Программа дополнительного образования. Коррекционно-развивающие занятия 4 класс.
рабочая программа (4 класс)

Курлетова Наталья Александровна

Коррекционно-развивающая программа сопровождения 4 классов разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» Статья 42 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Программа коррекционно-развивающих занятий создана для группового сопровождения учащихся гимназии в рамках консилиумного сопровождения.

Цель коррекционно-развивающих занятий – развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционно - развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала в среднем  звене гимназии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа сопровождения 4 классов разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» Статья 42 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Программа коррекционно-развивающих занятий создана для группового сопровождения учащихся гимназии, как часть адаптированной основной общеобразовательной программы.

 Цель коррекционно-развивающих занятий – развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционно - развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала в среднем  звене гимназии.

Задачи:

1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).

 2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

3. Расширение представлений об окружающем  мире и обогащение словаря.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.

Занятия построены с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

1. Принцип системности коррекционных (сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.

3. Принципы обще дидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

4. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие– либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащегося, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость от преодоления трудностей.

 5. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащегося развивался навык переноса обработки информации, следовательно, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

6. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Основные направления коррекционной работы:

 1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти;

- формирование навыков звукового анализа.

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков анализа, обобщения;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

 3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

 - развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

5. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

6. Развитие межполушарного взаимодействия.

Структура программы:

 Программа разделена на несколько этапов, интегрированных друг в друга:

1. Развитие когнитивной сферы:

- внимание (8 часов)

- память (7 часов)

- мышление (10 часов).

 2. Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков (7часов):

- формирование позитивной «Я – концепции»

- самопознание своих ресурсов

- минимизация личностной тревожности.

3.  Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы (входная и итоговая – 2 часа).  

Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Средства контроля коррекционно-развивающих занятий: 

В целях отслеживания результатов работы, с обучающимися проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Диагностика состоит из 2-х этапов – первичной и итоговой.

Проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий.

п/п

Наименование разделов программы

    Кол-во  

     часов

Вводная диагностика. Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы.

1

Раздел 1. Развитие когнитивной сферы.

Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие логического мышления. Развитие произвольности движений.

2

Развитие мышления (процессы обобщения). Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей).

1

Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения.

2

Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений.

1

Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков). Развитие внутреннего плана действия.

2

Развитие мышления (умение сравнивать).

2

8.

Развитие вербальной опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей).

1

9.

Развитие пространственных представлений. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти.

1

10.

Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие чувства времени.

1

11.

Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания (переключение).

2

12.

Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. Развитие логического мышления.

1

13.

Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышления (операция сравнения). Развитие внутреннего плана действия.

2

14.

Развитие чувства времени. Развитие опосредованной памяти.

1

15.

Развитие смысловой памяти. Развитие внутреннего плана действия.

1

16.

Развитие слуховой памяти. Развитие пространственных представлений.

2

17.

Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (умение затормозить движения).

1

18.

Развитие непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей).

2

Раздел 2. Развитие эмоционально–волевой сферы.

19.

Развитие дифференциации положительных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения. Развитие положительного отношения к школе.

2

20.

Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов. Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом. Обучение способам релаксации и дыхательным техникам.

2

21.

Интеллектуальная проработка тревожности. Контроль эмоциональных реакций.

1

22.

Развитие конструктивного общения, проработка негативных переживаний, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций. Анализ типичных ситуаций, связанных с обидой.

1

23.

Обучение снятию напряжения, стратегии поведения в трудных ситуациях.

1

 24.

Итоговая диагностика. Оценка динамики развития когнитивной, эмоционально – волевой сферы

1

Итого

34

Список литературы

1. Е.В.Языканова Развивающие занятия. Тесты. Игры. Упражнения. 4 класс. М., «Экзамен», 2020.

2. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: смысл, 2012. – 264 с.

3. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. М.: Смысл, 2013. - 166 с.

4. И.И. Праведникова Нейропсихология. Игры и упражнения. М., «АЙРИС-пресс», 2017

5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., «Академия развития», 2002

 6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008.

7. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2013. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования учащихся 1-4 классов "Основы музыкальной культуры"

На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной ...

Рабочая программа дополнительного образования "Азбука вязания" 4 класс

Рабочая программа дополнительного образования "Азбука вязания"4 класс...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Рост» 1 класс

Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Рост» 2 класс

Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, ж...

Программа дополнительного образования"Весёлая аэробика" 2 класс

Программа дополнительного образования "Весёлая аэробика" 2 класс...