Рабочая программа психолога - психолога на 2019-2020 учебный год
рабочая программа
Педагог-психолог образовательного учреждения содействует полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Способствует созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определяет и выявляет психологические причины нарушения личностного и социального развития и проводит профилактику возникновения подобных нарушений.
Цели психолого-педагогического сопровождения:
1. Создание благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
- Содействие психическому и личностному развитию детей с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
- Изучение личности школьника с целью создания оптимальных условий обучения, воспитания, развития и социализации ребенка.
- Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях внедрения
ФГОС
- Применение методов практической психологии для решения педагогических задач, повышение социально-психологической компетенции педагогических работников и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_programma_psihologa_na_2018-2019_uchebnyy_god_1.docx | 528.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога-психолога определяет содержание и структуру
деятельности по направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психологическое консультирование и поддержка деятельности МАОУ «Школа № 10 города Белогорск» в работе с учениками 1-11 классов, учителями, родителями, а также с учениками, имеющими особые образовательные потребности.
Педагог-психолог образовательного учреждения содействует полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Способствует созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определяет и выявляет психологические причины нарушения личностного и социального развития и проводит профилактику возникновения подобных нарушений.
Цели психолого-педагогического сопровождения:
1. Создание благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
- Содействие психическому и личностному развитию детей с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
- Изучение личности школьника с целью создания оптимальных условий обучения, воспитания, развития и социализации ребенка.
- Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях внедрения
ФГОС
- Применение методов практической психологии для решения педагогических задач, повышение социально-психологической компетенции педагогических работников и родителей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Оказание помощи педагогам в реализации задач воспитания и обучения с учетом психовозрастных особенностей детей.
- Раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
- Повышение мотивации обучения у учащихся
- Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению, формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
- Осуществление психодиагностической работы со школьниками с целью раннего выявления и оказания психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании.
- Психологическое сопровождение периода адаптации к школе, профилактика школьной и социальной дезадаптации.
- Разработка, подготовка и проведение индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий с учащимися 1-4х классов по развитию эмоционально-
личностной сферы.
- Разработка, подготовка и проведение индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий с учащимися 1-4х классов по развитию когнитивной сферы.
- Определение особенностей организации образовательного процесса и коррекционной работы для детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- Организация работы с учащимися, учителями и родителями при переходе в среднее звено;
- Организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
- Профориентация в среднем и старшем звене
- Организация просветительской деятельности с педагогами и родителями.
Основные циклы сопровождения:
- готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
- помощь детям, имеющим трудности в обучении,
- помощь детям, имеющим проблемы самоорганизации и поведения;
- работа с учениками, имеющими особые образовательные потребности;
- переход в среднее звено;
- создание условий для личностного роста учеников;
- подростковый кризис;
- психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ;
- профилактика негативных проявлений;
- профориентация.
Основные направления работы:
- Организационно-методическая работа,
- Психолого-педагогическая диагностика,
- Коррекционно – развивающая работа,
- Психологическое просвещение и профилактика,
- Психологическое консультирование,
- Экспертная и аналитическая работа.
Организационно-методическая работа включает в себя:
1. Составление плана работы на год.
2. Подведение итогов работы за год.
3. Работа с документацией:
3.1. Ведение отчетной документации
3.2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
3.3. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
3.5. Разработка и подготовка к проведению психологической диагностики, обработка полученных данных.
3.6. Составление рекомендаций, характеристик, заключений.
3.7. Подготовка материалов для педагогических советов, методических объединений, родительских собраний;
3.8. Оформление уголка психолога, стендов
- Составление программ для индивидуальной и групповой работы с детьми.
4.1. Разработка, дополнение и подготовка программ групповых занятий с учащимися начальных классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
4.2. Разработка или дополнение программ индивидуальных и групповых занятий для учеников, испытывающих трудности в овладении ООП;
4.3. Разработка или дополнение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ.
4.4. Разработка или дополнение программ занятий в рамках психологического сопровождения и подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
4.5. Разработка программ профориентационной работы с учащимися 8-11 классов.
5. Методическое обеспечение кабинета и пополнение базы электронных-ресурсов современной научной и практической психологической информацией по следующим темам:
- развитие познавательной сферы;
- эмоционально-личностное развитие;
- психологическое консультирование педагогов и родителей;
- психодиагностические материалы;
- психопрофилактика;
- профориентация.
Психолого-педагогическая диагностика.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения, которая включает в себя методики выявляющие особенности психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества.
Направления диагностической работы:
1. Индивидуальная и групповая диагностика учеников в соответствии с их возрастными характеристиками по следующим показателям:
1.1. диагностика актуального развития учащихся.
1.2. диагностика адаптации первоклассников к условиям школьного обучения;
1.3. углублённая диагностика учащихся испытывающих трудности в обучении и воспитании с целью выявления причин дезадаптации; 1.4. диагностика мотивационной сферы учащихся;
1.5. исследование уровня самооценки;
1.5. исследование межличностных взаимоотношений (социометрия), отношение учеников к классу;
1.6. комплексная психологическая диагностика по запросу родителей, педагогов;
1.7. диагностика учащихся входящих в «группу риска»;
1.8 диагностика уровня школьной тревожности;
1.9 анкетирование учащихся 9-х и 11-х классов с целью определения уровня психологической готовности к экзаменам и стрессоустойчивости;
1.10 профориентационная диагностика и мониторинг профильных предпочтений учащихся 8-11 классов.
- Диагностика родителей: взаимоотношения родителей с ребенком, анализ семейных взаимоотношений.
4. Организация и проведение индивидуальных диагностических мероприятий по запросу педагогов и последующие рекомендации по результатам диагностики.
- Посещение и психологический анализ уроков (по запросу учителей)
- Психодиагностика по социальному запросу (родители, учителя, администрация)
План диагностической работы на учебный год.
Сентябрь | 1-е классы: Анкетирование родителей первоклассников. 9, 11 классы: Анкетирование родителей: «Выявление детей группы риска» 1-11 классы: Индивидуальная диагностика(по запросы родителей, педагогов) Групповая диагностика (по запросу педагогов). |
Октябрь | 1-е классы: Уровень школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой . Уровнь самооценки обучающихся по методике «Лесенка». Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) 5-е классы: Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) Диагностика школьной тревожности (Филлипс). 10-й класс: Изучение общей самооценки (Г.Н. Казанцева) «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) Социометрия (Дж. Морено) |
Ноябрь | 9 -11 классы: Диагностика профессионального самоопределения 3-е классы: Мотивация (Лусканова) Мотивы учебной деятельности (Уфимцева) 4-е классы: Мотивация (Лусканова) Мотивы учебной деятельности (Уфимцева) 1-11 классы: Индивидуальная диагностика(по запросы родителей, педагогов) |
Декабрь | 6-е классы: Диагностика школьной тревожности (Филлипс). 6- 9 классы: Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) 9,11 классы: Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) 3-4 классы: Тестовая методика исследования эмоционально-психологического климата (авторы Г.А. Карпова, Т. П. Артемьева) 1-11 классы: Индивидуальная диагностика(по запросы родителей, педагогов) |
Январь | 4-е классы: Мотивация (Лусканова) 9, 11 классы: Анкетирование учителей: выявление детей «группы риска» Групповая диагностика (по запросу педагогов) 1-11 классы: Индивидуальная диагностика(по запросы родителей, педагогов) |
Февраль | 5-е классы: Социометрия (Дж. Морено) 9-11 классы Анкетирование. Определение психологической готовности к экзаменам и стрессоустойчивости. 7 –е классы: Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут) 1-11 классы: Индивидуальная диагностика(по запросы родителей, педагогов) |
Март | 9-11 классы Дифференциальная диагностический опросник (ДДО Е.А.Климова) Готовность подростков к выбору профессии (методика В.Б. Успенского) 4-5 классы: Диагностика школьной тревожности (Филлипс). «Социометрия» автор Дж. Морено. Мотивация (Лусканова) 1-11 классы: Индивидуальная диагностика(по запросы родителей, педагогов) Групповая диагностика (по запросу педагогов). |
Апрель | 1-11 классы: Индивидуальная диагностика(по запросы родителей, педагогов) Групповая диагностика (по запросу педагогов). |
Май | 1-11 классы: Индивидуальная диагностика(по запросы родителей, педагогов) Групповая диагностика (по запросу педагогов). |
Коррекционно–развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной сферы с учащимися, имеющими низкую успеваемость.
- Коррекционная работа с учениками, имеющими особые образовательные потребности.
2. Проведение занятий по развитию психомоторной сферы.
- Проведение занятий, направленных на профилактику дезадаптации и улучшение психофизического состояния учеников.
4. Осуществление индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы социального, поведенческого или эмоционального характера.
- Подготовка выпускников к ГИА.
- учениками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
- учениками, имеющими особые образовательные потребности, в течение учебного года проводятся коррекционные занятия (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также рекомендаций ПМПК), направленные на развитие познавательной сферы, необходимых учебных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей.
- обучающимися 1, 5 и 10 классов в период адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
- учащимися 9 и 11 классов проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, повышения уверенности в себе, овладения способами эффективной подготовки к экзаменам.
- каждом школьном звене в рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса,
в течение года проводятся индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия:
младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультационная работа
- направление. Работа с учителями.
Включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Тематика консультаций:
1.1. консультирование учителей по результатам диагностики детей и рекомендации по дальнейшей работе с детьми
1.2. консультирование учителей по работе с детьми, имеющими трудности эмоционального, социального и интеллектуального развития.
1.3. ознакомление с приемами и методами организации благоприятного эмоционального климата в детском коллективе.
1.4. групповые и индивидуальные консультации родителей, детей или учителей по остро возникшим психологическим проблемам
1.5. подбор оптимальных методов и приемов по развитию ребенка на основе психолого-педагогических наблюдений
1.6. оказание помощи педагогам в использовании новых методов и приемов работы с дошкольниками в условиях внедрения ФГОС.
1.7 консультации педагогов по результатам диагностики, способам психологической поддержки учащихся перед экзаменами, способам обеспечения благоприятной психологической атмосферы при проведении ОГЭ и ЕГЭ
- направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальных и групповых консультаций:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (профессиональное самоопределение, отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
- направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных консультаций:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.)
проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций, создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
Психологическое просвещение и профилактика
Работа с учащимися.
Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;
Направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
Работа с родителями.
Направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
Проводится в форме:
- выступления на родительских собраниях по актуальным вопросам обучения и воспитания в виде лекций-бесед, деловых игр, тренингов;
- информирование родителей на сайте школы о возможных проблемах детей в процессе воспитания и обучения с последующими рекомендациями по способам их предотвращения и преодоления;
- оформление информационных стендов, разработка тематических сообщений для родителей.
- Работа с учителями.
Просветительская работа включает в себя выступления в соответствии с тематикой педагогических советов; проведение лекций-бесед, тренингов;
Направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
Экспертная и аналитическая работа
Включает в себя:
- участие и выступление в педагогических и методических советах;
- участие в плановых и внеплановых совещаниях;
- участие в родительских собраниях;
- посещение, проведение открытых занятий;
- составление рекомендаций, характеристик;
- анализ результатов диагностики;
- составление аналитических справок по результатам исследований;
- анализ научной и практической литературы.
Прогнозируемые результаты.
Диагностическая и коррекционно – развивающая работа
Младшее звено (7-10 лет):
- успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
- повышение уровня учебной мотивации;
- базовые способности к самопознанию и познанию других;
- способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
- формирование положительного образа своего «Я»;
- формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
- положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
- положительные отношения со сверстниками и учителями.
Среднее звено (11-15 лет):
- способности и стремление к самопознанию и познанию других;
- высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
- способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
- адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
- стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
- осознание важности и смысла процесса обучения;
- стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
- осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Старшее звено (16-18 лет):
- способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
- профессиональное и жизненное самоопределение;
- умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
- стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
- стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями,
негативными переживаниями;
- психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
- активная и позитивная жизненная позиция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 2019.2020
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программаРабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образов...
Рабочие программы для первого класса (2019-2020 учебный год)
Данный материал содержит рабочие программы для 1 класса ("УМК Школа России"), а также программы внеурочной деятельности и ПДД....
Рабочая программа по математике на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по математие 1 класс...
Комплексная программа по социальной работе 2019-2020 учебный год
Комплексная программа по социальной работе рассчитана на 5 лет и призвана обеспечить комбинированный подход к работе по выявлению обучающихся, нуждающихся в социальной подде...
Рабочая программа по математике на 2019-2020 учебный год
Перспектива. Математика. Г.В.Дорофеев; Т.Н.Миракова....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «День за Днём», 2019 - 2020 учебный год
Дополнительное образование для детей с ТМНР является важным звеном внеурочной деятельности, создающей условия для формирования базовых учебных действий и творческого развития учащихся....
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА за 2019-2020 учебный год
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА за 2019-2020 учебный год...