Родительское собрание в начальных классах:«Агрессия: причины и профилактика»
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rod.sobr_.13-14g.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №1.ст. Змейская
Родительское собрание в начальных классах:«Агрессия: причины и профилактика»
( с презентацией)
Учитель начальных классов
Саракаева Л.В.
2013-2014уч.гг.
Цель: вооружение родителей знаниями о видах и причинах агрессии, способах ее профилактики
(слайд 1)«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим
средством он руководствуется от собственной душевной боли»
Эрих Фромм
1.Вступительное слово.
Добрый день! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, компьютеров.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Её проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Её проявляют даже малыши. Как бороться с проявлениями агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Но сначала я хочу прочитать вам притчу "Бабочка»
В далёкой стране жил мудрец, который мог справедливо рассудить любой спор, любое разногласие, все, кто к нему обращались, уходили от него удовлетворёнными. Слава о мудреце разнеслась по всей земле.
Один человек, очень злой и завистливый, решил опозорить мудреца. Он сказал своему приятелю: «Хочешь, я посрамлю мудреца? Я поймаю бабочку и спрячу её в своих ладонях. Когда мы придём к мудрецу, я спрошу у него, что у меня в ладонях - живое или неживое. Если он скажет: «Живое», я бабочку незаметно раздавлю, а если он скажет: «Неживое», я выпущу бабочку на волю». Пришли они к мудрецу, и человек спросил: «Что у меня: живое и ли неживое?» «Всё в твоих руках», - ответил мудрец.
Ребёнок, которого мы воспитываем, тоже находится в наших руках, и от нас зависит, что и кто из наших рук выйдет в жизнь.
2.Что такое агрессия?(слайд 2)
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия - (лат.) - означает «нападение», «приступ». Агрессия -' деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в
обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающий у них
психологический дискомфорт.
(слайд 2) Виды агрессии:
- Физическая: использование физической силы против другого лица.
- Косвенная: действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.)
- Вербальная: выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань)
Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы, считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорблений, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.
3. Причины детской агрессии (слайд 3)
Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, их можно разделить на несколько групп:
1.Семейные
1.1 .Неприятие детей родителями
Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации
1.2. Безразличие или враждебность со стороны родителей
1.3.Разрушение эмоциональных связей в семье
Супруги сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми.
1.4.Неуважение к личности ребенка
Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями.
1.5.Чрезмерный контроль или отсутствие его
Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.
1.6.Жестокий характер матери или отца
Родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.
1.7.Запрет на физическую активность
Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.
1.8.Отказ в праве на личную свободу
Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.
2.Личные
2.1.Подсознательное ожидание опасности
Чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека.
2.2.Неуверенность в собственной безопасности
Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность.
2.3.Личный отрицательный опыт
2. 4.Эмоциональная нестабильность
До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется.
2.5. Недовольство собой
Вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других.
2. 6.Повышенная раздражительность
Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.
2.7.Чувство вины
Они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства.
3.Ситуативные
3.1.Плохое самочувствие, переутомление
Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то.
3.2. Влияние продуктов питания
Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью
3.З.Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха
- Мы становимся особенно раздражительны и возбудимы именно в жару.
- Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. На ребенка теснота
действует не менее сильно, чем на нас, взрослых. - У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, проживающих в домах,
находящихся над туннелями метрополитена или в непосредственной близости от
железнодорожных путей, уровень агрессивности, согласно проведенным
исследованиям, как правило, повышен.
4.Социально-биологические причины
- Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки.
- Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими,
половыми, психологическими и социальными причинами. - Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах
Нередко можно наблюдать детей-агрессоров и аутсайдеров.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы.
Аутсайдер: (слайд4)
- не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно
проводит свободное время дома в полном одиночестве; - не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные
игры, музыка, долгие беседы по телефону); - одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам
никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет; - по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или
придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу; - задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
- у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится
ходить в школу или покончит жизнь самоубийством; - выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в
настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках,
более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные); - выпрашивает или тайно крадет деньги внятно не объясняя причину своего
проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные
суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп
от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков; - приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно
кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном
состоянии; - выбирает нестандартную дорогу в школу.
Агрессор(слайд 5)
- вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
- типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый,
чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в
неблагополучной семье; - ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со
сверстниками и взрослыми; - в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать
уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и
младших школьников); - приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя
причину их появления; - группируется со старшими подростками;
- имеет садистские наклонности;
- в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
- в игре навязывает друзьям свои правила;
- злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
- игнорирует указания и легко раздражается;
- введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
- не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.
6. Методические рекомендации для родителей (слайд 6)
Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.
1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в
то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это
касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и
успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с
педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только
потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).
2. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения
родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно
сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной
тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной
формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще,
боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся
замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.
3. При общении с агрессивным ребенком используйте следующие правила:(Слайд 7)
□ полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения
нежелательного поведения;
□ выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне,
пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); - позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь
продемонстрировать силу?"); - обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению
("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня
кто-то громко кричит"); - апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
- публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не
хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-
своему; - предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
4. Для предупреждения агрессивных действий детей:(слайд 8)
- никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
- в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким
разъяснением причины; - если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них:
пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее; - если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить
его и резко предупредить его "Нельзя!". - изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со
стороны близких с последующим разъяснением.
5. После агрессивного поведения необходимо:
- подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
- искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
- следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше
портит; - придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды
отношений (игра, самообслуживание и т.д.).
6. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом:(Слайд9
- Комкать и рвать бумагу.
- Бить подушку или боксерскую грушу.
- Топать ногами.
- Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить
бумагу. - Втирать пластилин в картонку или бумагу.
- Посчитать до десяти.
- Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
- Вода хорошо снимает агрессию.
После нашего разговора у многих из вас возник вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?» Ответом будет тест, просьба его выполнить. Отвечайте: «никогда или редко», «иногда», «часто» или «очень часто».
Мой ребенок (слайд 10)
1. Выходит из себя
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
2. Спорит со взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила,
установленные взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
- Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
никогда или редко | иногда | часто | очень часто - Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
никогда или редко | иногда | часто | очень часто - Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
никогда или редко | иногда | часто | очень часто - Злобен и нетерпим к критике
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
8. Недоброжелателен или мстителен
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной проблемы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, вам следует, наверное, внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно. Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?
8. «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания: (Слайд11)
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу
несбыточных надежд. - Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.
- Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
- Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему - либо.
- Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
- Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных
успехов. - Помните, что ребёнок - это воплощённая возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере. Спасибо за внимание! Здоровья и удачи вам и вашим детям! (слайд 12)
Информационные источники:
1.http://festival.1september.ru/articles/524430/
2.Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.
3.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.
«Речь», 2005. - 97 с.
4.Фурманов И.М. Детская агрессивность. - Мн., 1996.
План собрания:
- Ознакомление с повесткой собрания.
- Лекция. «: «Агрессия: причины и профилактика»( с презентацией) Выступление учителя нач.классовСаракаевой Л.В.
- Ознакомить с советами и памятками для родителей. Выслушать мнения родителей по вопросам воспитания детей, обсуждение ситуаций.
4. Подведение итогов собрания.
Решение родительского собрания:
- 1. Каждый ребенок индивидуален, следовательно, каждый родитель выбирает свой путь воспитания. Но при этом ни один из родителей не должен нарушать права детей. Ребенок не должен рассматриваться как тяжелая ноша и бремя, он должен получать в семье ласку, доброту, понимание, внимание взрослых. А общество не должно быть безразличным к фактам насильственного обращения с детьми. Такие факты должны быть озвучены и приняты меры по их разрешению.
- 2. -Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его.
-Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.
- Не допускать нарушения прав ребенка в семье.
- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
- Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.
- Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».
План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...
Родительское собрание в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».
родительское собрание в начальной школе...
Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе по теме: «Детская ложь: способы профилактики».
Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе по теме: «Детская ложь: способы профилактики». Учитель: Дубоделова Нина Ивановна ...
Конспект родительского собрания в начальных классах на тему ««Нарушения процессов чтения и письма у учащихся начальных классов: причины, первая помощь» с применением интерактивных форм взаимодействия.
Данный материал в доступной форме познакомит родителей с причинами и формами нарушения письменной речи, а также простыми приёмами по устранению проблем....
Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».
Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...
Методическая разработка: "Родительское собрание на тему: "Агрессия ребёнка - причины и профилактика"
Обсуждение причин агрессии ребёнка и её профилактики...
Методическая разработка. "Родительское собрание на тему "Агрессия ребенка - причины и профилактика""
Обсуждение причин агрессии ребенка и её профилактика...