Рабочая программа "Социальная психология"
рабочая программа по теме
Рабочая программа "Социальная психология" создана для студентов хорового колледжа, обучающихся по специальности 070106 «Хоровое дирижирование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Социальная психология | 46.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 070106 «Хоровое дирижирование».
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Нижегородский хоровой колледж им. Л.К. Сивухина»
Разработчик: Ширяева А.С., преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 13 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная психология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностью СПО 070106 «Хоровое дирижирование».
Программа учебной дисциплины может быть использована в углубленной подготовке СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательная учебная дисциплина Федерального компонента среднего (полного) общего образования
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать коммуникативные навыки;
- выбирать стратегии общения во взаимодействии;
- выполнять рефлексию;
- применять знания о психологии личности;
- применять знания о механизмах социализации и влиянии социальной роли на развитие личности;
- руководить малой группой;
- организовывать эффективную групповую деятельность;
- разрешать противоречия в малой группе;
- применять знания о больших социальных группах;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные этапы развития социальной психологии; влияние на развитие социально-психологического знания основных направлений психологии: психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, гуманистической психологии;
- основные разделы социальной психологии;
- основные социально психологические теории: социодрама, трансактный анализ, стратометрия;
- сущность понятия общения, уровни общения;
- коммуникативные барьеры; коммуникативные навыки; специфика межличностного информационного обмена;
- стратегии поведения во взаимодействии; подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма»;
- Социальная перцепция, механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, атракция, рефлексия; формирование первого впечатления;
- основные подходы к пониманию и описанию личности в психологии. Структура, динамика личности;
- социализация: содержание социализации в разные возрастные периоды, ее стадии, институты, механизмы. Понятие социальной роли: различные подходы к интерпретации социальных ролей; влияние социальной роли на развитие личности; освоение социальной роли;
- теории социализации: психоаналитические теории, когнитивные теории, теории поведения, гуманистически ориентированные теории, деятельностный подход, системный подход к развитию личности;
- понятие группы и ее основные характеристики: виды групп; социометрическая структура малой группы. Коммуникативная структура малой группы. Понятия лидерства и руководства в малых группах: стили лидерства; руководство в малой группе;
- групповые процессы: процесс принятия группового решения, его методы: групповое интервью, понятие мозговой атаки, характеристика процесса групповой дискуссии (особенности организации и проведения). Эффективность групповой деятельности;
- механизмы групповой динамики: разрешение групповых противоречий, идиосинкразический кредит, психологический обмен. Эффективные способы управления малой группой;
- признаки больших социальных групп и движений: специфические характеристики классов как больших социальных групп. Природа и сущность общественного мнения: роль общественного мнения в обществе; слухи как особенности реализации общественного мнения;
- понятие и функции моды. Пропаганда: виды пропаганды; типы пропагандистского воздействия и средств.
1.4.Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы:
1.4.1. Выпускник, получивший квалификации хормейстер, преподаватель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
ОК 13. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 14. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
1.4.2.Педагогическая деятельность.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах, детских хоровых школах, других учреждениях дополнительного образования, учреждениях СПО.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые навыки и знания по организации и анализу учебного процесса, методики подготовки и проведения урока в хоровом классе.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в хоровом классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных навыков у обучающихся.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 53 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 35 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 53 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 35 |
в том числе: | |
лабораторные работы | нет |
практические занятия | 13 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | нет |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | нет |
Домашняя работа Подготовка докладов и сообщений Тренинги | 5 10 3 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная психология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Феноменология социальной психологии. | |||
Тема 1.1. Предмет социальной психологии. | Предпосылки возникновения социальной психологии. Основные этапы развития социальной психологии. Первые исторические формы социально-психологического знания: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения. | 1 | 1 |
Тема 1.2. Основные разделы социальной психологии. | Влияние на развитие социально-психологического знания основных направлений психологии: психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, интеракционизма, когнитивизма, гуманистической психологии. Основные разделы социальной психологии. | 1 | 1 |
Тема 1.3. Трансактный анализ. | Трансактный анализ: возникновение, структурный анализ поведения, анализ трансакций, анализ игр, анализ сценариев. | 1 | 1 |
Тема 1.4. Социодрама. Стратометрия. | Социодрама: история возникновения, социометрический тест, социальный атом. Стратометрия: групповые феномены, уровень развития и типология групп. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить доклады/ сообщения на темы «Основные разделы социальной психологи», «Социодрама», «Стратометрия». | |||
Контрольная работа по пройденным темам. | 1 | 2 | |
Раздел 2. Психология общения. | |||
Тема 2.1 Сущность понятия «общение». | Сущность понятия общения, его структурные компоненты. Многофункциональность общения. Типы межличностного общения. Средства общения, их классификация и характеристика. | 1 | 1 |
Тема 2.2. Уровни общения. | Уровни общения. | 1 | 1 |
Тема 2.3. Общение как обмен информацией между людьми. Коммуникативные барьеры. | Общение как обмен информацией между людьми. Психологическая обратная связь, коммуникативные барьеры. | 1 | 1 |
Тема 2.4. Типы коммуникативного воздействия. Коммуникативные навыки. | Типы коммуникативного воздействия, виды информации, особенности позиции коммуникатора. Коммуникативные навыки. Специфика межличностного информационного обмена. | 1 | 1 |
Тема 2.5. Общение как взаимодействие между людьми. Стратегии поведения во взаимодействии. | Общение как взаимодействие между людьми. Виды мотивов взаимодействия. Стратегии поведения во взаимодействии. | 1 | 1 |
Тема 2.6. Концепция «символического интеракционизма». | Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма». | 1 | 1 |
Тема 2.7. Общение как восприятие людьми друг друга. Функции социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции. | Общение как восприятие людьми друг друга. Функции социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, атракция, рефлексия. | ||
Тема 2.8. Эффекты межличностного восприятия. Формирование первого впечатления. | Эффекты межличностного восприятия: каузальная атрибуция, ее виды. Формирование первого впечатления, эффект ореола, эффект новизны. Возрастные и индивидуальные особенности восприятия человека человеком. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов/ сообщений на темы «Уровни общения», «Концепция «символического интеракционизма». Виды практической самостоятельной и аудиторной работы: тренинги по темам «Типы коммуникативного воздействия и коммуникативные навыки», «Эффекты межличностного восприятия и формирование первого впечатления». | |||
Контрольная работа по пройденным темам. | 1 | 2 | |
Раздел 3. Социальная психология личности. | |||
Тема 3.1. Проблема личности в социальной психологии. | Основные подходы к пониманию и описанию личности в психологии. Структура, динамика личности. Основные составляющие личности. Системообразующие признаки личности. Типологии личностей. | 1 | 1 |
Тема 3.2. Социализация. | Социализация как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. | 1 | 1 |
Тема 3.3. Содержание социализации в разные возрастные периоды. | Понятие социальной роли. Содержание социализации в разные возрастные периоды, ее стадии, институты, механизмы. | 1 | 1 |
Тема 3.4. Социальные роли. | Различные подходы к интерпретации социальных ролей. Виды социальных ролей. Основные характеристики социальной роли. | 1 | 1 |
Тема 3.5. Влияние социальной роли на развитие личности. | Влияние социальной роли на развитие личности. Освоение социальной роли. | 1 | 1 |
Тема 3.6. Теории социализации: психоаналитические теории, когнитивные теории, теории поведения. | Различные подходы к трактовке развития личности детей и взрослых: психоаналитические теории, когнитивные теории, теории поведения. | 1 | 1 |
Тема 3.7. Теории социализации: гуманистически ориентированные теории, деятельностный подход, системный подход к развитию личности. | Различные подходы к трактовке развития личности детей и взрослых: гуманистически ориентированные теории, деятельностный подход, системный подход к развитию личности. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов/ сообщений на тему «Теории социальных ролей». Виды практической самостоятельной и аудиторной работы: тренинг на тему «Освоение социальных ролей и влияние социальной роли на развитие личности». | |||
Контрольная работа по пройденным темам. | 1 | 2 | |
Раздел 4. Психология группы. | |||
Тема 4.1. Понятие группы и ее основные характеристики. | Теоретические подходы к исследованию групп в отечественной и зарубежной психологии. Понятие группы и ее основные характеристики. История исследования малых групп. Виды групп. | 1 | 1 |
Тема 4.2. Структура малой группы. | Социометрическая структура малой группы. Коммуникативная структура малой группы. Структура социальной власти в малой группе. Понятия лидерства и руководства в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства. Руководство в малой группе. | 1 | 1 |
Тема 4.3. Групповые процессы. | Характеристика групповых процессов. Процесс группового давления. Межличностные отношения в группе. Характеристика внутригруппового межличностного конфликта. Групповое сплочение и определяющие его факторы. | 1 | 1 |
Тема 4.4. Процесс принятия группового решения, его методы. | Процесс принятия группового решения, его методы: групповое интервью, понятие мозговой атаки, характеристика процесса групповой дискуссии (особенности организации и проведения). | 1 | 1 |
Тема 4.5. Эффективность групповой деятельности. | Эффективность групповой деятельности. | 1 | 1 |
Тема 4.6. Механизмы групповой динамики. | Этапы развития. Механизмы групповой динамики: разрешение групповых противоречий, идиосинкразический кредит, психологический обмен. Модели развития групп. | 1 | 1 |
Тема 4.7. Эффективные способы управления малой группой. | Эффективные способы управления малой группой. | 1 | 1 |
Тема 4.8. Признаки больших социальных групп. | Признаки больших социальных групп и движений. Специфические характеристики классов как больших социальных групп. Характеристика массовых социально-психологических явлений. Интересы социальных групп. | 1 | 1 |
Тема 4.9. Общественное мнение. | Природа и сущность общественного мнения. Роль общественного мнения в обществе. Этапы формирования общественного мнения и особенности его проявления. Массовое настроение. Традиции как форма активного воздействия на поведение общностей. | 1 | 1 |
Тема 4.10. Слухи. | Слухи как особенности реализации общественного мнения. Психологическое воздействие слухов. Структурные составляющие слухов. Классификация слухов. Причины возникновения и распространения слухов. | 1 | 1 |
Тема 4.11. Понятие и функции моды. | Понятие и функции моды. Подходы к определению сущности понятия моды. Функции и механизмы функционирования моды. Мода как средство манипулирования массовым сознанием. | 1 | 1 |
Тема 4.12. Пропаганда. | Пропаганда. История вопроса. Основные направления в теории и практике психологии пропаганды. Виды пропаганды. Психологический анализ личности пропагандиста. Содержание пропагандистских сообщений. Типы пропагандистского воздействия и средств. Приемы и способы пропагандистского воздействия. Проблема эффективности пропагандистской деятельности. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов/ сообщений по темам «Структура малой группы», «Эффективность групповой деятельности», «Эффективные способы управления малой группой», «Слухи», «Пропаганда». | |||
Зачетная работа. | 1 | 3 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
- Майерс Дэвид. Социальная психология СП-б., 1997.
- Социальная психология /Под.ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М, 2001
- Шевандрин Н.И.Социальная психология в образовании. М, 1995.
- Шибутани Т. Социальная Психология Ростов н/Д., 1998.
Дополнительная литература:
- Андреева Г.М. Предмет социальной психологии и ее место в системе научного знания: Хрестоматия по социальной психологии. Сост. Т.В.Кутасова.- М., 1994.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001.
- Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия.- СПб., 1994.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М., 1988.
- Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии.- М., 1998.
- Бодалев А.А. Личность и общение.- М., 1995.
- Введение в практическую социальную психологию. /Под ред. Ю.И.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой - М, 1994.
- Вичев В. Мораль и социальная психика. - М., 1978.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2т- М., 1992. - Т.2.
- Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984.
- Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. - Л., 1991.
- Ждан А.Н. История психологии.- М, 1990.
- Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах - Киев 1982.
- Лейтц Г. Психодрамма. Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М., 1994.
- Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1997.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». - М., 1991.
- Мясищев В.Н. Психология отношений.- М.,Воронеж., 1995.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М., 1994., Книга 2.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения.- Л., 1979.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М. 1982.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности.- М., 1987.
- Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988.
- Рогов Е.И. Психология человека.- М., 1999.
- Руденский Е.В. Социальная психология.- М.,Новосибирск, 1998.
- Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - М., 1997.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
использовать коммуникативные навыки; выбирать стратегии общения во взаимодействии; выполнять рефлексию; | внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия. |
применять знания о психологии личности; применять знания о механизмах социализации и влиянии социальной роли на развитие личности; | внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия. |
руководить малой группой; организовывать эффективную групповую деятельность; разрешать противоречия в малой группе; применять знания о больших социальных группах; | внеаудиторная самостоятельная работа. |
Знания: | |
основные этапы развития социальной психологии; влияние на развитие социально-психологического знания основных направлений психологии: психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, гуманистической психологии; основные разделы социальной психологии; основные социально психологические теории: социодрама, трансактный анализ, стратометрия. | лекционная учебная нагрузка, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
сущность понятия общения; уровни общения; коммуникативные барьеры; коммуникативные навыки; специфика межличностного информационного обмена; стратегии поведения во взаимодействии; подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма»; социальная перцепция, механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, атракция, рефлексия; формирование первого впечатления. | лекционная учебная нагрузка, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
основные подходы к пониманию и описанию личности в психологии; структура, динамика личности; социализация: содержание социализации в разные возрастные периоды, ее стадии, институты, механизмы: понятие социальной роли: различные подходы к интерпретации социальных ролей; влияние социальной роли на развитие личности; освоение социальной роли; теории социализации: психоаналитические теории, когнитивные теории, теории поведения, гуманистически ориентированные теории, деятельностный подход, системный подход к развитию личности. | лекционная учебная нагрузка, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
понятие группы и ее основные характеристики: виды групп; социометрическая структура малой группы; коммуникативная структура малой группы; понятия лидерства и руководства в малых группах: стили лидерства; руководство в малой группе; групповые процессы: процесс принятия группового решения, его методы: групповое интервью, понятие мозговой атаки, характеристика процесса групповой дискуссии (особенности организации и проведения); эффективность групповой деятельности; механизмы групповой динамики: разрешение групповых противоречий, идиосинкразический кредит, психологический обмен; эффективные способы управления малой группой; признаки больших социальных групп и движений: специфические характеристики классов как больших социальных групп; природа и сущность общественного мнения: роль общественного мнения в обществе; слухи как особенности реализации общественного мнения; понятие и функции моды; пропаганда: виды пропаганды; типы пропагандистского воздействия и средств. | лекционная учебная нагрузка, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Разработчик:
ГБОУ СПО «Нижегородский хоровой колледж им. Л.К. Сивухина» (место работы) | преподаватель (занимаемая должность) | Ширяева А.С. (инициалы, фамилия) |
Эксперты:
ГБОУ СПО «Нижегородский хоровой колледж им. Л.К. Сивухина» (место работы) | преподаватель (занимаемая должность) | Большакова И.А. (инициалы, фамилия) |
ГОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки»
(место работы) | декан факультета дополнительного образования и повышения квалификации (занимаемая должность) | Железнова Т.Я. (инициалы, фамилия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.
1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...
Рабочая программа по психологии "Путь к школе" для дошкольной подготовки
Рабочая программа для будущих первоклассников...
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
Рабочая программа по психологии 1-4 класс "Тропинка к своему Я"
Рабочая программа по психологии для 1-4 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4)...
Методическое пособие «Рабочая тетрадь психолога: психологическая помощь детям, пострадавшим от насилия»
Методическое пособие «Рабочая тетрадь психолога: психологическая помощь детям, пострадавшим от насилия» является обобщение опыта работы с детьми и подростками, пережившими ситуации насилия. Темы рабоч...
рабочая программа психолога - психолога школы
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования...
Рабочая программа психолога - психолога на 2019-2020 учебный год
Педагог-психолог образовательного учреждения содействует полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Способствует созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определяет и ...