"Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС"
статья ( класс) на тему
Эффективность обучения зависит в большой степени от качества учебно- методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_sredstv_obucheniya.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС.
Эффективность обучения зависит в большой степени от качества учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и государства. В распоряжении учителя находятся различные материальные средства, призванные помогать ему в организации и проведении учебно-воспитательного процесса. Успех в обучении во многом определяется умением учителя методически правильно пользоваться средствами обучения.
Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Современная система средств обучения обеспечивает выполнение требований ФГОС нового поколения, является составной частью всех уровней информационной образовательной среды. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы невозможно без комплексного использования в образовательном процессе всей совокупности существующих средств обучения – как традиционных, так и функционирующих на базе цифровых технологий.
Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Кроме компьютеров, которые дают возможность смоделировать многие процессы и тем самым позволяет на практике реализовать знания учащихся, это: цифровые проекторы - для отображения компьютерной информации и видео; интерактивные доски - возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные материалы, цифровые лаборатории по естественным наукам - возможность организовать большое число исследовательских работ, цифровой микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, а также их хранения, в том числе в форме цифровой видеозаписи и т.д..
Именно современные средства обучения создают условия образовательной среды для успешного развития школьника, благодаря их использованию более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что главным дидактическим назначением средств является ускорение процесса усвоения учебного материала учащимися.
Методика преподавания любого предмета предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения:
-печатных (учебников и учебных пособий, книг для чтения, хрестоматий, рабочих тетрадей, атласов, раздаточного материала и т.д.);
-электронных образовательных ресурсов (часто так называемых образовательных мультимедиа: мультимедийных учебников, сетевых образовательных ресурсов, мультимедийных универсальных энциклопедий и т.п.);
-аудиовизуальных (слайдов, слайд-фильмов, образовательных видеофильмов, учебных кинофильмов, учебных фильмов на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.);
-наглядных плоскостных (плакатов, настенных карт, настенных иллюстраций, магнитных досок);
-демонстрационных (гербариев, муляжей, макетов, стендов, моделей в разрезе, демонстрационных моделей)
Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной подготовки плана (сценария) каждого урока. Для этого необходимы знания о принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны выполнять:
.Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).
.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
.Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.
Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего, считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность учащегося.
Виды средств обучения достаточно разнообразны, на их совершенствование влияет развитие науки и техники . В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала. Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.
В нашей школе, как и во многих других, появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с поставкой в рамках модернизации интерактивных досок и мультимедийных проекторов для оборудования кабинетов, в которых учителя могут проводить интерактивные уроки.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Чтобы начать работу на компьютере, достаточно только прикоснуться к поверхности доски.
Возможности доски настолько большие, насколько велики возможности компьютера в учебном процессе. Начальные классы – не исключение. Доска – удобное, приспособленное для работы с аудиторией средство отображения.
Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для обучающегося. Она не конкурирует с традиционными формами преподавания.
Ее цель - объединить все эти формы преподавания. Использование интерактивной технологии (обучение во взаимодействии) позволяет решить поставленные задачи для развития творческого мышления и умения аргументировать свои доводы, необходимые для решения любых проблем.
Основная идея технологии создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе!
Учитывая психологические, типологические и возрастные особенности младших школьников, на уроке должны использоваться разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания, сопровождаемые красочными иллюстрациями и музыкой.
Внедрение интерактивных средств обучения позволяет:
- сменить пассивную позицию обучающегося на совместную деятельность, сотрудничество;
- обеспечить развитие у обучающихся более глубокого подхода к обучению;
- увеличить объем выполненных на уроке заданий;
- расширить информационные потоки;
- повысить качество образования в условиях реализации ФГОС.
Преимущества интерактивной доски
- Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней
- Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране.
- Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определённым признакам.
- Возможность использования ярких иллюстраций, которые помогают понять незнакомое слово
- Возможность вынести ключи решений на доску.
- Материалы к уроку можно приготовить заранее – это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся интересными и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске.
Учебный материал предстает для детей как система ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде.
Очень интересно проходят уроки обучения грамоте, русского языка и литературного чтения. Мы заранее подготавливаем презентацию по теме урока.
В презентациях мы используем диагностическое и коррекционное тестирование, визуальный контроль над усвоением учебного материала и выдачу ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.
Не менее увлекательны уроки математики. Возможности интерактивной доски можно использовать на различных этапах урока.
Для нас с вами не секрет, что есть такие предметы, требующие дополнительных средств обучения. Одного рассказа учителя и учебника будет недостаточно. К таким школьным предметам относятся уроки окружающего мира (истории, биологии). Здесь на помощь приходят компьютер и интерактивная доска с их неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует учительский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновеннее растения и животных, отправиться в увлекательное путешествие в далекое прошлое.
Конечно, нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к темам урока. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Ребята активно помогают в поиске информации.
В состав программного обеспечения интерактивной доски входит коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), относящихся к различным областям знаний. Галерея ЦОР расширяет возможности подготовки презентаций к урокам.
Недостатки интерактивной доски
- 1. Наличие нескольких разных типов интерактивных досок
- 2. Наличие чисто технических проблем.
- 3. Временные затраты на подготовку урока очень велики.
- 4. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Возможности применения ИД:
- Разнообразные упражнения и игры;
- Составление своего собственного теста:;
- Словарь;
- Интерактивные произносительные упражнения;
- Оценка упражнений компьютером с выдачей ошибок;
- С помощью маркера можно выделить части упражнения на которые нужно обратить внимание;
- Распечатка выполненного упражнения и т. д.
Использование ИД на уроке способствует:
- Заинтересованности обучающихся в использовании ИД
-Повышению качества обученности обучающихся
- Развитию самостоятельности
- Повышению мотивации к изучению предмета
- Эффективному усвоению учебного материала
- Вносит элемент новизны
- Радости познания и т.
Работа с ИД делает урок интересным; учащихся, желающих работать у доски, всегда много. Ребенок не просто видит то, что происходит на экране, он САМ участвует в процессе. Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности на уроке-лекции, уроке-игре и т.д.
Таким образом, объяснение материала с использованием интерактивной доски позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Действия учителя на доске буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все.
Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»
Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...
Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...
Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО»
В проекте представлена разработка технологической карты во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные» на основе принципов системно -деятельностного подхода с учетом требований ФГОС...
Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...
психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС
Рассматриваются цели, задачи и приорететные направления психологического сопровождения. Основные направления деятельности, виды работ, документация педагога-психолога....