Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».
методическая разработка по логопедии

Андрякова Екатерина Андреевна

Мастер-класс для родителей

«Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx605.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».

Цель: повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся 1 класса, имеющих речевые нарушения.

            Задачи:

  1. оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) в вопросах развития фонематических процессов обучающихся;
  2. продемонстрировать способы и приемы, используемые на уроках учителем-логопедом;
  3. предоставить родителям буклеты, собранные из картотеки игр для развития фонематических процессов для домашнего использования;
  4. способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Перед тем как мы начнем нашу встречу. Я предлагаю Вам вот такие небольшие бланки, куда вы в ходе нашей встречи сможете записать свои вопросы.

Если этот вопрос требует ответа сегодня, то положите его в коробочку с надписью «СЕГОДНЯ» и в конце мероприятия, вы сможете остаться, я отвечу на ваши вопросы. Если вопрос требует нашей отдельной встречи, то положите его в коробочку с надписью «ПОЗЖЕ».  В бланках укажите свои контактные данные, и я назначу вам время для индивидуальной консультации.

Основная часть.

Сегодня я хочу вас познакомить с теми методами и приемами, которые я использую в своей работе с детьми по развитию фонематических процессов.

Давайте разберемся, что же относится к фонематическим процессам? Обратите внимание на слайд.

  1. Фонематический слух – это слух, позволяющий различать звуки родного языка.
  2. Фонематическое восприятие – это способность различать и определять звуковой состав слова.
  3. Фонематический анализ – это умение разложить слово на последовательный ряд звуков, подсчитать их количество.
  4. Фонематический синтез – это умение сливать отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Отечественные педагоги  Д.Б.Эльконин, Л. С. Выготский говорили о том,  что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа. То есть к моменту начала обучения дети могут определять первый и последний звук в слове, посчитать количество звуков в простых словах (мак, сок и т.д.).

В начале учебного года, когда я Вас знакомила с результатами стартовой диагностики, мы с Вами столкнулись с тем, что у многих ребят были недостаточно сформированы фонематические процессы. Поэтому в каждое свое занятие я включаю различные задания и игры, способствующие развитию фонематических процессов.

Мы с ребятами, часто играем в игру «Первый и последний звук», для кого-то из ребят это задание уже не представляет сложности, а кто-то всё еще справляется с трудом.

Игра «Первый и последний звук».

 Цель игры: развитие умения определять первый и последний звук в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: Назвать предмет. Определить первый (последний) звук в названии предмета.

Для Вас родители я усложняю задание, мы с вами поиграем в игру, которую очень любят ваши дети.

Игра: «Волшебный мешочек с буквами».

Цель игры:  развитие фонематического слуха, закрепление знания букв русского алфавита.

Ход игры: предлагаю Вам на ощупь определить, какая буква прячется в «волшебном мешочке», а затем придумать слово, в котором эта буква будет в начале, середине или конце.

Игра «Слоговые цепочки».

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: предлагаем детям повторить цепочки слогов с парными согласными. БА-ПА-БА, ДА-ТА-ДА,

ГА-КА-ГА, ВА-ФА-ВА.

В качестве опоры и помощи, если ребята не справляются с данным заданием, даем мануальное подкрепление. Звонкий- стучим кулачком по столу, глухой- стучим тихо ладошкой.

Б, Д, Г, В -звонкий           П, Т, К, Ф -глухойhttps://media.istockphoto.com/photos/childrens-hand-picture-id157636321?k=6&m=157636321&s=612x612&w=0&h=Vs6pASblxjJZUO2PhCya1OrxuTm2YECrFfUr6tOh7BE=

https://www.detkipodelki.ru/upload/027/u2754/c/e/2c845f8a.jpg

Я подготовила для вас буклеты, в которые собрала примеры заданий, с которыми мы работаем на уроках.  Вы можете их использовать дома, для закрепления материала и подбирать подобные задания самостоятельно.

Предлагаю познакомиться с буклетом. И остановиться на нескольких заданиях подробно.

C:\Users\Пользователь\Desktop\image-20-04-23-01-18-1.jpeg

C:\Users\Пользователь\Desktop\image-20-04-23-01-18.jpeg

            Рефлексия

          C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_5968.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и заданий для развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста

     Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся н...

Развитие языкового анализа и синтеза и формирование фонематических процессов у учащихся младшего школьного возраста.

Программа для педагогов начальной школы и логопедов, работающих с детьми младшего школьного возраста.Формирование навыков языкового анализа и синтеза, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, а так...

Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения речи.

Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,имеющих различные нарушения речи. Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573 Серьезные изменения в политическо...

Памятка для учителей и родителей "Игры по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста"

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы ребенка, а также закл...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование методологических, теоретических и практических основ применения коррекционно-развивающих технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их здоровых сверстников в...