Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
методическая разработка на тему
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionno.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорьева Л. И.
Учитель начальных классов
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Поэтому для детей с особыми образовательными потребностями использование информационно-коммуникативных технологий особенно важно. Учитель, использующий ИКТ в образовательном процессе, должен использовать следующие направления в работе:
- Отбирать и анализировать учебный материал, представленный на электронных носителях, с учётом индивидуальных способностей обучающихся.
- Продумывать способы мотивации обучающихся на освоение учебного материала.
- Оказывать помощь обучающимся в овладении навыками работы на компьютере.
- Разрабатывать контрольные задания, критерии оценивания, способы анализа ошибок.
- Организовывать консультации в ходе изучения учебного курса, направленные на решение личностных. Образовательных. Коммуникативных проблем обучающихся.
- Отслеживать и фиксировать динамику достижений класса в целом и каждого обучающегося в отдельности.
Я использую ИКТ на уроке в следующих случаях:
- Демонстрация компьютерной презентации.
- Тестирование с выбором ответов.
- Отработка навыков с помощью компьютерного тренажёра.
- Демонстрация тематических видеоуроков.
- Использование аудио и видеосюжетов по теме урока.
Большое значение имеет использование ИКТ во внеклассное и внеурочное время:
- Поиск информации в Интернете или других источниках.
- Подготовка выступления и само выступление с использованием презентации.
- Показ презентации и видеофайлов на общешкольных праздниках или родительских собраниях.
Информационные технологии расширяют возможности обучения детей с особыми образовательными потребностями и могут быть особенно эффективными при обучении таких детей .
«Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает меня в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
При индивидуальном обучении учитываются уникальные потребности всех учащихся и в первую очередь тех, у кого имеются затруднения в учебе или физические отклонения. Необходимо развивать у учащихся ответственное отношение к учебе и желание применять технологии для приобретения знаний и навыков. Поэтому школа должна предоставлять технологии специальных возможностей, которые можно адаптировать к нуждам каждого учащегося. Поддержка специальных возможностей дает учащимся с нарушениями получить больший объем информации, облегчить работу на ПК. Повышение уровня удобства и безопасности делает обучение ребенка более эффективным. Таким образом, применение этих функций представляет собой еще один способ обеспечения равных возможностей всем членам общества.
Принцип соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом на любом уроке. И это не случайно, поскольку по данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.
Следует отметить, что применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.
Моя практика проведения уроков с использованием ИКТ технологий показывает, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные. Учащиеся на таких уроках более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течении которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы задания.
Надо заметить, что во время демонстрации презентации или видеоурока необходимо постоянно видеть реакцию учеников, организовывать их активную деятельность и настраивать на восприятие предлагаемой информации. Я считаю, что одной из главных задач учителя является развитие познавательной активности учащихся. Это можно достигнуть за счёт реализации принципа доступности учебного материала и обеспечения «эффекта новизны». К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса учу школьников в знакомом видеть новое. И урок с применением компьютерной презентации помогает хорошо справиться с этой задачей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения....
Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.
Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями....
Организация работы ППк по сопровождению образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями
Школьный психолого-педагогический консилиум (ППк).Общая организация работы....
Использование мультимедийных презентаций для активизации речи детей с особыми образовательными потребностями
Полноценная речь ребёнка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.В данной работе отражены особеннос...
Мастер-класс «Гимнастика для мозга» для родителей и детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования сенсорной комнаты (в рамках родительской школы «Мы вместе»).
Межполушарное взаимодействие — особый механизм, который объединяет левое полушарие головного мозга и правое полушарие головного мозга в единую, целостно работающую систему.Зачем развивать оба по...
Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации
Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....
Использование алгоритмов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
В статье представлен опыт работы учителя-дефектолога по импользованию нестандартных методов обучения. Алгоритмы призваны нормализовать восприятие и мыслительные функции, а так же сократить риски отста...