Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО»
проект по окружающему миру (2 класс) на тему
В проекте представлена разработка технологической карты во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные» на основе принципов системно -деятельностного подхода с учетом требований ФГОС НО
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Технологическая карта урока может быть использована в практической деятельности педагогов и образовательного учреждения для решения задач, поставленных ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dom_zhivotnye.docx | 45.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Проект
«Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО»
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
по окружающему миру во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные»
Участник рабочей группы:
Гимазутдинова Анджела Нафисовна
учитель начальных классов МБОУ
« СОШ№171 с углублённым изучением
отдельных предметов»
Советского района города Казани
Научный руководитель:
Замалетдинова Зальфира Исхаковна
старший преподаватель ПМЦПКиППРО
Проектная работа допущена к защите
Дата 29.10.2015
Казань-2015
Аннотация
В проекте представлена разработка технологической карты во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные» на основе принципов системно -деятельностного подхода с учетом требований ФГОС НО
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Технологическая карта урока может быть использована в практической деятельности педагогов и образовательного учреждения для решения задач, поставленных ФГОС.
Актуальность проекта
Современный ФГОС НОО предъявляет новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК. Разработка технологической карты в первую очередь связана с готовностью педагога решать задачу формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Важно заметить, что технологическая карта урока является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. 2
Основная часть
Цель проекта: разработка и реализация технологической карты урока по предмету «Окружающий мир» во 2 классе по теме «Домашние и дикие животные» на основе принципов системно - деятельностного подхода, направленная на организацию работы по созданию оптимальных условий для формирования у детей познавательного интереса к уроку.
Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков в рамках реализации СДП.
2. Разработать структуру и определить содержание технологической карты урока окружающего мира во 2 классе по теме «Домашние и дикие животные» на основе УМК «Школа России». по учебнику 2 класс под редакцией Плешакова
4.Разработать систему творческих (исследовательских, познавательных, развивающих, комплексных, интегрированных) заданий к уроку для оценки УУД обучающихся.
5. Разработать дидактические материалы (презентацию, рисунки детей) к уроку для оценки УУД обучающихся.
6. Провести урок окружающего мира во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные» с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность .
Цель урока:
Уточнить и расширить представления учащихся о диких и домашних животных.
Задачи урока:
1.Развитие мышления, используя Сингапурские технологии для повышения эффективности работы на уроке .
2.Поиск и анализ информации по заданной теме.
3.Стимулировать у учащихся интерес к изучению животных.
4.Прививать любовь к животным .
3
Планируемые результаты урока:
Предметные:
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных;
• выделять характерные особенности домашних животных.
Метапредметные:
Регулятивные:
• контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
• принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные:
• работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
• выполнять действия по образцу;
• задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;
• развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
• строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
• развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре;
• развивать умение принимать коллективное решение.
4
Личностные:
• осознание необходимости учения;
• работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
• учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
• работать над осознанием ответственности за общее дело;
• учиться выражать свое мнение.
Место и роль темы в курсе.
На изучение предмета «Окружающий мир» отводится 70 часов в год.
Данной теме 1 час. Осуществляется связь с предшествующим материалом «Дикорастущие и культурные растения» последующим материалом «Комнатные растения». Осуществляется связь с развитием речи, историей и изобразительным искусством. Уровень изучения и усвоения материала- урок «открытия» новых знаний.
Ресурсы
- Книгопечатная продукция:
-учебник «Окружающий мир» 2класс. Под редакцией А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой;
-рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 2 класс. Под редакцией А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой
-книга «Рассказы Киплинга»
- ИКС: компьютер, мультимедийный проектор, смарт-доска, презентация;
- Дидактический материал : карточки с рисунками детей, индивидуальные оценочные карты, плакаты, фишки зелёного и синего цвета
- Интернет-ресурсы: 5
-загадки о животных.- Режим доступа:http://ped-kopilka.ru- (Дата обращения: 26.10.2015).
-стихи для настроя на урок.- Режим доступа:http://ped-kopilka.ru, http:// - uchportal.ru.-(Дата обращения: 26.10.2015)
Дидактический анализ и содержание материала
Задание № 1 «Две группы растений» направлено на проверку домашнего задания.
Оно формирует УУД:
Коммуникативные: работа в парах, обмен мнениями;
Регулятивные: оценивание друг друга.
Задание №2 « Отгадай загадки» направлено на постановку цели урока учащимися, мотивацию, актуализацию знаний.
Оно формирует УУД :
Познавательные : работа с информацией, выполнение логических операций, классификация ;
Регулитивные: умение находить сходства и различия объектов, делать выводы
Личностные - высказывание своей точки зрения
Задания № 3 «Распредели по признакам»,
Задание №4 «Накрой нужной фишкой»
Направлены на применение знаний и умений в новой ситуации.
Они формируют УУД: Регулятивные: проявление инициативности, взаимопроверку ;
Коммуникативные: обмен мнениями, выработка навыков сотрудничества;
Познавательные : классификация, использование знако-символических моделей, подведение под понятие.
Задание №5 « Рассказ» направлено на обобщение и систематизацию знаний. 6
Оно формирует УУД:
Познавательные: работа с информацией, обобщение знаний, установление аналогий;
Коммуникативные : речевая деятельность
Задания №6 «Польза домашних животных» с использованием техники толстых и тонких вопросов направлено на контроль усвоения.
Оно формирует УУД:
Регулятивные: инициативность и самостоятельность, коррекция зананий;
Познавательные:обобщение
Задание№8 «Волшебная труба»
Задание №9 «Где чья мама?» направлены на обобщение и систематизацию знаний.
Они формируются УУД
Познавательные: классификация, установка аналогий;
Регулятивные: применение учебной задачи;
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умение рассуждать, высказывание своего мнения ;
Личностные: высказывание своей точки зрения, понимание значение знаний для человека.
Задание №10 направлено на контроль, коррекцию знаний.
Оно формирует УУД
Познавательные: систематизация знаний, умение работать с дополнительными источниками;
Регулятивные: самостоятельность, контроль, коррекция знаний;
Коммуникативные: обмен мнениями.
Задание №11 направлено на контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Оно формирует УУД:
Регулятивные: проявление инициативности ;
Коммуникативные: обмен мнениями, выработка навыков сотрудничества;
Познавательные: классификация, подведение под понятие. 7
Задание №12 направлено для рефлексии
Регулятивные: контроль и коррекция знаний
Условные обозначения УУД:
ПУУД- познавательные универсальные учебные действия;
КУУД- коммуникативные универсальные учебные действия;
РУУД- регулятивные универсальные учебные действия;
ЛУУД- личностные универсальные учебные действия.
Технологическая карта урока по окружающему миру(УМК «Школа России») во 2 классе по теме «Дикие и домашние животные»
N п/п | Этап урока и вид деятельности | Ресурсы | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Содержание материала | Форми руемые УУД |
1. | Организационный момент | Сборник стихов, презентация (слайд1)
Отдых наш кончается, | Позитивный настрой на урок | Фронтальная | Настроить на получение новых знаний | ПУУД |
2 | Проверка домашнего задания | Рисунки культурных и дикорастущих растений; Индивидуальные оценочные карты Плакаты «Культурные растения», «Дикорастущие растения» | Распределение растений по группам; Оценка действий партнера в индивидуальной оценочной карте Распределение рисунков по плакатам. Выбор из предложенного. | Работа в паре куиз-куиз-трейд (опроси-опроси-обменяйся)Сингапурская технология Фронтальная работа Сингапурская технология | Задание №1.По рисунку угадать, к какой группе относится данное растение, обменяться с партнёром ,оценить его ответ в индивидуальной оценочной карте Задание №1А. Прикрепить свой рисунок на соответствующий плакат Вывод: Растения делятся на две группы: культурные и дикорастущие | КУУД РУУД |
3. | Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний | Интернет Яндекс- браузер (8 загадок) Презентация (слайд2) | Работа со смарт доской Разгадывание загадок. Соотнесение к той или иной группе. Формулировка темы урока Высказывание своей точки зрения | Фронтальная | Задание№2. Разгадывание загадок о диких и домашних животных . Вывод: Животные делятся на две группы: дикие и домашние | ПУУД РУУД ЛУУД |
4 | Применение знаний и умений в новой ситуации | Презентация (слайд3) | Работа со смарт доской. Классификация животных по признакам в два столбика | Фронтальная | Задание№ 3 Распределение по признакам. Вывод: Животные делятся на две группы: дикие и домашние | РУУД КУУД ПУУД |
4 | Применение знаний и умений в новой ситуации | Учебник (стр.72) фишки зелёного и синего цвета | Классификация животных по признакам в группы Взаимопроверка. Формулировка вывода
| Работа в парах | Задание №4.Диких животных накрыть зелёной фишкой, домашних-синей. . Вывод: Животные делятся на две группы: дикие и домашние. | РУУД ПУУД КУУД РУУД |
5 | Обобщение и систематизация знаний | Книга «Рассказы Киплинга» | Выступление ученика. (постороение речевого высказывания) Обсуждение. Формулировка вывода | Фронтальная | Задание №5.Всегда ли животные были дикими и домашними? Для чего одомашнили некоторых животных? Вывод: Домашние животные жизненно необходимы человеку . | ПУУД КУУД |
Презентация ( слайд№ 4 ) | Соотношение, выбор Работа со смарт-доской Формулировка вопросов | Фронтальная | Задание№6.Соотнесите животное и то, что от них получает человек и задайте вопрос(техника толстых и тонких вопросов) Вывод: Домашние животные жизненно необходимы человеку | ПУУД РУУД | ||
6 | Физминутка | Презентация ( слайд№ 5 ) | Повторение движений | Фронтальная | Задание №7 Двухминутный активный отдых | РУУД |
7 | Обобщение и систематизация знаний | Презентация ( слайд№6 ) | Работа со смарт-доской Поиск информации по заданной теме | Фронтальная | Задание №8.Как называется домик животного? Вывод: домики животных имеют свои названия | ПУУД РУУД |
Презентация ( слайд№7 ) | Работа со смарт- доской ; Поиск и анализ информации по заданной теме Высказывание своей точки зрения, понимание значение знаний для человека |
Фронтальная | Задание №9.Найти, где чья мама? Вывод: Любить животных и заботиться о них. | ПУУД РУУД ЛУУД | ||
8 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Рабочая тетрадь( стр.50 №2) Инструкция к игре | Наблюдение, применение логических операций Поиск информации, установление аналогий | Индивидуальная Групповая | Задание №10.Обвести лишнее животное. Объяснить свой выбор Задание №11.Назвать больше диких животных. Следовать правилу: кто ошибётся , выбывает из игры. Вывод Животные делятся на две группы: дикие и домашние | РУУД КУУД ПУУД РУУД |
9 | Рефлексия Оценивание | Презентация ( слайд № 8 ) | Работа со смарт-доской Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | индивидуальный | Задание№12Показать своё настроение | РУУД |
Заключение.
Данная работа – проектирование урока построена с учетом методических рекомендаций и требований ФГОС НОО. Определены содержание и структура урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Окружающий мир» 2 класс под редакцией А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой.
Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике.
Поставленная цель проекта : «Разработка и реализация технологической карты урока по предмету «Окружающий мир» во 2 классе по теме «Домашние и дикие животные» на основе принципов системно - деятельностного подхода, направленная на организацию работы по созданию оптимальных условий для формирования у детей познавательного интереса к уроку» достигнута благодаря последовательному решению задач
- Изучение требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков в рамках реализации СДП.
12
2. Разработка структуры и определение содержания технологической карты урока окружающего мира во 2 классе по теме «Домашние и дикие животные» на основе УМК «Школа России». по учебнику 2 класс под редакцией Плешакова
4.Разработка системы творческих (исследовательских, познавательных, развивающих, комплексных, интегрированных) заданий к уроку для оценки УУД обучающихся.
5. Разработка дидактических материалов (презентация, рисунки детей) к уроку для оценки УУД обучающихся.
6. Проведение урока окр мира во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные» с использованием разработанных материалов и оценивание их эффективности . Данный проект может быть использован в работе учителя начальных классов .
Литература:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
2.Киплинг Р. Слонёнок и другие сказки.-М.: Эксмо,2011-80с.
3. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы – 2011. – № 10. – С. 8
4. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой – 2011. – № 12. – С. 12-18.
5. О введении федерального государственного стандарта начального общего образования : Беседа с Шмельковой Л.В., зам.начальника отдела развития системы ППК педагогических работников Департамента общего образования Минобрнауки РФ // Управление начальной школой. – 2011. – № 7. – С. 4-12.
6. Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения // Справочник заместителя директора школы. – 2011. – № 7. – С. 6-13. 13
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 215с. – (Стандарты второго поколения).
8. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120с. – (Стандарты второго поколения).
9. Презентация «Дикие и домашние животные» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru. – (Дата обращения: 05.02.2014)
10.Сабирзянова Р. Формирование УУД на уроках в начальной школе ( статья из журнала)/ Магариф.-2015-№10.-с.64-68
11. Технологическая карта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedsovet.ru. – (Дата обращения: 05.02.2014)
12. Феденко Л.Н. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: особенности и порядок введения // Справочник руководителя образовательного учреждения – 2011. – № 5. – С. 20-25.
13. Шмелькова Л.В., Спасская Е.Б. О готовности образовательных учреждений к введению ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. – № 8. – С. 6-18.
14
Приложение 1
1. Сказка «Кошка, которая гуляла сама по себе» Редьярда Киплинга - чудесная история о том, как дикие животные стали домашними и о хитрости дикой кошки. Очень умная женщина с небольшой помощью волшебства приручила животных, а кошке отказала. Сказка расскажет почему собака - наш первый друг, конь - наш первый слуга, корова - подательница хорошей еды, почему кошка ловит мышей и так любит детей.
Но и Кошка верна своему договору. Пока она в доме, она ловит мышей и ласкова с детьми, если только дети не слишком больно таскают ее за хвост. Но чуть улучит минуту, чуть настанет ночь и взойдет луна, сейчас же она говорит: "Я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе" – и бежит в чащу Дикого Леса, или влезает на мокрые Дикие Деревья, или взбирается на мокрые Дикие Крыши и дико машет своим диким хвостом.
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые правила для учителя при организации образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
В данной работе рассматриваются первые правила для учителя начальных классов при организации учебного процесса в рамках введения ФГОС НОО. Здесь вы найдте рекомендации по проектированию рабочей ...
Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.
Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...
"Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС"
Эффективность обучения зависит в большой степени от качества учебно- методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и го...
Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...
Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...
Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...
психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС
Рассматриваются цели, задачи и приорететные направления психологического сопровождения. Основные направления деятельности, виды работ, документация педагога-психолога....