Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения
статья
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология развития критического мышления. Она формирует коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Статья из опыта работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bikkinina_r.r.docx | 178.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение
«Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Выступление
на августовских секционных занятиях учителей начальных классов
Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения
ФГОС второго поколения
Подготовила Биккинина Р.Р.,
учитель начальных классов
МОУ «Лямбирская СОШ №2»
Лямбирь, 2016
“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.
Эдисон
Педагогическая деятельность, при всём её творческом характере, технологична, а значит должна строиться не только на вдохновении учителя, но и на определённых алгоритмах, циклах, модулях, т.е. всём том, что позволяет учителю “конструировать” образовательный процесс не “вообще”, а применительно к его целям, задачам и условиям. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения прописан перечень рекомендованных для учителя педагогических технологий:
- развивающее обучение;
- коллективная система обучения (КСО);
- технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
- исследовательские и проектные методы;
- технология модульного и блочно-модульного обучения;
- технология “дебаты”;
- технология развития критического мышления;
- лекционно-семинарская система обучения;
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- обучение в сотрудничестве;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки “портфолио”;
- технологии интерактивного и дистанционного обучения
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Например, еще в начале двадцатого века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…».
Поэтому, одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология развития критического мышления. Она формирует коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
"Критическое мышление" - это технология, которая дает освоение нового способа познания. Технология КМ представляет собой систему методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:
- умение работать с большим объёмом информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение;
- умение выражать свои мысли ясно и уверенно;
- умение обосновывать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
-умение сотрудничать и работать в группе и др.
Технология развития критического мышления разработана американскими учёными Чарльзом Темплом, Куртом Мередитом и Джинни Стил. Адаптирована к российской образовательной системе Ириной Муштавинской (кандидат педагогических наук), Игорем Загашевым (кандидат педагогических наук), Сергеем Заир-Беком (кандидат педагогических наук, исполнительный директор программы развития критического мышления посредством чтения и письма).
Теории, на которых базируется ТРКМ (технология развития критического мышления):
1. Конструктивизм – развитие осуществляется в процессе активного конструирования знания субьектом обучения.
2. Теория схем – ученик в процессе познания видоизменяет, модифицирует свои схемы, представления. Значит необходимо развивать умение осознавать эти схемы, работать с ними.
3. Ответный критицизм читателя - для осмысления текста учащимся необходимо озвучивать своё мнение, самим конструировать смысл сообщения.
4. Метокогнитивное обучение - процесс познания должен быть осознанным. Эта осознанность осуществляется в виде рисунков, графиков, проговаривания.
В технологии развития критического мышления существуют три основные стадии, которые соответствуют трём компонентам обучения, выделенным Ж.Пиаже и его последователями: вызов, осмысление, рефлексия.
1 стадия – "Вызов".
Обучающийся вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает пред положения), систематизирует информацию для изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответ. Стадия вызова включает:
- актуализацию имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новых знаний;
- постановку учеником собственных целей обучения.
- Возможные методы и приёмы (составление "списка" известной информации):
- а) рассказ-предложение по ключевым словам;
- б) графическая систематизация материала (кластеры, таблицы).
- в) верные (неверные) утверждения;
- г) перепутанные логические цепочки.
- Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.
2 стадия "Осмысление"
- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей;
- Обучающийся читает (слушает) текст, делает пометки на полях или ведёт записи.
- Методы активного чтения:
- а) маркировка с использованием значков "+", "-", " " (по мере чтения их ставят на полях справа).
- б) ведение двойного дневника, поиск ответов вопросы, которые были поставлены на стадии вызова.
- стадия" Рефлексия".
- размышление рождение нового знания;
- постановку новых целей обучения.
- Обучающиеся соотносят "новую" информацию со" старой".
Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Приём "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Приём Инсерт (insert)
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
«Улей».
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Цель работы в группах:
- обучение умениям общаться, используя материал изучаемого предмета
- обучение умениям извлекать и преобразовывать информацию, полученную из источника
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Группы учеников распределяются. Выполняют упражнение учебника. Наблюдают, делают выводы - когда в предложениях с однородными членами ставится запятая, а когда нет. Ищут правильное решение поставленной задачи, работая с источником – книгой. Работа в группе, распределение обязанностей и организация работы лидером группы.
Приём «Синквейн»
это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – ассоциация или синоним, обобщающий и расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
АМО «Мухомор»
Цель: оценить собственный вклад в работу группы, индивидуальной работы на каждом этапе урока,
Материал: Лист самооценки урока, на котором изображён круг, разделённый на секторы по плану урока
Проведение:
Ответить на вопрос: «Насколько я доволен своей работой в группе»
Алгоритм формирования критического мышления
1.Какова цель?
2.Что известно?
3.Что делать?
4.Достигнута ли цель?
Результаты введения ФГОС второго поколения:
для родителей: повысилась заинтересованность в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.
Интернет ресурсы:
- http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.
- http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.
- http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения
- http://summercamp.ru/%D0%9E%D0%B1%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
5. http://festival.1september.ru/articles/655434/
6.http://videouroki.net/razrabotki/tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Реализация современных педагогических технологий с применением электронных образовательных ресурсов и ИКТ в учебном процессе"
В этом докладе на выступлении заседания МО я поделилась своим опытом применения электронных ресурсов и ИКТ в процессе обучения на разных его этапах....
Современные образовательные технологии- инструмент повышения эффективности образовательного процесса!
В статье дан обзор современным образовательным технологиям. Технология развития критического мышления, педагогическая мастерская, технология диалогового взаимодействия, которые ориентированы на развит...
Педагогический проект «Использование современных мультимедийных технологий для повышения эффективности уроков в начальной школе»
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное ра...
«Роль здоровьесберегающих технологий в повышении эффективности образовательного процесса»
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства....
Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы.
Выступление на методическом объединении на тему "Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы" плюс презентация к док...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
«Использование современных образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках»
Конкурс "Учитель года". Методическая мастерская....