Мастер-класс «Гимнастика для мозга» для родителей и детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования сенсорной комнаты (в рамках родительской школы «Мы вместе»).
план-конспект
Межполушарное взаимодействие — особый механизм, который объединяет левое полушарие головного мозга и правое полушарие головного мозга в единую, целостно работающую систему.
Зачем развивать оба полушария головного мозга?
Левое полушарие мыслит логически. Правое – помогает создавать новое, генерировать идеи, интегрировать. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Для развития межполушарных связей, мы пользуемся комплексами кинезиологических упражнений. Это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_dlya_mozga.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Гимнастика для мозга» для родителей и детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования сенсорной комнаты.
(в рамках родительской школы «Мы вместе»)
Подготовила педагог-психолог
МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары
Якимова О.А.
Цель: знакомство родителей с ролью кинезиологических упражнений в развитии детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
- Познакомить родителей о положительном влиянии методов и приемов кинезиологии, способствующие умственному, речевому и физическому развитию детей.
- Практическая демонстрация кинезиологических упражнений.
- Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с детьми дома.
Участники: учащиеся классов для детей с ОВЗ с ЗПР младшего школьного возраста и их родители (не более трёх пар).
Структура проведения:
Первый этап – мотивационный.
Второй этап – основной.
Третий этап – заключительный.
Четвертый этап – рефлексия.
Ход занятия.
Первый этап. Приветствие (создать положительный настрой, атмосферу психологической комфортности, настрой детей на сотрудничество).
Добрый день. Я рада приветствовать вас этим замечательным весенним днем!
Сегодня Вы узнаете, что такое межполушарное взаимодействие. Межполушарное взаимодействие — особый механизм, который объединяет левое полушарие головного мозга и правое полушарие головного мозга в единую, целостно работающую систему.
Зачем развивать оба полушария головного мозга?
Левое полушарие мыслит логически. Правое – помогает создавать новое, генерировать идеи, интегрировать. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Для развития межполушарных связей, мы пользуемся комплексами кинезиологических упражнений. Это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
Упражнения следует выполнять каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнения являются «гимнастикой для мозга». Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым упражнениям следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.
Второй этап.
Упражнение «Кобра».
Это упражнения - растяжки, основанные на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок. Растяжки выполняются медленно, в щадящем режиме.
Лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры: медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены, вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхание.
Дыхательное упражнение «Воздушный шар».
Данное упражнение способствует повышению тонуса.
И.П. Стоя напротив стены, на стене проецируется световое пятно (через проектор «Жар-птица»).
Педагог: «Представьте, что мы с вами похожи на этот красивый огромный воздушный шар. Иногда шар будет подниматься высоко в небо (вдох), а иногда будет опускаться вниз (выдох). Вдох – руки медленно поднимаем вверх, выдох – медленно опускаем вниз». Под релаксационную музыку рассматривают меняющиеся цвета, ровно дышат по формуле успокаивающего дыхания.
2 (2) +2; 2 (2) +2; 4 (2) +4;
4 (2) +4; 4 (2) +6; 4 (2) +7; 4 (2) +8.
Глазодвигательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.
1) И.П. сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
- Глаза и язык вправо – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
- Глаза и язык влево – вдох – пауза - глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
- Глаза и язык вверх – вдох – пауза - глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
- Глаза и язык вниз – вдох – пауза - глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
2) С помощью проектора «Русская пирамида». Дети запоминают свою фигуру, по хлопку, фигуры перемещаются, дети следят за их перемещением.
Упражнение «Ёжики».
И.П. Сидя на мягком мате, под ладонями лежат массажные мячики (можно разного размера), одновременно, правой прямой ладонью ребёнок катает мячик по часовой стрелке, а левой ладонью делает движения вперёд-назад. Можно сопровождать движения сказкой: жили-были братцы ёжики, пошли они погулять, правый ёжик побежал по кругу, а левый ёжик стал бегать вперёд и назад, а затем они поменялись местами. Бегали, они бегали, пока не устали, и решили пойти в гости к колобкам.
Упражнение «Колобки».
Упражнение выполняется в «Сухом бассейне».
И.П. Стоя на коленях перед бассейном, опускаем в него обе руки и играем с «колобками» (шариками), делаем вращательные движения обеими руками одновременно: правой рукой производим круговые движения по часовой стрелке, левой рукой против часовой стрелки. Затем меняем движения рук, левой рукой производим круговые движения по часовой стрелке, правой рукой против часовой стрелки и т.п. Затем ребенок забирается в бассейн, взрослый стоит на коленях перед бассейном, скрестив руки, и ребенок и взрослый передают друг другу шарики, каждый раз меняя положение рук.
Упражнение «Схвати шарик».
Взрослый держит ребенка над сухим бассейном и просит его схватить шарик двумя руками, затем одной рукой (сначала правой, потом левой).
Упражнение «Наматывание»
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем педагог предлагает детям и родителям намотать на пальчик левой руки, затем намотать на пальчик правой руки волокна. Дети вместе с родителями наматывают волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д., при этом родители и дети общаются, обсуждая свойства волокон и комментируя свои действия. Затем загадывают желание.
Третий этап.
Релаксация.
И.П. Родители и дети лежат на мягких матах, под вращающимися лучами зеркально шара и релаксационное музыкальное сопровождение целебные звуки «Лунный бриз».
Педагог:
∙ Мы лежим на лесной поляне.
∙ Нам тепло и уютно.
∙ Наши глаза закрыты, они отдыхают.
∙ Солнышко ласкает лучиками лицо.
∙ Сначала лоб.
∙ Потом глаза.
∙ Нос.
∙ Затем щеки.
∙ Нам тепло и уютно.
∙ Наши руки отдыхают.
∙ Наши ноги отдыхают.
∙ Нам тепло и уютно.
∙ Лесное солнышко поет нам песенку.
∙ Наши глаза открываются.
∙ Руки тянутся вверх, к солнышку.
∙ Мы растем, растем (потянулись).
∙ Нам легко и свободно.
∙ Мы спокойны.
Не торопясь садимся в круг.
Рефлексия.
Сидя в кругу, передаём массажный мячик по кругу и обмениваемся впечатлениями от занятия.
Что больше всего понравилось?
Что узнали нового?
Что будете применять дома?
Спасибо, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика как коррекционно-развивающее средство на уроках для детей с особыми образовательными потребностями
Обобщение опыта. Использование пальчиковой гимнастики на уроках письма и развития речи в специальных (коррекционных) классах VIII вида....
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....
Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому
Сенсорное развитие ребенка -это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств....
Использование мультимедийных презентаций для активизации речи детей с особыми образовательными потребностями
Полноценная речь ребёнка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.В данной работе отражены особеннос...
Статья: «Алгоритм взаимодействия ОО и ТПМПК, в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»
Материал для практического использования в работе педагогов ОО....
"Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с особыми образовательными потребностями через пальчиковые игры и упражнения"
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи...
Многообразие педагогических подходов при обучении детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС
В данной статье предлагаются рекомендации по проведению диагностики и созданию специальных условий обучения детей с особыми образовательными потребностями....