Программа дополнительного образования. Коррекционно-развивающие занятия 4 класс.
рабочая программа (4 класс)
Коррекционно-развивающая программа сопровождения 4 классов разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» Статья 42 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Программа коррекционно-развивающих занятий создана для группового сопровождения учащихся гимназии в рамках консилиумного сопровождения.
Цель коррекционно-развивающих занятий – развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционно - развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала в среднем звене гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительное образование. Коррекционно-развивающие занятия 4 класс. | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа сопровождения 4 классов разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» Статья 42 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Программа коррекционно-развивающих занятий создана для группового сопровождения учащихся гимназии, как часть адаптированной основной общеобразовательной программы.
Цель коррекционно-развивающих занятий – развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционно - развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала в среднем звене гимназии.
Задачи:
1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).
2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).
3. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
Занятия построены с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
1. Принцип системности коррекционных (сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
3. Принципы обще дидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
4. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие– либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащегося, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость от преодоления трудностей.
5. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащегося развивался навык переноса обработки информации, следовательно, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
6. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
- формирование навыков звукового анализа.
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков анализа, обобщения;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
5. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
6. Развитие межполушарного взаимодействия.
Структура программы:
Программа разделена на несколько этапов, интегрированных друг в друга:
1. Развитие когнитивной сферы:
- внимание (8 часов)
- память (7 часов)
- мышление (10 часов).
2. Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков (7часов):
- формирование позитивной «Я – концепции»
- самопознание своих ресурсов
- минимизация личностной тревожности.
3. Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы (входная и итоговая – 2 часа).
Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Средства контроля коррекционно-развивающих занятий:
В целях отслеживания результатов работы, с обучающимися проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Диагностика состоит из 2-х этапов – первичной и итоговой.
Проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.
Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий.
№ п/п | Наименование разделов программы | Кол-во часов |
Вводная диагностика. Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. | 1 | |
Раздел 1. Развитие когнитивной сферы. | ||
Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие логического мышления. Развитие произвольности движений. | 2 | |
Развитие мышления (процессы обобщения). Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). | 1 | |
Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения. | 2 | |
Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков). Развитие внутреннего плана действия. | 2 | |
Развитие мышления (умение сравнивать). | 2 | |
8. | Развитие вербальной опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). | 1 |
9. | Развитие пространственных представлений. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти. | 1 |
10. | Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие чувства времени. | 1 |
11. | Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания (переключение). | 2 |
12. | Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. Развитие логического мышления. | 1 |
13. | Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышления (операция сравнения). Развитие внутреннего плана действия. | 2 |
14. | Развитие чувства времени. Развитие опосредованной памяти. | 1 |
15. | Развитие смысловой памяти. Развитие внутреннего плана действия. | 1 |
16. | Развитие слуховой памяти. Развитие пространственных представлений. | 2 |
17. | Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (умение затормозить движения). | 1 |
18. | Развитие непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). | 2 |
Раздел 2. Развитие эмоционально–волевой сферы. | ||
19. | Развитие дифференциации положительных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения. Развитие положительного отношения к школе. | 2 |
20. | Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов. Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом. Обучение способам релаксации и дыхательным техникам. | 2 |
21. | Интеллектуальная проработка тревожности. Контроль эмоциональных реакций. | 1 |
22. | Развитие конструктивного общения, проработка негативных переживаний, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций. Анализ типичных ситуаций, связанных с обидой. | 1 |
23. | Обучение снятию напряжения, стратегии поведения в трудных ситуациях. | 1 |
24. | Итоговая диагностика. Оценка динамики развития когнитивной, эмоционально – волевой сферы | 1 |
Итого | 34 |
Список литературы
1. Е.В.Языканова Развивающие занятия. Тесты. Игры. Упражнения. 4 класс. М., «Экзамен», 2020.
2. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: смысл, 2012. – 264 с.
3. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. М.: Смысл, 2013. - 166 с.
4. И.И. Праведникова Нейропсихология. Игры и упражнения. М., «АЙРИС-пресс», 2017
5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., «Академия развития», 2002
6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008.
7. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2013. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Занимательная математика" 3 класс
Внеурочная деятельность...
Программа дополнительного образования учащихся 1-4 классов "Основы музыкальной культуры"
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной ...
Рабочая программа дополнительного образования "Азбука вязания" 4 класс
Рабочая программа дополнительного образования "Азбука вязания"4 класс...
Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Рост» 1 класс
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Рост» 2 класс
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, ж...
Программа дополнительного образования"Весёлая аэробика" 2 класс
Программа дополнительного образования "Весёлая аэробика" 2 класс...