Коррекционно – развивающее занятие по теме: «Решение логических задач»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Жалнина Елена

Коррекционно – развивающее занятие по теме: «Решение логических задач»

Класс: 3-б (обучающиеся с ЗПР)

Педагог-психолог: Е.Н.Жалнина

Тема урока

 

Решение логических задач

Цель

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Задачи

Образовательные: Повышение познавательной активности

Коррекционно –развивающие:

Развитие мышления: Развивать словесно-логическое мышление обучающихся на основе сравнения и обобщения, умения делать выводы.

Развитие внимания: Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане (самостоятельное планирование этапов деятельности).

Развитие памяти: Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти

(с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации).

Развитие воображения: Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации (решать логические задачи).

Развитие личностно-мотивационной сферы: Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности.

Воспитательная: Формирование потребности в доброжелательном общении и умении взаимодействовать друг с другом.

Тип урока

Закрепление знаний

Формы урока

Ф -  фронтальная,  И – индивидуальная

Использованные технологии

Элементы ИКТ – технологии, здоровьесберегающий технологии,  игровой технологии.

Планируемый результат обучения

1.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 

2.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач.

Основные действия

Логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность», «Противоположное слово»  и др.). Задания

Ресурсы

  1. Иллюстрации
  2. Дидактический материал ( «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность», «Противоположное слово»  и др).
  3. Интернет.

Межпредметные связи

Развитие речи,  математика.

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога-психолога

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный момент.

Мотивационный компонент урока.

Поддержание эмоционально-положительного настроя, создание ситуации успеха, доверия.

 

Организация рабочего места, настрой на урок.

Приветствие "Здороваемся глазами"

Ребята, я вас приглашаю на круг дружбы.

Давайте возьмемся за руки и улыбнёмся друг другу.

Инструкция. Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Положительный настрой на урок.

 

 

 

Произнесение и показ своего настроения (задание выполняется в круге).

Регулятивные:

Эмоциональный настрой. Личностные:

Самоопределение.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Разминка

 Актуализация знаний.

Повторение изученного материала.

Работа в группах.

 

 

 

 

Психологический настрой:

Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

Мы единая дружная семья.

Мы все здоровы, тепло своих рук передаем друг другу.

Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу. А теперь, занимайте все свои места. (Дети садятся за парты)

 

Упражнение «Построение закономерности»

Фигуры разложить в виде закономерности (в определённом порядке). Продолжи закономерность: выбери подходящий набор фигур.

Описание: изображение к закономерности из цветных фигур

Упражнения на внимание, мышление, память.

 

  • «Расставь картинки по порядку»

Описание: https://1.bp.blogspot.com/-7LwGAZvwvQ0/WK8iUTpB-dI/AAAAAAAAAEo/MNUslVtW0l8PlsvFf5DwksoCD-EGiA4gACLcB/s1600/d1.jpg

 

  • «Что не так?»

Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0a1ebdf61bac4b0164e8d4e74bbdfebd-l&n=13

Прослушивание установки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

уметь извлекать информацию из  иллюстраций, пользоваться различными предметами при выполнении упражнений.

Регулятивные выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные – умение работать в группе.

Уметь работать в группе, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения.

3.Физминутка

Физкультминутка «Дети вышли по порядку»

Дети вышли по порядку на активную зарядку.
На носочки поднимайтесь, (подняться на носочки, руки вверх)
Между парт не потеряйтесь. (опуститесь на всю стопу, руки вниз)
Потянулись, наклонились
И обратно возвратились, (наклон назад, руки в стороны. выпрямиться, руки вниз)
Повернулись вправо дружно,
Влево тоже всем нам нужно. (повороты направо-налево, руки на пояс)
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай. (повороты направо-налево, руки в стороны, ладони кверху)
Поднимай колено выше –
На прогулку цапля вышла. (ходьба на месте с высоким подниманием бедра)
А теперь прыжки вприсядку,
Словно заяц через грядку. (приседание с выпрыгиванием вверх)
Закружилась голова?
Отдохнуть и сесть пора. (сесть за парту)

Выполняют упражнение.

Регулятивные выполнять задание в соответствии с целью.

 

4. Новый материал.

Развивать  интеллектуальные  умения.

 

Аналитические задачи

1. Коля и Вася — два брата. Один из них ходит в детский сад, другой — в школу. Кто из них моложе, если Вася учится во втором классе?

2. Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая — с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем?

3. Даша и Маша получили в школе пятерки: одна — по математике, другая по чтению. По какому предмету получила пятерку Даша, если Маша получила эту оценку не по математике?

 

Упражнение «Продолжи логический ряд»

Описание: image034

Упражнение «Дорисуй девятое»

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1807426/139dddf3-3647-4cb0-82b7-93a69714bc4a/s1200?webp=false

 

 Упражнение «Продолжи числовой ряд»

1). 2, 4, 6, 8, ... (10, 12)

2). 1, 4, 7, 10, ... (13, 16)

3). 21, 17, 13, 9, ... (5, 1)

4). 5, 10, 15, 20, ... (25, 30)

5). 9, 1, 7, 1, 5, 1, ... (3,1)

6). 1, 1, 3, 3, 5, 5, ... (7,7)

7). 4, 5, 8, 9, 12, 13, ... (16, 17)

8). 25, 25, 21, 21, 17, 17, ... (13, 13)

9). 21, 18, 16, 13, 11, 8, ... (6,3)

10). 12, 14, 13, 15, 14, 16, ... (15, 17)

11). 3, 4, 6, 9, 13, ... (18, 24)

12). 15, 16, 14, 17, 13, 18, ... (12, 19)

13). 21, 18, 16, 15, 12, 10, ... (9, 6)

14). 4, 8, 10, 20, 22, 44, ... (46, 92) 15.8, 7, 10, 9, 12, 11, ... (14,13)

 

Упражнение «Противоположное слово»

Учить четко произносить слова, подбирая имена прилагательные и наречия с противоположным значением. Расширять и активизировать словарный запас

Подобрать слова с противоположным значением.

Взрослый:

Ребенок:

острая лопата

тупая лопата

домашние гуси

дикие гуси

гладкая бумага

мятая бумага

громкая музыка

тихая музыка

старая панама

новая панама

до дома близко

до дома далеко

иду направо

иду налево

  

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания на раздаточном материале, отвечают на вопросы.

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи.

Регулятивные: планирование прогнозирование.

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:  инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Зрительная гимнастика

 

Слушайте мои инструкции и смотрите на экран. На экране будут показаны картинки с упражнениями 

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1707109/64eb5a78-2246-4ce6-b0b4-e3ac408556fc/s1200?webp=false

Под музыкальное сопровождение  выполняют упражнения.

Регулятивные:

эмоциональный настрой.

Личностные: снятие напряжения, усталости с глазных мышц, улучшить кровообращение. 

6.Систематизация и закрепление материала.

Активизировать мыслительные приемы сравнения, анализа, умения делать выводы.

Аналитические задачи

1. Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой — шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросал шишки?

2. Школьники Дима, Саша и Коля делали к празднику украшения: елочные игрушки и гирлянды. Дима и Саша делали одинаковые украшения, а Дима и Коля — разные. Коля делал игрушки. Что делал Саша?

3. Два друга — Федя и Костя — получили в школе двойку и тройку. Федины родители обычно ругают сына за тройки, а привыкшие к тройкам Костины родители ругают его только за двойки. Кому попадет на этот раз, если известно, что Федя не получил тройку?

Упражнение «Как это можно использовать?»

Найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

·    Рисовать

·    Писать

·    Использовать, как палочку

·    Указка

·    Градусник для куклы и т.д.

Выполняют задания

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи.

Регулятивные: планирование прогнозирование.

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:  инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

7.Итог урока. Рефлексия деятельности.

Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Учитель спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.

- Вот и подошло к концу наше занятие.
- Что вам больше всего понравилось? Запомнилось?

Молодцы, все хорошо потрудились, справились с заданием.

Самооценка деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют и оценивают деятельность на уроке. 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Коррекционно – развивающее занятие по теме: «Решение логических задач»

Класс: 3-б (обучающиеся с ЗПР)

Педагог-психолог: Е.Н.Жалнина

Тема урока

Решение логических задач

Цель

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Задачи

Образовательные: Повышение познавательной активности

Коррекционно –развивающие:

Развитие мышления: Развивать словесно-логическое мышление обучающихся на основе сравнения и обобщения, умения делать выводы.

Развитие внимания: Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане (самостоятельное планирование этапов деятельности).

Развитие памяти: Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти

(с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации).

Развитие воображения: Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации (решать логические задачи).

Развитие личностно-мотивационной сферы: Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности.

Воспитательная: Формирование потребности в доброжелательном общении и умении взаимодействовать друг с другом.

Тип урока

Закрепление знаний

Формы урока

Ф -  фронтальная,  И – индивидуальная

Использованные технологии

Элементы ИКТ – технологии, здоровьесберегающий технологии,  игровой технологии.

Планируемый результат обучения

1.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 

2.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач.

Основные действия

Логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность», «Противоположное слово»  и др.). Задания

Ресурсы

  1. Иллюстрации
  2. Дидактический материал ( «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность», «Противоположное слово»  и др).
  3. Интернет.

Межпредметные связи

Развитие речи,  математика.

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога-психолога

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный момент.

Мотивационный компонент урока.

Поддержание эмоционально-положительного настроя, создание ситуации успеха, доверия.

Организация рабочего места, настрой на урок.

Приветствие "Здороваемся глазами"

Ребята, я вас приглашаю на круг дружбы.

Давайте возьмемся за руки и улыбнёмся друг другу.

Инструкция. Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Положительный настрой на урок.

Произнесение и показ своего настроения (задание выполняется в круге).

Регулятивные:

Эмоциональный настрой. Личностные:

Самоопределение.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Разминка

 Актуализация знаний.

Повторение изученного материала.

Работа в группах.

Психологический настрой:

Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

Мы единая дружная семья.

Мы все здоровы, тепло своих рук передаем друг другу.

Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу. А теперь, занимайте все свои места. (Дети садятся за парты)

Упражнение «Построение закономерности»

Фигуры разложить в виде закономерности (в определённом порядке). Продолжи закономерность: выбери подходящий набор фигур.

изображение к закономерности из цветных фигур

Упражнения на внимание, мышление, память.

  • «Расставь картинки по порядку»

https://1.bp.blogspot.com/-7LwGAZvwvQ0/WK8iUTpB-dI/AAAAAAAAAEo/MNUslVtW0l8PlsvFf5DwksoCD-EGiA4gACLcB/s1600/d1.jpg

  • «Что не так?»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0a1ebdf61bac4b0164e8d4e74bbdfebd-l&n=13

Прослушивание установки.

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

уметь извлекать информацию из  иллюстраций, пользоваться различными предметами при выполнении упражнений.

Регулятивные выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные – умение работать в группе.

Уметь работать в группе, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения.

3.Физминутка

Физкультминутка «Дети вышли по порядку»

Дети вышли по порядку на активную зарядку.
На носочки поднимайтесь, 
(подняться на носочки, руки вверх)
Между парт не потеряйтесь. (опуститесь на всю стопу, руки вниз)
Потянулись, наклонились
И обратно возвратились, 
(наклон назад, руки в стороны. выпрямиться, руки вниз)
Повернулись вправо дружно,
Влево тоже всем нам нужно. 
(повороты направо-налево, руки на пояс)
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай. 
(повороты направо-налево, руки в стороны, ладони кверху)
Поднимай колено выше –
На прогулку цапля вышла. 
(ходьба на месте с высоким подниманием бедра)
А теперь прыжки вприсядку,
Словно заяц через грядку. 
(приседание с выпрыгиванием вверх)
Закружилась голова?
Отдохнуть и сесть пора. 
(сесть за парту)

Выполняют упражнение.

Регулятивные выполнять задание в соответствии с целью.

4. Новый материал.

Развивать  интеллектуальные  умения.

Аналитические задачи

1. Коля и Вася — два брата. Один из них ходит в детский сад, другой — в школу. Кто из них моложе, если Вася учится во втором классе?

2. Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая — с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем?

3. Даша и Маша получили в школе пятерки: одна — по математике, другая по чтению. По какому предмету получила пятерку Даша, если Маша получила эту оценку не по математике?

Упражнение «Продолжи логический ряд» 

image034

Упражнение «Дорисуй девятое»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1807426/139dddf3-3647-4cb0-82b7-93a69714bc4a/s1200?webp=false

 Упражнение «Продолжи числовой ряд»

1). 2, 4, 6, 8, ... (10, 12)

2). 1, 4, 7, 10, ... (13, 16)

3). 21, 17, 13, 9, ... (5, 1)

4). 5, 10, 15, 20, ... (25, 30)

5). 9, 1, 7, 1, 5, 1, ... (3,1)

6). 1, 1, 3, 3, 5, 5, ... (7,7)

7). 4, 5, 8, 9, 12, 13, ... (16, 17)

8). 25, 25, 21, 21, 17, 17, ... (13, 13)

9). 21, 18, 16, 13, 11, 8, ... (6,3)

10). 12, 14, 13, 15, 14, 16, ... (15, 17)

11). 3, 4, 6, 9, 13, ... (18, 24)

12). 15, 16, 14, 17, 13, 18, ... (12, 19)

13). 21, 18, 16, 15, 12, 10, ... (9, 6)

14). 4, 8, 10, 20, 22, 44, ... (46, 92) 15.8, 7, 10, 9, 12, 11, ... (14,13)

Упражнение «Противоположное слово»

Учить четко произносить слова, подбирая имена прилагательные и наречия с противоположным значением. Расширять и активизировать словарный запас

Подобрать слова с противоположным значением.

Взрослый:

Ребенок:

острая лопата

тупая лопата

домашние гуси

дикие гуси

гладкая бумага

мятая бумага

громкая музыка

тихая музыка

старая панама

новая панама

до дома близко

до дома далеко

иду направо

иду налево

Выполняют задания на раздаточном материале, отвечают на вопросы.

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи.

Регулятивные: планирование прогнозирование.

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:  инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Зрительная гимнастика

Слушайте мои инструкции и смотрите на экран. На экране будут показаны картинки с упражнениями 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1707109/64eb5a78-2246-4ce6-b0b4-e3ac408556fc/s1200?webp=false

Под музыкальное сопровождение  выполняют упражнения. 

Регулятивные:

эмоциональный настрой.

Личностные: снятие напряжения, усталости с глазных мышц, улучшить кровообращение. 

6.Систематизация и закрепление материала.

Активизировать мыслительные приемы сравнения, анализа, умения делать выводы.

Аналитические задачи

1. Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой — шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросал шишки?

2. Школьники Дима, Саша и Коля делали к празднику украшения: елочные игрушки и гирлянды. Дима и Саша делали одинаковые украшения, а Дима и Коля — разные. Коля делал игрушки. Что делал Саша?

3. Два друга — Федя и Костя — получили в школе двойку и тройку. Федины родители обычно ругают сына за тройки, а привыкшие к тройкам Костины родители ругают его только за двойки. Кому попадет на этот раз, если известно, что Федя не получил тройку?

Упражнение «Как это можно использовать?»

Найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

·    Рисовать

·    Писать

·    Использовать, как палочку

·    Указка

·    Градусник для куклы и т.д.

Выполняют задания

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи.

Регулятивные: планирование прогнозирование.

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:  инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

7.Итог урока. Рефлексия деятельности.

Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Учитель спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.

- Вот и подошло к концу наше занятие.
- Что вам больше всего понравилось? Запомнилось?

Молодцы, все хорошо потрудились, справились с заданием.

Самооценка деятельности на уроке.

Анализируют и оценивают деятельность на уроке.  

Анализ коррекционно-развивающего занятия

Коррекционно – развивающее занятие по теме: «Решение логических задач» разработано в соответствии с тематическим планом адаптированной основной общеобразовательной программы для 3 – го класса по курсу «Развитие аналитико-синтетической сферы» для обучающихся с задержкой психического развития.

Занятие групповое.

Вся организация учебного процесса на коррекционно – развивающем занятии является здоровьесберегающей:

  • соблюдается режим нагрузки;
  • нестандартно построен учебный процесс на занятии (носит творческий характер), прослеживается дифференцированный подход в обучении, сочетаются фронтальные, индивидуальные формы обучения, организовано игровое моделирование учебного процесса;
  • занятие проводится в режиме «динамической позы», т.е. смены позы «сидя», «стоя», передвигаясь по всему кабинету;
  • наглядный и дидактический материал соответствует требованиям;
  • в начале занятия проводится игра - приветствие для создания эмоционального настроя;
  • окончание занятия проводится рефлексия для анализа и самоанализа занятия;
  • проводится физкультминутка для отдыха всего организма;
  • проводится гимнастика для глаз;
  • упражнения направленные на развитие крупной и мелкой моторики;
  • на протяжении всего занятия – благоприятный эмоциональный климат.

Использование ИКТ на коррекционно – развивающем занятии позволяет обеспечить:

  • доступность и наглядность демонстрируемого материала для обучающихся;
  • повышает продуктивность развития познавательных возможностей обучающихся;
  • снижает нагрузку педагога в разъяснениях для обучающихся с ограниченными возможностями и позволяет применять групповую форму работы.

Использование музыки создает благоприятную обстановку и улучшает настроение.

Таким образом на занятии использованы икт- технология, игровая и здоровьесберегающая технология, что позволяет равномерно во время коррекционного занятия распределять различные виды заданий; способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении предмета.

Данная разработка может использоваться учителями



Предварительный просмотр:

Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках

ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ МЯЧ!»

http://konspekta.net/lektsianew/baza13/3773083143607.files/image024.jpg

Оборудование: сюжетная картинка: комната, в которой находится высокий шкаф, детский стол, большой и маленький стулья. На полу, на ковре, сидит маленький мальчик, игрушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя на ковре, тянется к мячу ручками (рис. 12).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажи мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием припоминания: «Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Ребенка просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии. После организации практической ситуации ребенку снова предлагают рассмотреть картинку и рассказать мальчику, как достать мяч.

ЗАДАНИЕ «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Оборудование: сюжетная картинка: на столе стоит клетка с кроликом. Недалеко находится стол, на котором - банка с морковкой. Горлышко в банке - узкое, в банке - вода. Около стола стоит задумчивый мальчик. Рядом на столе лежат предметы: вилка, ложка, деревянная палочка (см. рис. 8).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку, а затем рассказать мальчику, как достать морковку. В случае затруднения создается реальная ситуация: ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в наглядно-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыслению ориентировочно — исследовательской деятельности и к установлению причинно-следственных отношений. Затем ребенку снова предлагают рассказать мальчику, как достать морковку, т.е. выполнить задание в наглядно-образном плане.

ИГРА «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Оборудование: клетка с кроликом (или игрушка-зайка); предметы: вилка, ложка, палочка с колечком, палочка с крючком (рис. 8).

http://konspekta.net/lektsianew/baza13/3773083143607.files/image016.jpg

Ход занятия. Педагог приносит клетку с кроликом и предлагает ребенку покормить его. Недалеко находится банка с водой, на дне лежит морковка. В случае затруднения педагог предлагает ребенку выполнить задание методом проб: «Попробуй достать морковку какой-нибудь палочкой». При этом ребенку предоставляется самостоятельность. После этого педагог просит ребенка объяснить, почему удобно доставать морковку вилкой. Ребенок наблюдает, как кролик ест морковку.

http://konspekta.net/lektsianew/baza13/3773083143607.files/image026.jpg

ЗАДАНИЕ «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»

Оборудование: сюжетная картинка: окно, на котором стоят два комнатных цветка: один - цветущий, другой - увядающий. Девочка растерянно смотрит на увядающий цветок. Недалеко на столе находится лейка с водой (рис. 13).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае затруднения педагог говорит: «Вспомни, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого ребенок затрудняется выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем ребенок рассказывает о наблюдаемых действиях, т.е. фиксирует последовательные действия в речи. После этого ребенок снова выполняет задание в наглядно-образном плане.



Предварительный просмотр:

  1. Тема - Давайте знакомиться с собой и друг с другом

Цель: Формирование самосознания подростка (профилактика суицидального поведения)

Краткое содержание урока: Беседа о своих переживаниях, чувстве страха, неуверенности, неуспеха. Разминка «Доброе животное» , Упражнение «Рыба для размышления»
Рефлексия.

Сегодня мы постараемся послушать друг друга и сделаем нечто, что позволит почувствовать себя более уверенными и защищенными.

Разминка «Доброе животное»

Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы — одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед — выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад — притопывая, два шага вперед. Спасибо.

Упражнение «Рыба для размышления»

Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» — вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение.

Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх — это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно, когда…

Когда я спорю…

Когда на меня повышают голос, я…

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

Мне бы хотелось прыгнуть с большой высоты, потому что…

Обсуждение.  Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.

Дети рисуют или делают талисман.

  1. Тема - Я – хороший! Мы - хорошие!

Цель: формирование чувства уверенности, повышение самооценки.

Краткое содержание урока: осознание собственной уникальности, получение подтверждения принятия группой сверстников. Упражнение «Принцесса», Упражнение «Апельсины», Социометрия и др.  Рефлексия.

Сказать вслух с экспрессией: «Я лучше всех!», «Ненавижу...!», «Ты — хороший, хорошая!»

1.  Игра «Принцесса»: самой застенчивой участнице предлагается стать на стул и быть принцессой, остальные участники играют предупредительных слуг.

2.  Упражнение: пройти через «строй» участников группы и сказать каждому, глядя в глаза: «Я лучше всех!»

3 «Работа с обидными словами», где предлагается найти слова, которые ранили когда-то, и найти другие, «целительные» слова/образы, которые помогли бы справиться с обидными словами.

4. Выполнение техники «Прекрасный/ужасный рисунок».

Одному из участников группы предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». Затем рисунок передается по кругу слева сидящему, и он переделывает рисунок в «ужасный». Затем рисунки снова передаются слева сидящим, и они переделывают «ужасные» рисунки в «прекрасные». Рисунки передаются по кругу до тех пор, пока «родной» рисунок не вернется к хозяину и у него не появится возможность восстановить свой «прекрасный» рисунок.

Упражнение «Апельсины» .

Предложить найти максимальное число различных характеристик (размер, цвет, запах, толщина
кожуры, вкус и т. п.). собственно все мы такие же «фрукты», абсолютно разные. А чем мы похожи?  Ответы детей  (одного возраста, одноклассники и пр.).

«Социометрия». Членам группы предлагается ответить на следующие вопросы:

-  Кого бы вы хотели выбрать старостой вашей группы?

-  Кого бы вы позвали на свой день рождения?

-  - С кем бы вы пошли в многодневный поход? Предлагается быть искренним и свободным в своем выборе.

Упражнение «Здесь о вас была такая молва». Каждый участник по очереди усаживается на стул, спиной ко всем. Другие участники группы подходят к нему, кладут руку на плечо и выражают ему свое отношение к нему. «Мне нравится в тебе...», «Я хочу тебе пожелать...».

Рисунок «Мир, в котором меня понимают».
Обсуждение трудностей, возникших в ходе выполнения упражнений.

Можно групповой рисунок.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Класс: 2-а (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями)

Педагог-психолог: Е.Н.Жалнина

Тема урока

Составление сериационных рядов предметов, изображений по самостоятельно выделенным признакам.

Цель

Обучение детей упорядочиванию предметов, изображений  по самостоятельно выделенным признакам.

Задачи

Образовательные: Формирование у обучающихся сенсорных эталонов.

Коррекционно –развивающие:

Развитие восприятия: Способствовать развитию  у обучающихся различных видов восприятия (зрительного, тактильного) и моторно-двигательных функций, через выполнение упражнений  на упорядочивание предметов по длине, ширине, высоте и объему закреплением навыков порядкового счёта. Закрепление знаний о геометрических фигурах (овал, ромб, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, многоугольник).

Развитие внимания: Развитие произвольного внимания, развитие саморегуляции  (самостоятельное планирование этапов деятельности).

Развитие памяти: Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти

(с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации).

Развитие воображения: Развитие творческой деятельности. 

Развитие личностно-мотивационной сферы: Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности.

Воспитательная: Формирование потребности в доброжелательном общении и умении взаимодействовать друг с другом.

Тип урока

Урок  закрепления знаний

Формы урока

Ф -  фронтальная,  И – индивидуальная

Использованные технологии

Элементы ИКТ – технологии, здоровьесберегающий технологии,  игровой технологии.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:  основание сериации, т. е. тот признак, по которому можно упорядочивать предметы или изображения.

уметь:

- строить сериационные ряды по образцу;

 - анализировать действия с целью выявления относительности величины;

- строить сериационные ряды, как по нарастанию, так и по убыванию значений одного и более признаков.

Основные понятия

Высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, размер

Ресурсы

  1. Иллюстрации
  2. Дидактический материал ( набор  Фребеля  и др).
  3. Интернет.

Межпредметные связи

Развитие речи,  математика.

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога-психолога

Деятельность обуч-ся

Формирование УУД

1.Организационный момент.

Мотивационный компонент урока.

Поддержание эмоционально-положительного настроя, создание ситуации успеха, доверия.

Организация рабочего места, настрой на урок.

Приветствие.

Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я назову по имени того, кто сидит передо мною и скажу, что рада его видеть. Он повернется к своему соседу и сделает то же самое, и так каждый из вас поприветствует своего соседа.

Положительный настрой на урок.

Регулятивные:

Эмоциональный настрой. Личностные:

Самоопределение.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Разминка. Определение темы занятия

Повторение изученного материала.

Психологический настрой:

Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, карандаш, тетрадка?

- Чем мы с вами будем заниматься?

  1. Определение темы занятия

Сейчас я вам загадаю загадки, и мы узнаем тему урока

1.Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад

Как его зовут?

(Квадрат)

2.Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)

3. Стороны и три угла

И столько же вершин

И трижды трудные дела мы вместе совершим.(треугольник)

4.Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат…(прямоугольник)

Упражнение «Узнай и прочитай!»

- Назвать   геометрические фигуры, которые вам знакомы!

-Какие фигуры имеют три угла? Четыре угла?

-Какие фигуры не имеют углов?

Игра «Букеты».

наборы Цветные фигуры, Палочки, Кольца и полукольца, Фишки.

- На лугу расцвели цветы. Давайте соберём букеты, но не любые, а с определённым условием.

Инструкция:

  - Каждая команда составит специальный букет из трёх «цветков» - фигур. Все три фигуры должны быть одинаковыми или разными по двум признакам, по цвету и форме. Например, (показ).

- Как только вы составите специальный букет, скажите вслух «букет», и я подойду к вам.

- Задание понятно?...

- Кто желает, расскажите про свой специальный букет?......

- Что развивает эта игра? (сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, расширяет кругозор; восприятие, мышление, воображение, внимание, память, самостоятельную творческую деятельность).

- По какому ещё признаку можно сложить букет?..... (размер).

- Какие КРАСИВЫЕ букеты вы сделали! А теперь сложите фигуры обратно в ящички.

Прослушивание установки.

Называют знакомые геометрические фигуры.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные – умение работать в группе.

3.Мозговая гимнастика.

Упражнение «Мозговая гимнастика»

Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

Выполняют упражнения.

Регулятивные:

Стимуляция мыслительной деятельности

4.Открытие нового знания.

Развивать  интеллектуальные умения.

Построение сериационного ряда по образцу.

Упражнение  «Повтори последовательность».

Поставить Мозайку, Кольца, Цветные тела, Палочки или Фигурки, Фишки.

- Из города мы выбрались, но осенние дожди размыли Тропинки и мы не можем пройти по ним. Давайте восстановим дорожки.

Инструкция:

- Каждый соберёт (построит) из набора на столе Тропинку. Последовательность соблюдайте по образцу.

- Задание понятно? (дать время).

- Кто готов показать свою Тропинку?...

- Вы сделали превосходные тропинки! Теперь мы может отправляться в путь. Сложите Тропинки обратно в коробочки.

Задания на листах + набор Фребеля

На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными.

Каждый из вас должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки - в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку - рассаживать «пассажиров», а вы совместно будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально - это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний. – Задание понятно?...

Слушайте инструкцию: 

Пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).

Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……

Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……

Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……

Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……

Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа……

- Все справились? Проверим!...

- А эта игра что развиваетВы замечательно рассадили всех «пассажиров»! Высаживайте их обратно в тарелочки!

Упражнение «Посмотри и запомни!»

(на компьютере)

http://images.myshared.ru/6/586885/slide_21.jpg

Нарисовать, что запомнили на доске.

Упражнение «Сколько треугольников в треугольнике» (на компьютере)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0675/000bd9cc-00cc583a/640/img3.jpg

Упражнение «Продолжи цепочку» (на компьютере)

https://konspekta.net/poisk-ruru/baza14/266764322388.files/image030.png

Собирают сериационные ряды из раздаточного материала

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания на раздаточном материале, отвечают на вопросы.

Познавательные:

  • устанавливать причинно- следственные связи;
  • расширяет кругозор
  •  навыки познавательно-исследовательской деятельности

Регулятивные:

осваивают сериацию как способ познания свойств (размера, формы).

5. Физкультминутка

Физкультминутка

Мы пройдемся по дорожке,

Чтобы отдохнули ножки.

Но дорожка непростая –

Нас от парт не отпускает(ходьба на месте)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В сторону разок – другой

Покачаю головой. (Вращение головы вправо и в лево)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперед, другой вперед,

А потом наоборот (руки к плечам, вращение вперед и назад)

Хорошо чуть- чуть размяться.

Снова сядем заниматься .(дети садятся за парты).

Выполняют упражнения.

Регулятивные выполнять задание в соответствии с целью.

6.Систематизация и повторение материала.

  • Упражнение «Запомни и расскажи»
  • https://pedsovet.su/_load-files/load/10/02/1/f/4-page-4.jpg

Упражнение «4 лишний»

Ребята, посмотрите на фигуры, с которыми мы сегодня познакомились и скажите, какая из них лишняя и почему?

hello_html_m3c2e9746.jpg

(круг лишняя фигура, потому что все фигуры имеют углы, а круг не имеет)

Упражнение «Дорисуй»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0004/000e1d4b-489dc85c/img24.jpg

Выполняют задания

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Учитель спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.

- Вот и подошло к концу наше занятие.
- Что вам больше всего понравилось? Запомнилось?

Молодцы, все хорошо потрудились, справились с заданием.

Самооценка деятельности на уроке.

Анализируют и оценивают деятельность на уроке.  

Анализ коррекционно-развивающего занятия

Коррекционно – развивающее занятие по теме: «Составление сериационных рядов предметов, изображений по самостоятельно выделенным признакам» разработано в соответствии с тематическим планом адаптированной основной общеобразовательной программы для 2 – го класса по курсу «Формирование  сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Занятие групповое.

Вся организация учебного процесса на коррекционно – развивающем занятии является здоровьесберегающей:

  • соблюдается режим нагрузки;
  • нестандартно построен учебный процесс на занятии (носит творческий характер), прослеживается дифференцированный подход в обучении, сочетаются фронтальные, индивидуальные формы обучения, организовано игровое моделирование учебного процесса;
  • занятие проводится в режиме «динамической позы», т.е. смены позы «сидя», «стоя», передвигаясь по всему кабинету;
  • наглядный и дидактический материал соответствует требованиям.
  • в начале занятия проводится игра - приветствие для создания эмоционального настроя;
  • окончание занятия проводится дыхательная гимнастика для тренировки умения вдоха и выдоха;
  • проводится физкультминутка для отдыха всего организма;
  • проводится гимнастика для глаз;
  • на протяжении всего занятия – благоприятный эмоциональный климат.

Использование ИКТ на коррекционно – развивающем занятии позволяет обеспечить:

  • доступность и наглядность демонстрируемого материала для обучающихся;
  • повышает продуктивность развития познавательных возможностей обучающихся;
  • снижает нагрузку педагога в разъяснениях для обучюащихся с ограниченными возможностями и позволяет применять групповую форму работы.

Использование музыки создает благоприятную обстановку и улучшает настроение.

Таким образом на занятии использованы икт- технология, игровая и здоровьесберегающая технология, что позволяет равномерно во время коррекционного занятия распределять различные виды заданий; способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении предмета.

Данная разработка может использоваться учителями.



Предварительный просмотр:

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.

Тема: Последовательность основных жизненных событий.

Цель: формирование умений определять течение времени (вчера, сегодня, завтра).

Задачи:

Образовательные:

  • ​Формировать представления о временных эталонах;
  • Систематизировать последовательность понятий: вчера, сегодня, завтра.
  • Продолжать развивать умение составлять и читать мнемотехнические картинки.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать познавательный интерес и логическое мышление.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
  • Развитие знаний о временных эталонах путём выполнения упражнений.

Воспитывающие:

  • ​Воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • ​Воспитывать самостоятельность; нравственные качества;
  • Воспитывать интерес к творчеству, умение работать в коллективе.

Оборудование: мнемотехнические картинки, цветная бумага, клей, шаблоны.

1.Организационно-подготовительный этап

​ ​∙взаимное приветствие;

​ ​∙настрой учащихся на работу, организация внимания;

​ ∙проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);

​ ∙сообщение темы и цели урока.

 -Все улыбочкой вздохнем и занятие начнем.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы побеседуем о времени.
-  А что такое время?
- А как можно узнать время? Конечно, время можно определить по часам. Но еще время мы определяем и по дням.

1. Упражнение на развитие зрительного восприятия. «Замените цифры буквами» 

Задание: (на доске) составить слова, меняя буквы в соответствии с цифрой:  Вечар (вчера), сгедоян (сегодня), заратв (завтра).

-Сегодня будем говорить о временных промежутках: сегодня, вчера, завтра. Т.к. эти понятия тоже обозначают время.

2. Упражнение на развитие памяти. «Временной отрезок»

Задание: (на доске). Отметьте дату, которая была вчера.

Отметьте дату, которая будет завтра.

-Отметьте дату, которая наступила сегодня.

-Когда мы говорим вчера, то мы вспоминаем какие события?

-Когда говорим завтра, то думаем о тех событиях, которые произойдут  когда?

 -Когда говорим сегодня, то говорим о том, что проживаем в настоящее время.

3. Упражнение на логическое мышление «Продолжи предложение»

 «Я рисую рисунок…»

«Мы гуляем в парке….»

«Папа поедет на рыбалку …»

«Мальчик играет на барабане.…»

«Лиса рыла нору…»

«Мы ездили в магазин…»

Физ.минутка

В понедельник я купался (изображаем плаванье)
А во вторник рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался (изображаем умывание)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу прыгал, бегал (прыжки на месте)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопаем в ладоши)
Целый день я отдыхал (садимся на корточки и засыпаем).

4. Упражнение на развитие восприятия времени и последовательности временных эталонов (Работа с мнемотехническими  картинками).

 Практическая деятельность:  «Восстанови события»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0639/00032700-15b03373/1/img11.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0639/00032700-15b03373/2/hello_html_55d60f3d.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/12d2/00073ec1-b0f6332a/img23.jpg

Тема урока: Как человек взрослеет. Возраст человека.

Цель обучения:  

Знать этапы жизни человека

Объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира

Ожидаемые результаты:

• Учащиеся знакомятся с этапами взросления человека.

• Учащиеся узнают о том, как меняется человек по мере взросления.

• Воспитывать у учащихся уважение к старшим.

Фактический материал к уроку:

Младенчество (до 1 года). На данном этапе жизни человек учится доверять миру. Ему нужна особенная еда –материнское молоко, специальные смеси.

Раннее детство (примерно от 1 года до 4 лет).

Ребенок стремится многое сделать без посторонней помощи.

Дошкольное детство (примерно до 6-7 лет).

Ведущей деятельностью является игровая. Через игру ребенок познает окружающий мир.

Школьный возраст (младший школьный возраст)

(примерно до 10–11 лет). Ведущей деятельностью постепенно становится учебная.

Подростковый период (примерно до 15 лет).

Человек осознаёт своё место в социуме

Юность (примерно до 19 лет). Человек ищет себя

в профессиональной сфере, выбирает, кем хочет стать в жизни.

Зрелость. Человек работает, создаёт.

Старость. Человек уже менее активен, обычно не работает.

В современном мире трудно определить возрастные рамки зрелости и старости. Вопреки стереотипам, не все старые люди постоянно болеют, плохо ходят. Однако они становятся более восприимчивыми к болезням, физические силы уменьшаются. Но у людей, ведущих здоровый образ жизни, бодрость сохраняется долгое время.

Ход урока

Создание положительного настроя.

В нашем классе все друзья!

Я, ты, он, она- вместе дружная семья!

Посмотрите на себя- вместе мы сто тысяч я! Деление на группы с помощью карточек: мальчики, девушки, бабушки, дедушки.

Есть ли у кого-нибудь маленький брат или сестра.

Как малыш выглядит, что умеет.

Поинтересуйтесь, как изменилась жизнь в семье с появлением малыша.

Как ты рос? Обратите внимание на рисунки.

Задайте вопросы:

– Как выглядит новорожденный ребёнок?

– Как вы думаете, что он умеет?

– Как меняется ребёнок внешне со временем? Что он учится делать?

– Сравните третий рисунок со вторым. Какие

изменения произошли с малышом? Что он уже умеет?

– Как вы думаете, сколько лет ребёнку на последней картинке?

Предложите учащимся расположить свои фотографии в порядке взросления и рассказать друг другу о том, как они росли, развивались, что менялось.

Что нужно младенцу, дошкольнику, школьнику?

Как ест младенец? Что ему можно давать? Какие игрушки нужны?

(взять несколько предметов, например, бутылочку для кормления, пирамидку, пенал, погремушку, крупный кубик и пр.).

Распределите данные предметы на четыре группы – по мере необходимости на каждом этапе жизни, попросите пояснить выбор.

Ответы

Младенчество: бутылочка для кормления, погремушка.

Раннее детство: пирамидка.

Дошкольник: книга сказок.

Школьник: портфель.

Рубрика «Подумай».

Может ли ребенок из младенца сразу стать школьником?

Учащиеся должны прийти к выводу, что на каждом этапе жизни человек чему-то учится, поэтому все периоды очень важны. Можно построить работу над этим заданием от обратного: «Представьте, что было бы, если бы люди сразу рождались взрослыми. Что они могли бы делать?»

Вывод: людям не хватало бы элементарных умений и навыков: разговаривать, держать ложку, жевать и пр.

Этапы взросления. Обратите внимание ,на какие еще этапы жизни человека существуют? Сравните рисунки. Какие внешние отличия видны? Сразу ли человек становится старым, или это происходит постепенно? Сравните рост человека на каждом этапе. Что вы заметили?»

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u144886/t1510202161ab.jpg

Рубрика «Исследуй». Учащиеся продолжат работать в группах. Исследование организуйте в несколько этапов.

1. Задайте вопросы, на которые члены групп смогут,

посовещавшись ответить. В каждую группу можно добавить почётного члена: бабушку (дедушку).

Примерные вопросы:

– Кто быстрее пробежит стометровку: дедушка или внук?

– К кому люди пойдут за советом: к бабушке или внучке?

– Кто сможет быстро залезть на скалу: дедушка или внук?

2. Учащиеся в группах смогут сделать вывод о том, что могут дети, и не могут бабушки и дедушки.

Попросите учащихся обосновать свои выводы.

Спросите, чего не хватает бабушкам и дедушкам.

(Физической силы, здоровья, активности.) Что пожилые люди могут делать лучше молодых?

(Давать советы, учить, помогать в сложных жизненных ситуациях.) Почему? (У них большой жизненный опыт.)

3. Спросите, как учащиеся понимают пословицу: «Дом, где есть старец, богатый дом».

Нужно ли прислушиваться к мнению пожилых людей.

Составить правила поведения при общении со старшими.

Возможные ответы

• Здоровайся со старшими первым.

• Уступай место в общественном транспорте.

• Не требуй громко купить что-нибудь, не кричи, особенно в общественных местах.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04e6/0006bba5-80c0c91d/hello_html_m7b414dfe.png

периоды жизни человека

Социальная зрелость предполагает, такой уровень развития организма, когда молодой человек способен активно участвовать в жизни социального общества, в котором, он существует. В нашей стране социальная зрелость наступает с получением юношей и девушкой паспорта, документа, подтверждающего принадлежность данного человека к социальной среде, в которой он живет и формируется. Это происходит в 16 лет. Однако это еще не полная социальная зрелость, а именно ее первый этап. Полная социальная зрелость наступает в 18 лет, т. е. в тот период, когда каждый член данной социальной системы может принимать активное участие в ее строительстве, развитии и жизнеобеспечении. Этот период связан с совершеннолетием молодого человека. Причем каждая социальная система сама определяет период социального/созревания своих членов. Так, во многих государствах период совершеннолетия молодого человека связан с 20—21 годами, когда молодой человек или девушка могут самостоятельно принимать решения, Подчиняясь законодательной системе данной социальной среды.

С ростом культуры общества, повышением благосостояния народа растет и продолжительность человеческой жизни.

Подумайте и ответьте 1. В какие возрастные периоды жизни человека идет бурный рост и развитие организма? 2. Какой возрастной период жизнедеятельности организма человека связан с процессами стабилизации? 3. Какие теорий связаны с научным обоснованием старения организма человека? 4. Какие критические периоды в жизнедеятельности человека вы можете назвать? Каковы их особенности? 5. Что такое биологическая зрелость организма? Как она проявляется? 6. Что такое социальная зрелость человека? Какова ее особенность.

Объясните значение терминов: детство, юность, зрелость, старость, критические периоды, биологическая зрелость.

Возрастные периоды



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Класс: 1 д-а (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями)

Педагог-психолог: Е.Н.Жалнина

Тема урока

Конструирование из счетных палочек

Цель

Обучение детей конструированию из счетных палочек по образцу и самостоятельно.

Задачи

Образовательные: Развитие сенсорных эталонов  - учить анализировать образцы конструкций, собирать по образцу предметы из счетных палочек, понимать значимость конструирования из счётных палочек, закреплять понятие «конструирование», формировать умения узнавать  фигуры на рисунке-образце.

Коррекционно –развивающие:

Развитие восприятия: Способствовать развитию  у обучающихся различных видов восприятия (зрительного, тактильного), пространственную ориентацию при составлении из счетных палочек, развивать восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

Развитие внимания: Развитие произвольного внимания, навыков и умений при конструировании, развитие саморегуляции  (самостоятельное планирование этапов деятельности).

Развитие памяти: Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти (с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации).

Развитие воображения: создание образа необходимой фигуры

Развитие мышления:  развитие умения выделять признаки предмета, сравнивать предметы по выделенному признаку.

Развитие личностно-мотивационной сферы: Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности.

Воспитательная: воспитывать творческую активность, прививать навык аккуратности в работе, познавательный интерес, умение работать в группе.

Тип урока

Изучение нового материала

Формы урока

Ф -  фронтальная,  И – индивидуальная

Использованные технологии

Здоровьесберегающая технология,  игровая технология.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать: как использовать образец, чтобы собрать фигуру; понимать, как собрать фигуру без образца.

уметь:

  • самостоятельно выкладывать изображение на столе, опираясь на образец;
  • учиться оценивать свою работу и работу других детей, подмечать интересные решения, применять фантазию.

Основные понятия

Конструирование, цвет, форма

Ресурсы

  1. Счетные палочки разного цвета
  2. Дидактический материал ( картинки, схемы - образцы)
  3. Интернет.

Межпредметные связи

Развитие речи,  математика.

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога-психолога

Деятельность обуч-ся

Формирование УУД

1). Организационный момент.

Мотивационный компонент урока.

Поддержание эмоционально-положительного настроя, создание ситуации успеха, доверия.

Организация рабочего места, настрой на урок.

Приветствие

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Выполняют упражнение - приветствие.

Положительный настрой на урок.

Произнесение и показ своего настроения

Регулятивные:

Эмоциональный настрой. Личностные:

Самоопределение.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 Разминка

 Актуализация знаний.

Повторение изученного материала.

- Перед вами лежат разноцветные палочки. Это счетные палочки. Подскажите, какого они цвета?

Создаёт ситуацию неполноты знаний.

- Для чего нужны счетные палочки? Что можно ещё с ними делать? (ответ детей – считать). Давайте, возьмем одну синею палочку, две красных, три желтых, четыре зеленых, пять белых. Молодцы

Отвечают на вопросы.

Выдвигают свои варианты, предположения (с помощью палочек можно считать, строить фигуры)

Называют знакомые картинки и собирают  фигуры из палочек

Регулятивные -  выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные – умение работать в группе.

Познавательные -

анализировать объекты с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина);

Открытие нового знания.

Развивать  интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

А еще можно с ними поиграть. Давайте, начнем игру!

Упражнение «Узнай!»

- Посмотрите на картинки, что вы видит?

Сейчас прочитаю вам стихотворения, а вы отгадаете, что и кого мы с вами сегодня конструировать из палочек.

Сад забором оградили, чтоб деревья дольше жили.

http://images.myshared.ru/5/477227/slide_33.jpg

Посмотрите на картинку, что это? Правильно, забор.

Давайте, его соберем из палочек.

Проверка. Сравнение с образцом.

Следующая картинка

Елочка зелена выросла в лесу, елочку на праздник в дом я принесу.

http://bigslide.ru/images/24/23908/960/img24.jpg

Посмотрите на картинку, что это? Правильно, елочка.

Давайте, ее соберем из палочек.

Проверка. Сравнение с образцом.

Следующая картинка

То он солнышко лучистое, то он облачно пушистое. Лета ждать не захотел, ветер дунул – облетел!

https://osobluvadutuna.com.ua/img/items/publications/5533ac964838411d8ff25067777f35c1.jpg

Проверка. Сравнение с образцом.

Называют знакомые картинки и собирают  фигуры из палочек

Выполняют задания на раздаточном материале, отвечают на вопросы.

Познавательные -анализировать объекты с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина);

осуществлять  составление целого из частей;

Регулятивные - понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;

выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

Коммуникативные - задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя;

слушать и понимать речь других.

Зарядка для глаз

Музыкальная гимнастика.

7.Зарядка для глаз

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/52326/pub_5e4ae390f2bc623242232d0a_5e4bd4b5df21a67d43582fe8/scale_1200

Под музыкальное сопровождение  выполняют упражнения.

Регулятивные:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль зрительного действия по результату с целью корректировки своих действий под руководством учителя и самостоятельно.
  • эмоциональный настрой.

Систематизация и повторение материала.

Давайте вспомним, как мы конструируем по образцу. Вспомним план. (Учитель выдает карточки)

Совместная работа по плану.

  1. Анализирование образца.

- Посмотрите на картинки и скажите

- Сколько всего необходимо палочек. (Всего 10 палочек. Первый пункт плана выполнили?

Какой следующий пункт плана?

  1. Выбор нужного материала.

- На образце грибок. Каких цветов палочки нужны для того, чтобы его сделать? ( из  красных и белых или…

Сколько понадобится палочек? (5 палочек белого (синего) цвета). Выберите 5 палочек белого (синего) цвета.

  1. Раскладывание как на образце.

- Начинаем раскладывать по очереди – сначала шляпку гриба, затем ножку.

  1. Проверка. Сравнивание с образцом.

- Грибок  готов.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2212586/306c6323-1477-4719-b10d-0400ef546506/s1200

Весь Антошка – шляпка да ножка.

Дождь пойдет – он подрастет. Молодцы, у вас все получилось!

Работают в группе.

1.Проанализировать образец.

2.Выбрать нужный материал.

3.Разложить их как на образце.

4.Проверить, сравнить с образцом.

Отвечают на вопросы. (Проанализировать образец, значит, определить, из чего сделан предмет, сколько понадобится частей, какого цвета и размера части, как они расположены)

Познавательные -анализировать объекты с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина);

осуществлять  составление целого из частей;

Регулятивные - понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;

выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

Коммуникативные - задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя;

слушать и понимать речь других.

Физкультминутка

Физкультминутка. Белки

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Выполняют упражнение.

Регулятивные -  выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные – умение работать в группе.

Итог урока.

Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Окончание занятия

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Учитель спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.

- Вот и подошло к концу наше занятие.
- Что вам больше всего понравилось? Запомнилось?

Молодцы, все хорошо потрудились, справились с заданием.

Самооценка деятельности на уроке.

Выполняют задания

Анализируют и оценивают деятельность на уроке.  

Анализ коррекционно-развивающего занятия

Коррекционно – развивающее занятие по теме: «Конструирование из счётных палочек» разработано в соответствии с тематическим планом адаптированной основной общеобразовательной программы для дополнительного 1 – го класса по курсу «Формирование  сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Занятие групповое.

Вся организация учебного процесса на коррекционно – развивающем занятии является здоровьесберегающей:

  • соблюдается режим нагрузки;
  • нестандартно построен учебный процесс на занятии (носит творческий характер), прослеживается дифференцированный подход в обучении, сочетаются фронтальные, индивидуальные формы обучения, организовано игровое моделирование учебного процесса;
  • занятие проводится в режиме «динамической позы», т.е. смены позы «сидя», «стоя», передвигаясь по всему кабинету;
  • наглядный и дидактический материал соответствует требованиям.
  • в начале занятия проводится игра - приветствие для создания эмоционального настроя;
  • окончание занятия проводится дыхательная гимнастика для тренировки умения вдоха и выдоха;
  • проводится физкультминутка для отдыха всего организма;
  • проводится гимнастика для глаз;
  • на протяжении всего занятия – благоприятный эмоциональный климат.

Таким образом на занятии использованы игровая и здоровьесберегающая технология, что позволяет равномерно во время коррекционного занятия распределять различные виды заданий; способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении предмета.

Данная разработка может использоваться учителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по теме: "Зимняя сказка".

Разработка занятия для детей с нарушением зрения...

Открытый урок по математике в 3 классе на тему : «Решение логических задач»

Урок математики в 3 классе на тему: « Решение логических задач». Урок познакомит учащихся с тем, что существует тесная связь между двумя науками :  математикой и историей....

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления (на примере развития временных представлений и представлений об окружающем мире) Тема: «Зима. Признаки зимы». 2 класс

Материал представляет собой конспект (и мультимедийный материал - презентацию) коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога на тему "Зима. Признаки зимы" (2 класс)....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления для обучающихся начальной школы. Лексическая тема «цветы»

Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления для обучающихся начальной школы.Лексическая тема «цветы»Данный материал позволяет совершенстовать словесно-логиче...

Конспект внеурочного занятия "Развитие внимания. Решение логических задач (занятие 8)" (курс "Юные умники и умницы", 1 класс)

Цель: развитие внимания и логического мышления у младших школьниковПланируемые результаты:Предметные:1.соблюдать последовательность выполнения работы;2.знать, что такое «внимание»;3.умение...