Система работы над портфолио обучающихся начальной школы
статья на тему
«Под старой концепцией образования подразумевалось, что образование – это процесс и система, инвестиции и надежда.
В соответствии с новым определением, образование ориентировано на достижение результата и имеет место лишь тогда, когда процесс обучения результативен».
Согласитесь, что эти результаты должны быть оценены и где-то зафиксированы. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит Портфолио, который создается с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы над Портфолио обучающихся начальной школы.
«Под старой концепцией образования подразумевалось, что образование – это процесс и система, инвестиции и надежда.
В соответствии с новым определением, образование ориентировано на достижение результата и имеет место лишь тогда, когда процесс обучения результативен».
Согласитесь, что эти результаты должны быть оценены и где-то зафиксированы. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит Портфолио, который создается с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
Портфолио («Портфель личных достижений») – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга обучающихся. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.
Учебный портфолио - это специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей, учителя и родителей по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым обучающимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Ведь за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале не возможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс обучающегося.
Основные цели и задачи ведения портфолио:
- Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
- Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
- Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающегося;
- Поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающегося;
- Формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- Содействовать индивидуализации образования ученика;
- Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.
И как результат – повышение качества образования в школе. За прошлый учебный год качество знаний обучающихся 2-х классов составило: русский язык – 80 %, литературное чтение – 97 %, математика – 87 %, окружающий мир – 93 %.
С чего началась работа по формированию Портфолио?
Было разработано Положение о Портфолио – индивидуальной накопительной оценке достижений обучающихся начальной школы.
Учителя получают техническое задание на создание портфолио обучающихся.
В каждом классе проводятся родительские собрания, на которых родителям в доступной форме объясняется, что портфолио помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей ребёнка с первых дней обучения в школе и на протяжении всего периода обучения; приводятся примеры; даются рекомендации по заполнению разделов портфолио; доводится до сведения родителей информация о том, что детские портфолио оцениваются и выставляются на выставки. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.
Работать над созданием и наполнением портфолио с детьми начинаем с 1 класса. Кроме классного руководителя, обучающихся, участниками работы над портфолио становятся родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог и администрация школы.
Первоклассников знакомят с понятием «портфолио», учат вести записи в нем, обсуждать его содержание. Основные обязанности лежат на плечах классного руководителя, который является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество. Он осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования и ведет контроль за наполнением обучающимися портфолио, оформляет итоговые документы на основании материалов, представленных в портфолио.
Можно сказать, что работа по созданию ученических портфолио только начата, а результаты уже радуют. Каждый ребенок в классе может похвастаться своим портфолио: у каждого есть чувство гордости за свои, пусть еще небольшие, но достижения. На переменах дети снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом – тем самым учатся друг у друга оформлению, фантазируют, выбирают, как сказать лучше, красивее. Важен здесь дух соревнования. Он не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желанию учиться, трудиться.
А ведь ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению.
На часах общения детьми проводится мини-защита своих портфолио. Выслушиваются отчеты 3-4 человек о заполненных страничках портфолио или интересных фактах из жизни ребенка, которыми он хочет поделиться с классом и вложить в свою копилку. Дети выступают с сообщениями о разделах портфолио на педсоветах школы, на семинаре директоров школ города.
В каждом портфолио несколько разделов:
Раздел № 1 «Знакомьтесь, это Я!»
Первый раздел представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. Его семьи, ближайших родственников, друзей и знакомит с малой родиной обучающегося.
Заполняя этот раздел, ребёнок выполняет большую поисковую работу. Он знакомится с толкованием своего имени, с датой своих именин, иногда проводит небольшое исследование и пишет о знаменитых людях, носивших такие же имена и фамилии.
Совместно с родителями составляет генеалогическое древо, пишет о ветеранах и тружениках тыла, рассказывает о членах семьи, их увлечениях.
Выполняет большую работу по краеведению: вписывая в свои «портфелики» не только историю своего родного города, но и имена знаменитых людей прославивших наш город.
Рассказы о друзьях так же немало важны. Ведь недаром гласит известное высказывание «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Раздел № 2 «Моя школа»
Содержит информацию о названии школы, фотографию. Вместе с родителями ребенок рисует безопасный маршрут от дома до школы, отмечая опасные места.
В этом разделе учащиеся знакомятся с законами школьной жизни; со своими правами и обязанностями, которые охраняются конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ; правилами безопасности; фиксируют свой распорядок дня.
Раздел № 3 «Мой класс»
В этом разделе можно познакомиться с классным коллективом в целом, его традициями нормами и правилами. Школьники отражают здесь свое отношение к людям, свои жизненные принципы, отмечают свои добрые дела, совершенные по отношению к друзьям, учителям, соседям, одноклассникам.
Раздел № 4 «Мои учебные достижения»
Этот раздел полностью посвящен учебной деятельности школьников. Здесь ребята учатся создавать свое созвездие успеха, ставить цели, прописывать их на каждый год обучения. Оценивать свои знания, умения и навыки по основным разделам учебного курса. И сдавать маленькие экзамены по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка.
В этом разделе помещаются работы по отдельным школьным предметам. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования это могут быть: сочинения, изложения, творческие работы, модели, аудиозаписи, дневники наблюдений и другие виды работ.
Можно дополнить любым материалом по предмету по желанию обучающегося.
Этот раздел портфолио включает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере. В ряде случаев это может быть педагогически весьма значимо, поскольку есть много учеников, для которых “портфолио работ” – дополнительная форма выражения успешности, “состоятельности” ребенка в его образовательной карьере.
Раздел № 5 «Мои достижения»
В этом разделе дети отражают свое участие в различных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, проектах.
В разделы № 4 и 5ребёнок вкладывает
· имеющиеся дипломы, грамоты, сертификаты, полученные за участие в городских, межрегиональных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах, викторинах, олимпиадах и т.д.;
· благодарственные письма
· табели успеваемости с оценками за год
· достижения в системе дополнительного образования
· жизненные планы
Раздел № 6 «Мои проектные работы»
В данном разделе отражается участие обучающихся в создании различных творческих, исследовательских, проектных и других работ.
Раздел № 7 «Пожелания и отзывы»
Это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами; письменный самоанализ ребенка своей конкретной деятельности и ее результатов.
Раздел включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося.
Учителя, родители, одноклассники и друзья могут оставить свои пожелания, замечания и предложения каждому конкретному ученику. Именно для этого и предназначен этот раздел.
Все эти разделы есть в портфолио каждого ученика.
Печатный портфолио по своему хорош. Но как быть, если фантазии ребенка не хватает места в этом портфолио? Мы нашли выход и завели еще одну папку, где дети собирают свои работы, отражают результаты своей поисковой деятельности. Ребята с энтузиазмом взялись за работу. Конечно, большой вклад делают родители. Они помогают с оформлением, с поиском необходимой информации, поощряют интерес своих детей, сами с интересом втягиваются в эту работу.
В конце года ученик самостоятельно (на первых этапах классный руководитель оказывает помощь) проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
На часах общения портфолио оценивается по системе «хорошо/отлично». Лучшие портфолио были отмечены грамотами.
Личностный портфолио – эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Особенно актуально это для обучающихся начальных классов, когда ребенок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны.
Я считаю, что крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать к систематической работе по сбору папки личных достижений.
Я уверена, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио обучающихся начальной школы.
Разделы портфолио и рекомендации по ведению портфолио....

ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Данное портфолио дает ученику оценить свои умения и навыки....

Портфолио обучающегося начальной школы
Шаблон портфолио обучающегося начальной школы представлен в виде презентации Power Point. что позволяет редактировать файл. В портфолио входят разделы : Мой мир, Моя учёба, Мои впечатления, Мои достиж...

Портфолио обучающегося начальной школы как средство мотивации личностного развития.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ...

Портфолио обучающегося начальной школы
Материал содержит заготовки для наполнения портфолио обучающегося начальной школы....