Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО»
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Гимазутдинова Анджела Нафисовна

 

В проекте представлена разработка технологической карты во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные» на основе принципов системно -деятельностного подхода с учетом требований ФГОС НО

 Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями  ФГОС.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Технологическая карта урока может быть использована в практической деятельности педагогов и образовательного учреждения для решения задач, поставленных ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dom_zhivotnye.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования

                                         

Проект

   «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО»

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

по окружающему миру во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные»

Участник рабочей группы:

Гимазутдинова Анджела Нафисовна

                                       учитель начальных классов МБОУ

             « СОШ№171 с углублённым изучением

отдельных предметов»

Советского района города Казани

Научный руководитель:

                  Замалетдинова   Зальфира  Исхаковна

старший преподаватель ПМЦПКиППРО

 Проектная работа допущена к защите

                                                                                  Дата 29.10.2015

                                                                                       Казань-2015

                             

                                                                                 Аннотация

В проекте представлена разработка технологической карты во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные» на основе принципов системно -деятельностного подхода с учетом требований ФГОС НО

 Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями  ФГОС.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Технологическая карта урока может быть использована в практической деятельности педагогов и образовательного учреждения для решения задач, поставленных ФГОС.

                                                                        Актуальность проекта

Современный  ФГОС НОО предъявляет новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК. Разработка технологической карты в первую очередь связана с  готовностью педагога решать задачу формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Важно заметить, что технологическая карта урока является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.                                                                                               2

                                                                             Основная часть

Цель проекта: разработка и реализация технологической карты урока по предмету «Окружающий мир» во 2 классе по теме «Домашние и дикие животные» на основе принципов системно - деятельностного подхода, направленная на организацию работы по созданию оптимальных условий для формирования у детей познавательного интереса к уроку.

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков в рамках реализации СДП.

2. Разработать структуру и определить содержание технологической карты урока окружающего мира во 2 классе по теме «Домашние и дикие животные» на основе УМК «Школа России». по учебнику 2 класс под редакцией Плешакова

4.Разработать систему творческих (исследовательских, познавательных, развивающих, комплексных, интегрированных) заданий к уроку для оценки УУД обучающихся.

5. Разработать дидактические материалы (презентацию, рисунки детей) к уроку для оценки УУД обучающихся.

6. Провести урок окружающего мира во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные» с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность .

Цель урока:

 Уточнить и расширить представления учащихся о диких и домашних животных.

Задачи урока:

1.Развитие мышления, используя Сингапурские технологии для повышения эффективности работы на уроке .

2.Поиск и анализ информации по заданной теме.

3.Стимулировать у учащихся интерес к изучению животных.

4.Прививать любовь к животным .

 

                                                                                                                                                                                            3

                                                Планируемые результаты урока:
Предметные: 
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных;
• выделять характерные особенности домашних животных.
Метапредметные: 
Регулятивные: 
• контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
• принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные: 
• работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
• выполнять действия по образцу;
• задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;
• развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
• строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные: 
• развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре;
• развивать умение принимать коллективное решение.
                                                                                                                                                                                                       4

                                                                                                                                                                                               
Личностные: 
• осознание необходимости учения;
• работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
• учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
• работать над осознанием ответственности за общее дело;
• учиться выражать свое мнение.

                                                            Место и роль темы в курсе.

На изучение предмета «Окружающий мир» отводится 70 часов в год.

Данной теме 1 час. Осуществляется связь с предшествующим материалом «Дикорастущие и культурные растения» последующим материалом «Комнатные растения». Осуществляется связь с развитием речи, историей и изобразительным искусством. Уровень изучения и усвоения материала- урок «открытия» новых знаний.

                          Ресурсы

  • Книгопечатная продукция: 

-учебник «Окружающий мир» 2класс. Под редакцией А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой;

-рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 2 класс. Под редакцией А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой

-книга «Рассказы Киплинга» 

  • ИКС: компьютер, мультимедийный проектор, смарт-доска, презентация;
  • Дидактический материал :  карточки с рисунками детей, индивидуальные  оценочные карты, плакаты, фишки зелёного и синего цвета
  • Интернет-ресурсы:                                                                                                                                                         5        

-загадки о животных.- Режим доступа:http://ped-kopilka.ru- (Дата обращения: 26.10.2015).

-стихи для настроя на урок.- Режим доступа:http://ped-kopilka.ru, http:// - uchportal.ru.-(Дата обращения: 26.10.2015)

                                           Дидактический анализ и содержание материала

Задание № 1 «Две группы растений» направлено на проверку домашнего задания.

Оно формирует УУД:

Коммуникативные: работа в парах, обмен мнениями;

Регулятивные: оценивание друг друга.

Задание №2  « Отгадай загадки» направлено на постановку цели урока учащимися, мотивацию, актуализацию знаний.

Оно формирует УУД :

Познавательные : работа с информацией, выполнение логических операций, классификация ;

Регулитивные: умение находить сходства и различия объектов, делать выводы

 Личностные -  высказывание  своей точки зрения

Задания № 3 «Распредели по признакам»,

Задание №4 «Накрой нужной фишкой»

 Направлены  на  применение  знаний  и умений в новой  ситуации.

Они формируют УУД: Регулятивные: проявление инициативности, взаимопроверку ;

Коммуникативные: обмен мнениями, выработка навыков сотрудничества;

Познавательные :  классификация, использование знако-символических моделей, подведение под понятие.

Задание №5  « Рассказ» направлено на обобщение и систематизацию знаний.                                                                 6

Оно формирует УУД:

Познавательные: работа с информацией, обобщение знаний, установление аналогий;                                                    

Коммуникативные : речевая деятельность

Задания №6 «Польза домашних животных» с  использованием техники толстых и тонких вопросов  направлено на контроль усвоения.

 Оно формирует УУД:

Регулятивные: инициативность и самостоятельность, коррекция зананий;

Познавательные:обобщение

Задание№8 «Волшебная труба»

Задание №9 «Где чья мама?»   направлены на обобщение и систематизацию знаний.

Они формируются УУД

Познавательные:  классификация, установка аналогий;

Регулятивные:  применение учебной задачи;

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умение рассуждать, высказывание своего мнения ;

Личностные: высказывание  своей точки зрения, понимание значение знаний для человека.

Задание №10 направлено на контроль, коррекцию знаний.

 Оно формирует УУД

Познавательные: систематизация знаний, умение работать с дополнительными источниками;

Регулятивные:  самостоятельность, контроль, коррекция знаний;

Коммуникативные:  обмен мнениями.

Задание №11 направлено на контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Оно формирует УУД:

 Регулятивные: проявление инициативности ;

Коммуникативные: обмен мнениями, выработка навыков сотрудничества;

Познавательные:  классификация, подведение под понятие.                                                                                             7

Задание №12 направлено для рефлексии

Регулятивные: контроль и коррекция знаний  

                                                                                                                     

Условные обозначения УУД:

ПУУД- познавательные универсальные учебные действия;

КУУД- коммуникативные универсальные учебные действия;

РУУД- регулятивные универсальные учебные действия;

ЛУУД- личностные универсальные учебные действия.

Технологическая карта урока по окружающему миру(УМК «Школа России») во 2 классе по теме «Дикие и домашние животные»

N

п/п

Этап урока

и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

Содержание материала

Форми

руемые УУД

1.

Организационный момент

Сборник стихов, презентация (слайд1)

 

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Позитивный настрой на урок

Фронтальная

Настроить на получение новых знаний

ПУУД

2

Проверка домашнего задания

Рисунки культурных и дикорастущих растений; Индивидуальные оценочные карты

Плакаты «Культурные растения», «Дикорастущие растения»

Распределение растений по группам;

Оценка действий партнера в индивидуальной  оценочной карте

Распределение рисунков по   плакатам. Выбор из предложенного.

Работа в паре куиз-куиз-трейд (опроси-опроси-обменяйся)Сингапурская технология

Фронтальная работа Сингапурская технология

Задание №1.По рисунку угадать, к какой группе относится данное растение, обменяться с партнёром ,оценить его ответ в индивидуальной   оценочной карте  

Задание №1А. Прикрепить свой рисунок на соответствующий плакат

Вывод: Растения делятся на две группы: культурные и дикорастущие

КУУД

РУУД

3.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний

Интернет  Яндекс- браузер (8 загадок)

Презентация  (слайд2)

 Работа со смарт доской

Разгадывание загадок. Соотнесение к той или иной группе. Формулировка темы урока

Высказывание  своей точки зрения

Фронтальная

Задание№2.

Разгадывание загадок о диких и домашних животных .

Вывод: Животные делятся на две группы: дикие и домашние

ПУУД

РУУД

ЛУУД

4

Применение знаний и умений в новой ситуации

Презентация  (слайд3)

Работа со смарт доской.

Классификация животных по признакам  в два столбика

Фронтальная

 Задание№ 3

Распределение по признакам. 

Вывод: Животные делятся на две группы: дикие и домашние

РУУД

КУУД

ПУУД

4

Применение знаний и умений в новой ситуации

Учебник (стр.72)

 фишки зелёного и синего цвета

Классификация животных по признакам  в группы Взаимопроверка. Формулировка вывода

                                             

Работа в парах

Задание №4.Диких животных накрыть зелёной фишкой, домашних-синей.

.

Вывод: Животные делятся на две группы: дикие и домашние.

РУУД

ПУУД

КУУД

РУУД

5

Обобщение и систематизация знаний

Книга «Рассказы Киплинга»

Выступление ученика.

(постороение речевого высказывания) Обсуждение. Формулировка вывода

Фронтальная

Задание №5.Всегда ли животные были дикими и домашними? Для чего одомашнили некоторых животных?    

   Вывод: Домашние животные  жизненно необходимы человеку .              

ПУУД

КУУД

Презентация ( слайд№ 4  )

Соотношение, выбор Работа со смарт-доской

Формулировка вопросов

Фронтальная

Задание№6.Соотнесите животное  и то, что от них получает человек и задайте вопрос(техника толстых и тонких вопросов)

Вывод: Домашние животные  жизненно  необходимы человеку

ПУУД

РУУД

6

Физминутка

Презентация ( слайд№ 5  )

Повторение движений

Фронтальная

 Задание №7 Двухминутный активный отдых

РУУД

7

Обобщение и систематизация знаний

Презентация ( слайд№6   )

Работа со смарт-доской

Поиск  информации по заданной теме

Фронтальная

Задание №8.Как называется  домик животного?

Вывод: домики животных имеют свои названия

ПУУД

РУУД

Презентация ( слайд№7   )

Работа со смарт- доской ;

Поиск и анализ информации по заданной теме

Высказывание  своей точки зрения, понимание значение знаний для человека

 

Фронтальная

Задание №9.Найти, где чья мама?

Вывод: Любить животных и заботиться о них.

ПУУД

РУУД

ЛУУД

8

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Рабочая тетрадь( стр.50 №2)

Инструкция к игре

Наблюдение, применение логических операций

Поиск информации, установление аналогий 

Индивидуальная

Групповая

Задание №10.Обвести лишнее животное. Объяснить свой выбор

Задание №11.Назвать больше диких животных. Следовать правилу: кто ошибётся , выбывает из  игры.

Вывод Животные делятся на две группы: дикие и домашние

РУУД

КУУД

ПУУД

РУУД

9

Рефлексия

Оценивание

Презентация ( слайд № 8 )  

Работа со смарт-доской Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

индивидуальный

Задание№12Показать своё настроение

РУУД

                                                                                           

Заключение.

 Данная работа – проектирование урока  построена с учетом методических рекомендаций и требований ФГОС НОО. Определены содержание и структура урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Окружающий мир» 2 класс под редакцией А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой.

Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике.

Поставленная цель проекта : «Разработка и реализация технологической карты урока по предмету «Окружающий мир» во 2 классе по теме «Домашние и дикие животные» на основе принципов системно - деятельностного подхода, направленная на организацию работы по созданию оптимальных условий для формирования у детей познавательного интереса к уроку» достигнута благодаря последовательному решению задач

  1. Изучение требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков в рамках реализации СДП.                        

                                                                                                                                                                                      12

2. Разработка структуры и определение  содержания технологической карты урока окружающего мира во 2 классе по теме «Домашние и дикие животные» на основе УМК «Школа России». по учебнику 2 класс под редакцией Плешакова

4.Разработка системы творческих (исследовательских, познавательных, развивающих, комплексных, интегрированных) заданий к уроку для оценки УУД обучающихся.

5. Разработка дидактических материалов (презентация, рисунки детей) к уроку для оценки УУД обучающихся.                                                                                                                                                                                        

6. Проведение урока окр мира во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные» с использованием разработанных материалов и оценивание их эффективности . Данный проект может быть использован в работе  учителя начальных классов .

Литература:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.

2.Киплинг Р. Слонёнок и другие сказки.-М.: Эксмо,2011-80с.

3. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы – 2011. – № 10. – С. 8

4. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой – 2011. – № 12. – С. 12-18.

5. О введении федерального государственного стандарта начального общего образования : Беседа с Шмельковой Л.В., зам.начальника отдела развития системы ППК педагогических работников Департамента общего образования Минобрнауки РФ // Управление начальной школой. – 2011. – № 7. – С. 4-12.

6. Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения // Справочник заместителя директора школы. – 2011. – № 7. – С. 6-13.                                                                                                   13

7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 215с. – (Стандарты второго поколения).

8. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120с. – (Стандарты второго поколения).

9.​ Презентация «Дикие и домашние животные» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru. – (Дата обращения: 05.02.2014)

10.Сабирзянова Р. Формирование УУД на уроках в начальной школе ( статья из журнала)/ Магариф.-2015-№10.-с.64-68

11. Технологическая карта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedsovet.ru. – (Дата обращения: 05.02.2014)

12. Феденко Л.Н. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: особенности и порядок введения // Справочник руководителя образовательного учреждения – 2011. – № 5. – С. 20-25.

13. Шмелькова Л.В., Спасская Е.Б. О готовности образовательных учреждений к введению ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. – № 8. – С. 6-18.

                                                                                                                                                                               

                                                             14

                                                                                               Приложение 1

         1. Сказка «Кошка, которая гуляла сама по себе» Редьярда Киплинга - чудесная история о том, как дикие животные стали домашними и о хитрости дикой кошки. Очень умная женщина с небольшой помощью волшебства приручила животных, а кошке отказала. Сказка расскажет почему собака - наш первый друг, конь - наш первый слуга, корова - подательница хорошей еды, почему кошка ловит мышей и так любит детей.

Но и Кошка верна своему договору. Пока она в доме, она ловит мышей и ласкова с детьми, если только дети не слишком больно таскают ее за хвост. Но чуть улучит минуту, чуть настанет ночь и взойдет луна, сейчас же она говорит: "Я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе" – и бежит в чащу Дикого Леса, или влезает на мокрые Дикие Деревья, или взбирается на мокрые Дикие Крыши и дико машет своим диким хвостом.

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые правила для учителя при организации образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО

В данной работе рассматриваются первые правила для учителя начальных классов при организации учебного процесса в рамках введения ФГОС НОО. Здесь вы найдте рекомендации по проектированию рабочей ...

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.

Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...

"Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС"

Эффективность обучения зависит в большой степени от качества учебно- методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и го...

Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся

В условиях  введения Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...

Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...

Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...

психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС

Рассматриваются цели, задачи и приорететные направления психологического сопровождения.  Основные направления деятельности, виды работ, документация педагога-психолога....