Коррекционно - развивающая программа для работы с детьми ОВЗ – 2 класс.
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития высших психических функций у детей с ОВЗ. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekts-razviv._programma_2_kl.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республика Саха (Якутия)
МБОУ «Техтюрская средняя общеобразовательная школа им. И.М. Романова»
МР «Мегино - Кангаласский улус»
Коррекционно - развивающая программа
для работы с детьми ОВЗ – 2 класс.
Педагог-психолог: Холмогорова И.Л.
2020 – 2021 учебный год
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей.
Задачи: решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- создание условий для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития высших психических функций у детей с ОВЗ. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.
Примерное календарно-тематическое планирование
индивидуальных занятий для детей с ОВЗ (2 класс)
Программа для детей 8 летнего возраста составлена на основе программно-методических материалов.
Режим работы: 1 раз/неделю
Форма оценки эффективности коррекционного процесса:
психологическое обследование (первичная, итоговая диагностика)
№ п/п | Тема | Кол-во час. | Содержание, методики | Дата |
Диагностический блок. 2 часа. (Начало года) | ||||
1. | Диагностика познавательных процессов. | 1 | Проба О.М. Дьяченко «Художник», методика «Завершение рассказа». | |
2. | Диагностика эмоционально-личностной сферы. | 1 | Проективные тесты-рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс». | |
Мотивация обучения младшего школьника. 4 часа. | ||||
3. | Формирование положительной школьной мотивации | 1 | Игры: «Чувство», «Волшебный мешочек». | |
4. | Формирование положительной школьной мотивации | 1 | Методика М.Р.Гинзбурга | |
5. | Мотивационная и волевая сфера личности. | 1 | Анкета «Познавательные потребности». | |
6. | Мотивационная и волевая сфера личности. | 1 | Методика «Неоконченные предложения» | |
Коррекция познавательных процессов | ||||
1.Развитие произвольного внимания и памяти. 6 часов | ||||
7. | Внимание. Оценка свойств внимания второклассника. | 1 | Игры: «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Запретный номер». | |
8. | Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль. | 1 | ||
9. | Память. Виды, свойства памяти. | 1 | Игры: «Разведчики», «Запомни предметы» | |
10. | Увеличение объема внимания и кратковременной памяти | 1 | ||
11. | Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать по инструкции. | 1 | «Графический диктант», «Путаница», «Корректурная проба». | |
12. | Тренировка в умении действовать по образцу. | 1 | ||
2. Развитие мнемических способностей. 4 часа | ||||
13. | Развитие механической, зрительной и слуховой памяти. | 1 | Игры и упражнения: «Имена», «Геометрические фигуры». | |
14. | Развитие механической, зрительной и слуховой памяти. | 1 | ||
15. | Обучение способам эффективного запоминания. | 1 | Игры и упражнения: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова». | |
16. | Тренировка памяти. Эффективные способы запоминания. | 1 | ||
3. Мыслительные процессы и зрительно-моторная координация. 10 часов | ||||
17. | Логическое и понятийное мышление. | 1 | Игры и упражнения: «Пять цыплят», «Кто что делает?» | |
18. | Логическое и понятийное мышление. | 1 | ||
19. | Установление причинно-следственных отношений. | 1 | Игры и упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации», «Чей домик». | |
20. | Установление причинно-следственных отношений. Тренировочные упражнения. | 1 | ||
21. | Установление причинно-следственных отношений. Тренировочные упражнения. | 1 | ||
22. | Обобщение и нахождение противоположностей. | 1 | Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот». | |
23. | Обобщение и нахождение противоположностей. | 1 | ||
24. | Анализ, сравнение, классификация, обобщение | 1 | Игры и упражнения: «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки». | |
25. | Анализ, сравнение, классификация, обобщение | 1 | ||
26. | Анализ, сравнение, классификация, обобщение | 1 | ||
4.Развитие воображения, восприятия. 4 часа. | ||||
27. | Развитие зрительного восприятия. | 1 | Игры «Найди окошко для фигуры», «Копирование точек», | |
28. | Развитие, тренировка зрительного восприятия. | 1 | ||
29. | Развитие творческого воображения. | 1 | «Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки». | |
30. | Творческие способности и воображение. | 1 | ||
5.Учебные навыки младших школьников. 3 часа | ||||
31. | Диагностика сформированности учебных навыков и приёмов учебной деятельности. | 1 | Методики: «Домик», «Рисование по точкам» | |
32. | Тренировка устного чтения и чтения «про себя», навыков грамотного письма. | 1 | Игры: «Страна слов», «Путешествие в Страну гномов» | |
33. | Развитие математических навыков, формирование приёмов самоконтроля. | 1 | Упражнения: «Число – контролёр», «Письмо в воздухе», «Нарисуй фигуры». | |
6.Диагностический блок. 2 часа (в конце года) | ||||
34. | Диагностика познавательных процессов. | 1 | Проба О.М. Дьяченко «Художник», методика «Завершение рассказа». | |
35. | Диагностика эмоционально-личностной сферы. | 1 | Проективные тесты-рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс». |
Литература, используемая при составлении программы:
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб. 2002.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
- Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. –
М., 1999.
- Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004. 7. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в усвоении учебной программы.
Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок ...
Коррекционно-развивающие игры в работе с детьми младшего школьного возраста.
Известно, что у детей младшего школьного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преиму...
Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Образование детей с ОВЗ предусматривает:1. Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования;2. Воспитание;3. Лечение и озд...
Использование информационно компьютерных технологий в коррекционно –развивающей и реабилитационной работе с детьми с ментальными нарушениями
компьютерные игры с детьми с ментальными нарушениями....
Аннотация на коррекционно-развивающую программу для учащихся 1-4-х классов с ОВЗ по коррекции познавательных процессов
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста (1-4 классов) с ограниченными возможностями здоровья....
Коррекционно-развивающие занятия в работе с детьми с ОВЗ
В статье рассказывается о коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ...
Коррекционно-развивающие пособия для работы с детьми
В данном материале представленны созданные своими руками методические пособия длчя проведения коррекционно - развивающей работы с детьми. Могус быть использованы в деятельности педагога-психолога, учи...