Статья: «Использование игровой психогимнастики на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов с учащимися младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями»
статья
Предварительный просмотр:
«Использование игровой психогимнастики на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов с учащимися младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями»
Макридина В.А.-учитель психомоторики и
сенсорных процессов I категории
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7,
осуществляющая деятельность по
адаптированным основным
образовательным программам»
E-mail: v.makridins@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
В статье освещается опыт использования игровой психогимнастики в учебной работе с младшими школьниками имеющими интеллектуальное нарушение на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается целесообразность использования и положительное влияние на психологическое развитие и на усвоение знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями по данному предмету.
Ключевые слова: дети с интеллектуальным нарушением, психомоторика и сенсорные процессы, игровая психогимнастика, развитие познавательной сферы.
Коренные социально-экономические преобразования в российском обществе на сегодняшний день создали реальные предпосылки для обновления системы образования, методологии, технологии организации учебно-воспитательного процесса, поиска новых организационных форм, изменения характера отношения к разрабатываемым наукой и внедряемым практикой педагогическим новшествам. Одним из требований ФГОС к современной образовательной деятельности является организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения, направленная на сохранение психического и физического здоровья детей. К мерам профилактики психического здоровья у детей младшего школьного возраста относятся: чередование видов деятельности, их многообразие, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность, проведение физкультминуток, релаксационных и психогимнастических упражнений, как в отдельности, так и в комплексных занятиях. Из важной роли, которую играет двигательная функциональная система в повседневной жизнедеятельности ребенка, в психическом развитии и формировании личности, вытекает необходимость создания таких условий, организации такого образа жизни, которые обеспечивали бы ребенку на всех возрастных этапах оптимальную двигательную активность, содействующую эффективному развитию моторики и взаимосвязанной с ней психической сферы. Необходимость направленной работы по развитию двигательной сферы детей требует от участников образовательной деятельности обширных знаний и сформированности представлений о двигательной функциональной системе, психофизиологических механизмах ее становления и функционирования, о закономерностях развития психомоторики, средствах коррекции и мерах профилактики двигательных нарушений.
В школьные годы состояние психомоторики ребенка определяет его успешность в формировании многих учебных и трудовых навыков, в развитии специальных, связанных с моторной ловкостью, способностей, а в дальнейшем влияет на выбор будущей профессии, на возможности овладения ею. По мнению Е.А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Он рекомендовал предоставлять возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях. Академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребенка. Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функцией, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.В онтогенезе развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для организации психических процессов, являясь основой для развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Таким образом, психомоторное развитие ребенка является основой для дальнейшего психического развития. Оно способствует полноценному обучению в школе и успешному формированию учебных навыков. Интересно отметить, что человек может мыслить стоя неподвижно, однако для закрепления мысли необходимо движение.
Психомоторика - совокупность сознательно регулируемых двигательных актов, которые совершенствуются и дифференцируются в течение всей жизни человека. Состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторные процессы, или психомоторика, представляют собой объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности.
Метод обучения с помощью игровой психогимнастики – это уроки которые должны быть ориентированы на психологическую защищенность ученика, его комфортность и потребность в эмоциональном общении с учителем. Ее можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. Основные принципы и достоинства метода: 1) систематизация учебного материала; 2)систематизация действия учащегося по его усвоению; 3) постоянный контроль усвоения; 4) индивидуализация темпа обучения; 5) возможность использования ПК.
Используя на занятиях игровую психогимнастику преследую цель-сохранение психического здоровья, коррекцию и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. У овладевающих психогимнастикой вырабатываются положительные черты характера(уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления( страхи, опасения, неуверенность).Это курс специальных упражнений и игр, проводимых учителем на уроках, которые позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, способствуют развитию межполушарных связей, синхронизации работы полушарий. Игровая форма подачи материала снимает психологический барьер перед процессом обучения.
В работе с детьми начальных классов мною используются разнообразные упражнения: пальчиковые («Колечко», «Солнышко-луна», «Лезгинка» и т.д), глазодвигательные(«Конвергенция», «Движения по 4-м направлениям и диагоналям и т.д), дыхательные(«Воздушный шар», «Свеча» и т.д), мимические(«Зеркало и обезьяна и т.д), релаксационные, психофизические(театрализация сказочных сюжетов и т.д), коммуникативные(«В этом классе все друзья», «Дождь и дождик»). Психогимнастика занимает на уроке не более 5-и минут. Ее можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С нее можно начинать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность.
Форма организации подгрупповая (4-5 чел.).
Особую ценность для работы с данной категорией детей представляют следующие методические приемы:
-эффективность воздействия упражнений, если они сопровождаются музыкой;
-сказка или история должна быть знакома детям;
-педагог выполняет и показывает движения вместе с детьми;
-не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами;
- выполняемые упражнения должны быть доступными и не вызывать затруднений у детей;
- шумовые предметы и инструменты должны быть знакомы детям, чтобы не отвлекать от самого процесса психогимнастики.
Благодаря этому методу работы: были созданы оптимальные условия для развития сенсорной сферы учащихся; произошло обогащение их сенсорного опыта; повысилась заинтересованность в занятиях; активность учащихся на каждом занятии всегда 100%; ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями; формируются навыки сотрудничества и сотворчества, развивается выдержка; коррекция психических процессов перешла на более высокий уровень.
Вывод: использование игровой психогимнастики, благоприятно влияет на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной, эмоционально-личностной). Поэтому она наиболее оптимально обучает ребенка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. С учетом этого на уроках по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в начальных классах используется игровая психогимнастика, как одна из эффективных методов развития познавательной деятельности.
Литература
- Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР// Дефектология. 2005. №2. С.57-65.
- Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии "полного усвоения". М.: Дрофа. 2004. 254с.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.: ил. - (Библиотека учителя).
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие языкового анализа и синтеза и формирование фонематических процессов у учащихся младшего школьного возраста.
Программа для педагогов начальной школы и логопедов, работающих с детьми младшего школьного возраста.Формирование навыков языкового анализа и синтеза, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, а так...
Использование игровых технологий во внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста
Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технол...
Программа проекта "Индивидуальное занятие по постановке звука "р" учащегося младшего школьного возраста"
Представляю вашему вниманию программу проекта "Индивидуальное занятие по постановке звука "р" учащегося младшего школьного возраста" и план-конспект открытого занятия с учеником 1 ...
Статья « Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста »
Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стан...
Статья на тему: "Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ в соответствии ФГОС"
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.В.А. Сухомлинский...
Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».
Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения»....
Использование кругов Эйлера при формировании понятийного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики
Большая часть детей дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития мышления. Этим средством является наглядность, при которой происхо...