психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС
презентация к уроку
Рассматриваются цели, задачи и приорететные направления психологического сопровождения. Основные направления деятельности, виды работ, документация педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
направления работы психолога образования | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приоритетная цель психологического обеспечения образования - Повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики.
Психологическое сопровождение Цель: Содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Задачи: Психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных организациях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных организациях ; Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамика его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута; Содействие реализации требований ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; Разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
Задачи: Содействие формированию у обучающихся УУД как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе; Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательной организации, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных организаций; Распространение и внедрение в практику образовательной организации достижений в области отечественной и зарубежной психологии; Взаимодействие с подразделениями образовательной организации (служба здоровья, ПМПк , совет профилактики и др.), о образовательными организациями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Основные направления деятельности педагога – психолога: Работа с учащимися; Работа с педагогическим коллективом школы; Работа с администрацией школы; Работа с родителями учащихся.
Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения Просвещение осуществляется педагогом – психологом совместно с администрацией и другими специалистами через различные формы работы (семинары, родительские собрания, педагогические советы, лектории для родителей, круглые столы и т.д.), которые должны быть практико-ориентированными . Психолого –педагогическая диагностика осуществляет изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности УУД ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития. Коррекционно-развивающая работа направлена на коррекцию выявленных проблем психологического развития детей с ОВЗ. Экспертная деятельность - анализ школьной среды с т.з . возможностей и требований (совместно с администрацией и педагогами); определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников; разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.
Виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения: Психологическое просвещение – формирование у всех участников образовательного процесса потребностей в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов, формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций; Диагностика – психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, профессиональном самоопределении, а также выявлении причин и механизмов нарушений в обучении, развитии и социальной адаптации;
Виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения: 4 . Развивающая работа - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении; 5 . Коррекционная работа – организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; 6 . Консультирование – помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем; 7 . Экспертиза – психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов.
Приоритетные виды работы в условиях реализации ФГОС становятся: Просвещение; Диагностика; Коррекция; Экспертиза.
Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии , обеспечение готовности к школе.
Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, формирование УУД, развитие творческих способностей.
Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Документация педагога – психолога Положение о психологической службе Должностные инструкции педагога-психолога График работы педагога-психолога Циклограмма рабочего времени педагога-психолога
Рабочая и отчетная документация педагога – психолога План работы. Статистическая справка. Проблемно-ориентированный анализ деятельности. Журнал учета групповых и индивидуальных форм работы. Банк данных. Информационные справки по направлениям деятельности работы с различными категориями детей и взрослых. Справки по итогам групповых исследований и заключения по результатам проведения индивидуальных обследований.
Учебно –методические материалы Программы (на основе которых работает психолог) Выступления (тексты выступлений на родительских собраниях, пед.советах , классных часах и т.д.) Диагностические методики Методические материалы
Обязательные мероприятия психологического сопровождения Изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе; Проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения (4-5, 10 кл .); Проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5, 10 классов, + индивидуальная и/или групповая работа с обучающимися имеющими трудности в адаптации; Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ОВЗ, в том числе с детьми – инвалидами; Психологическое сопровождение одаренных детей; Психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в ТЖС;
Обязательные мероприятия психологического сопровождения Психологическое сопровождение профильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся; Психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к ОГЭ и ЕГЭ; Сопровождение педагогов в аттестационный период; Профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтов, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье; Размещение стендовой информации; Проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения; Взаимодействие с педагогическим коллективом и другими службами школы в процессе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель психологического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС (1 класс)
В материале представлена актуальность данного вида деятельности, раскрыты все направления работы и представлена структура работы педагога-психолога по сопровождению ФГОС....
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организац...
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
Презентация знакомит с системой психолого-педагогическое сопровождение образовательного процессав условиях внедрения ФГОС...
"Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС"
Эффективность обучения зависит в большой степени от качества учебно- методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и го...
Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...
Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО»
В проекте представлена разработка технологической карты во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные» на основе принципов системно -деятельностного подхода с учетом требований ФГОС...
Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...