Рабочая программа "Основы психологии и педагогики"
рабочая программа на тему
Рабочая программа "Основы психологии и педагогики" создана для стентов хорового колледжя по специальности 070106 «Хоровое дирижирование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа основы психологии и педагогики | 53.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 070106 «Хоровое дирижирование».
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Нижегородский хоровой колледж им. Л.К. Сивухина»
Разработчик: Ширяева А.С., преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 16 |
| 17 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы психологии и педагогики
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностью СПО 070106 «Хоровое дирижирование».
Программа учебной дисциплины может быть использована в углубленной подготовке СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная учебная дисциплина Федерального компонента среднего (полного) общего образования
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать психологические методы изучения психики, педагогические методы;
- применять на практике знания о темпераменте, характере личности и других психологических характеристиках человека;
- организовывать деятельность;
- применять на практике знания о познавательных психических процессах;
- учитывать общие и индивидуальные особенности развития личности;
- использовать инновации в педагогическом процессе;
- мотивировать и заинтересовывать обучающихся;
- реализовывать на практике дидактические принципы;
- использовать различные методы, виды и формы обучения;
- применять на практике принципы воспитания;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- Становление предмета психологии: изучение психики на различных исторических этапах; сущность основных психологических течений;
- методы психологии: основные (наблюдение, эксперимент) и дополнительные (беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности, проективные методы) методы изучения психики;
- основные психологические характеристики человека: активность человека; теория З.Фрейда о природе человеческой активности; роль биологических и социальных факторов в развитии личности;
- темперамент как динамическая характеристика человека; психологическое понимание характера; воля: простой и сложный волевой акт;
- способности и задатки, исторические попытки определения способностей;
- эмоции и чувства, их физиологические и психологические основы;
- деятельность человека, характеристика структурных компонентов деятельности;
- познавательные психические процессы человека: внимание, ощущение и восприятие, память, мышление, воображение;
- возникновение и развитие педагогики; система педагогических наук;
- традиционно педагогические методов изучения личности; количественные методы в педагогике;
- развитие и воспитание; возрастная периодизация;
- целостный педагогический процесс, его закономерности; оптимизация педагогической системы;
- личность учителя, его функции, потенциал, требования к учителю;
- сущность процесса обучения, его факторы;
- мотивация учения как движущая сила познания; закономерности обучения;
- система дидактических принципов: принцип сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности и т.д.;
- методы обучения: классификация, сущность и содержание методов;
- виды и формы обучения; урок – основная форма обучения; подготовка урока;
- диагностика обучения: контроль успеваемости; диагностирование обученности и обучаемости;
- особенности воспитательного процесса; общие закономерности процесса воспитания;
- специфика принципов воспитания: гуманизация воспитания, личностный подход;
- классификация методов воспитания; выбор методов воспитания;
- социальная работа и педагогическая поддержка семьи;
- воспитание в семье и правила семейного воспитания.
1.4.Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы:
1.4.1. Выпускник, получивший квалификации хормейстер, преподаватель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
ОК 13. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 14. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
1.4.2.Педагогическая деятельность.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах, детских хоровых школах, других учреждениях дополнительного образования, учреждениях СПО.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые навыки и знания по организации и анализу учебного процесса, методики подготовки и проведения урока в хоровом классе.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в хоровом классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных навыков у обучающихся.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | нет |
практические занятия | 13 |
контрольные работы | 7 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | нет |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | нет |
Домашняя работа Подготовка докладов и сообщений Тренинги | 5 11 2 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Становление предмета психологии. | |||
Тема 1.1. Проблема изучения психики на различных исторических этапах. Предмет психологического исследования. | Первые попытки людей познать себя. Представления о душе, их изменения в процессе исторического развития. Понятие о духовной жизни человека. Зарождение научной психологии в недрах философских учений. Психика и психические явления. Проблема изучения психики на различных исторических этапах. Появление психологического метода исследования (интроспекция). Возникновение психологии как самостоятельной науки. Предмет психологического исследования. | 1 | 1 |
Тема 1.2. Сущность психологических течений: бихевиоризм, гештальт-психология, когнитивная психология, психоанализ. Методы психологии. | Обыденная и научная психология. Несостоятельность ранних исторических попыток объяснения психики. Кризис психологии. Попытки преодоления кризиса: структурализм и функционализм. Сущность психологических течений: бихевиоризм, гештальт-психология, когнитивная психология, психоанализ. Специфика понимания психики человека в этих теориях. Современные методы изучения психики человека. Требования, предъявляемые к методам психологического исследования. Наблюдение и эксперимент как основные (универсальные) методы изучения психики. Дополнительные методы: беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности, проективные методы. Принципы отбора методов в психологических исследованиях. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить доклады/ сообщения на темы «Бихевиоризм», «Гештальт-психология», «Когнитивная психология», «Психоанализ». Виды практической самостоятельной и аудиторной работы: тренинг по теме «Методы психологического изучения личности». | |||
Контрольная работа по пройденным темам. | 1 | 2 | |
Раздел 2. Основные психологические характеристики человека. | |||
Тема 2.1 Человек как организм, индивид, личность, индивидуальность. Биологические и социальные факторы в жизни человека. | Человек как организм, индивид, личность, индивидуальность. Антропологические характеристики человека, пол, возраст. Социальные и биосоциальные характеристики человека: личность и индивидуальность. Психологические попытки преодоления одностороннего взгляда на личность. Основные характеристики личности. Онтология и психология жизни человека. Биологические и социальные факторы в жизни человека, их роль в развитии личности. Соотношение факторов. Человек как субъект развития. | 1 | 1 |
Тема 2.2. Проблема активности личности. Теория З.Фрейда о природе человеческой активности. | Различные виды проявления активности. Теория З.Фрейда о природе человеческой активности. Структура сознания. Соотношение сознательного и бессознательного в активности личности. Потребность как источник активных действий человека. Различные взгляды на теорию З.Фрейда. Неофрейдизм об источниках активности личности. | 1 | 1 |
Тема 2.3. Темперамент. Характер. | Краткая история учения о темпераменте. Аристотель как основоположник учения о темпераменте. Развитие теории темперамента И.П.Павловым. Типы нервной деятельности. Свойства нервных процессов, их характеристика. Типология и основные характеристики темпераментов, их виды. Темперамент как динамическая характеристика человека. Проблема "изменения" темперамента. Психологическое понимание характера. Черты характера. Типология характеров. | 1 | 1 |
Тема 2.4. Воля. | Воля. Простой и сложный волевой акт. Борьба мотивов и волевое действие. Желание и воля человека. Проблема формирования волевых черт характера. Взаимосвязь индивидуальных свойств личности: темперамента, характера, воли. | 1 | 1 |
Тема 2.5. Способности и задатки. | Исторические подходы к определению способностей. Способности и задатки. Многозначность задатков. Попытки определения способностей с помощью тестов. А.Бинэ и первая система тестирования. Количественная и качественная характеристика способностей. Виды способностей. Уровни способностей. | 1 | 1 |
Тема 2.6. Эмоции и чувства. | Эмоции и чувства как отражение субъективного отношения к реальности. Физиологические основы эмоций и чувств. Основные эмоциональные состояния: настроение, аффект, страсть, депрессия, апатия. Проблема регуляции человеком своих эмоциональных состояний. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов/ сообщений на темы «Теория З.Фрейда о природе активности личности», «Воля», «Эмоции и чувства». | |||
Контрольная работа по пройденным темам. | 1 | 2 | |
Раздел 3. Психология деятельности. | |||
Тема 3.1. Деятельность как специфический вид активности личности. | Деятельность как специфический вид активности личности. Внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) деятельность. Деятельность человека и активность животных: специфика, формы, результат. Планирование деятельности. Механизм опережающего отражения. Человек как субъект и объект деятельности. Анализ и характеристика структурных компонентов деятельности: цель, мотивы, предмет, средства реализации деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Виды деятельности: общение, игра, учение, познание, труд. Проблема профессионального выбора и склонности к деятельности. | 1 | 1 |
Виды практической самостоятельной и аудиторной работы: тренинг по теме «Планирование и организация деятельности». | |||
Раздел 4.Познавательные процессы челавека. | |||
Тема 4.1. Внимание. | Психологическая характеристика внимания. Физиологический механизм внимания. Учения И.П.Павлова и А.А.Ухтомского об очагах возбуждения. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: объем, устойчивость, распределение, концентрация, переключение. Методы изучения внимания. Проблема развития внимания. | 1 | 1 |
Тема 4.2. Ощущение и восприятие. | Происхождение ощущений. Виды ощущений. Физиологические основы ощущений. Чувствительность и порог как основные характеристики ощущений. Виды и свойства ощущений. Восприятие, его специфика в сравнении с ощущением. Перцепция и аперцепция. Свойства восприятия. Взаимосвязь ощущений и восприятия. | 1 | 1 |
Тема 4.3. Память. | Понятие о памяти. Теории механизмов памяти: ассоциативная, нейродинамическая. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Классификация видов памяти по различным основаниям, их характеристика. Закономерности памяти. Индивидуальные различия памяти. Проблема развития памяти человека. | 1 | 1 |
Тема 4.4. Мышление. Воображение. | Понятие о мышлении. Разум и интеллект. Обобщенность и опосредованность мышления. Аналитико-синтетическая деятельность мозга как физиологическая основа мышления. Виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мышление как процесс решения задач (проблем). Воображение как познавательный психический процесс. Специфика воображения, его отличие от наглядно-образного мышления. Виды воображения. Репродукция и творчество в воображении. Связь воображения с другими психическими процессами. Приемы воображения: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация. Проблема развития воображения. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов/ сообщений на темы «Ощущение и восприятие», «Мышление», «Воображение». | |||
Контрольный тест по пройденным разделам. | 1 | 2 | |
Раздел 5. Становление предмета педагогики. | |||
Тема 5.1. Педагогика – наука о воспитании. Основные категории педагогики. | Педагогика – наука о воспитании. Возникновение и развитие педагогики. Первая практика воспитания. Зарождение педагогики как науки в трудах античных философов. Оформление педагогии в научную систему. Предмет педагогического воздействия. Основные категории педагогики (воспитание, обучение, образование, развитие, формирование). Педагогическая наука и педагогическая практика. Система педагогических наук. | 1 | 1 |
Тема 5.2. Традиционо-педагогические методы. Количественные методы в педагогике. | Педагогическая действительность и ее изучение. Традиционо-педагогические методы (наблюдение, изучение опыта, изучение продуктов ученического творчества, беседа). Педагогический эксперимент. Педагогическое тестирование. Методы изучения коллективных явлений. Количественные методы в педагогике. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов/ сообщений на тему «Методы педагогического исследования». | |||
Раздел 6. Основные закономерности развития личности. | |||
Тема 6.1. Возрастная периодизация. | Процесс развития личности. Противоречия – движущая сила развития Наследственность и развитие. Наследование интеллектуальных качеств. Биогенетический закон развития. Влияние среды на развитие личности. Понятие «социальная среда». Развитие и воспитание. Деятельность как фактор развития. Активная и пассивная деятельность личности. Диагностика развития. Возрастная периодизация. Классификация возрастных периодизаций. Понятие «возрастные особенности». Акселерация – ускорение физического и психического развития. Неравномерность развития. Закономерности физического и духовного развития. Понятие «сензитивность». Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп. Учет индивидуальных особенностей. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6. | |||
Контрольная работа по пройденным темам разделов. | 1 | 2 | |
Раздел 7. Целостный педагогический процесс | |||
Тема 7. 1.Педагогический процесс как система. Целостность педагогического процесса. | Педагогический процесс как система. Структура педагогического процесса. Компоненты педагогического процесса (целевой, содержательный, деятельностный, организационно-управленческий, результативный). Предмет, средства, продукты педагогического процесса. Целостность педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. | 1 | 1 |
Тема 7. 2. Инновационная педагогика. Мастерство учителя. | Сущность и направленность нововведений. Понятие педагогической системы и путей ее совершенствования (интенсивный и экстенсивный). Понятие «интегрированные инновации». Главные направления инновационных преобразований. Инновационная педагогика. Основные педагогические принципы и их реализация. Инновационные учебные заведения. Оптимизация педагогической системы. Функции учителя (целеполагание, диагностирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, организационная и информационная функции), их связь друг с другом. Требования к учителю. Понятие «педагогический такт». Профессиональный потенциал педагога. Мастерство учителя. Педагогическая квалиметрия. Аттестация учителей. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов/ сообщений на темы «Инновационная педагогика», «Мастерство учителя». | |||
Контрольная работа по пройденным темам. | |||
Раздел 8. Процесс обучения. | 1 | 1 | |
Тема 8. 1. Мотивы – движущие силы познания. Стимулирование учения. | Содержание обучения и его сущность. Понятие «дидактика». Основные дидактические категории (преподавание, учение, обучение). Деятельность педагога и обучаемых. Дидактические системы и модели обучения. Исторически сложившиеся и авторские концепции обучения. Цели обучения, их освещение в законах РФ. Содержание учебного процесса. Различные структуры учебного процесса (линейная, концентрическая, спиральная, смешанная). Мотивы – движущие силы познания. Мотивы как сложные динамические системы. Классификация мотивов в зависимости от уровней и видов, направленности и содержания. Теория потребностей А.Маслоу. Изучение и формирование мотивов. Стимулирование учения. Понятие «стимул». Выбор стимула в зависимости от ситуации. | 1 | 1 |
Тема 8. 2. Классификация закономерностей обучения. | История проблемы. Накопление практических знаний по обучению подрастающих поколений в первобытном обществе. Отражение закономерностей обучения в философских учениях. Европейские педагоги-новаторы и их представления о закономерностях обучения. Классификация закономерностей обучения. | 1 | 1 |
Тема 8. 3. Классификация дидактических принципов. | Соотношение принципов и правил. Понятия «принцип» и «правило». Система дидактических принципов. Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности обучения. Принцип систематичности и последовательности. Принцип прочности. Принцип доступности. Принцип научности. Принцип связи теории с практикой. | 1 | 1 |
Тема 8. 4. Классификации методов обучения. | Метод как многомерное явление. Понятия «метод» и «прием», их отличительные особенности. Классификации методов обучения (традиционная, по назначению, по типу познавательной деятельности, по дидактическим целям). Сущность и содержание методов обучения (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с учебной книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, лабораторные и практические работы). Методы и методические приемы стимулирования в процессе обучения. Выбор методов обучения. | 1 | 1 |
Тема 8.5. Виды и формы обучения. Урок – основная форма обучения. | Виды обучения (объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное). Формы обучения. Урок – основная форма обучения. Требования к уроку. Определение цели и содержания урока. Принцип организации урока музыки в общеобразовательной школе. Типы и структуры уроков. Нестандартные уроки. Подготовка урока. Вспомогательные формы обучения. | 1 | 1 |
Тема 8. 6. Диагностика обучения. | Диагностика обученности. Контроль успеваемости учащихся. Принципы диагностирования и контроля успеваемости (обученности): объективность, принцип систематичности, принцип наглядности. Последовательность проверки и оценки знаний. Способы повышения стимулирующей роли оценки. Тестирование достижений и развития. Диагностирование обучаемости. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 8. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов/ сообщений на темы «Классификация методов обучения», «Диагностика обучения». | |||
Контрольная работа по пройденным темам. | 1 | 2 | |
Раздел 9. Процесс воспитания. | |||
Тема 9. 1. Особенности воспитательного процесса. Содержание процесса воспитания. | Особенности воспитательного процесса (целенаправленность, многофакторность, непрерывность, двусторонность). Диалектика процесса воспитания. Личность воспитателя. Системы и структуры воспитательного процесса. Общие закономерности процесса воспитания. Цели процесса воспитания. Сочетание образовательных и воспитательных целей. Содержание процесса воспитания. Диагностика воспитанности. | 1 | 1 |
Тема 9. 2. Специфика принципов воспитания. | Специфика принципов воспитания. Основные требования, предъявляемые к воспитательным принципам. Классификация принципов. Общественная направленность воспитания. Опора на положительное. Гуманизация воспитания. Личностный подход в воспитании. Единство воспитательных воздействий. | 1 | 1 |
Тема 9. 3. Классификация методов воспитания. | Методы и приемы воспитания. Выбор методов воспитания. Основные условия выбора методов воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности (рассказ на этическую тему, разъяснение, этическая беседа, диспут, пример). Методы организации деятельности (упражнение, требование, приучение, поручение). Методы стимулирования (поощрение, наказание, соревнование). Требование к методам воспитания. | 1 | 1 |
Тема 9. 4. Семейное воспитание. Педагогическая поддержка семьи. | Воспитание в семье или семейное воспитание. Понятие «семья». Классификация семей. Функции семьи. Основные причины низкого уровня семейного воспитания. Содержание семейного воспитания. Правила семейного воспитания. Педагогическая поддержка семьи. Социальная работа. Знакомство с понятием «социальная педагогика». | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 9. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов/ сообщений на тему «Классификация методов воспитания». |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1988.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться. — М., 1987.
- Введение в психологию /Под ред. А.В.Петровского. - М, 1995.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1988. Т. 2,4.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1986.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию: Лекции. - М.,1986.
- Гончаров Н.К. основы педагогики. – М., 1947.
- КорчакЯ. Как любить детей. — М., 1973.
- Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1983.
- Ю.Немов Р.С. Психология. Т. 1. - М., 1994.
- Мудрость воспитания: Книга для родителей — М., 1989.
- Общие основы педагогики /Под ред. Ф.Ф.Королева, В.Е.Гмурмана. – М., 1967.
- Общая психология. /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1986.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
- Першина Л.А. Общая психология.- М, 2004.
- Подласый И.П. Педагогигка. Новый курс: учеб. для студ. высш. заведений, обучающихся по пед.спец.: в 2 кн. – М., 2000.
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М., 1991.
- Н.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. - М.,1989.
- Скаткин м.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.
- Соловейчик СМ. Педагогика для всех. — М., 1987.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — М., 1977.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.
- Хрестоматия по общей психологии. /Под ред. А.В.Петровского. - М., 1987.
- Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования. — М., 1997.
Дополнительная литература:
- Амонашвили Ш.А. воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. – М., 1984.
- Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1990.
- Асеев А.В. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.
- Берне Р. Развития я-концепции и воспитание. - М, 1986.
- Гузик Н.П. Учить учиться. — М., 1981.
- Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1984.
- Зацепин В.И. и др. Молодая семья. — Киев, 1991.
- Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М., 1989.
- Исследования мышления в современной психологии. - М.,1986.
- Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. — М., 1980.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.,1979.
- Левитов И.Д. Психология характера. - М., 1969.
- Мантейчек Зденяк. Родители и дети. — М., 1992.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - М., 1964.
- Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 1971.
- Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989.
- Отец в семье: Книга для родителей. — М., 1970.
- Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие. - М., 1987.
- Полонский В.М. Оценка знаний школьников. — М., 1982.
- Розенберг Н.М. Измерения в дидактике. — Киев, 1985.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1996.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.,1982.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989.
- Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учителю. — М., 1985.
- Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М., 1979.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. - М., 1981.
- Хрестоматия по общей психологии. Ощущение и восприятие. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. - М., 1975.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
использовать психологические методы изучения психики, педагогические методы. | внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия. |
применять на практике знания о темпераменте, характере личности и других психологических характеристиках человека. | внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия. |
организовывать деятельность. | внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия. |
применять на практике знания о познавательных психических процессах. | внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия. |
учитывать общие и индивидуальны особенности развития личности. | внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия. |
использовать инновации в педагогическом процессе. | внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия. |
мотивировать и заинтересовывать обучающихся; реализовывать на практике дидактические принципы; использовать различные методы, виды и формы обучения. | внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия. |
применять на практике принципы воспитания. | внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия. |
Знания: | |
становление предмета психологии: изучение психики на различных исторических этапах; сущность основных психологических течений; методы психологии: основные (наблюдение, эксперимент) и дополнительные (беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности, проективные методы) методы изучения психики. | лекционная учебная нагрузка, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
основные психологические характеристики человека: активность человека; теория З.Фрейда о природе человеческой активности; роль биологических и социальных факторов в развитии личности; темперамент как динамическая характеристика человека; психологическое понимание характера; воля: простой и сложный волевой акт; способности и задатки, исторические попытки определения способностей; эмоции и чувства, их физиологические и психологические основы. | лекционная учебная нагрузка, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
деятельность человека, характеристика структурных компонентов деятельности. | внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия. |
познавательные психические процессы человека: внимание, ощущение и восприятие, память, мышление, воображение. | лекционная учебная нагрузка, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
возникновение и развитие педагогики; система педагогических наук; традиционно педагогические методов изучения личности; количественные методы в педагогике. | лекционная учебная нагрузка, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
развитие и воспитание; возрастная периодизация. | лекционная учебная нагрузка, контрольная работа |
целостный педагогический процесс, его закономерности; оптимизация педагогической системы; личность учителя, его функции, потенциал, требования к учителю. | лекционная учебная нагрузка, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
сущность процесса обучения, его факторы; мотивация учения как движущая сила познания; закономерности обучения; система дидактических принципов: принцип сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности и т.д.; методы обучения: классификация, сущность и содержание методов; виды и формы обучения; урок – основная форма обучения; подготовка урока; иагностика обучения: контроль успеваемости; диагностирование обученности и обучаемости. | лекционная учебная нагрузка, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
особенности воспитательного процесса; общие закономерности процесса воспитания; специфика принципов воспитания: гуманизация воспитания, личностный подход; классификация методов воспитания; выбор методов воспитания; социальная работа и педагогическая поддержка семьи; воспитание в семье и правила семейного воспитания. | лекционная учебная нагрузка, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
Разработчик:
ГБОУ СПО «Нижегородский хоровой колледж им. Л.К. Сивухина» (место работы) | преподаватель (занимаемая должность) | Ширяева А.С. (инициалы, фамилия) |
Эксперты:
ГБОУ СПО «Нижегородский хоровой колледж им. Л.К. Сивухина» (место работы) | преподаватель (занимаемая должность) | Большакова И.А. (инициалы, фамилия) |
ГОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки»
(место работы) | декан факультета дополнительного образования и повышения квалификации (занимаемая должность) | Железнова Т.Я. (инициалы, фамилия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс статей по психологии и педагогике
Сертификат участника конкурса...
Крнкурс статей по психологии и педагогике
Свидетельство о публикации...
Практико-значимый проект по курсу: Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики." Тема проекта: Учебная деятельность:содержание, структура, развитие.
Материал будет полезен в образовательной практике школ и учителей-предметников с целью решения следующих задач:-развитие познавательных возможностей и способностей школьников; -Расширение кругозора ; ...
Образовательная программа дополнительного образования взрослых (для родителей (законных представителей)несовершеннолетних детей) «Основы детской психологии и педагогики».
Образовательная программа дополнительного образования взрослых (для родителей (законных представителей)несовершеннолетних детей)«Основы детской психологии и педагогики»....
Динамика читательской компетентности у студентов, обучающихся по направлениям «Психология и педагогика начального образования» и «Начальное образование»
АннотацияВ данной статье раскрываются основные понятия читательской компетентности, основные компоненты читательской компетентности, понятие навык чтения и его составляющие. Доказывается, что из...
рабочая программа психолога - психолога школы
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования...
Связь психологии с педагогики
Связь психологии с педагогики...