Программа Преодоление фонетико-фонематического недоразвития
консультация

Василовская Зинаида Викторовна

Программа Преодоление фонетико-фонематического недоразвития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Василовская Зинаида Викторовна, учитель – логопед, КГБОУ «Ачинская школа №3».

Рабочая программа коррекционного курса

«

» (2 кл, ТНР)

Пояснительная записка:

Цель коррекционного курса:  формирование фонетико-фонематической стороны русского языка, способствующее успешному усвоению программы и личностному развитию обучающихся 2 класса с ТНР, обучающихся по вар-ту 5.1 (рекомендовано для детей с фонематическим недоразвитием, фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи III-IV уровня ).

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка.

Развитие навыков дифференциации звуков и букв в устной и письменной речи.

Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова.

Формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения с использованием внешних опор, с опорой на внешнюю речь с последующей интериоризацией.

Описание места коррекционного курса в учебном плане.

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия.

Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение»  и создает базу для успешного усвоения этих предметов.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

Личностные результаты:

Курс ориентирован на:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через изучение нормативного произношения русского языка, ознакомление с произведениями русского народного творчества и классиков русской литературы  на логопедических занятиях;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, воспитание толерантности при взаимоотношениях со сверстниками других национальностей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на логопедических занятиях;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, воспитание аккуратности при выполнении письменных заданий;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, формирование речевых норм проявления участия, вежливого обращения к окружающим;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения и совместной деятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям (школьному имуществу, книгам, учебным принадлежностям).

Метапредметные результаты:

Курс  обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивных

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем-логопедом;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

6)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательных

1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

2) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и  жанров в соответствии с целями и задачами;

3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

4) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

5) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

7)  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативных

1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

3) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4) формирование умения определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

5) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:

1) правильно произносить отработанные на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи;

2) дифференцировать при письме и чтении, на слух и в произношении звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие, шипящие, сонорные согласные звуки, аффрикаты;

3) правильно произносить слова сложной звуко-слоговой структуры со стечением согласных (аквалангист, мотоциклист, экскаваторщик, экскурсовод и т.п.), предложения со сложными для произношения стечениями согласных звуков (Экскурсовод проводит экскурсию в музее.);

4) овладеть навыками языкового анализа и синтеза слов из 3-4 слогов и предложений: определять место и последовательность звуков в словах, определять количество звуков и слогов в словах, определять количество, последовательность и место слов в предложении.

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

-   входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);

- текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольного списывания, тестов, выполнения контрольных упражнений, которые фиксируются в рабочих тетрадях обучающихся;

-   итоговая диагностика (15-30 мая).

    Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

II Содержание коррекционного курса

Программа имеет четыре раздела, которые тесно связаны между собой:

Формирование  навыков правильного произношения звуков русского языка, включая звуки позднего генеза;

Формирование навыков дифференциации звуков в устной (слушание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи;

Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры на материале слов и предложений;

Формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения;

Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса осуществляется параллельно.

Формирование  навыков правильного произношения звуков русского языка, включая звуки позднего генеза

Правильное произношение и различение следующих звуков:

- гласных [а],[у],[о],[ы],[и],[э]

- твердых согласных, не требующих коррекции: [м],[п],[в],[к], [н], [ф], [т], [х], [к], [б], [д], [г];

- мягких согласных в сочетании с гласными второго ряда;

-  правильное произношение и различение: [с], [с’], [з] , [з’], [ж], [ш], [л], [л’],[р],[р’];

- правильное произношение [j] в начале слова, перед гласной  после  разделительных ъ и ь;

- правильное произношение [ц], [ч], [щ];

Формирование навыков дифференциации звуков в устной (слушание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи

Дифференциация звуков и букв:

- дифференциация гласных I  и II ряда;

- дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости;

- роль гласных второго ряда при смягчении согласных;

- дифференциация лабиализованных гласных: [о]-[у], [ё]-[ю],

- дифференциация звонких и глухих парных согласных:  [в ]– [ф], [в’] – [ф’], [п] – [б], [д] – [т], [д’] – [т’], [с] – [з], [к] – [г], [ш] – [ж]  в слогах, словах и предложениях;

- дифференциация букв при оглушении звонких согласных в конце слова;

- дифференциация букв при оглушении звонких согласных в середине слова (сомнительные согласные – ложка);

- дифференциация  [с] – [ш], [з] – [ж], [с’] – [щ], [р] – [л], [р’] – [л‘], [г] – [к] – [х], [с] – [ц] , [ч] – [т’], [ч] – [щ] , [ч]– [ц];

Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры на материале слов и предложений

Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов:

- Произнесение ряда гласных звуков.

- Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых и слогов со стечением согласных в различных сочетаниях с изменением последовательности и структуры слогов.

- Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками.

Формирование навыков произношения слов и предложений:

- Четкое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, состоящих из слогов разного типа: прямых, обратных, закрытых, со стечением согласных ;

- Четкое произношение окончаний слов при изменении форм слова;

- Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных, выделение звуков из слов со стечением трех согласных;

- Преодоление затруднений в произношении слов сложной слоговой структуры;

- Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками, как изолированно, так и в составе предложений;

- Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности;

- Правильное произнесение чистоговорок, скороговорок с соблюдением ритма, ускорением темпа.

- Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.

Формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения

- Уточнение терминологии: звук, буква, гласные, согласные, глухой, звонкий, твердый, мягкий, слог, слово, предложение, текст;

- Усвоение  и закрепление слогообразующей роли гласных;

- Членение слов на слоги, составление слоговой схемы слов, распознавание ударения в словах;

- Анализ при письме, чтении и произношении звуко-слоговой структуры слов (экскурсовод, экскаваторщик, мотоциклист и т.п.) со стечением согласных, определение ударного слога и ударной гласной в слове;

- Определение устно и письменно количества слов в предложении и составление схем.

Тематическое  планирование

№ п/п

Дата

планируемая

Дата фактическая

Произношение звуков

Дифференциация звуков

Ритмическая и звуко-слоговая структура речи

Языковой анализ и синтез

Примечание

1

Правильное произношение и различение  гласных [а],[у],[о],[ы],[и],[э]

Произнесение ряда гласных звуков.

Уточнение понятий: звук, буква, слог, слово.

2

Закрепление правильного произношения согласных звуков, не требующих коррекции: [м],[п],[в],[к], [н]…  

Произнесение двух-трехсложных слов без стечения согласных на материале правильно произносимых звуков.

Гласные  и согласные звуки. Деление слов на слоги. Закрепление слогообразующей роли гласных. Анализ слов из 3-5 звуков с выкладыванием схемы слова.

3

Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости на слух и в произношении (повторение цепочек из трех слогов типа са-ся-ся), различение слов с твердым-мягким звуком

Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных (па-ба-па; ап-ат-ак; боб-бот-бок; вта-втя-втё, ктё-кто-кти, ква-тва-пва) с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов

Твердые и мягкие согласные, цветовое обозначение твердых и мягких согласных на схемах

4

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи ь, гласных второго ряда.

Различение слов-паронимов, отличающихся произнесением твердого-мягкого согласного звука (мышка-мишка, Дина-дыня, нос-нёс, лысый-лисий, тапки-тяпки)

Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных (да-дя-дя, …, нва-нвя-нва, пка-пкя-пкя, пла-пля-пла), произнесение слов-паронимов (мышка-мишка, Дина-дыня, нос-нёс)

Звуко-буквенный анализ слов, содержащих гласные второго ряда – показатели мягкости согласных

Дополнительно необходимо уточнять значение слов-паронимов, различающихся произнесением твердого-мягкого согласного звука

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  • Дидактический материал по коррекции письма и чтения
  • Веера «гласные и согласные», «звонкие и глухие».
  • Индивидуальные карточки и упражнения по темам.
  • Логопедические тетради для коррекции нарушений письменной речи.
  • Индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа.

Список литературы.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Национальный книжный центр, 2015. 320 с.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд., испр. М.: Гном и Д, 2007. 128 с.
  3. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. М.: ПАРАДИГМА, 2011. 279 с.
  4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение,2003. 296 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи  у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....

Статья "Пути преодоления фонетико-фонематического недоразвития у учащихся начальной школы с ОВЗ".

Для коррекционно-логопедической работы по развитию фонетико-фонематической системы необходимо развивать не только звукопроизношение, звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие. Главным фактор...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

В ДАННОЙ ПРОГРАММЕ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»...

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....