Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
учебно-методический материал по теме

Жидкова Наталья Ивановна

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Павлово

        Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

в условиях внедрения ФГОС

                                                                  Педагог- психолог

        Жидкова Наталья Ивановна

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса

   Слайд 2.   Роль психолога  в  условиях  введения  новых  образовательных  стандартов заключается в:

  1. сохранении и укреплении психологического здоровья обучающихся;
  2. создание  мониторинга возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  3. формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

         В школе появляется психологический мониторинг – это абсолютно новая задача, для нее НЕ существует готового инструментария.

Как и всем учителям, педагогу-психологу необходимо разрабатывать СВОЮ программу сопровождения всего учебного процесса.

     

Слайд 3, 4.   В условиях внедрения ФГОС НОО в деятельности психологов ОУ появляются следующие проблемы:

  1. Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного  развития обучающихся начальной школы.
  3. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности  УУД у детей младшего школьного возраста.
  4. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.

     Слайд 5.       В концепцию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса МБОУ СОШ № 1 г. Павлово  входит цель:

создание системы социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивости мотивации познания; для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного пространства в системе ФГОС.

Слайд 6. В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  1. систематически отслеживать психолого-педагогический статус младшего школьника и динамику его         психологического развития в процессе обучения;
  1. способствовать обеспечению психологически комфортного климата в школьном  коллективе (ученик-учитель-родители) в условиях перехода на новые образовательные стандарты;
  2. помогать участникам образовательного процесса в решении проблем, возникающих в период реализации ФГОС;
  3. составить пакет методических материалов по психологическому сопровождению младших школьников – диагностике, разработке индивидуального образовательного маршрута по результатам диагностики;
  4. подобрать пакет материалов по работе с педагогами;

подобрать методические материалы по работе с родителями

Новизна данной технологии  заключается в том, что, опираясь на концепцию, описанную в учебно-методическом пособии С. С Столяровой  и собственные авторские разработки, я предлагаю систему работы по психолого-педагогическому сопровождению всех участников образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС.

Слайд 7. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МБОУ СОШ № 1 г. Павлово можно посмотреть на слайде наглядно

   Слайд 8.    Основными  направления психологического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО в МБОУ СОШ № 1 г. Павлово являются:

  1. Диагностико-коррекционная работа: 
  2. Изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
  3. Формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника;
  4. Разработка рекомендаций, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Слайд 9. Психопрофилактическая работа: 

  1. выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
  2. предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень

Слайд 10. Психологическая экспертиза образовательных и учебных программ, проектов

образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов

образовательного учреждения.

Слайд 11. Психологическое консультирование: помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое   просвещение: приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

  

Слайд 12. Психолого - педагогическое  сопровождение обеспечивает сформированность универсальных учебных действий обучающихся  на каждом возрастном этапе:

I этап (0 класс). Школа будущего первоклассника по авторской программе      

«Предшкольная пора» (авторы: Жидкова Н.И., Панина Л.В., Киреева О.В., Кузьминова    

Н.В). Ноябрь- февраль.

В рамках этого этапа осуществляется:

  1. Развивающая, психо-коррекционная работа педагога-психолога  с будущими первоклассниками в разделе  «Познаю других людей, себя и мир, в котором я живу». Тематическое планирование раздела представлено .

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (общая экспресс-диагностика, индивидуальная работа с обучающимися) .

  1. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников по темам:

Темы занятий

Кол-во часов

1.Особенности развития детей 6 – 7-летнего возраста

1

2.Роль семьи в нравственно-волевой подготовке ребенка к школьному обучению.

1

3.Ведущие мотивы поведения и отношений.

1

4.Взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми.

1

  1. По окончании работы школы будущего первоклассника составлен мониторинг развития познавательно – психических процессов за время пребывания в школе, отмечен уровень развития коммуникативных навыков детей. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников носит  на данном этапе общий ознакомительный характер. Работа с родителями позволила определить направления работы внеурочной деятельности, уровень ознакомления родителей с задачами  современного образования.

Слайд 13, 14.  II этап – первичная адаптация первоклассников к школе.

В рамках данных  этапов осуществляются следующие виды работ:

          Работа по данному плану проводится  с обучающимися 1 классов  и в 2012-13 учебном году с последующим анализом и рекомендациями.

На основе проделанной работы второго этапа  выделяется «группа риска», сопровождение одаренных учащихся, и организация индивидуальной  или групповой коррекционно-развивающей работы.

  1. Для дополнительного развития обучающихся в работе использую программу «Интеллектика» (автор А.З. Зак). Интеллектуально- развивающие занятия также используются для повышения готовности к обучению в средней школе.

  1. Коррекционно- развивающие занятия  И. В.Данилова  «Система упражнений: развитие навыков учебной деятельности младших школьников) помогают в коррекции и совершенствовании навыков учебной деятельности младших школьников.

  1. Во внеурочной деятельности использую программу «Приглашение в мир общения» Н. В. Пилипко, которая позволяет развивать у всех детей психологическую компетентность, коммуникативные навыки, самопринятие, даёт опыт общения в и группе и коллективе, расширяет словарный запас в области чувств и эмоций, развивает уверенность в себе, своих силах, позволяет научиться лучше понимать себя и других. Эту программу рекомендую использовать педагогам нашей школы на своих занятиях.

  1. Проводятся  консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. Выступления на родительских собраниях на темы:

- «Особенности развития детей 6 – 7-летнего возраста»,

- «Трудности адаптационного периода первоклассников»,

-«Значение эмоций  для формирования положительного взаимодействия  ребёнка с окружающим   миром. Режим первоклассника».

  1. Проводятся  групповые и индивидуальные  консультации педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом, мониторинги профессиональной компетентности учителя.

  1. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми, просвещение   по вопросам индивидуальных и возрастных обучающихся (выступление на заседании ШМО учителей начальных классов).

  1. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психолога и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

 

Слайд 15. III этап –  продолжение психолого-педагогической  работы со школьниками.

      Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса (промежуточная и итоговая диагностика) и предполагает следующее:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.  Составляется технологическая карта сформированности личностных УУД обучающихся ( Слайд 16).

Примерная  технологическая карта составляется и на других этапах обучения, но согласно намеченным методикам плана.

  1. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
  2. Просвещение и консультирование педагогов. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации. Рекомендации в виде  «Педагогических рецептов».
  3. Семинарские занятия с учителями начальных классов и педагогами - предметниками по преодолению психологических барьеров - ШПГ (школа психологической грамотности), анализ педагогических ситуаций, связанных с реализацией новых стандартов.
  4. Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении по ранее обозначенным программам. Выявление детей  с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.
  5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

Слайд 17. IVэтап (2 - 3  класс).Дальнейшее отслеживание УУД.

Vэтап (4 класс). Сопровождение в рамках подготовки к переходу в среднее звено. Соответствие  обучающегося критериям «портрета» ученика по новым стандартам
        

Слайд 18, 19

         На встречах с педагогами  в виде тренингов, дискуссий, круглых столов обсуждаются следующие темы:

  1. Конфликты и пути выходы из конфликтов
  2. Индивидуальные различия детей.
  3. Особенности возраста ребенка.
  4. Регулятивные компетенции ребенка: Самоконтроль. Самоорганизация. Произвольность.
  5. Коммуникативные компетенции ребенка: Навыки общения. Умение слушать. Навыки сотрудничества. Навыки разрешения конфликтов. Навыки совместной деятельности. Толерантность.
  6. Когнитивные компетенции учащихся: (умение учиться)
  7. Работа с детьми с индивидуальными психологическими особенностями (тревожность, агрессивность, СДВГ, леворукость, медлительность)
  8. Как привлечь родителей на собрание? Формы и методы работы с родителями.
  9. Работа с диадой «ребенок - родитель» (Совместные занятия с родителями).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна

Слайд 2

сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

Слайд 3

Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся начальной школы.

Слайд 4

Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей младшего школьного возраста. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.

Слайд 5

Создание системы социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивости мотивации познания

Слайд 6

Систематически отслеживать психолого-педагогический статус младшего школьника и динамику его психологического развития в процессе обучения; Способствовать обеспечению психологически комфортного климата в школьном коллективе (ученик-учитель-родители) в условиях перехода на новые образовательные стандарты; Помогать участникам образовательного процесса в решении проблем, возникающих в период реализации ФГОС;

Слайд 8

Диагностико-коррекционная работа: Изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); Формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника; Разработка рекомендаций, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Слайд 9

Формы психолого-педагогического сопровождения : Психопрофилактическая работа: выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень

Слайд 10

Формы психолого-педагогического сопровождения : Психологическая экспертиза образовательных и учебных программ, проектов образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Слайд 11

Формы психолого-педагогического сопровождения : Психологическое консультирование : помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Психологическое просвещение: приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Слайд 12

I этап (0 класс). Школа будущего первоклассника Развивающая, психо-коррекционная работа педагога-психолога с будущими первоклассниками в разделе «Познаю других людей, себя и мир, в котором я живу». Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (общая экспресс-диагностика, индивидуальная работа с обучающимися). Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников по темам

Слайд 13

II этап – первичная адаптация первоклассников к школе.

Слайд 14

Проводятся консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. Выступления на родительских собраниях на темы: - «Особенности развития детей 6 – 7-летнего возраста», - «Трудности адаптационного периода первоклассников», -«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Режим первоклассника». Проводятся групповые и индивидуальные консультации педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом,мониторинги профессиональной компетентности учителя. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми, просвещение по вопросам индивидуальных и возрастных обучающихся (выступление на заседании ШМО учителей начальных классов).

Слайд 15

III этап – продолжение психолого-педагогической работы со школьниками. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Составляется технологическая карта сформированности личностных УУД обучающихся. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики. Просвещение и консультирование педагогов. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации. Рекомендации в виде «Педагогических рецептов». Семинарские занятия с учителями начальных классов и педагогами - предметниками по преодолению психологических барьеров - ШПГ (школа психологической грамотности), анализ педагогических ситуаций, связанных с реализацией новых стандартов.

Слайд 17

IV этап (2 - 3 класс).Дальнейшее отслеживание УУД. V этап (4 класс). Сопровождение в рамках подготовки к переходу в среднее звено. Соответствие обучающегося критериям «портрета» ученика по новым стандартам.

Слайд 19

Темы для обсуждения с педагогами и родителями: Конфликты и пути выходы из конфликтов Индивидуальные различия детей. Особенности возраста ребенка. Регулятивные компетенции ребенка: Самоконтроль. Самоорганизация. Произвольность. Коммуникативные компетенции ребенка: Навыки общения. Умение слушать. Навыки сотрудничества. Навыки разрешения конфликтов. Навыки совместной деятельности. Толерантность. Когнитивные компетенции учащихся: (умение учиться) Работа с детьми с индивидуальными психологическими особенностями (тревожность, агрессивность, СДВГ, леворукость, медлительность) Как привлечь родителей на собрание? Формы и методы работы с родителями. Работа с диадой «ребенок - родитель» (Совместные занятия с родителями).

Слайд 20

Список литературы: Еделева Е. Г., Еременко Н. А., Шилова О. В. «Методы изучения УУД младших школьников. Методические рекомендации для педагогов- психологов и учителей начальных классов/Нижегородский институт развития образования.Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2012. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., 2001. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ.канд. пед. наук. Барнаул, 2003. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 2004. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 2000. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 2003. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 2006. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”» http://www.proshkolu.ru/user/yfnfkmzg/ http://metodsovet.su/ http://psischool.ucoz.ru/index/uchashhimsja/0-9 http://www.zavuch.info/methodlib/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение в деятельности участников образовательного процесса при внедрении ФГОС

Презентация, содержащая сранение в деятельности участников образовательного процесса до внедрения новых ФГОС и после....

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

Презентация знакомит с системой психолого-педагогическое сопровождение образовательного процессав условиях внедрения ФГОС...

Выступление на педагогическом совете.Понятие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Основным моментом модернизации современной системы образования по ФГОС, является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредство...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО ОВЗ.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...

Мои приоритеты в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса – это целостная, системно организованная деятельность в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические усл...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОС  НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, Презентацию подготовила: учитель начальных классов, Козлова Кристина Степано...