Использование кругов Эйлера при формировании понятийного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Большая часть детей дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития мышления. Этим средством является наглядность, при которой происходит речевой акт и мыслительный процесс. К такой наглядности относятся круги Эйлера.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.
Выполняя упражнения по закреплению учебного материала, мы развиваем понятийное мышление – базу для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления школьные знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ребенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его.
Работа с использованием кругов Эйлера выстраивается в несколько этапов, с постепенным усложнением. Прежде чем использовать круги Эйлера для закрепления учебного материла, необходима предварительная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugi_eylera.docx | 395.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Использование кругов Эйлера при формировании понятийного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики»
автор педагог-психолог, учитель-дефектолог
Тверитинова Татьяна Александровна
ВВЕДЕНИЕ
Большая часть детей дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития мышления. Этим средством является наглядность, при которой происходит речевой акт и мыслительный процесс. К такой наглядности относятся круги Эйлера.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.
Выполняя упражнения по закреплению учебного материала, мы развиваем понятийное мышление – базу для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления школьные знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ребенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его.
Работа с использованием кругов Эйлера выстраивается в несколько этапов, с постепенным усложнением. Прежде чем использовать круги Эйлера для закрепления учебного материла, необходима предварительная работа.
1 этап: Объясняем, что означает «положить в круг», что такое «положить предмет вне круга». Например: положите картинки с красными предметами в круг. Остальные предметы в этот круг не входят, они – вне круга.
2 этап: Затем приступаем к распределению предметов на два круга. Пусть два круга определяют два множества, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку. Например: разложите картинки так, чтобы в одном круге находились живые объекты, а в другом – неживые. Причем, в круге уже обозначен признак, объединяющий предметы в круге.
3 этап: Далее предлагается разложить предметы в множествах, представленных в виде в пересекающихся кругов. Предметы с общими признаками двух множеств будут лежать на пересечении кругов, так как у них есть общие признаки.
4 этап: содержание этапа такое же, как и на 3 этапе, но изображение предметов заменяем написанием их названий. Например, «начинается на гласный звук», «состоит из 2 слогов» и т.п. Предлагаем поставить номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться. Перед тем как поставить слово, ребенок анализирует из таблицы каждое слово.
Пример ответа:
Слово «антилопа».
1. Начинается на «А»? Да.
2. Фрукт? Нет.
Вывод (ребёнок проговаривает его ОБЯЗАТЕЛЬНО):
Слово «антилопа» относится к одному множеству «начинается на А».
Ставим цифру 1 в круге «начинается на А».
Номер слова | Слово |
1 | картина |
2 | роза |
3 | сова |
4 | радуга |
Слово «картина».
Картина
1. Ударный гласный звук во втором слоге? Да.
2. Начинается на согласную букву? Да.
3. Три слога в слове? Да.
4. Ударный гласный звук в третьем слоге? Нет.
Вывод: слово «картина» относится к трём множествам «Три слога в слове», «Ударный гласный звук во втором слоге», «Начинается на согласную букву». Значит, ставим цифру 1 в том месте, где все три множества пересекаются.
Русский язык (1 класс)
Закрепляем у детей навык деления слов на слоги.
Инструкция: поставьте номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться.
Номер слова | Слово |
6 | облако |
7 | телевизор |
8 | дождь |
9 | вопрос |
10 | гном |
Номер слова | Слово |
1 | машина |
2 | земляника |
3 | йод |
4 | радуга |
5 | роза |
Русский язык (1 класс)
Закрепляем у детей навык деления слов на слоги, определения ударного слога.
Инструкция: поставьте номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться.
Номер слова | Слово |
1 | перемена |
2 | выступление |
3 | смородина |
4 | автобус |
5 | аэропорт |
Номер слова | Слово |
6 | башмачки |
7 | муха |
8 | зима |
9 | учительница |
10 | складывается |
Русский язык (1 класс)
Закрепляем у детей навык определения гласного/согласного звука, деления слов на слоги, определения ударного звука и его местонахождения.
Номер слова | Слово |
1 | машина |
2 | роза |
3 | сова |
4 | радуга |
5 | автобус |
6 | облако |
7 | телевизор |
8 | телефон |
9 | апельсин |
10 | единица |
11 | арбуз |
Инструкция: поставьте номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться.
Русский язык (1 класс)
Закрепляем у детей навык определения количества звуков и букв в словах, гласного/согласного звука, слов, обозначающих имя собственное, деления слов на слоги.
Инструкция: поставьте номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться.
Номер слова | Слово |
1 | яма |
2 | соль |
3 | фасоль |
4 | Поль |
5 | Ржев |
6 | мяч |
7 | акула |
8 | ежевика |
Русский язык (1 класс)
Закрепляем у детей умение находить слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета, гласного/согласного звука, деления слов на слоги.
Инструкция: поставьте номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться.
Номер слова | Слово |
1 | стол |
2 | ваза |
3 | пишет |
4 | танцует |
5 | облизывает |
6 | аккуратный |
7 | быстрый |
8 | бережливый |
9 | он |
Русский язык (1 класс)
Закрепляем у детей умение находить слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета.
Инструкция: поставьте номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться.
Номер слова | Слово |
1 | дуб |
2 | уже |
3 | учиться |
4 | мороз |
5 | умный |
6 | готов |
7 | стол |
8 | вечно |
9 | кабан |
Русский язык (2 класс)
Закрепляем у детей навык правописания безударных гласных в корне слова.
Инструкция: подберите проверочное слово к словам, указанным в столбце «Слово», затем вставьте в них пропущенную букву, далее определите количество слогов в слове и часть речи, к которой оно относится. Затем в кругах поставьте номер слова в том месте, к каким множествам слово будет относиться.
Номер слова | Слово | Проверочное слово |
1 | л__вец | |
2 | к__сить | |
3 | ж__рища | |
4 | хв__инки | |
5 | д__брейший | |
6 | л__нейка | |
7 | д__сна | |
8 | в__лить | |
9 | св__стеть |
Русский язык (2 класс)
Закрепляем у детей умение находить слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета.
Инструкция: подберите проверочное слово к словам, указанным в столбце «Слово», затем вставьте в них пропущенную букву, далее определите количество слогов в слове и часть речи, к которой оно относится. Затем в кругах поставьте номер слова в том месте, к каким множествам слово будет относиться.
Номер слова | Слово | Проверочное слово |
1 | б _евой | |
2 | гр бник | |
3 | св стеть | |
4 | т рмоза | |
5 | м сло | |
6 | охр нять | |
7 | л сковый |
Математика (4 класс)
Инструкция: перед вами круги с множествами:
- «делится на три без остатка»
- «трёхзначное число»
- «двузначное число»
- «нечетное число»
- «в записи числа есть цифры 1,7»
- «в записи числа есть цифра 2».
Внутри круга-множества находятся числа с указанным признаком. Число может находиться одновременно в нескольких кругах-множествах, тогда оно соответствует нескольким признаками.
Найдите среди представленных слева от кругов чисел то число, которое соответствует указанным признакам, запишите его в таблице.
№ числа на рисунке | Ответ (число) |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русского языка
В данной статье представлена разработанная система упражнений по формированию познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русс...
Мастер-класс: "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения"
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.Исследование как метод обучения может...
Проект на тему: «Развитие наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики с использованием Smart Board»»
За последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном процессе?От...
наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики
ВведениеЗа последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном про...
«Приемы мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики».
Обобщение опыта применения приемов мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках математики и русского языка....
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В данной методической разработке представлены материалы, раскрывающие особенности формирования половой идентичности у учащихся младшего школьного возраста в процессе обучен...
Рекомендации для родителей по развитию понятийного мышления у детей младшего школьного возраста
Данная разработка поможет родителям развивать понятийное мышление своих детей....