Использование кругов Эйлера при формировании понятийного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Тверитинова Татьяна Александровна

Большая часть детей дошкольного и младшего школьного  возраста нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития мышления. Этим средством является наглядность, при которой происходит речевой акт и мыслительный процесс. К такой наглядности относятся круги Эйлера.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.

Выполняя упражнения по закреплению учебного материала, мы развиваем понятийное мышление –  базу для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления школьные знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ребенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его.

Работа с использованием кругов Эйлера выстраивается в несколько этапов, с постепенным усложнением. Прежде чем использовать круги Эйлера для закрепления учебного материла, необходима предварительная работа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_eylera.docx395.29 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Использование кругов Эйлера при формировании понятийного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики»

автор педагог-психолог, учитель-дефектолог

Тверитинова Татьяна Александровна

ВВЕДЕНИЕ

Большая часть детей дошкольного и младшего школьного  возраста нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития мышления. Этим средством является наглядность, при которой происходит речевой акт и мыслительный процесс. К такой наглядности относятся круги Эйлера.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.

Выполняя упражнения по закреплению учебного материала, мы развиваем понятийное мышление –  базу для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления школьные знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ребенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его.

Работа с использованием кругов Эйлера выстраивается в несколько этапов, с постепенным усложнением. Прежде чем использовать круги Эйлера для закрепления учебного материла, необходима предварительная работа.

1 этап: Объясняем, что означает «положить в круг», что такое «положить предмет вне круга». Например: положите картинки с  красными предметами в круг. Остальные предметы в этот круг не входят, они – вне круга. 

C:\Users\admin\Desktop\СТАТЬИ\для публикации круги Эйлера\Слайд1.JPG

2 этап: Затем  приступаем к распределению предметов на два  круга. Пусть два круга определяют два множества, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку. Например: разложите картинки так, чтобы в одном круге находились живые объекты, а в другом – неживые. Причем,  в круге уже обозначен  признак, объединяющий предметы в круге.C:\Users\admin\Desktop\СТАТЬИ\для публикации круги Эйлера\Слайд2.JPGC:\Users\admin\Desktop\СТАТЬИ\для публикации круги Эйлера\Слайд2.JPG

3 этап: Далее предлагается разложить предметы в множествах, представленных в виде   в пересекающихся кругов.  Предметы с общими признаками двух множеств будут лежать на пересечении  кругов, так как у них есть общие признаки.

C:\Users\admin\Desktop\СТАТЬИ\для публикации круги Эйлера\Слайд3.JPG

4 этап: содержание этапа такое же, как и на 3 этапе, но изображение предметов заменяем написанием их названий. Например, «начинается на гласный звук», «состоит из 2 слогов» и т.п. Предлагаем поставить номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться. Перед тем как поставить слово, ребенок анализирует из таблицы каждое слово.

Пример ответа: 

C:\Users\admin\Desktop\СТАТЬИ\для публикации круги Эйлера\Слайд4.JPG

Слово «антилопа».

1. Начинается на «А»? Да.

2. Фрукт? Нет.

Вывод (ребёнок проговаривает его ОБЯЗАТЕЛЬНО):

Слово «антилопа» относится к одному множеству «начинается на А».

Ставим цифру 1 в круге «начинается на А».

Номер слова

Слово

1

картина

2

роза

3

сова

4

радуга

 


Слово «картина».  

Картина

1. Ударный гласный звук во втором слоге? Да.

2. Начинается на согласную букву? Да.

3. Три слога в слове? Да.

4. Ударный гласный звук в третьем слоге? Нет.

Вывод: слово «картина» относится к трём множествам «Три слога в слове», «Ударный гласный звук во втором слоге», «Начинается на согласную букву». Значит, ставим цифру 1 в том месте, где все три множества пересекаются.

Русский язык (1 класс)

Закрепляем у детей навык деления слов на слоги.

Инструкция: поставьте  номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться.

Номер слова

Слово

6

облако

7

телевизор

8

дождь

9

вопрос

10

гном

Номер слова

Слово

1

машина

2

земляника

3

йод

4

радуга

5

роза

Русский язык (1 класс)

Закрепляем у детей навык деления слов на слоги, определения ударного слога.

Инструкция: поставьте  номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться.

Номер слова

Слово

1

перемена

2

выступление

3

смородина

4

автобус

5

аэропорт

Номер слова

Слово

6

башмачки

7

муха

8

зима

9

учительница

10

складывается

Русский язык (1 класс)

Закрепляем у детей навык определения гласного/согласного звука, деления слов на слоги, определения ударного звука и его местонахождения.

Номер слова

Слово

1

машина

2

роза

3

сова

4

радуга

5

автобус

6

облако

7

телевизор

8

телефон

9

апельсин

10

единица

11

арбуз

Инструкция: поставьте  номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться.

 

Русский язык (1 класс)

Закрепляем у детей навык определения количества звуков и букв в словах, гласного/согласного звука, слов, обозначающих имя собственное, деления слов на слоги.

Инструкция: поставьте  номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться.

 

Номер слова

Слово

1

яма

2

соль

3

фасоль

4

Поль

5

Ржев

6

мяч

7

акула

8

ежевика

Русский язык (1 класс)

Закрепляем у детей умение находить слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета, гласного/согласного звука, деления слов на слоги.

Инструкция: поставьте  номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться.

Номер слова

Слово

1

стол

2

ваза

3

пишет

4

танцует

5

облизывает

6

аккуратный

7

быстрый

8

бережливый

9

он

Русский язык (1 класс)

Закрепляем у детей умение находить слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета.

Инструкция: поставьте  номер слова в том месте, к каким множествам оно будет относиться.

Номер слова

Слово

1

дуб

2

уже

3

учиться

4

мороз

5

умный

6

готов

7

стол

8

вечно

9

кабан

Русский язык (2 класс)

Закрепляем у детей навык правописания безударных гласных в корне слова.

Инструкция: подберите проверочное слово к словам, указанным в столбце «Слово», затем вставьте в них пропущенную букву, далее определите количество слогов в слове и часть речи, к которой оно относится. Затем в кругах поставьте  номер слова в том месте, к каким множествам слово будет относиться.

Номер слова

Слово

Проверочное слово

1

л__вец

2

к__сить

3

ж__рища

4

хв__инки

5

д__брейший

6

л__нейка

7

д__сна

8

в__лить

9

св__стеть

Русский язык (2 класс)

Закрепляем у детей умение находить слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета.

Инструкция: подберите проверочное слово к словам, указанным в столбце «Слово», затем вставьте в них пропущенную букву, далее определите количество слогов в слове и часть речи, к которой оно относится. Затем в кругах поставьте  номер слова в том месте, к каким множествам слово будет относиться.

Номер слова

Слово

Проверочное слово

1

б _евой

2

гр   бник

3

св  стеть

4

т  рмоза

5

м  сло

6

охр  нять

7

л  сковый

Математика (4 класс)

Инструкция: перед вами круги с множествами:

  • «делится на три без остатка»
  • «трёхзначное число»
  • «двузначное число»
  • «нечетное число»
  • «в записи числа есть цифры 1,7»
  • «в записи числа есть цифра 2».

Внутри круга-множества  находятся числа с указанным признаком. Число может находиться одновременно в нескольких кругах-множествах, тогда оно соответствует  нескольким признаками.

Найдите среди представленных слева от кругов  чисел то число, которое соответствует указанным признакам, запишите его в таблице.

№ числа на рисунке

Ответ

(число)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русского языка

В данной статье представлена разработанная система упражнений по формированию познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста  на уроках русс...

Мастер-класс: "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения"

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.Исследование как метод обучения может...

Проект на тему: «Развитие наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики с использованием Smart Board»»

За последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном процессе?От...

наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики

ВведениеЗа последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном про...

«Приемы мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики».

Обобщение опыта применения приемов мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках математики и русского языка....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

      В данной методической разработке представлены материалы, раскрывающие особенности формирования половой идентичности у учащихся младшего школьного возраста в процессе обучен...

Рекомендации для родителей по развитию понятийного мышления у детей младшего школьного возраста

Данная разработка поможет родителям развивать понятийное мышление своих детей....