рабочая программа психолога - психолога школы
рабочая программа
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития).
Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:
- своевременное выявление обучающихся, с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств воздействия в процессе коррекционной работы;
- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия с взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zpr.docx | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития).
Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:
- своевременное выявление обучающихся, с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств воздействия в процессе коррекционной работы;
- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия с взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.
Принципы реализации программы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание.
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
Существует большое количество методик и диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей школьников.
№ п/п | Диагностируемые Параметры | Рекомендуемые методики диагностические методы |
| Социальная ситуация развития (проблемы, связанные с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье)
| Социометрия Проективная беседа «Мой круг общения» Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля. CMAS (модиф. А.М.Прихожан) Методика Э.М. Александровской «Изучение социально-психологической адаптации» Методика «Рисунок семьи» «Кинестетический рисунок семьи» Методика Д. Ореховой «Домики». |
| Ведущая деятельность (сформированность компонентов структуры учебной деятельности, предпосылки формирования учебной деятельности, произвольность поведения и познавательных процессов)
| Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности Проективная проба «Рисунок школы» Методика «Лесенка побуждений» Методика «Составь расписание» Методика «Конверты» Методика Н.Г. Лускановой по мотивации |
| Особенности познавательной деятельности
| Прогрессивные матрицы Дж.Равена Методика Выготского-Сахарова Предметная классификация Исключение предметов (4-ый лишний) Кубики Коса Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени) Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). |
| Изучение свойств внимания (уровень распределения, устойчивости, переключения внимания) | Методика “Проставь значки” Корректурная проба (тест Бурдона) Методика В.М.Когана Таблицы Шульте |
| Изучение свойств памяти (уровень долговременной памяти, произвольной (осмысленной) памяти, логической памяти (воспроизведение логических связей). | Методика “Долговременная память” Методика “Опосредованное запоминание” (Использована методика, разр. Лурия А.Р. Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.) Методика “Изучение логической памяти у младших школьников” Пиктограммы |
| Эмоционально-волевая сфера | Цветовой тест Люшера ЦТО Цветовой тест отношений С.А.Т.-Н Методика «СОМОР» «Лесенка» «Несуществующее животное» «Дом. Дерево. Человек» «Эмоциональные лица» и пр. |
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения педагог-психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются :
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Дата проведения | ||
Кол-во часов | План | Факт | |||
1-3 | Диагностическое изучение ребенка | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. | 3 | ||
4-5 | Развитие общей и мелкой моторики. | Игры на развитие оптико-пространственной ориентировки в пространстве через движения; умение отдавать команды. Совершенствование психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. | 2 | ||
6-7 | Развитие произвольного внимания и поведения. | Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения): «Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару», «Запретное движение» и т.д. | 2 | ||
8-9 | Развитие мнемических способностей. | Игры и упражнение на развитие различных видов памяти: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Геометрические фигуры» и т.п. | 2 | ||
10-11 | Развитие умственных способностей. | Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. | 2 | ||
12 | Коррекция двигательной активности. | Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения: «Рисуем вместе», «Фотограф», «Волшебный мешочек» и т.д. | 1 | ||
13-14 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. | 2 | ||
15-16 | Развитие предметно- практической деятельности. | Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. | 2 | ||
17-18 | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. | 2 | ||
19-20 | Развитие внимания и мышления. | Буквенная корректурная таблица. Игра с буквами и словами. | 2 | ||
21-22 | Развитие памяти и мышления. | Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления. | 2 | ||
23-24 | Развитие мышления и речи. | Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. | 2 | ||
25-26 | Коррекция и развитие пространственных ориентаций. | Ориентировка на плоскости, уровень зрительного восприятия: «Найди сочетание букв» (цифр); «Покажи какие цифры и буквы нарисованы неправильно»; «Найди «спрятанные» треугольники и обведи их». Копирование сочетания различных фигур; копирование пересекающихся линий. | 2 | ||
27-28 | Произвольная регуляция поведения. | Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Обучение нормам социально-правильного поведения, формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях. | 2 | ||
29-30 | Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. | Игры на развитие имитационно- подражательных выразительных движений и действий, отражающих разные эмоциональные состояния и характерные черты личности, выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии движений и действий. | 2 | ||
31-33 | Итоговое диагностическое изучение ребенка. | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. | 3 |
Календарно-тематическое планирование
2-4 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | ||
1-3 | Диагностическое изучение ребенка | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. | 3 | ||
4-5 | Развитие предметно- практической деятельности. | Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. | 2 | ||
6-7 | Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения. | Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п. | 2 | ||
8-9 | Развитие памяти с использованием различных анализаторов. | Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик». | 2 | ||
10-11 | Развитие произвольной опосредованной памяти. | Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой. | 2 | ||
12-13 | Развитие памяти, мышления. | Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий». | 2 | ||
14-15 | Развитие памяти, применение качеств внимания | Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки». | 2 | ||
16-17 | Развитие элементов логического мышления. | Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение». «Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» | 2 | ||
18-20 | Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов личности. | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. | 3 | ||
21-22 | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр. | 2 | ||
23-24 | Развитие произвольного внимания и поведения | Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п. | 2 | ||
25-26 | Развитие мнемических способностей. | Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена» и т.д. | 2 | ||
27-28 | Развитие умственных способностей. | Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. | 2 | ||
29-31 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. | 3 | ||
32-34 | Итоговое диагностическое изучение ребенка. | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по психологии "Путь к школе" для дошкольной подготовки
Рабочая программа для будущих первоклассников...
Рабочая программа по психологии 1-4 класс "Тропинка к своему Я"
Рабочая программа по психологии для 1-4 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4)...
Рабочая программа "Основы психологии и педагогики"
Рабочая программа "Основы психологии и педагогики" создана для стентов хорового колледжя по специальности 070106 «Хоровое дирижирование»....
Рабочая программа "Социальная психология"
Рабочая программа "Социальная психология" создана для студентов хорового колледжа, обучающихся по специальности 070106 «Хоровое дирижирование»....
Рабочие программы. Уроки психологии "Жизненные навыки" 1-4 класс.
Программа "Жизненные навыки" - развитие эмоционального интеллекта детей. Это означает, что под руководством ведущего-психолога дети в течение всего года, опираясь на соб...
Рабочая программа психолога - психолога на 2019-2020 учебный год
Педагог-психолог образовательного учреждения содействует полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Способствует созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определяет и ...
Рабочая программа педагога- психолога по психологии «Тропинка к своему Я» для начальных классов (1-4 кл.)
Рабочая программа педагога- психологапо психологии «Тропинка к своему Я»для начальных классов (1-4 кл.)...