Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому
методическая разработка
Сенсорное развитие ребенка -это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.o._sensornoe_razvitie.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья специальная (коррекционная) школа
(ГКОУ С(К)Ш)
Из опыта работы
«Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому»
Выполнила:
учитель индивидуального
обучения на дому
Ерминская Н.В.
Тема: «Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому»
Сенсорное развитие ребенка–это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Каждое восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь –плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).
В развитии сенсорной сферы большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыслительной операции. Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:
1 фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий —слепота, глухота и т.п.
2 фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
3 фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения.
Сенсорные эталоны:
-Эталоны цвета -семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
-Эталоны формы -геометрические фигуры; величины —метрическая система мер.
-Слуховые эталоны -это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
-Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
-Запахи —на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов –это главная задача взрослых. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это и З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова. Они считают, что воспитание сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом. Чтобы сенсорный опыт накапливался и обогащался планомерно и постоянно, детей необходимо научить действовать в определенной последовательности, то есть организовать перцептивное восприятие по заранее продуманному плану.
1. Восприятие целостного образа предмета.
2. Вычленение основных частей предмета и определение свойств.
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.
4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности, ребенок использует его в других видах деятельности, поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание включалось во все моменты жизни ребенка, в разные виды деятельности. В процессе развития восприятия необходимо включать разные органы чувств, вызывать положительный эмоциональный отклик, побуждать к самостоятельности. Для развития тактильного восприятия ребенка играем с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхностью. На занятиях использую разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Вместе с родителями сделали интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же добавили лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое. Раскладываем по коробочкам шишки, колючие каштаны, ребристые грецкие орехи и гладкие желуди. Также играем с различными крупами: опускаем ручки в коробку и ищем спрятанную маленькую игрушку. Для сенсорного развития детей использую разные виды игр: Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов использую игрушки, реальные предметы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение).
Настольно –печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Игры из подручного, бросового, нетрадиционного материала: тесто, банки наполненные горохом, кусочки ткани разной фактуры и цвета. Примерный перечень игр по сенсорному воспитанию: Игры на развитие тактильных ощущений:
-Чудесный мешочек
-Определи на ощупь (найти предметы, различающиеся по одному признаку)
-Платочек для куклы (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).
-Узнай фигуру (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
-Найди пару (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Игры и упражнения для закрепления понятия формы:
-Найди предмет указанной формы (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
-Из каких фигур состоит (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
-Найди предмет такой же формы (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки )-Какая фигура лишняя?(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Игры и упражнения на закрепления понятия величины:
-Сравни предметы по высоте
-Самая длинная, самая короткая(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
-Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
-В какую коробку? (распределить 3-5 видов игрушек разных размеров по разным коробкам в зависимости от размера)
-Дальше – ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов, какие нарисованы ближе, а какие –дальше)
Игры и упражнения на закрепление цвета:
-Какого цвета не стало?
-Какого цвета предмет? (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
-Собери гирлянду (предложить собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
В результате своей работы с детьми по развитию сенсорных способностей, могу с уверенностью сказать, что дидактические игры следует подбирать, опираясь на возрастные и психологические особенности детей; знания, навыки и умения, приобретённые в дидактической игре, необходимо закреплять в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и в повседневной жизни. Это обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, а также развитию сенсорной культуры ребенка. И, конечно, система дидактических игр должна строится с постепенным усложнением, чтобы ребенок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями. Дидактические игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с семьями, имеющими детей с особыми образовательными потребностями
Формы и методы работы с родителями детей-инвалидов....
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями
Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образ...
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому
В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...
форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»
форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»...
Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации
Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....
«АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель социально-психолого-педагогического сопровождения содействие развитию личности ребенка посредством оказания оперативной и профессионально компетент...
"Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с особыми образовательными потребностями через пальчиковые игры и упражнения"
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи...