рабочая программа психолога - психолога школы
рабочая программа
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития).
Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:
- своевременное выявление обучающихся, с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств воздействия в процессе коррекционной работы;
- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия с взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития).
Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:
- своевременное выявление обучающихся, с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств воздействия в процессе коррекционной работы;
- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия с взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.
Принципы реализации программы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание.
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
Существует большое количество методик и диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей школьников.
№ п/п | Диагностируемые Параметры | Рекомендуемые методики диагностические методы |
| Социальная ситуация развития (проблемы, связанные с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье)
| Социометрия Проективная беседа «Мой круг общения» Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля. CMAS (модиф. А.М.Прихожан) Методика Э.М. Александровской «Изучение социально-психологической адаптации» Методика «Рисунок семьи» «Кинестетический рисунок семьи» Методика Д. Ореховой «Домики». |
| Ведущая деятельность (сформированность компонентов структуры учебной деятельности, предпосылки формирования учебной деятельности, произвольность поведения и познавательных процессов)
| Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности Проективная проба «Рисунок школы» Методика «Лесенка побуждений» Методика «Составь расписание» Методика «Конверты» Методика Н.Г. Лускановой по мотивации |
| Особенности познавательной деятельности
| Прогрессивные матрицы Дж.Равена Методика Выготского-Сахарова Предметная классификация Исключение предметов (4-ый лишний) Кубики Коса Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени) Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). |
| Изучение свойств внимания (уровень распределения, устойчивости, переключения внимания) | Методика “Проставь значки” Корректурная проба (тест Бурдона) Методика В.М.Когана Таблицы Шульте |
| Изучение свойств памяти (уровень долговременной памяти, произвольной (осмысленной) памяти, логической памяти (воспроизведение логических связей). | Методика “Долговременная память” Методика “Опосредованное запоминание” (Использована методика, разр. Лурия А.Р. Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.) Методика “Изучение логической памяти у младших школьников” Пиктограммы |
| Эмоционально-волевая сфера | Цветовой тест Люшера ЦТО Цветовой тест отношений С.А.Т.-Н Методика «СОМОР» «Лесенка» «Несуществующее животное» «Дом. Дерево. Человек» «Эмоциональные лица» и пр. |
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения педагог-психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются :
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Дата проведения | ||
Кол-во часов | План | Факт | |||
1-3 | Диагностическое изучение ребенка | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. | 3 | ||
4-5 | Развитие общей и мелкой моторики. | Игры на развитие оптико-пространственной ориентировки в пространстве через движения; умение отдавать команды. Совершенствование психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. | 2 | ||
6-7 | Развитие произвольного внимания и поведения. | Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения): «Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару», «Запретное движение» и т.д. | 2 | ||
8-9 | Развитие мнемических способностей. | Игры и упражнение на развитие различных видов памяти: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Геометрические фигуры» и т.п. | 2 | ||
10-11 | Развитие умственных способностей. | Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. | 2 | ||
12 | Коррекция двигательной активности. | Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения: «Рисуем вместе», «Фотограф», «Волшебный мешочек» и т.д. | 1 | ||
13-14 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. | 2 | ||
15-16 | Развитие предметно- практической деятельности. | Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. | 2 | ||
17-18 | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. | 2 | ||
19-20 | Развитие внимания и мышления. | Буквенная корректурная таблица. Игра с буквами и словами. | 2 | ||
21-22 | Развитие памяти и мышления. | Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления. | 2 | ||
23-24 | Развитие мышления и речи. | Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. | 2 | ||
25-26 | Коррекция и развитие пространственных ориентаций. | Ориентировка на плоскости, уровень зрительного восприятия: «Найди сочетание букв» (цифр); «Покажи какие цифры и буквы нарисованы неправильно»; «Найди «спрятанные» треугольники и обведи их». Копирование сочетания различных фигур; копирование пересекающихся линий. | 2 | ||
27-28 | Произвольная регуляция поведения. | Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Обучение нормам социально-правильного поведения, формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях. | 2 | ||
29-30 | Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. | Игры на развитие имитационно- подражательных выразительных движений и действий, отражающих разные эмоциональные состояния и характерные черты личности, выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии движений и действий. | 2 | ||
31-33 | Итоговое диагностическое изучение ребенка. | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. | 3 |
Календарно-тематическое планирование
2-4 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | ||
1-3 | Диагностическое изучение ребенка | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. | 3 | ||
4-5 | Развитие предметно- практической деятельности. | Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. | 2 | ||
6-7 | Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения. | Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п. | 2 | ||
8-9 | Развитие памяти с использованием различных анализаторов. | Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик». | 2 | ||
10-11 | Развитие произвольной опосредованной памяти. | Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой. | 2 | ||
12-13 | Развитие памяти, мышления. | Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий». | 2 | ||
14-15 | Развитие памяти, применение качеств внимания | Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки». | 2 | ||
16-17 | Развитие элементов логического мышления. | Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение». «Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» | 2 | ||
18-20 | Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов личности. | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. | 3 | ||
21-22 | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр. | 2 | ||
23-24 | Развитие произвольного внимания и поведения | Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п. | 2 | ||
25-26 | Развитие мнемических способностей. | Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена» и т.д. | 2 | ||
27-28 | Развитие умственных способностей. | Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. | 2 | ||
29-31 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. | 3 | ||
32-34 | Итоговое диагностическое изучение ребенка. | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/18/picture-156707-1603006886.jpg)
Рабочая программа по психологии "Путь к школе" для дошкольной подготовки
Рабочая программа для будущих первоклассников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-387475-1390287827.jpg)
Рабочая программа по психологии 1-4 класс "Тропинка к своему Я"
Рабочая программа по психологии для 1-4 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-572653-1424799378.jpg)
Рабочая программа "Основы психологии и педагогики"
Рабочая программа "Основы психологии и педагогики" создана для стентов хорового колледжя по специальности 070106 «Хоровое дирижирование»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-572653-1424799378.jpg)
Рабочая программа "Социальная психология"
Рабочая программа "Социальная психология" создана для студентов хорового колледжа, обучающихся по специальности 070106 «Хоровое дирижирование»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/23/picture-331432-1400855806.jpg)
Рабочие программы. Уроки психологии "Жизненные навыки" 1-4 класс.
Программа "Жизненные навыки" - развитие эмоционального интеллекта детей. Это означает, что под руководством ведущего-психолога дети в течение всего года, опираясь на соб...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-196583-1540209479.jpg)
Рабочая программа психолога - психолога на 2019-2020 учебный год
Педагог-психолог образовательного учреждения содействует полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Способствует созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определяет и ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/22/picture-1429806-1666465150.png)
Рабочая программа педагога- психолога по психологии «Тропинка к своему Я» для начальных классов (1-4 кл.)
Рабочая программа педагога- психологапо психологии «Тропинка к своему Я»для начальных классов (1-4 кл.)...