Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса с ЗПР по теме «Развитие логических приемов запоминания»
план-конспект занятия (2, 3 класс)
Цель занятия: обучение детей мнемическому приему группировки по смыслу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_.docx | 185.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса с ЗПР по теме «Развитие логических приемов запоминания»
Цель занятия: обучение детей мнемическому приему группировки по смыслу.
Задачи: коррекционно-развивающие: развитие памяти на основе мнемического приема «группировка»; образовательные: создание положительного настроя на занятие; активизация мыслительной деятельности учащихся; воспитательные: формирование у учащихся потребности в овладении знаниями; диагностические: диагностика смысловой памяти.
Используемые методы и техники: Цифровые таблицы, мнемический прием «группировка», «Сюжетная картинка», «Узелок на память», релаксационные разминки: «Земля, воздух, огонь и вода», «Воздушный шарик», упражнения для глаз: «Сова», «Муха».
Психотехнические приемы
- Цифровые таблицы
Установите взаимосвязь между левой таблицей и правой и прочитайте высказывание.
1 | 13 | 6 | 20 | 16 | 4 | 10 |
17 | 25 | 2 | 11 | 28 | 14 | 23 |
27 | 7 | 19 | 24 | 5 | 18 | 8 |
22 | 3 | 15 | 9 | 21 | 12 | 26 |
Н | и | ь | п | б | у | о |
у | л | е | п | ! | в | я |
в | т | ь | т | д | д | о |
м | б | , | р | а | л | и |
(Ответ. Не будь тороплив, будь памятлив!)
- Как ты понимаешь значение этой пословицы?
(Объяснение смысла пословицы: не делай свою работу очень быстро, запоминай, что нужно усвоить на уроке).
- Тест «Диагностика смысловой памяти» (по Л. Ф. Тихомировой)
Педагог медленно зачитывает 10 пар слов, между которыми существует смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитывает лишь первые слова из каждой пары. Ребенок в это время должен припоминать вторые слова. Затем его просят записать на листке бумаги те пары слов, которые он запомнил. Можно использовать следующие пары слов: шум — вода; мост — река; лес — медведь; дичь — выстрел; час — время; стол — обед; рубль — копейка; дуб — желудь; рой — пчела; гвоздь — доска. Оценка результатов. Следует подсчитать, какое число пар слов воспроизведено правильно. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно делать вывод о том, что смысловая память развита удовлетворительно.
Детям предлагаются слова: зима, ель, птица, лес, гнездо, река, снег, рыба. Психолог рассказывает о том, что для лучшего запоминания эти слова надо объединить в пары по смыслу. Дети коллективно обсуждают и подбирают смысловые пары. Например, снег– зима; ель– лес и пр. После этого предлагаются другие варианты для запоминания: нога, лицо, обувь, море, часы, лодка, стрелки, нос, дом. |
- «Сюжетная картинка»
Детям предлагается посмотреть на картину и запомнить, что нарисовано, объединяя слова в пары по смыслу.
- «Узелок на память»
Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов.
Релаксационные разминки
«Воздушный шарик»
Цель: релаксация, развитие дыхания, воображения.
Описание упражнения: дети сидят на стульчиках.
Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как воздух через легкие, горло, рот. Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».
«Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень активности на занятии. Время – 3-4 минуты.
Проведение: Педагог просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Примечание: Если педагог сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Рабочий лист
Тема: _______________________________________________
Фамилия, имя ________________________________класс_____дата_____
Установите взаимосвязь между левой таблицей и правой и прочитайте высказывание.
1 | 13 | 6 | 20 | 16 | 4 | 10 |
17 | 25 | 2 | 11 | 28 | 14 | 23 |
27 | 7 | 19 | 24 | 5 | 18 | 8 |
22 | 3 | 15 | 9 | 21 | 12 | 26 |
Н | и | ь | п | б | у | о |
у | л | е | п | ! | в | я |
в | т | ь | т | д | д | о |
м | б | , | р | а | л | и |
Ответ: _____________________________________________________
Задание 2. «Запомни пары слов»
шум - ____________ стол - _____________
мост - ____________ рубль - _____________
лес - _____________ дуб - _____________
дичь - ____________ рой - ______________
час - _____________ гвоздь - _____________
Результат: __________________________________________________
Задание 3. «Сюжетная картинка»
На картинке найдите пары объектов, объединенных по смыслу. Например: белочка – орех.
__________________________________________________________________
Задание 4. «Узелок на память»
_________________________________________
____________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по развитию словаря с использованием пиктограмм.
Технологическая карта занятия с безречевым учащимся с умеренной умственной отсталостью....
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия во 2 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Тема: «Найди лишнее, временные представления: утро, день, вечер, ночь. Части суток: сегодня, вчера, завтра.»Цель: создать условия для формирования временных представлений: создать усл...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия во 2 классе Учителя начальных классов Фатеевой Н.А.
Коррекционно -развивающее занятие на тему осень...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые слова» (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – 1 класс)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые сло...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия во 2 классе на тему "Наши имена"
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Составление и узнавание целого из частей на разрезном наглядном материале, работа с сюжетными картинками».
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Составление и узнавание целого из частей на разрезн...