Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые слова» (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – 1 класс)
презентация к уроку (1 класс)

Аглюлина Оксана Альфарисовна

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые слова» (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – 1 класс). Данное занятие способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, умению понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения;  воспитывает желание улучшать настроение себе и окружающим, учит создавать его;  раскрывает значение и влияние настроения и эмоций на здоровье человека; - развивает навыки вежливого общения со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»:  «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые слова» (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – 1 класс)

Цели занятия:

- способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка, умения понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения;

- воспитывать желание улучшать настроение себе и окружающим, учить создавать его;

- раскрыть значение и влияние настроения и эмоций на здоровье человека;

- развивать навыки вежливого общения со сверстниками.

Планируемые результаты:

Предметные: понимают эмоциональное состояние других людей и учитывают его в процессе общения; раскрывают значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека.

Личностные: имеют осознанные устойчивые эстетические предпочтения в окружающем мире.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения заданий и вносят необходимые коррективы.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки) для решения учебных задач; логические – устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют работать коллективно, слушать и понимать речь других.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, смайлики (грустный, радостный, нейтральный), фрагмент музыкальной записи с грустной и веселой мелодией, отрывок из мультфильма «Ах и Ох», Толковый словарь Ожегова С.И.

Тема коррекционно-развивающего занятия

 «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые слова»

Ход занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Формы, методы, методические приемы

1. Организационный момент

Подготовка рабочего места для занятия, создание комфортной ситуации на занятии.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Настраиваются на успешную работу на уроке.

Фронтальная работа.

Словесный метод.

Слово учителя.

 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Игра «Доброе утро»

- Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то  из нашего класса. Те, кого я назову,  помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете на мое приветствие. Попробуем?

- Доброе утро всем девочкам!

- Доброе утро всем мальчикам!..

- Доброе утро всем тем, кто чистил сегодня зубы!..

- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!..

- Доброе утро всем, кто любит конфеты!..

- Доброе утро всем, кто хочет знать, чем будем заниматься  сегодня на нашем занятии!..

- Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа.

Словесный метод.

Слово учителя.

Игра.

2. Выяснение темы занятия:

- Ребята, отгадайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Это бывает хорошим, но бывает и плохим.

Это может подняться, а может опуститься.

Это может испортиться или даже совсем пропасть.

У людей оно может меняться несколько раз за день.

Что это? (настроение)

Верно (слайд), мы поговорим сегодня о настроении, которое бывает и плохим и хорошим!

Разгадывают загадку.

Фронтальная работа.

Словесный метод.

Слово учителя.

3. Постановка цели урока:

а) на какие вопросы о настроении вы хотели бы сегодня получить ответы?

б) учитель: (подводя итог всему сказанному детьми): а действительно:

Что такое настроение? Где оно живёт?

Как оно ложится спать?

Когда оно встаёт?

Что же ему нравится? А что ему вредит?

Кто же постарается, всё это объяснит?

Сегодня мы с вами поговорим о настроении, какое оно бывает, от чего зависит, как оно может повлиять на человека. Вот давайте все вместе и постараемся найти ответы на эти вопросы.

Придумывают вопросы.

Слово учителя.

Беседа.

3. Актуализация знаний и умений.

а) Так что же такое настроение?

- Как вы понимаете, что такое настроение?

б) толкование слова из толкового словаря Ожегова (слайд 3):

«Настроение – это внутреннее душевное состояние человека»

Это то, что чувствует человек.

Слушают стихотворение. Читают толкование слова на слайде.

Слово учителя.

Беседа.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Предлагаю вам попробовать угадать, что чувствуют ребята, изображенные на картинках, какие они испытывают эмоции, какое у них настроение.

(Слайды «Угадайте эмоции»)

- Что такое настроение?

- Мы можем потрогать настроение руками?

- А можем его увидеть? (я улыбаюсь)

Значит настроение - это эмоции, которые отражаются на нашем лице, чувства, которые мы испытываем.

(слайд про улыбку)

Смотрят на слайды.

Коллективная работа.

Практический метод.

Наглядный прием.

5. Первичная проверка понимания.

Игра:  

- Давайте попробуем передать выражение лица соседу.

Передайте добрую улыбку, смешинку, страшилку, злобу, сердилку и напоследок добрую улыбку.

- Какое выражение лица вам больше понравилось? Почему?

Улыбка – это хорошее настроение. С помощью улыбки мы дарим друг другу здоровье и радость.

Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Начинайте день с улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

На прошлом уроке мы рассуждали на тему Здоровье. А как вы думаете, здоровье влияет на настроение человека?

Работают в парах. Выполняют заданные действия

Игра.

Практический метод.

6. Физкультминутка.

Я предлагаю провести физкультминутку

(слайд – физминутка):

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненье:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись,

То присели, то нагнулись,

И опять  же улыбнулись!

Повторяют движения

Коллективная работа.

Практический метод.

7. Первичная проверка понимания.

Какое настроение у вас после физкультминутки?

Радостное.

Бодрое.

- Если у нас хорошее настроение, то оно передастся и окружающим.

- А как вы думаете, может ли настроение испортиться? Как? Потеряться? 

 А как может настроение потеряться?

Послушаем, как потерялось настроение у девочки Юли.

У моей сестренки Юлии

Потерялось настроение.

Утром, только Юля встала,

Настроение пропало.

Перестала маму слушать,

Бутерброд не хочет кушать.

Закрывается руками,

Заливается слезами.

Ах, какое невезенье:

Потерялось настроение!

Кто же может нам сказать,

Где теперь его искать?

Вот пишу я объявление:

«Потерялось настроение!

Если кто его найдет,

Пусть сестренке принесет».

- Как вы понимаете слова «потерялось настроение»?

- Как помочь вернуть хорошее настроение? 

Хорошее настроение может появиться, когда мы:

- общаемся с друзьями,

- говорим  вежливые добрые слова;

- играем с животными;

- слушаем хорошую спокойную музыку;

- надеваем красивую одежду;

- кушаем шоколадку;

- делаем по утрам утреннюю зарядку;

- смеемся, улыбаемся;

- гуляем;

- когда солнышко светит на улице;

- танцуем!

Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворение.

Фронтальная работа.

Словесный метод.

8. Первичное закрепление.

(слайды с ситуациями)

Рассмотрите рисунки. Расскажите, какое настроение у каждого ребенка. Почему?

  1. Вася смотрел футбол. Играла его любимая команда. Была ничья. Но вдруг на последней минуте матча футболист его любимой команды забил гол. Вася был очень рад. Весь вечер у него было прекрасное настроение.
  2. Маша хотела вскипятить молоко, а кошка в это время вертелась под ногами и просила молока. Наткнувшись на кошку, Маша уронила кастрюлю, молоко оказалось на полу. Кошка обрадовалась, а Маша разрыдалась. Два дня у неё было плохое настроение.
  3. В дверь позвонили. Не спросив «Кто там?», Петя открыл дверь. На него с плаката смотрел чёртик. Мальчик испугался и бросился бежать. За спиной раздался смех его соседки Люси. Петя понимал, что девочка не хотела его испугать, но настроение она ему всё-таки испортила.
  4. Шляпа двигается по комнате, да ещё шипит... – известная история. Тут не до смеха. Пока разберёшься, что под шляпой – кошка, о чём только не подумаешь...

   Выводы: Как вы поняли, наше настроение во многом зависит от ситуации, в которой мы находимся  и от людей, которые нас окружают. А от чего же еще может зависеть наше настроение? Об этом мы с вами сейчас узнаем.

Отвечают на вопросы. Описывают ситуации.

Практический метод.

Фронтальная работа.

9. Применение новых знаний и умений в новой ситуации.

Состояние природы и настроение людей.

(Слайд  «Солнышко»)

   Посмотрите на солнышко. Какое настроение у вас появляется, когда вы видите такое веселое солнышко? Неслучайно в народе говорят: «Добро – это солнце». Солнце одаривает своими лучами. И хочется пожелать всем: «Хорошего настроения». Хочется говорить добрые слова, чтоб настроение улучшалось!

   Плохое и хорошее настроение может создаваться не только жизненными ситуациями, но и состоянием природы.

Послушайте четверостишия

Ветер мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Какое настроение вызвали у вас эти строки?

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах.

А какое настроение у вас создали эти строчки?

Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворения.

Фронтальная работа.

Словесный метод.

Наблюдение.

Отношение людей к миру в зависимости от настроения.

    Люди с разным настроением совершенно по-разному смотрят на мир.

Вот послушайте (звучит стихотворение М. Щеловановой):

Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро!!

Сегодня скучное утро!!

И, кажется, будет дождь…

Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро!!

Сегодня весёлое утро!!

И тучи уходят прочь!!

Утреннее настроение (слайд)

У папы настроение

Зазавтракомчитальное,

У мамы настроение

Напапуобижальное,

У брата настроение

Кричальнопогремучее,

А у меня,

А у меня –

Покомнатампрыгучее.

                        Виктор Лунин

Чтение стихотворений, заранее подготовленными детьми

Наблюдение.

Музыкальные произведения и настроение людей.

А еще на наше настроение могут влиять очень разные вещи, например, книги, которые мы читаем, картины, художественные фильмы и мультфильмы, и даже музыкальные произведения.

А сейчас послушаем музыку и ответим, какое настроение хотел передать композитор, сочиняя ее?

(Слайд Дмитрий Шостакович и Сергей Рахманинов)

Слушают отрывки из музыкальных произведений.

Практическая работа.

10. Систематизация и обобщение знаний и умений. Закрепление и применение учебного материала.

А от чего зависит ваше настроение в школе? (зависит от успешного выполнения всех заданий, от хороших мыслей)

А сейчас посмотрим, какое настроение было у героев мультфильма «Ох и Ах».

(Слайд)

(Просмотр отрывка из мультфильма)

Каким был Ах? Какое настроение у Аха? Почему? Каким был Ох? Какое настроение было у  Оха? Почему? Нужно ли Оху изменить своё настроение? У весёлого, жизнерадостного человека всё получается. И Оху надо научиться управлять своим настроением. Ведь настроение человек может создать себе сам.

А сейчас узнаем, какое настроение у ребят.

Предлагаю вам закончить рассказ:

Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома. «Доброе утро!» - крикнул он и улыбнулся. Вам захотелось…

Подошел автобус. Вы хотите войти, но всех отталкивает подросток и грубо говорит: «Куда лезешь?» Настроение ваше…

Вы больны. Болит голова, кашель, насморк. За окном дождь и ветер. Настроение…

Друг поделился с вами радостью. Вы…

Поиск способов улучшения, исправления настроения:

А можно ли изменить настроение, настроить себя, как радио, на жизнерадостный лад? Давайте научимся быть сами себе настройщиками!

1 прием. Подвигаться под ритмичную музыку.

2 прием. Вызвать у себя смех. Можно, например, послушать или прочитать смешную историю.

3 прием. Полакомиться сладостями.

4 прием. Поиграть с животными.

5 прием. Почитать книгу вместе с мамой.

А еще можно поднять настроение, сказав человеку добрые слова. Какие добрые слова вы знаете?

(здравствуй, спасибо, извини, будь здоров, ты нравишься мне, хочу с тобой дружить, ты молодец и т.д.

Отвечают на вопросы учителя. Смотрят отрывок из мультфильма.

Называют добрые слова

Фронтальная работа.

11. Рефлексия учебной деятельности (Итог)

   Наш урок подходит к концу, и мы должны определить: достигли ли мы поставленной цели - научиться определять по внешним признакам   настроение другого человека? Как же мы можем определить настроение другого человека?

По вашим лицам я вижу, что довольны результатам нашего исследования.

Покажите, с каким настроением вы покидаете урок.

У вас на столе лежат смайлики (слайд). Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.

Веселый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Простой - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

Подведение итогов урока.

Урок я хочу закончить словами: (слайд)

Не стесняйтесь, друзья, своей нежности,

Доброты не стесняйтесь своей.

Пусть и в сердце у вас, и во внешности

Больше солнечных будет лучей!

Улыбайтесь друг другу приветливо,

Это так украшает ваш взгляд

И ответить взаимно вам вежливо

Будет каждый, по-моему, рад...

   Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Начинайте день с улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость! И побольше говорите друг другу хороших добрых слов!

Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают, какую цель ставили в начале урока. Обсуждают, удалось ли достичь этой цели.

Беседа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые слова. Коррекционно-развивающее занятие по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух» 1 класс Выполнила учитель начальных классов: Аглюлина О.А.

Слайд 2

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели.

Слайд 4

«Настроение – это внутреннее душевное состояние человека » (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Слайд 5

УДИВЛЕНИЕ

Слайд 6

ГНЕВ

Слайд 7

ГРУСТЬ

Слайд 8

РАДОСТЬ

Слайд 9

СТРАХ

Слайд 11

ФИЗМИНУТКА Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненье: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись, То присели, то нагнулись, И опять же улыбнулись!

Слайд 20

На уроке мне было Интересно!) Мне было скучно на уроке…

Слайд 21

Не стесняйтесь, друзья, своей нежности, Доброты не стесняйтесь своей. Пусть и в сердце у вас, и во внешности Больше солнечных будет лучей! Улыбайтесь друг другу приветливо, Это так украшает ваш взгляд И ответить взаимно вам вежливо Будет каждый, по-моему, рад...

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух»      для учащихся 1-4 классов...

Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.В детском возрасте отмечается своя специфика психических нарушений.С.Ю. Горбунова отмечает,  что особенности мнестических процес...

Программа внеурочной деятельности по ОФП «В здоровом теле – здоровый дух!»

СовСовременное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сох...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия во 2 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Тема: «Найди лишнее, временные представления: утро, день, вечер, ночь. Части суток: сегодня, вчера, завтра.»Цель: создать условия для формирования временных представлений: создать усл...