РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления «Жизненные навыки»
рабочая программа (4 класс)
Предмет «Жизненные навыки»
Изучается на уровне начального общего образования в качестве внеурочной деятельности дополнительного учебного предмета.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки» составлена на основании учебного пособия: «Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе» /Под ред. С. В. Кривцовой, 2018 г., Генезис, Москва. «Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе». Рабочая тетрадь школьника. /Под ред. С. В. Кривцовой, 2018 г., Генезис, Москва.
Программа «Жизненные навыки» выбрана не случайно. Под жизненными навыками мы понимаем набор умений, который характеризует компетентное социальное поведение человека определенного возраста. Данная программа позволяет ребёнку: понять ценность вещей в своей жизни; научиться справляться с печальными сторонами жизни; более подробно разобраться в отношениях между мальчиками и девочками.
Ребёнок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. Поэтому в основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребёнка, его ориентация на внутреннее, личностно-обусловленное понимание себя.
Новизной программы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании знаний, но также использование этой логики как основы для выбора тем и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhn_4_a_b_v_klassy_20-21.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОЛГОПРУДНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
(ГАОУ МО «ДОЛГОПРУДНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от __________ № __ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________________ Ю.А.Нестеренко «___»___________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор гимназии _________________ Цепляева К.В. «___»_____ 2020 г. |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
социального направления
«Жизненные навыки»
4 А, Б, В классы
Составитель: Горбачева Елена Геннадиевна,
педагог – психолог
2020 год
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО, утверждённым Приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями), на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Основной образовательной программы НОО (ООО или СОО) ГАОУ МО «Долгопрудненской гимназии», авторской программы «Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе» под редакцией С.В. Кривцовой, издательство: «М: ГЕНЕЗИС» год 2018. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам.
Количество часов: два часа в неделю.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Жизненные навыки»
Изучается на уровне начального общего образования в качестве внеурочной деятельности дополнительного учебного предмета.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки» составлена на основании учебного пособия: «Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе» /Под ред. С. В. Кривцовой, 2018 г., Генезис, Москва. «Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе». Рабочая тетрадь школьника. /Под ред. С. В. Кривцовой, 2018 г., Генезис, Москва.
Программа «Жизненные навыки» выбрана не случайно. Под жизненными навыками мы понимаем набор умений, который характеризует компетентное социальное поведение человека определенного возраста. Данная программа позволяет ребёнку: понять ценность вещей в своей жизни; научиться справляться с печальными сторонами жизни; более подробно разобраться в отношениях между мальчиками и девочками.
Ребёнок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. Поэтому в основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребёнка, его ориентация на внутреннее, личностно-обусловленное понимание себя.
Новизной программы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании знаний, но также использование этой логики как основы для выбора тем и навыков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
В результате изучения курса «Жизненные навыки» в 4 классе обучающиеся научатся:
- слушать других;
- не отвлекаться;
- задавать вопросы;
- следовать инструкциям;
- дискутировать;
- выражать свои чувства другому;
- предлагать и просить помощи;
- начать разговор;
- проявлять заботу;
- соблюдать правила;
- извиняться;
- справляться с эмоциями в стрессовой ситуации;
- спрашивать разрешение;
- бережно относиться к чужим вещам;
- уважительного отношения к другому человеку;
- ценить материальную и не материальную собственность;
- справляться с печальными чувствами.
К концу обучения в 4 классе обучающиеся получат возможность научиться:
- относиться к вещам с бережливостью;
- договариваться между собой;
- отстаивать свои границы и уважать чужие;
- справляться со стрессовой ситуацией;
- уважительно относиться к противоположному полу;
- задавать трудные вопросы и отвечать на них.
- понимать и осознавать ценности вещей в нашей жизни;
- осознать печальную стороны нашей жизни и уметь справляться с эмоциями в стрессовой
ситуации;
- формировать поведения, вследствие опыта проживания потери.
Личностные умения и навыки:
- Выразить свои теплые чувства другому.
- Осознать свои чувства.
- Наградить себя.
- Определять, что мне нравится.
- Извиняться.
- Справляться со своими эмоциями.
- Благодарить.
- Занять свое свободное время.
- Проявить заботу о другом.
- Предложить кому-либо помощь.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Слушать.
- Задавать вопросы.
- Следовать инструкциям.
- Доводить задание до конца.
- Дискутировать.
- Строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
- Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя.
- Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
- Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
- Учиться наблюдать.
- Моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
- Говорить и принимать комплименты.
- Не отвлекаться.
- Закончить и начать разговор.
- Делиться.
- Доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
- Учиться работать в паре и в группе.
- Выполнять различные роли.
- Слушать и понимать речь других ребят.
- Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Основные формы организации занятий:
- Тренинговая форма
- Просмотр мультипликационных отрывков
- Техника коллажа
- Работа с текстами с элементами критического мышления
- Рисование, лепка из пластилина
- Ролевые игры
- Дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия
- Моделирование образцов поведения
- Рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов
- игра
- Групповые занятия под руководством педагога (обучение в сотрудничестве).
- Самостоятельная работа.
- Работа в парах.
- проблемно-ценностное общение;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Собственность: Я и моё (16 часов).
Данная тема меняет представление ребёнка о мире материальных и нематериальных вещах. Ребёнок учится радоваться самым обычным и недорогим вещам. Важными задачами данной темы являются: показать ребёнку, что владение вещами предполагает ответственность за них; владеть можно далеко не всем; владение совместными вещами или пространством накладывает определённые обязательства; ценность вещей изменчива.
Формы деятельности: игровая, групповая, дискуссия, общение, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, конструирование), познавательная (ознакомление с жизненными навыками с помощью чтения текста, аудио и видео записей), театральная (работа с мимикой, жестами и различными образами).
2. Печальная сторона жизни (14 часов).
Данная тема позволяет учащимся разобраться в таком чувстве как печаль. Показать детям, что это духовный процесс, который может возникнуть в душе человека при потере ценности.
Формы деятельности: игровая, групповая, дискуссия, общение, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, конструирование), познавательная (ознакомление с жизненными навыками с помощью чтения текста, аудио и видео записей), театральная (работа с мимикой, жестами и различными образами).
3. Мальчики и девочки (20 часов).
Данная тема позволяет учащимся получить представления о мире мальчиков и мире девочек. Научить детей уважительно относиться к противоположному полу и адекватно воспринимать и задавать непростые вопросы. Рассмотреть отношения между мальчиками и девочками как отношения полов. Научить ребёнка данного возраста решать жизненные задачи в отношениях с противоположном полом.
Формы деятельности: игровая, групповая, дискуссия, общение, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, конструирование), познавательная (ознакомление с жизненными навыками с помощью чтения текста, аудио и видео записей), театральная (работа с мимикой, жестами и различными образами).
4. Подводим итоги (16 часов). Главной задачей данной темы является подведение итогов и синтезирование опыта, прожитого за четыре года.
Формы деятельности: игровая, групповая, дискуссия, общение, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, конструирование), познавательная (ознакомление с жизненными навыками с помощью чтения текста, аудио и видео записей), театральная (работа с мимикой, жестами и различными образами).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4А класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки изучения | |
план | факт | |||
Тема: Собственность: Я и моё (16 ч) | ||||
1 | Вводное. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 02.09. | |
2 | Это Я! Моя собственность. Фанты. | 2 | 09.09. | |
3 | Вещи мои и чужие. Моё – чужое – общее. | 2 | 16.09. | |
4 | Как спрашивать разрешение. Ассоциации. | 2 | 23.09. | |
5 | Моя территория. Чужая территория. | 2 | 30.09. | |
6 | Вещи в моей жизни. | 2 | 14.10. | |
7 | Мы «Робинзоны». | 2 | 21.10. | |
8 | Собственность – это не только вещи и деньги. | 2 | 28.10. | |
Тема: Печальная сторона жизни (16 ч) | ||||
9 | Печальная история. | 2 | 11.11. | |
10 | Круг чувств. Цвет печали. | 2 | 25.11. | |
11 | Как расстаются люди. | 2 | 02.12. | |
12 | Письмо. Лес печали. Время печали. | 2 | 09.12. | |
13 | Когда мне грустно… Моё хокку. | 2 | 16.12. | |
14 | Ларец печали. Памятные вещи. | 2 | 23.12. | |
15 | Печаль и радость. | 2 | 30.12. | |
16 | Портрет печали. Печальная сторона жизни. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 13.01. | |
Тема: Мальчики и девочки (20 ч) | ||||
17 | Герои и идеалы. | 2 | 20.01. | |
18 | Мальчики и девочки. Мальчики и девочки: как мы растём. Ищем различия. | 2 | 27.01. | |
19 | Мальчики и девочки: два мира. | 2 | 03.02. | |
20 | Мир мужчин. Мир женщин. | 2 | 10.02. | |
21 | Я – девочка. Я – мальчик. Ассоциации. | 2 | 24.02. | |
22 | Наши различия: правда и стереотипы. | 2 | 03.03. | |
23 | Коллаж. | 2 | 10.03. | |
24 | Настоящий мальчик должен… Настоящая девочка должна… | 2 | 17.03. | |
25 | Мы – стилисты. Непростые вопросы. | 2 | 24.03. | |
26 | Заключительное. | 2 | 07.04. | |
Подводим итоги (14 ч) | 14.04. | |||
27 | Опросник. | 2 | 21.04. | |
28 | Жизненные навыки: история обучения. Навыки, которым научила меня жизнь. | 2 | 28.04. | |
29 | Повторение любимых тем | 2 | 05.05. | |
30 | Благодарственное письмо. Следим за чувствами. Твое пожелание… | 2 | 12.05. | |
31 | Коллаж «Мои чувства и моё отношение». | 2 | 19.05. | |
32 | Три важных навыка для человека. Для человека важно… Строим башню. Итоговое. Чаепитие. | 2 | 26.05. | |
Всего: 64 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4Б класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки изучения | |
план | факт | |||
Тема: Собственность: Я и моё (16 ч) | ||||
1 | Вводное. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 03.09. | |
2 | Это Я! Моя собственность. Фанты. | 2 | 10.09. | |
3 | Вещи мои и чужие. Моё – чужое – общее. | 2 | 17.09. | |
4 | Как спрашивать разрешение. Ассоциации. | 2 | 24.09. | |
5 | Моя территория. Чужая территория. | 2 | 01.10. | |
6 | Вещи в моей жизни. | 2 | 15.10. | |
7 | Мы «Робинзоны». | 2 | 22.10. | |
8 | Собственность – это не только вещи и деньги. | 2 | 29.10. | |
Тема: Печальная сторона жизни (14 ч) | ||||
9 | Печальная история. | 2 | 05.11. | |
10 | Круг чувств. Цвет печали. | 2 | 12.11. | |
11 | Как расстаются люди. | 2 | 26.11. | |
12 | Письмо. Лес печали. Время печали. | 2 | 03.12. | |
13 | Когда мне грустно… Моё хокку. | 2 | 10.12. | |
14 | Ларец печали. Памятные вещи. Печаль и радость. | 2 | 17.12. | |
16 | Портрет печали. Печальная сторона жизни. | 2 | 24.12. | |
Тема: Мальчики и девочки (20 ч) | ||||
17 | Инструктаж по технике безопасности. Герои и идеалы. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 14.01. | |
18 | Мальчики и девочки. Мальчики и девочки: как мы растём. Ищем различия. | 2 | 21.01. | |
19 | Мальчики и девочки: два мира. | 2 | 28.01. | |
20 | Мир мужчин. Мир женщин. | 2 | 04.02. | |
21 | Я – девочка. Я – мальчик. Ассоциации. | 2 | 11.02. | |
22 | Наши различия: правда и стереотипы. | 2 | 25.02. | |
23 | Коллаж. | 2 | 04.03. | |
24 | Настоящий мальчик должен… Настоящая девочка должна… | 2 | 11.03. | |
25 | Мы – стилисты. Непростые вопросы. | 2 | 18.03. | |
26 | Заключительное. | 2 | 25.03. | |
Подводим итоги (16 ч) | ||||
27 | Опросник. | 2 | 08.04. | |
28 | Жизненные навыки: история обучения. Навыки, которым научила меня жизнь. | 2 | 15.04. | |
29 | Повторение любимых тем | 2 | 22.04. | |
30 | Благодарственное письмо. Следим за чувствами. Твое пожелание… | 2 | 29.04. | |
31 | Коллаж «Мои чувства и моё отношение». | 2 | 06.05. | |
32 | Три важных навыка для человека. Для человека важно… | 2 | 13.05. | |
33 | Строим башню. | 2 | 20.05. | |
34 | Чаепитие. Итоговое. | 2 | 27.05. | |
Всего: 68 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4В класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки изучения | |
план | факт | |||
Тема: Собственность: Я и моё (16 ч) | ||||
1 | Вводное. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 01.09. | |
2 | Это Я! Моя собственность. Фанты. | 2 | 08.09. | |
3 | Вещи мои и чужие. Моё – чужое – общее. | 2 | 15.09. | |
4 | Как спрашивать разрешение. Ассоциации. | 2 | 22.09. | |
5 | Моя территория. Чужая территория. | 2 | 29.09. | |
6 | Вещи в моей жизни. | 2 | 13.10. | |
7 | Мы «Робинзоны». | 2 | 20.10. | |
8 | Собственность – это не только вещи и деньги. | 2 | 27.10. | |
Тема: Печальная сторона жизни (14 ч) | ||||
9 | Печальная история. | 2 | 03.11. | |
10 | Круг чувств. Цвет печали. | 2 | 10.11. | |
11 | Как расстаются люди. | 2 | 24.11. | |
12 | Письмо. Лес печали. Время печали. | 2 | 01.12. | |
13 | Когда мне грустно… Моё хокку. | 2 | 08.12. | |
14 | Ларец печали. Памятные вещи. Печаль и радость. | 2 | 15.12. | |
15 | Портрет печали. Печальная сторона жизни. | 2 | 22.12. | |
Тема: Мальчики и девочки (20 ч) | ||||
16 | Инструктаж по технике безопасности. Герои и идеалы. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 29.12. | |
17 | Мальчики и девочки. Мальчики и девочки: как мы растём. Ищем различия. | 2 | 12.01. | |
18 | Мальчики и девочки: два мира. | 2 | 19.01. | |
19 | Мир мужчин. Мир женщин. | 2 | 26.01. | |
20 | Я – девочка. Я – мальчик. Ассоциации. | 2 | 02.02. | |
21 | Наши различия: правда и стереотипы. | 2 | 09.02. | |
22 | Коллаж. | 2 | 16.02. | |
23 | Настоящий мальчик должен… Настоящая девочка должна… | 2 | 02.03. | |
24 | Мы – стилисты. Непростые вопросы. | 2 | 09.03. | |
25 | Заключительное. | 2 | 16.03. | |
Подводим итоги (16 ч) | ||||
26 | Опросник. | 2 | 23.03. | |
27 | Жизненные навыки: история обучения. Навыки, которым научила меня жизнь. | 2 | 06.04. | |
28 | Повторение любимых тем | 2 | 13.04. | |
29 | Благодарственное письмо. Следим за чувствами. Твое пожелание… | 2 | 20.04. | |
30 | Коллаж «Мои чувства и моё отношение». | 2 | 27.04. | |
31 | Три важных навыка для человека. Для человека важно… | 2 | 04.05. | |
32 | Строим башню. | 2 | 11.05. | |
33 | Итоговое. | 2 | 18.05. | |
34 | Заключительное. Чаепитие. | 2 | 25.05. | |
Всего: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) "Моя первая экология".
Интегрированный курс для младших школьников....
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Я-кировчанин" для 1 класса
Составлена на основе авторской программы Ю. Галышевой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности по...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Культура добрососедства"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (4 класс) "Культура добрососедства"....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс
Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...