Система работы над портфолио обучающихся начальной школы
статья на тему

Гудничева Лариса Владимировна

«Под старой концепцией образования подразумевалось, что образование – это процесс и система, инвестиции и надежда.

В соответствии с новым определением, образование ориентировано на достижение результата и имеет место лишь тогда, когда процесс обучения результативен».

 

    Согласитесь, что эти результаты должны быть оценены и где-то зафиксированы. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит Портфолио, который создается с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_obuchayushchihsya_nachalnoy_shkoly.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы  над Портфолио обучающихся начальной школы.

«Под старой концепцией образования подразумевалось, что образование – это процесс и система, инвестиции и надежда.

В соответствии с новым определением, образование ориентировано на достижение результата и имеет место лишь тогда, когда процесс обучения результативен».

    Согласитесь, что эти результаты должны быть оценены и где-то зафиксированы. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит Портфолио, который создается с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

   

  Портфолио («Портфель личных достижений»)  – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга обучающихся. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет  реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.

 

    Учебный портфолио  -  это специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей, учителя и родителей по накоплению, систематизации, анализу     к представлению каждым обучающимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

    Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Ведь за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале не возможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс обучающегося.

Основные цели и задачи ведения портфолио:

  • Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
  • Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
  • Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающегося;
  • Поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающегося;
  • Формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • Содействовать индивидуализации образования ученика;
  • Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

И как результат – повышение качества образования в школе. За прошлый учебный год качество знаний обучающихся 2-х классов составило: русский язык – 80 %, литературное чтение – 97 %, математика – 87 %, окружающий мир – 93 %.

    С чего началась работа по формированию Портфолио?

Было разработано Положение о Портфолио – индивидуальной накопительной оценке достижений обучающихся начальной школы.  

   Учителя получают техническое задание на создание портфолио обучающихся.

    В каждом классе проводятся родительские собрания, на которых родителям в доступной форме объясняется, что портфолио помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей ребёнка с первых дней обучения в школе и на протяжении всего периода обучения; приводятся примеры; даются рекомендации по заполнению разделов портфолио; доводится до сведения родителей информация о том, что детские портфолио оцениваются и выставляются на выставки.   В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.

    Работать над созданием и наполнением портфолио   с детьми начинаем с 1 класса. Кроме классного руководителя, обучающихся,  участниками работы над портфолио становятся родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог и администрация школы.

    Первоклассников  знакомят с понятием «портфолио», учат вести записи в нем, обсуждать его содержание. Основные  обязанности лежат на плечах классного руководителя, который является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество. Он осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования и ведет контроль за наполнением  обучающимися портфолио,  оформляет итоговые документы на основании материалов, представленных в портфолио.


 Можно сказать, что работа по созданию ученических портфолио только начата, а результаты уже радуют. Каждый ребенок в   классе может похвастаться своим портфолио: у каждого есть чувство гордости за свои, пусть еще небольшие, но достижения.
На переменах дети снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом – тем самым учатся друг у друга оформлению, фантазируют, выбирают, как сказать лучше, красивее. Важен здесь дух соревнования. Он не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желанию учиться, трудиться.

   А ведь ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.

   Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению.

     На часах общения детьми проводится мини-защита своих портфолио. Выслушиваются отчеты 3-4 человек о заполненных страничках портфолио или  интересных фактах из жизни ребенка, которыми он хочет  поделиться с классом и вложить в свою копилку. Дети выступают с сообщениями о разделах портфолио на педсоветах школы, на семинаре директоров школ города.

 

В каждом портфолио несколько разделов:

Раздел № 1 «Знакомьтесь, это Я!»

    Первый раздел представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. Его семьи, ближайших родственников, друзей и знакомит с малой родиной обучающегося.

   Заполняя этот раздел, ребёнок выполняет большую поисковую работу. Он знакомится с толкованием своего имени, с датой своих именин, иногда проводит небольшое исследование и пишет о знаменитых людях, носивших такие же имена и фамилии.

   Совместно с родителями составляет генеалогическое древо, пишет о ветеранах и тружениках тыла, рассказывает о членах семьи, их увлечениях.

   Выполняет большую работу по краеведению: вписывая в свои «портфелики» не только историю своего родного города, но и имена знаменитых людей прославивших наш город.

   Рассказы о друзьях так же немало важны. Ведь недаром гласит известное высказывание «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Раздел № 2 «Моя школа»

   Содержит информацию о названии школы, фотографию. Вместе с родителями ребенок рисует безопасный маршрут от дома до школы, отмечая опасные места.

   В этом разделе учащиеся знакомятся с законами школьной жизни; со своими правами и обязанностями, которые охраняются конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ; правилами безопасности; фиксируют свой распорядок дня.  

Раздел № 3 «Мой класс»

  В этом разделе можно познакомиться с классным коллективом  в целом, его традициями нормами и правилами. Школьники отражают здесь свое отношение к людям, свои жизненные принципы, отмечают свои добрые дела, совершенные по отношению к друзьям, учителям, соседям, одноклассникам.

Раздел № 4 «Мои учебные достижения»

   Этот раздел полностью посвящен учебной деятельности школьников. Здесь ребята учатся создавать свое созвездие успеха, ставить цели, прописывать их на каждый год обучения. Оценивать свои знания, умения и навыки по основным разделам учебного курса. И сдавать маленькие экзамены по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка.

     В этом разделе помещаются работы по отдельным школьным предметам. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования это могут быть: сочинения, изложения, творческие работы, модели, аудиозаписи, дневники наблюдений и другие виды работ.

     Можно дополнить любым материалом по предмету по желанию обучающегося.

   Этот раздел портфолио включает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере. В ряде случаев это может быть педагогически весьма значимо, поскольку есть много учеников, для которых “портфолио работ” – дополнительная форма выражения успешности, “состоятельности” ребенка в его образовательной карьере.

Раздел № 5 «Мои достижения»

  В этом разделе дети отражают свое участие в различных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, проектах.

В разделы № 4 и 5ребёнок вкладывает

·         имеющиеся дипломы, грамоты, сертификаты, полученные за участие в городских, межрегиональных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах, викторинах, олимпиадах и т.д.;

·         благодарственные письма

·         табели успеваемости с оценками за год

·         достижения в системе дополнительного образования

·         жизненные планы

Раздел № 6 «Мои проектные работы»

   В данном разделе отражается участие обучающихся в создании различных творческих, исследовательских, проектных и других работ.

Раздел № 7 «Пожелания и отзывы»

   Это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами; письменный самоанализ ребенка своей конкретной деятельности и ее результатов.

    Раздел включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося.

  Учителя, родители, одноклассники и друзья могут оставить свои пожелания, замечания и предложения каждому конкретному ученику. Именно для этого и предназначен этот раздел.

Все эти разделы есть в портфолио каждого ученика.

  Печатный портфолио по своему хорош. Но как быть, если фантазии ребенка не хватает     места в этом портфолио?  Мы нашли выход и завели еще одну папку, где дети собирают свои работы, отражают результаты своей поисковой деятельности. Ребята с энтузиазмом взялись за работу.  Конечно, большой вклад делают родители. Они помогают с оформлением, с поиском необходимой информации, поощряют интерес своих детей, сами с интересом втягиваются в эту работу.

   В конце года ученик самостоятельно  (на первых этапах классный руководитель оказывает помощь) проводит  анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.  

   На часах общения портфолио оценивается по системе «хорошо/отлично». Лучшие портфолио были отмечены грамотами.

 
  Личностный портфолио – эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Особенно актуально это для обучающихся начальных классов, когда ребенок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны.

   Я считаю, что крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать к систематической работе по сбору папки личных достижений.  

     

   Я уверена, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио обучающихся начальной школы.

Разделы портфолио и рекомендации по ведению портфолио....

ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Данное портфолио дает ученику оценить свои умения и навыки....

Портфолио обучающихся начальной школы (для девочек)

Красочные листы для заполнения (для девочек)...

Портфолио обучающегося начальной школы

Шаблон портфолио обучающегося начальной школы представлен в виде презентации Power Point. что позволяет редактировать файл. В портфолио входят разделы : Мой мир, Моя учёба, Мои впечатления, Мои достиж...

Портфолио обучающегося начальной школы

Материал содержит заготовки для наполнения портфолио обучающегося начальной школы....