Коррекционно-развивающие занятия в работе с детьми с ОВЗ
статья (3 класс)

Алексеева Любовь Игоревна

В статье рассказывается о коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:


          Наши дети, какие они?

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. У обучающихся отмечается нарушение базовых психических функций, памяти и мышления, всех структурных компонентов речи. Восприятие имеет диффузный, слабо дифференцированный характер. Слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому. Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. 
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений. У части детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Целью коррекционных занятий является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств и доступных видов деятельности.

Цели и задачи нашей работы:

Целью коррекционных занятий является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств и доступных видов деятельности.

В рамках поставленной цели определены следующие
 задачи:
Формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
Формировать у детей интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.
Обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).
Обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.
Формировать у ребенка представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах.
Создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-действенного мышления.
Формировать у детей целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического задания.

Работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью реализуется с учетом следующих дидактических принципов:
-комплексности;
-максимальной опоры на сохранные анализаторы;
-поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину);
-учета зоны ближайшего развития;
-постепенное усложнение материала. 
Сопровождение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью третьего года обучения осуществляется по следующему плану.
Этапы работы (подготовительный, коррекционный, заключительный).
На подготовительном этапе проводится обследование обучающихся, уточняется уровень актуального развития ребенка, формируется представление о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка. 
На коррекционном этапе решаются задачи, направленные на формирование способов усвоения обучающимися социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех доступных видов детской деятельности. 
На этом этапе учитель  использует специальные приемы и методы (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка и др.), обеспечивающие удовлетворение специальных образовательных потребностей обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, предоставляет обучающимся дозированную помощь, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом коррекционно-развивающих занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в элементарную учебную деятельность ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.
Каждое коррекционно-развивающее занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Организация работы на этом этапе предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. 
Для формирования сотрудничества ребенка с учителем создаются специальные педагогические условия. Среди этих условий можно выделить следующие:
Эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком.
Правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности.
Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.
Направления  в нашей работе:
Социальное развитие:
Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания позитивного отношения ребенка к себе, интерес к взаимодействию с другим человеком

Воспитание элементарных навыков продуктивного взаимодействия в процессе доступной совместной деятельности.
Задачи:
проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;
демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);
фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживать взором ее движение;
выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке;
испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий).
Познавательное развитие.
Задачи:
Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
Учить детей дифференцировать легко вычленяемые зрительные и тактильно-двигательные свойства предметов.
Учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи).
Формировать у детей элементарные поисковые способы ориентировки - пробы при решении практических задач.
Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности.
На заключительном этапе после проведенной работы осуществляется диагностика общеучебных навыков, уровня познавательного развития и коммуникативных способностей учащихся. 
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Каких результатов в работе нам хотелось бы достичь?
Ребенок:
демонстрирует эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;
дает позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции;
демонстрирует готовность к совместным действиям со взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет со взрослым совместные действия
фиксирует взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действий с ней, прослеживает ее перемещение по горизонтали и вертикали на расстояние до 30 см;
откликается на свое имя;
положительно реагирует на приход в  комнату для занятий педагога и взаимодействует с ним;
выполняет предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.

Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...

Коррекционно-развивающая программа для профилактической работы с детьми группы риска (индивидуальных занятия) «Ветер перемен».

Термин «подростковая (юношеская) делинквентность», появившейся в 80 – 90 –е годы в США, часто переводится на русский язык как «преступность несовершеннолетних» и оз...

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ОВЗ и детьми -инвалидами на ступени начального общего образования

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и детьми -инвалидами и оказание помощи детя...

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие "Все работы хороши!" 2 класс ОВЗ ЗПР

В материале представлены: конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия "Все работы хороши!" 2 класс ОВЗ ЗПР (вариант 7.1), презентация к занятию. План проведения предметны...

Коррекционно-развивающие логопедические занятия в соответствии с требованиями ФГОС с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Коррекционно-развивающие логопедические занятия в соответствии с требованиями ФГОС  с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.мственной отсталостью....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...