-паронимов, отличающихся произнесением твердого-мягкого согласного звука (мышка-мишка, Дина-дыня, нос-нёс, лысый-лисий, тапки-тяпки) | Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных (да-дя-дя, …, нва-нвя-нва, пка-пкя-пкя, пла-пля-пла), произнесение слов-паронимов (мышка-мишка, Дина-дыня, нос-нёс) | Звуко-буквенный анализ слов, содержащих гласные второго ряда – показатели мягкости согласных | Дополнительно необходимо уточнять значение слов-паронимов, различающихся произнесением твердого-мягкого согласного звука |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Дидактический материал по коррекции письма и чтения
- Веера «гласные и согласные», «звонкие и глухие».
- Индивидуальные карточки и упражнения по темам.
- Логопедические тетради для коррекции нарушений письменной речи.
- Индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа.
Список литературы.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Национальный книжный центр, 2015. 320 с.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд., испр. М.: Гном и Д, 2007. 128 с.
- Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. М.: ПАРАДИГМА, 2011. 279 с.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение,2003. 296 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....
Коррекция познавательных процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи IV уровня
Необходимость развития познавательной сферы у детей с нарушением речи....
Статья "Пути преодоления фонетико-фонематического недоразвития у учащихся начальной школы с ОВЗ".
Для коррекционно-логопедической работы по развитию фонетико-фонематической системы необходимо развивать не только звукопроизношение, звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие. Главным фактор...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
В ДАННОЙ ПРОГРАММЕ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...
Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»
Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»...
Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»
Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....