Рабочая программа по психологии "Путь к школе" для дошкольной подготовки
рабочая программа
Рабочая программа для будущих первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_put_k_shkole.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПСИХОЛОГИИ «ПУТЬ К ШКОЛЕ»
предшкольная подготовка
Срок реализации программы – 2 месяца
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети.
Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении», или как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина и другие.
Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников. [7]
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.
Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. [8]
Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.
Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы; возможность логического запоминания; концентрация внимания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Такая интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Социальная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.[2; 18-19]
Несформированность одного из компонентов психологической готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере. Проанализировав данную литературу, можно предположить, что программа «Путь к ШКОЛЕ» будет содействовать успешному освоению учебной деятельности обучающихся.
Программа предназначена для будущих первоклассников, и направлена на психологическую подготовку к школьной жизни.
Цель программы: организация развивающей работы с дошкольниками, направленную на психологическую подготовку ребенка к началу обучения в школе.
Задачи программы:
*тренировать умение дошкольников управлять своими эмоциями и поведением;
*развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения;
*развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей;
*формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
*развитие мелкой моторики;
*формирование умения дошкольников сотрудничать со сверстниками и с педагогом в рамках заданной учебной ситуации (работа в паре, группе);
*помощь детям в осознании своих будущих обязанностей и прав, ознакомление с правилами школьной жизни;
*повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе для наиболее благоприятного вхождения в процесс школьного обучения.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Содержание занятий:
Программа предназначена для детей 6 - 7 лет. Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Курс длится с марта по апрель. Общее количество занятий – 13. Продолжительность занятий - 20-минут. Периодичность - один раз в неделю. Наполняемость группы – 10-15 человек.
Структура занятий:
Программа состоит из специально-организованных развивающих занятий. Занятия состоят из трёх частей: вводная (ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других), основная и заключительная. Занятия строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения. Широко используются физкультурные паузы для улучшения координации движений, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировке глазомера.
Основной составляющей в сопровождение детей по подготовке к школе является работа с родителями. Помощь в обучении направлена на повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребёнка 6-7 лет к обучению путём создания «портрета» первоклассника, которого ждут в школе.
Во время нахождения детей на занятиях, родители могут посмотреть журналы и книги, связанные с вопросами развития и воспитания детей, а также просто отдохнуть.
После каждого занятия у родителей есть возможность узнать об успехах ребенка на занятии, получить рекомендации педагогов. В курс «Занимательная психология» включена диагностика на психологическую готовность к обучению в школе. По итогам программы проводится индивидуальная психологическая консультация.
Планируемые результаты:
Способность слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, подчиняться правилам;
Усидчивость и внимательность при групповой работе;
Умение проговаривать и адекватно выражать свои переживания в сложных эмоциональных ситуациях (проигрыш, неоправданные ожидания, провокации со стороны других ребят);
Самостоятельность и организованность;
Способность проявлять инициативу и уверенность.
Тематическое планирование по курсу «Путь к ШКОЛЕ»
№ занятия | Тема занятия | Цель занятия |
1 | «Давайте познакомимся» | Организовать знакомство участников группы школы будущего первоклассника с педагогом и участников группы между собой. |
2 | Мой помощник в школе: «Внимание» | Познакомить дошкольников с понятием «внимание», развитие произвольного внимания |
3 | Мой помощник в школе «Память» | Познакомить дошкольников с понятием «память», развитие памяти |
4 | Мой помощник в школе «Воля» или Желания и сила воли | Познакомить дошкольников с понятием «воля», её ролью в учебном процессе |
5 | Мой помощник в школе «Воля» или «Как победить лень» | Закрепить понятие «воля», формирование эмоционально-волевых качеств |
6 | Мои помощники в школе «Эмоции» или ««Я радуюсь, улыбаюсь…» | Познакомить дошкольников с понятием «эмоции», формирование умения справляться с отрицательными эмоциями |
7 | Мой помощник в школе «Воображение» или Волшебный Вилли | Развитие воображения дошкольника |
8 | Мой главный помощник «Мозг» | Настроить детей на осознанное обучение в школе, желание развивать свой интеллект |
9 | «Школа - какая она?» | Помочь детям осознать свои будущие обязанности и права, познакомить с правилами школьной жизни |
10 | «Школа моей мечты» | Формирование учебной мотивации, диагностика мотивационной готовности |
11 | Тропа испытаний | Формирование правильного отношения к ошибке, на возможность по её исправлению |
12 | «Луг «Я – скоро ученик»» | Диагностика мотивационной готовности детей к школе |
13 | Обобщение «По дороге к школе» | Обобщение знаний и умений дошкольников по пройденным темам |
Список использованной литературы:
- Баринова Н. Внимание! Внимание. // Школьный психолог. -2009. - №22. - . с. 23-25.
- Давлетшина В. Экспресс - курс по психологическому настрою детей на школьное обучение. // Школьный психолог. – 2011. - №5. – с. 18 – 31.
- Колесникова О. Правила для школы. // Школьный психолог. – 2009.- №10. –с.30 – 32.
- Масленникова Е. путешествие в страну ШКОЛЯНДИЮ. // Школьный психолог. – 2010. -№11.- с. 20- 28.
- Тарасова Е. Передача чувств. // Школьный психолог. -2009. - №22. - . с. 25-32.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/psihologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-obucheniyu-v-shkole
- http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978546901447&at=exc&n=0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса «подготовка к ЕГЭ»
Программа «Подготовка к ЕГЭ» предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 68 часов. Опирается на стандарт основного...
рабочая программа для 4 класса "Литературное чтение (подготовка к КДР)"
Рабочая программа предмета "Литературное чтение" (подготовка к краевым диагностическим работам по читательской грамотности)...
Рабочая программа. "Психологическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в процессе адаптации к условиям ОУ"
Создание условий, способствующих укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благопулучия в процессе адаптации....
Рабочая программа группа развития и адаптации (дошкольные группы)
Рабочая программа группа развития и адаптации...
Рабочая программа кружка ОФП с элементами лыжной подготовки
Рабочая программа кружка ОФП с элементами лыжной подготовки...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Общая физическая подготовка"
Цель программы: общее физическое развитие учащихся; укрепление здоровья и закаливание; формирование и развитие установок активного, здорового и безопасного образа жизни; приобретение опыта организации...
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с ЗПР
Эта рабочая программа будет полезна учителям-дефектологам, которые работают в детских садах....