"Система работы с одарёнными обучающимися начальных классов".
статья (1 класс) на тему
С 2013 года наша школа являлась опытно-экспериментальной площадкой по организации образовательной деятельности по развитию детской одаренности в начальной школе. В связи с этим был разработан и реализуется проект «Система работы с одаренными детьми». С моей точки зрения, талант, данный природой, нельзя зарывать, его необходимо пополнять, развивать, совершенствовать ежедневно, ежечасно, ежеминутно.«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с одарёнными обучающимися начальных классов.
Комина Ольга Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9» г.Энгельса Саратовской области
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм воздействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Приоритетным направлением остаётся формирование и развитие интеллектуального и духовного потенциала учащихся. Обществу нужны интеллектуально одарённые дети. Но при этом следует отметить, что в настоящее время недостаточно отлажена система развития детской одаренности в сфере образования. Деятельность общеобразовательных учреждений в данном направлении требует планомерного, системного подхода.
С 2013 года наша школа являлась опытно-экспериментальной площадкой по организации образовательной деятельности по развитию детской одаренности в начальной школе. В связи с этим был разработан и реализуется проект «Система работы с одаренными детьми». С моей точки зрения, талант, данный природой, нельзя зарывать, его необходимо пополнять, развивать, совершенствовать ежедневно, ежечасно, ежеминутно.
Далее составляю план работы по выявлению и работе с детьми.
План работы
с одарёнными детьми .
Цель:
уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Ожидаемые результаты:
1. Проявление своих интеллектуальных достижений в школе и за её пределами;
2. Расширению общего кругозора, развитие интеллекта.
Мероприятие | Формы работы | Сроки |
Наблюдение за детьми. | Родительские собрания, индивидуальная работа с детьми и родителями. | В течение года |
Анкетирование родителей. | Изучение результатов, учёт сведений о деятельности. | Начало сентября |
Мониторинг входной, итоговый по методике диагностики одаренности младших школьников А.И. Савенкова. Выявление одаренных детей, определение их творческих способностей. Разработка рейтинговой карты учащихся по одарённости. | Диагностика, коррекционная работа по её результатам. | Сентябрь, декабрь, апрель |
Разработка индивидуального маршрута развития каждого ребёнка. | Индивидуальная работа с детьми и родителями. Работа с портфолио. | Сентябрь-октябрь |
Вовлечение детей во внеурочную деятельность, кружки дополнительного образования. | Беседы, демонстрирование успешных результатов занятий другими учащимися. | Сентябрь |
Проведение классных часов, праздников, тематика которых направлена на расширение кругозора учащихся и повышение мотивации к учению. | Классные часы, тематические мероприятия,праздники. | В течение года |
Индивидуальные занятия с детьми. Подготовка к конкурсам, олимпиадам. | Индивидуальные занятия. Решение головоломок, кроссвордов, занимательных упражнений. Обучение разгадыванию и составлению ребусов. | В течение года |
Участие в конкурсах, олимпиадах, марафонах школьного уровня, направленных на интеллектуально-познавательную деятельность. Выявление и подготовка детей к участию в конкурсах более высокого уровня. | Индивидуальные занятия Обучение самостоятельной работе с источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями. | В течение года |
Создание и пополнение портфолио одарённых детей | Участие в конкурсах, олимпиадах. | В течение года |
Представление достижений, результатов, способностей учащихся родителям, сверстникам. | Демонстрация достижений портфолио. Награждение грамотами за активное участие и победы в конкурсах, творческий потенциал. Объявление благодарности родителям. Итоговый классный час. | Май |
Выявление и поддержка одаренных детей. | Составление плана работы на следующий год. | май |
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы в условиях модернизации российской системы образования. Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Я считаю, что работу по выявлению одарённых детей и дальнейшему развитию их способностей необходимо начинать как можно раньше.
Для выявления одаренных детей я использую такие формы работы, как:
- наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности);
- изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления;
- общение с родителями;
- олимпиады, всероссийские конкурсы и турниры, соревнования, научно-практические конференции.
При выявлении одаренных детей беру во внимание их успехи в любой сфере деятельности: учебной, художественной, физической и др.
В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами:
1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися и родителями занятий внеурочной деятельности по ФГОС.
4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:
- своевременная диагностика возможностей (наблюдение и мониторинг по ФГОС)
- адекватное содержание воспитания (планирование);
- внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;
- побудительная деятельность учителя.
На мой взгляд, основными функциями учителя по работе с одаренными детьми являются следующие:
- Выявление одарённых детей по своим предметам.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.
- Создание в учебном кабинете картотеки материалов повышенного уровня сложности.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Любой учитель начальных классов является и классным руководителем, поэтому функциями классного руководителя является:
- Выявление детей с общей одарённостью.
- Оформление в тетради классного руководителя сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
- Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Я считаю, чтобы выявить одаренных детей и в дальнейшем развивать их способности, необходимо использовать современные образовательные технологии. В своей практике я использую следующие образовательные технологии:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- технология проектно-исследовательского обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология продуктивного чтения;
- игровые технологии;
- ИКТ;
- обучение в сотрудничестве (групповая работа);
- портфолио учащихся.
Формы и приемы работы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
- групповые формы работы,
- творческие задания,
- вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
- дискуссии,
- диалоги.
Планирование работы с одаренными
Создание в базы данных
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету
Использую образовательные технологии
- Проблемно-диалогическое обучение.
- Проектно-исследовательская деятельность.
- Дифференцированное обучение.
- Продуктивное чтение.
- Игровые технологии.
- ИКТ.
- Обучение в сотрудничестве.
- Портфолио учащихся.
Использую следующие формы и приемы работы:
- Групповые формы работы.
- Творческие задания.
- Вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Мои дети участвуют в школьных конкурсах и мероприятиях
Целью является: развитие творческой активности детей.
Задачи:
- выявлять и развивать индивидуальные способности детей;
- создавать ситуации успеха;
- эстетическое просвещение детей.
Формами реализации является:
- конкурсы
- выставки
- концерты
- уроки творчества
- классные часы, праздники и вечера
- посещение музеев, выставок, спектаклей, цирка
- вовлечение детей в кружки, секции, студии дополнительного образования
- проектная деятельность
- предметные олимпиады
- викторины
- познавательные игры
- всероссийские конкурсы
- конкурсы чтецов
- портфолио учащихся
Однако при работе с одарёнными детьми постоянно возникают педагогические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости.
Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести характеристики успешных младших школьников с типами одарённости.
Одарённым ребёнком быть не всегда просто. Эти дети остро переживают свою неуспешность, неудовлетворённость обучением, отсутствием к ним должного внимания и другого. С введением новых ФГОС обучение одарённых детей тоже изменилось. Если при прежних ФГОС детей нужно было просто обучить знаниям, умениям и навыкам, записанным в стандартах, то сейчас от учителя требуется нечто большее. Новые ФГОС безусловно предоставят одарённым детям большие возможности для самореализации, чем прежние ФГОС, так как учебная самостоятельность детей увеличивается, универсальные умения дают таким детям новые возможности для самореализации в постижении нового. Однако, не смотря на это, у меня при обучении некоторых типов одарённых детей всё равно бывает возникают трудности. Я иногда сталкиваюсь с ситуациями, приведёнными в таблице ниже, которые необходимо будет решать исходя из понимания особенностей конкретного одарённого ребёнка
Примеры вероятных проблемных образовательных ситуаций, с которыми могут столкнуться педагоги и одарённые учащиеся в результате введения новых ФГОС.
1
Требования по новым ФГОС | Вероятные трудности в работе с одарённым ребёнком |
Метапредметные умения - универсальные учебные действия | Дети с художественной и спортивной одарённостью, не всегда столь же одарены в образовательных областях и могут начать противопоставлять свои успехи в области, в которой они более одарены появившимся сложностям в обучении. Мотивация на обучение может начать падать. |
Ценностно - смысловые установки на образование. | Одарённый ребёнок, может иметь иные, чем другие дети в классе, ценностно-смысловые установки. Например, ему нравится видеть себя успешным и не нравится понимать, что у него что-то не получается. Ему хочется изучать математику, но он совсем не любит физкультуру. |
Социальные компетентности, личностные качества | При формировании личностных качеств учащихся я сталкиваюсь с проявлениями одарённого ребёнка, которые иногда воспринимаются мною как капризы, недостаточная воспитанность (несогласие с выполнением какого-то задания, конфликты с другими учащимися класса, требование внимания в свою сторону и другое). |
Новая рабочая программа | Стараясь создать условия для успешности каждого ребёнка, нередко выбирала посильный образовательный уровень для большинства учащихся в классе, думая, что он подходит и для одарённых детей. Сейчас стараюсь создавать программу , учитывая и одарённых детей. |
Система оценки достижений планируемых результатов | Одарённые дети нередко достаточно критично относятся к достижениям других детей, чем вызывают недовольство по отношению к себе. |
Считаю, что очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Важно предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочную и внеурочную деятельность я строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Особое внимание я уделяю детям, которые испытывают затруднения в обучении. Стараюсь создать условия, чтобы такой ребенок мог проявить себя в других сферах деятельности – спорте, искусстве. Побуждаю и родителей к тому, чтобы они предоставили ребенку возможность заниматься в кружках, секциях, студиях.
Важным фактором, влияющим на развитие одареннных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в классе.
За время своей работы с детьми я пришла к выводу, что наибольшей эффективности в развитии и воспитании ребенка можно достичь, работая по определённой программе.
Хочу остановиться и на работе с родителями.
Необходимо проводить просветительскую работу среди родителей по проблеме одаренности детей. Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Одаренность ребенка может остаться не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Это же наблюдается и в семьях, где все дети отличаются способностями, родители, как правило, воспринимают их как обычных детей. Особенно часто не замечается раннее развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования.
На родительские собрания я приглашаю психологов, привлекаю родителей, чтобы они поделились своим опытом.
Предлагаю родителям «Анкету способностей вашего ребенка», которая помогает выяснить, какими специальными способностями обладает ребенок, насколько ярко они выражены. Родители дают оценку каждому из перечисленных качеств по восьми областям и суммируют их. Затем по каждому направлению выводится средний балл, вычерчивается ломаная линия – профиль способностей ребенка.
Привлекаю родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий, в проектно-исследовательскую деятельность.
Привлекаю родителей в проектно-исследовательскую деятельность.
Мои ученики активно участвуют во всевозможных конкурсах и олимпиадах, показывая свои способности.
Я попыталась представить Вам лишь маленькую часть огромной деятельности учителя, классного руководителя по выявлению, поддержке и развитию одарённости.
Закончить свое выступление я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы над портфолио обучающихся начальной школы
«Под старой концепцией образования подразумевалось, что образование – это процесс и система, инвестиции и надежда.В соответствии с новым определением, образование ориентировано на достижение результат...
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Работа с родителями обучающихся начальных классов.
Работа с родителями обучающихся начальных классов.Рекомендации для родителей. Ситуации для родительских собраний. Памятки для родителей....
Система работы по адаптации обучающихся 1 класса учителя ПорчинкойН.А.
В методической разработке описана система работы по адаптации обучающихся 1класса учителя Порчинской Н.А....
Система работы над глаголами в начальных классах
Методические материалы...
План работы научного общества обучающихся начальных классов "НОУчата", анализ работы за 2021-2022 учебный год
В публикации представлен план работы научного общества обучающихся начальных классов "НОУчата" анализ работы за 2021-2022 учебный год....
Система работы методического объединения учителей начальных классов
Система работы методического объединения учителей начальных классов...