Система работы по адаптации обучающихся 1 класса учителя ПорчинкойН.А.
методическая разработка (1 класс)
В методической разработке описана система работы по адаптации обучающихся 1класса учителя Порчинской Н.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система работы по адаптации обучающихся 1класса учителя Порчинской Н.А. | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы учителя Порчинской Н.А.
по успешной адаптации первоклассников
В 1-В классе обучается – 21 человек. 7 девочек и 14 мальчиков.
3 обучающихся – 2014 года рождения, 18 – 2013 года рождения.
Все дети из полных семей.
19 обучающихся-основная группа здоровья,4-подготовительная.
«Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление.
Адаптация к школе – «перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» (Коломинский Я.Л.)
Успешность адаптации первоклассников к школе зависит конечно от родителей и учителя. Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от неё новой интересной жизни. Но зачастую малыш быстро понимает, что учёба – это тяжёлый труд, и не всегда он приносит радость. И тут желание ребёнка гаснет, а иногда и пропадает совсем. Поэтому главная моя задача, как учителя не дать погаснуть этому желанию. Желанию учиться. Уже с 1 сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников. Процесс адаптации занимает, как правило, около двух месяцев. Хотя у некоторых детей нередко затягивается до шести месяцев. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, я прежде всего, ставлю задачу познакомить детей друг с другом, стараюсь создать доброжелательную атмосферу в классе, даю детям возможность почувствовать себя школьниками. Всю первую неделю мы знакомились друг с другом и со школой. Учили имена и отчества учителя, директора школы. Знакомила с профессиями работников школы, учила ходить ребят по школе парами. Учили как по- разному можно произносить имена ребят, например, Сашу можно называть Сашенькой, Александром, Сашулей. Были проведены классные часы на тему «Познакомьтесь- это Я», на которых сначала Я рассказала о себе, затем каждый из ребят рассказывал о себе, о своей семье. Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 3-4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно использую игровые приёмы обучения. Проводим уроки- сказки, уроки путешествия.В целях снятия напряжения провожу физминутки в классе, затем ребята их учат и сами проводят. Очень нравятся детям анимационные физминутки.
Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов формирования учебно- познавательной деятельности постоянно хвалю, одобряю, поддерживаю ребят. В первом классе оценки не выставляются. Вместо оценок в прописях и тетрадках пишу «Молодец!», «Хорошо!», наклеиваю наклейки в виде сердечек, звёздочек, солнышек.
На уроках использую ИКТ. Учитывая возрастные особенности детей, вовлекаю своих воспитанников в различные формы работы: коллективные; групповые, парные; индивидуальные.
В сентябре была проведена стартовая диагностика работоспособности и готовности детей к учебной деятельности с целью выявления стартовых возможностей первоклассников.
С самого начала я поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила:
- скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка);
-хвалить исполнителя,
-критиковать только исполнение;
-не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.
В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.
Рефлексивноеобучение
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексии настроения и эмоционального состояния.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, так и в конце деятельности.
Рефлексия деятельности
Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: уверен в своих знаниях в основном уверен нужно ещё повторить нуждаюсь в помощи
Рефлексия содержания учебного материала
Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Для сохранения здоровья провожу курс внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым!», где я знакомлю ребят с правилами игр, провожу подвижные игры.
В адаптационный период проводила работу с родителями. Старалась заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:
- эмоциональной поддержке ребенка;
- организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).
- проработке правил для учащихся.
В октябре провела родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе». Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период.
В конце первой четверти, как итог адаптационного периода провели традиционный праздник: «Посвящение в первоклассники». Для этого праздника были подготовлены стихи, песни, развивающие и весёлые игры. Все родители и ребята остались очень довольными.
Самым непростым делом для первоклассников оказалось спорить не ссорясь и не обижаясь друг на друга. Первоклассники пришли в этом году гиперактивные. Никто не хочет уступать друг другу, ругаются, плачут, обижаются, поэтом я веду планомерную работу по воспитанию своих ребят. Учим законы дружной жизни, правила поведения в классе, на перемене, в столовой, в туалете.
Мною организована воспитательная работа в классном коллективе «Пчелки». Материально-техническое оснащение школы высокое. В классе есть много: игр, лото. На перемене и после уроков ребята учатся играть коллективно. Таким образом, создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нём субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.В классе было выявлено 2 человека (Аширбеков Д. Пестряков С.) с нарушениями звукопроизношения т.е. дефектами речи. А так же 2 человека с нарушениями саморегуляции поведения(Ордынский Т. Климович Г.)Для детей и родителей испытывающих трудности в обучении(усвоение материала, поведенческие проблемы) работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум ПМПк. По запросу классного руководителя специалисты работают с ребенком и родителями для выявления причин этих трудностей и оказания своевременной помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы над портфолио обучающихся начальной школы
«Под старой концепцией образования подразумевалось, что образование – это процесс и система, инвестиции и надежда.В соответствии с новым определением, образование ориентировано на достижение результат...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В МБОУ СОШ№4
Наша школа принимает детей мигрантов на протяжении нескольких учебных лет. Отличительными чертами образовательного учреждения №4 можно считать многонациональный состав обучающихся в целом, многонацион...
Система работы со слабоуспевающими обучающимися
Почему неуспевающие дети — это «вечная» проблема школы? …Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел б...
Из опыта работы. Система работы с талантливыми обучающимися.
Из опыта работы. Система работы с талантливыми обучающимися.В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует ...
Система работы по адаптации и обучению детей мигрантов
Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования, наша школа создаёт комфортные условия не только с точки зрения с...
"Система работы с одарёнными обучающимися начальных классов".
С 2013 года наша школа являлась опытно-экспериментальной площадкой по организации образовательной деятельности по развитию детской одаренности в начальной школе. В связи с этим был разработан и ...
Система работы с целевой моделью наставничество "учитель-учитель"
Презентация раскрывает мероприятия, направленные на реализацию целевой модели наставничества в МАОУ СОШ № 3 г. Шарыпово....