Рабочая программа психолога - психолога на 2019-2020 учебный год
рабочая программа

Бицура Виктория Викторовна

Педагог-психолог образовательного учреждения содействует полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Способствует созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определяет и выявляет психологические причины нарушения личностного и социального развития и проводит профилактику возникновения подобных нарушений.

 

Цели психолого-педагогического сопровождения:

 

1. Создание благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

 

  1. Содействие психическому и личностному развитию детей с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

 

  1. Изучение личности школьника с целью создания оптимальных условий обучения, воспитания, развития и социализации ребенка.

 

  1. Психолого-педагогическое  сопровождение  педагогов  в  условиях  внедрения

 

ФГОС

 

  1. Применение методов практической психологии для решения педагогических задач, повышение социально-психологической компетенции педагогических работников и родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _programma_psihologa_na_2018-2019_uchebnyy_god_1.docx528.78 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\TelComService\Desktop\программа психолога\003.jpg

Рабочая программа педагога-психолога определяет содержание и структуру

деятельности по направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психологическое консультирование и поддержка деятельности МАОУ «Школа № 10 города Белогорск» в работе с учениками 1-11 классов, учителями, родителями, а также с учениками, имеющими особые образовательные потребности.

Педагог-психолог образовательного учреждения содействует полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Способствует созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определяет и выявляет психологические причины нарушения личностного и социального развития и проводит профилактику возникновения подобных нарушений.

Цели психолого-педагогического сопровождения:

1. Создание благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

  1. Содействие психическому и личностному развитию детей с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

  1. Изучение личности школьника с целью создания оптимальных условий обучения, воспитания, развития и социализации ребенка.

  1. Психолого-педагогическое  сопровождение  педагогов  в  условиях  внедрения

ФГОС

  1. Применение методов практической психологии для решения педагогических задач, повышение социально-психологической компетенции педагогических работников и родителей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Оказание помощи педагогам в реализации задач воспитания и обучения с учетом психовозрастных особенностей детей.

  1. Раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;

  1. Повышение мотивации обучения у учащихся

  1. Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению, формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;

  1. Осуществление психодиагностической работы со школьниками с целью раннего выявления и оказания психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании.

  1. Психологическое сопровождение периода адаптации к школе, профилактика школьной и социальной дезадаптации.

  1. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий с учащимися 1-4х классов по развитию эмоционально-

личностной сферы.

  1. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий с учащимися 1-4х классов по развитию когнитивной сферы.

  1. Определение особенностей организации образовательного процесса и коррекционной работы для детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

  1. Организация работы с учащимися, учителями и родителями при переходе в среднее звено;

  1. Организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;

  1. Профориентация в среднем и старшем звене

  1. Организация просветительской деятельности с педагогами и родителями.

Основные циклы сопровождения:

  • готовность к обучению и адаптация в 1 классе;

  • помощь детям, имеющим трудности в обучении,

  • помощь детям, имеющим проблемы самоорганизации и поведения;

  • работа с учениками, имеющими особые образовательные потребности;

  • переход в среднее звено;

  • создание условий для личностного роста учеников;

  • подростковый кризис;

  • психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ;

  • профилактика негативных проявлений;

  • профориентация.

Основные направления работы:

  • Организационно-методическая работа,

  • Психолого-педагогическая диагностика,

  • Коррекционно – развивающая работа,

  • Психологическое просвещение и профилактика,

  • Психологическое консультирование,

  • Экспертная и аналитическая работа.

Организационно-методическая работа включает в себя:

1. Составление плана работы на год.

2. Подведение итогов работы за год.

3. Работа с документацией:

3.1. Ведение отчетной документации

3.2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.

3.3. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.

3.5. Разработка и подготовка к проведению психологической диагностики, обработка полученных данных.

3.6. Составление рекомендаций, характеристик, заключений.

3.7. Подготовка материалов для педагогических советов, методических объединений, родительских собраний;

3.8. Оформление уголка психолога, стендов

  1. Составление программ для индивидуальной и групповой работы с детьми.

4.1. Разработка, дополнение и подготовка программ групповых занятий с учащимися начальных классов в рамках реализации ФГОС начального образования.

4.2. Разработка или дополнение программ индивидуальных и групповых занятий для учеников, испытывающих трудности в овладении ООП;

4.3. Разработка или дополнение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ.

4.4. Разработка или дополнение программ занятий в рамках психологического сопровождения и подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

4.5. Разработка программ профориентационной работы с учащимися 8-11 классов.

5. Методическое обеспечение кабинета и пополнение базы электронных-ресурсов современной научной и практической психологической информацией по следующим темам:

  1. развитие познавательной сферы;

  1. эмоционально-личностное развитие;

  1. психологическое консультирование педагогов и родителей;

  1. психодиагностические материалы;

  1. психопрофилактика;

  1. профориентация.

Психолого-педагогическая диагностика.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения, которая включает в себя методики выявляющие особенности психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества.

Направления диагностической работы:

1. Индивидуальная и групповая диагностика учеников в соответствии с их возрастными характеристиками по следующим показателям:

1.1. диагностика актуального развития учащихся.

1.2. диагностика адаптации первоклассников к условиям школьного обучения;

1.3. углублённая диагностика учащихся испытывающих трудности в обучении и воспитании с целью выявления причин дезадаптации; 1.4. диагностика мотивационной сферы учащихся;

1.5. исследование уровня самооценки;

1.5. исследование межличностных взаимоотношений (социометрия), отношение учеников к классу;

1.6. комплексная психологическая диагностика по запросу родителей, педагогов;

1.7. диагностика учащихся входящих в «группу риска»;

1.8 диагностика уровня школьной тревожности;

1.9 анкетирование учащихся 9-х и 11-х классов с целью определения уровня психологической готовности к экзаменам и стрессоустойчивости;

1.10 профориентационная диагностика и мониторинг профильных предпочтений учащихся 8-11 классов.

  1. Диагностика родителей: взаимоотношения родителей с ребенком, анализ семейных взаимоотношений.

4. Организация и проведение индивидуальных диагностических мероприятий по запросу педагогов и последующие рекомендации по результатам диагностики.

  1. Посещение и психологический анализ уроков (по запросу учителей)

  1. Психодиагностика по социальному запросу (родители, учителя, администрация)

План диагностической работы на учебный год.

Сентябрь

1-е классы:

 Анкетирование родителей первоклассников.

9,  11  классы:

  Анкетирование  родителей:  «Выявление детей группы риска»

1-11   классы:   Индивидуальная   диагностика(по запросы родителей, педагогов)

   Групповая диагностика (по запросу педагогов).

Октябрь

1-е классы:

Уровень школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой .

Уровнь самооценки обучающихся по методике «Лесенка».

Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина)

5-е классы:

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой

Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина)

Диагностика школьной тревожности (Филлипс).

10-й класс:

Изучение общей самооценки (Г.Н. Казанцева)

«Самооценка психических состояний» (по Айзенку)

Социометрия (Дж. Морено)

Ноябрь

9 -11 классы: Диагностика профессионального самоопределения

3-е классы: Мотивация (Лусканова)

Мотивы учебной деятельности (Уфимцева)

4-е классы: Мотивация (Лусканова)

Мотивы учебной деятельности (Уфимцева)

1-11   классы:   Индивидуальная   диагностика(по запросы родителей, педагогов)

Декабрь

6-е классы:

Диагностика школьной тревожности (Филлипс).

6- 9 классы:

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)

9,11 классы:

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)

3-4 классы:

Тестовая методика исследования эмоционально-психологического климата (авторы Г.А. Карпова, Т. П. Артемьева)

1-11   классы:   Индивидуальная   диагностика(по запросы родителей, педагогов)

Январь

4-е классы: 

Мотивация (Лусканова)

9,  11  классы:  

Анкетирование  учителей: выявление детей «группы риска»

Групповая диагностика (по запросу педагогов)

1-11   классы:   Индивидуальная   диагностика(по запросы родителей, педагогов)

Февраль

5-е классы:

Социометрия (Дж. Морено)

9-11  классы  

Анкетирование.  Определение  психологической готовности к экзаменам и стрессоустойчивости.

7 –е классы:

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

1-11   классы:   Индивидуальная   диагностика(по запросы родителей, педагогов)

Март

9-11  классы  

Дифференциальная диагностический опросник (ДДО Е.А.Климова)

Готовность подростков к выбору профессии (методика В.Б. Успенского)

4-5 классы:

Диагностика школьной тревожности (Филлипс).

«Социометрия» автор Дж. Морено.

Мотивация (Лусканова)

1-11   классы:   Индивидуальная   диагностика(по запросы родителей, педагогов)

Групповая диагностика (по запросу педагогов).

Апрель

1-11   классы:   Индивидуальная   диагностика(по запросы родителей, педагогов)

Групповая диагностика (по запросу педагогов).

Май

1-11   классы:   Индивидуальная   диагностика(по запросы родителей, педагогов)

Групповая диагностика (по запросу педагогов).

Коррекционно–развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной сферы с учащимися, имеющими низкую успеваемость.

  1. Коррекционная работа с учениками, имеющими особые образовательные потребности.

2. Проведение занятий по развитию психомоторной сферы.

  1. Проведение занятий, направленных на профилактику дезадаптации и улучшение психофизического состояния учеников.

4. Осуществление индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы социального, поведенческого или эмоционального характера.

  1. Подготовка выпускников к ГИА.

  • учениками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
  • учениками, имеющими особые образовательные потребности, в течение учебного года проводятся коррекционные занятия (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также рекомендаций ПМПК), направленные на развитие познавательной сферы, необходимых учебных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей.
  • обучающимися 1, 5 и 10 классов в период адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
  • учащимися 9 и 11 классов проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, повышения уверенности в себе, овладения способами эффективной подготовки к экзаменам.
  • каждом школьном звене в рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса,

в течение года проводятся индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия:

младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;

среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;

старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.

Консультационная работа

  1. направление. Работа с учителями.

Включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

  • Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

  • Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Тематика консультаций:

1.1. консультирование учителей по результатам диагностики детей и рекомендации по дальнейшей работе с детьми

1.2. консультирование учителей по работе с детьми, имеющими трудности эмоционального, социального и интеллектуального развития.

1.3. ознакомление с приемами и методами организации благоприятного эмоционального климата в детском коллективе.

1.4. групповые и индивидуальные консультации родителей, детей или учителей по остро возникшим психологическим проблемам

1.5. подбор оптимальных методов и приемов по развитию ребенка на основе психолого-педагогических наблюдений

1.6. оказание помощи педагогам в использовании новых методов и приемов работы с дошкольниками в условиях внедрения ФГОС.

1.7 консультации педагогов по результатам диагностики, способам психологической поддержки учащихся перед экзаменами, способам обеспечения благоприятной психологической атмосферы при проведении ОГЭ и ЕГЭ

  1. направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальных и групповых консультаций:

  • Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (профессиональное самоопределение, отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

  1. направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных консультаций:

- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.)

проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

  • Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций, создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Психологическое просвещение и профилактика

Работа с учащимися.

Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;

Направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

Работа с родителями.

Направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Проводится в форме:

  • выступления на родительских собраниях по актуальным вопросам обучения и воспитания в виде лекций-бесед, деловых игр, тренингов;

  • информирование родителей на сайте школы о возможных проблемах детей в процессе воспитания и обучения с последующими рекомендациями по способам их предотвращения и преодоления;
  • оформление информационных стендов, разработка тематических сообщений для родителей.

  1. Работа с учителями.

Просветительская работа включает в себя выступления в соответствии с тематикой педагогических советов; проведение лекций-бесед, тренингов;

Направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.

Экспертная и аналитическая работа

Включает в себя:

  • участие и выступление в педагогических и методических советах;

  • участие в плановых и внеплановых совещаниях;

  • участие в родительских собраниях;

  • посещение, проведение открытых занятий;

  • составление рекомендаций, характеристик;

  • анализ результатов диагностики;

  • составление аналитических справок по результатам исследований;

  • анализ научной и практической литературы.

Прогнозируемые результаты.

Диагностическая и коррекционно – развивающая работа

Младшее звено (7-10 лет):

  • успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;

  • повышение уровня учебной мотивации;

  • базовые способности к самопознанию и познанию других;

  • способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;

  • формирование положительного образа своего «Я»;

  • формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;

  • положительное отношение к самому процессу обучения и познания;

  • положительные отношения со сверстниками и учителями.

Среднее звено (11-15 лет):

  • способности и стремление к самопознанию и познанию других;

  • высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;

  • способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

  • адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;

  • стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;

  • осознание важности и смысла процесса обучения;

  • стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;

  • осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

Старшее звено (16-18 лет):

  • способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

  • профессиональное и жизненное самоопределение;

  • умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;

  • стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;

  • стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями,

негативными переживаниями;

  • психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;

  • активная и позитивная жизненная позиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2019.2020

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программаРабочая программа  составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образов...

Рабочие программы для первого класса (2019-2020 учебный год)

Данный материал содержит рабочие программы для 1 класса ("УМК Школа России"), а также программы внеурочной деятельности и ПДД....

Рабочая программа по математике на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по математие 1 класс...

Комплексная программа по социальной работе 2019-2020 учебный год

     Комплексная программа по социальной работе рассчитана на 5 лет и призвана обеспечить комбинированный подход к работе по выявлению обучающихся, нуждающихся в социальной подде...

Рабочая программа по математике на 2019-2020 учебный год

Перспектива. Математика. Г.В.Дорофеев; Т.Н.Миракова....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «День за Днём», 2019 - 2020 учебный год

Дополнительное образование для детей с ТМНР является важным звеном внеурочной деятельности, создающей условия для формирования базовых учебных действий и творческого развития учащихся....

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА за 2019-2020 учебный год

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА  за 2019-2020 учебный год...