Статья « Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста »
статья
Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стандартов образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 125.88 КБ |
Предварительный просмотр:
« Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста » (из опыта работы)
Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стандартов образования. Данные условия заставляют искать новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая могла бы более широко использовать творческий потенциал школьников. Метод БРС оценивания в настоящее время успешно используют многие ведущие высшие учебные заведения нашей страны. БРС оценивания – это такая форма интегрального диагностико - деятельностного контроля качества учебно - познавательной деятельности, при которой используется метод количественной характеристики качества знаний и умений. Практика введения балльно-рейтинговой системы в образовательных учреждениях также имеет место быть, поскольку функционирующая и всем принятая пятибалльная система не дает полноценной возможности для индивидуализации обучения.
Новый подход к оцениванию способствует не только индивидуализации учебного процесса, но и повышению мотивации школьников, развитию их самостоятельности и склонности к саморазвитию, к самореализации, формированию коммуникативных навыков.
Развивающая общеобразовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова предусматривает оценивание качества и объема работы с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя – не вывести всех на заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития.
На протяжении четырех лет обучения в рамках реализации данной системы обучения я использовала балльно – рейтинговую систему оценивания, которая позволила мне стимулировать познавательную деятельность, а детям стремиться повышать качество образовательных результатов. Балльно- рейтинговая система оценки учебной работы обучающихся применяется как гибкое и эффективное средство ранжирования по результатам их учебной деятельности, мотивирующее на достижение высоких результатов. Исследование показало позитивную динамику учебных достижений, а также стабильность результатов близкую к высокой границе балловой шкалы. Понижение результатов успешности отсутствует по всем учебным предметам.
Русский Язык (таблица № 2) | Литературное чтение | Математика | Окружающий мир | |
Позитивная динамика достижения результатов | 60% | 64 % | 28 % | 20 % |
Стабильность результатов | 40% | 36 % | 72 % | 80 % |
Понижение результатов | - | - | - | - |
Данные таблицы указывают на тот факт, что по русскому языку и литературному чтению наблюдается позитивная динамика успешности у значительной части классного коллектива. Произошел личностный рост, появилось стремление к накоплению большего количества баллов за учебный год, для того, чтобы оказаться на более высоком уровне успешности и занять достойное рейтинговое место среди своих одноклассников.
БРС оценивания позволяет не только проследить динамику успешности учащихся, но и сравнить результаты деятельности за определенный период по различным учебным дисциплинам:
По русскому языку (см. таблица № 2)
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Высокий уровень | 1 | 1 | 1 | 2 |
Выше среднего | 3 | 3 | 8 | 8 |
Средний уровень | 12 | 13 | 13 | 15 |
Ниже среднего | 6 | 7 | 2 | нет |
Низкий уровень | 3 | 1 | 1 | нет |
Из данных таблицы видно как значительно повысился результат успешности по русскому языку в период обучения с 1 класса по 4 класс. Детей с высоким уровнем, с уровнем выше среднего и со средним уровнем стало больше. Наблюдается положительная динамика успешности: 1 класс - 16 чел - 64%, 2 класс – 17 чел – 68%, 3 класс – 22 чел – 88%, 4 класс – 24 чел – 96 %.
По литературному чтению (см. таблица № 4 )
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Высокий уровень | 1 | 1 | 7 | 10 |
Выше среднего | 5 | 8 | 7 | 10 |
Средний уровень | 14 | 11 | 11 | 5 |
Ниже среднего | 4 | 5 | нет | нет |
Низкий уровень | 1 | нет | нет | нет |
Наблюдается положительная динамика успешности по литературному чтению в период обучения с 1 класса по 4 класс. Учебная деятельность имеет высокий качественный уровень, произошло увеличение количества детей с высоким уровнем и уровнем выше среднего : 1 класс – 6 чел – 24 %, 2 класс – 9 чел – 36 %, 3 класс – 14 чел – 56 %, 4 класс – 20 чел – 80%.
По математике (таблица № 6)
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Высокий уровень | 1 | 1 | 3 | 3 |
Выше среднего | 6 | 6 | 3 | 3 |
Средний уровень | 11 | 13 | 16 | 16 |
Ниже среднего | 5 | 4 | 3 | 3 |
Низкий уровень | 2 | 1 | нет | нет |
По данным таблицы наблюдается положительная динамика успешности в 1- 2 классах: 1 класс - 18 чел - 72%, 2 класс – 20 чел – 80% и стабильность на высоком качественном уровне в 3- 4 классах: 3 класс – 22 чел – 88%, 4 класс – 22 чел – 88 %.
По окружающему миру (таблица № 8)
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Высокий уровень | нет | нет | 3 | 5 |
Выше среднего | 9 | 11 | 9 | 8 |
Средний уровень | 14 | 12 | 11 | 11 |
Ниже среднего | нет | 2 | 2 | 1 |
Низкий уровень | 2 | нет | нет | нет |
По данным таблицы видна положительная динамика роста количества детей с высоким уровнем и уровнем выше среднего: 1 класс – 9 чел – 36 %, 2 класс – 11 чел – 44 %, 3 класс – 12 чел – 48%, 4 класс – 13 чел – 52 %.
Таким образом, БРС оценивания повышает мотивацию к достижению высоких результатов, к личностному росту посредством учебного соревнования, к проявлению самостоятельности и инициативности.
Благодаря БРС оценивания, на уровне класса, появляется возможность - обнаружить рейтинговых лидеров, с отличным и хорошим уровнями успешности к окончанию начальной школы. Следует отметить тройку лидеров по различным предметным областям. Они ведут активную научно – исследовательскую работу, с удовольствием проявляют самостоятельность и инициативу, с большим интересом раскрывают свой творческий потенциал для достижения высоких результатов.
Для достижения высоких результатов необходимо стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, которая должна способствовать повышению их интереса к изучению различных предметов. Данная система оценивания способствует повышению эффективности обучения путем стимулирования самостоятельной работы учащихся и позволяет выявить активность и степень результативности участия в олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях каждого школьника.
Русский язык | Литературное чтение | Математика | Окружающий мир | |
Участие | Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2 класс –7человек 3 класс- 9человек 4 класс- 10человек | Всероссийская дистанционная олимпиада «В гостях у сказки» 3 класс– 3 человека | Международная математическая конкурс – игра «Кенгуру» 2 класс - 5 человек 3 класс - 8 человек 4 класс- 12 человек | Международный конкурс – игра по окружающему миру «ЧИП» 3 класс– 2 человека 4 класс - 5 человек |
На основе показателей успешности по ряду учебных дисциплин, складывается общая картина деятельности классного коллектива. Очевидно, что дети данного класса имеют гуманитарные способности, а это в свою очередь помогает учителю определиться в дальнейших усилиях по подготовке учеников для участия в новых, более интересных и увлекательных мероприятиях.
Работа в данном направлении способствует совершенствованию индивидуализации обучения детей младшего школьного возраста, поскольку организация учебного процесса построена с учетом индивидуальных особенностей учащихся, где созданы оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Балльно – рейтинговая система оценивания является наиболее показательной в плане анализа достижений школьников. Она демонстрирует общую результативность деятельности не только каждого ученика, но и класса в целом. БРС оценивания является действительно эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для педагогов и учеников. Подтверждением вышесказанного является диагностика, где диаграммы и таблицы чётко показывают рост результатов успешности обучающихся по различным образовательным дисциплинам.
Литература
1. Боброва Л.Н. Рейтинговая система оценки качества обучения/ Л.Н.Боброва //Наука и школа.-2005.-№ 6.-с. 2 – 4.
2. Калужская М.В. Рейтинговая система как интегративная модель оценки параметров образования/ М.В. Калужская, О.С. Уколова, И.Г. Каменских// Педагогический вестник.- 2004.-№ 23 – 24. – с 36. – 40.
3. Науменко Ю.В. рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования/ Ю.В. Науменко// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2006.- № 2.- с. 23 -24 .
4. Полякова А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике/А.А, Полякова.- М.: Просвещение, 1998. – 98с.
5. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 3 июня 2003г. № 13-51-120 { Электронный ресурс}. – Режим доступа: http:// wwwbusinesspravo.ru/Docum.
6. Телеева Е.В.Современные средства оценивания результатов обучения: учеб.пособие/ Е.В.Телеева.- Шадринск: Изд-во Шадрин, пед.инст., 2009.- 116с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление процессом социализации детей младшего школьного возраста
Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Именно в младшем школьном в...
Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...
Комплекс игр и заданий для развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста
Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся н...
Тема самообразования "Роль игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста"
Тема самообразования...
Игры-сотрудничества в гуманистическом процессе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста
В основе современной концепции воспитания детей заложен принцип гуманности и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране пр...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В быстроразвивающемся мире новых информационных технологий развитие творческой одаренности детей становится одной из основных задач современного образования, что обуславливает необходимость ориентации...
Статья на тему: "Интерактивные кубы – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста"
Интерактивные кубы IMO-LEARN – один из новых вариантов интерактивного оборудования, разработанный для эффективного внедрения в образование интерактивных методов обу...