Если в классе агрессия.
методическая разработка (4 класс)
Причины агрессивного поведения детей, рекомендации педагогам начальной школы по работе с агрессивными детьми, профилактика агрессивности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации педагогам | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время тема агрессивности в школе стала актуальной, так как число детей с агрессивным поведением не снижается, а растет с каждым годом, при этом увеличивается количество агрессивных детей и в начальной школе.
Практически в каждом классе встречается ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на других, обзывает и бьет их, намеренно употребляет грубые выражения, не может себя контролировать, изводит других детей, мешает образовательному процессу.
Из-за плохого поведения на уроке начинаются проблемы в отношениях с учителем- не выполняет требования учителя, протестует, намеренно нарушает дисциплину, при этом отрицательно влияет на других детей.
В чем причина агрессивности детей? Почему в детях столько злости, негодования? Агрессивного, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако, не нужно забывать о том, что агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке, понимании, помощи и поддержке взрослых, потому что агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее вокруг него. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. И эта проблема для него неразрешима, ведь такие дети не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир настроен против них. Получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Главная задача педагога заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Одной из причин агрессивности ребенка -нарушенные детско-родительские отношения, безучастность родителей, которая способствует развитию у ребенка уверенности, что его не любят. “Как стать любимым и нужным” — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человеком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.
Не умение, не желание взаимодействовать, устанавливать контакт со сверстниками, идти на компромисс также может являться причиной агрессивности ребенка.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание, он чувствует негативное отношение окружающих. В действительности это попытка завоевать свое “место под солнцем”. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно взаимодействовать, бороться за выживание в этом мире, как защитить себя.
Для успешного взаимодействия с агрессивным ребенком педагогу в первую очередь необходимо установить с ним доброжелательные отношения. Важно сохранять уважительное отношение к личности ребенка, веру в его силы и возможности. Необходимо понять ребенка, заглянуть в его внутренний мир, проникнуться его чувствами, переживаниями.
В момент особенно интенсивного агрессивного состояния таких детей можно использовать следующие приемы:
−просить ребенка подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться;
- прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти;
-предложить написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать листок со словами;
−переключить внимание ребенка на какое-либо задание («Помоги мне, пожалуйста, снять с полки…», «Помоги мне, пожалуйста, расставить книжки.» и т.д.);
− совместно с ребенком найти в случившемся положительные стороны.
Также педагогу необходимо соблюдать ряд правил:
- Сохранять спокойный эмоциональный тон. Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.
- Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.
- Обсуждать поведение только после успокоения.
-Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.
- Учить нести ответственность за свои поступки.
- Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.
- Никогда не позволять себе оскорблять ребенка.
- Хвалить за позитивные поступки для закрепления нового положительного стиля поведения.
- Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
- Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.
Способов много. Маленьким агрессорам нужно ваше понимание, совет, готовность помочь, а не гнев и наказания.
Можно предложить агрессивному ребенку фиксировать положительные поступки и достижения, которых удалось добиться за неделю, вместо того, чтобы помнить о своих ошибках, промахах и неудачах – «Копилка хороших результатов»-
1. Подумай и мысленно вспомни день за днем обо всех хороших поступках.
2. Возьми лист бумаги и запиши три хороших поступка, самые значимые для тебя.
3. А теперь похвали себя, выразив это в одном предложении. (Например: «Игорь, ты на самом деле здорово это сделал!» или «У меня действительно хорошо это получилось!»). Запиши свое высказывание на свой лист с хорошими поступками цветными карандашами.
Во внеурочной деятельности для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки, сплочению коллектива. Также можно использовать ролевые игры, элементы тренинга, на которых обучить детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Такие занятия полезны не только агрессивным детям, но и детям, которые не имеют данной проблемы - они помогают ребенку успокоиться, скорректировать свое поведение и способствуют изменению своего отношения к сверстникам, окружающим.
Так например, работе со всем классом на занятии «Мой внутренний мир», предложить детям выполнить упражнения, направленные на развитие произвольной регуляции поведения, обеспечение усвоения детьми моделей оптимального поведения в различных ситуациях
Упражнение «Хвасталки».
Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.
Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. Необходимо, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое достижение. Ученик, которому я расскажу об этом успехе, скажет: «Я рад за тебя.» Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру дальше.
Упражнение «Противоположное качество»
Детям предлагается назвать противоположные качества – дружба, щедрость, доброта, честность, забота, внимание и т.д.
Необходимо охарактеризовать каждое качество.
Ребенок может привести примеры из собственной жизни, когда он проявлял, то или иное качество.
Упражнение «Продолжи сказку»
Предложить детям продолжить сказку, придумать счастливый конец.
«Жили-были Мишка-Топтышка и Зайка-Попрыгайка. Они всегда вместе гуляли и играли. Зайка-Попрыгайка собирал для своего друга самую вкусную землянику на полянке, а потом угощал ею Мишку-Топтышку. Тот знал много веселых игр, в которые они вместе с Зайкой-Попрыгайкой любили играть. Но вот однажды Мишке-Топтышке подарили красивую и дорогую игрушку, и он не захотел ей ни с кем делиться. Тогда Зайка-Попрыгайка…
Необходимо обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
“Придумай добрый конец”.
Учитель читает детям рассказ и просит придумать доброе окончание. “В одном классе учился мальчик, который был очень-очень злой. Он всех обижал и не давал покоя ни детям, ни взрослым. Но однажды…
Игра “Волшебные заросли”
Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми “волшебными водорослями” – всеми остальными участниками. “Водоросли” знают и понимают только хорошие слова и не приемлют силы и жестокости. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить “водорослей” пропустить его в центр круга. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет.
Работа с родителями
Одному педагогу сложно работать с проблемой агрессивного поведения у детей, поэтому необходимо работать с родителями. Проводить родительские собрания, беседы на темы: «Что такое «агрессивность», «Как общаться с агрессивными ребенком», «Способы преодоления агрессии у младших школьников» и др. При этом, необходимо помнить, что на родительском собрании нельзя говорить о поведении конкретных детей, не переводить собрание в судебное заседание.
При индивидуальном общении с родителями агрессивных детей не использовать обвиняющих высказываний, а показывать свою обеспокоенность агрессивностью ребенка, демонстрируя родителю вашу заинтересованность и желание помочь.
Правильно выбранный стиль взаимоотношений педагога, родителей поможет скорректировать поведение школьника.
Список используемой литературы
1. Агрессия у детей и подростков /Под ред. Н. М. Платоновой, СПб., 2004
2. Агрессия: причины, следствия, контроль /Л. Барковец, СПб.: Прайм, 2001
3. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / авт. –сост. М. Ю. Михайлина – Волгоград: Учитель, 2009
4. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция / Долгова А.Г., М.: Генезис, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребёнку с нарушением поведения ,если я него проявляется физическая агрессия?
Педагоги часто в школьной деятельности сталкиваются с детьми агрессивными,. Что делать?Помогать ребёнку находить решение выхода из проблемной ситуации....
Родительское собрание в начальных классах:«Агрессия: причины и профилактика»
Родительское собрание в начальных классах:«Агрессия: причины и профилактика»...
Конспект литературного чтения. С.В.Михалков Если. 3 класс.
Тема: С. В. Михалков «Если»Цель: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалкова; совершенствовать навык чтения, умения формулировать вопр...
Конспект урока по литературному чтению "С. Михалков .Если" (3 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Михалков . Если". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России&quo...
Конспект урока "С. Михалков «Если»" (3 класс, УМК "Школа России)
Тема урока: С. Михалков «Если»Цели урока: работать над техникой и выразительностью чтения, развивать воображение, логическое мышление, обучать правильному построению ответов на поставленны...
Конспект урока "С.В. Михалков "Если"" 3 класс
Дата: 09.04.19...
С.В.Михалков "Если". 3 класс
Технологическая карта урока.3 класс. Школа России....