Рабочая программа по психологии "Жизненные навыки" для обучающихся 2 класса.
рабочая программа (2 класс)
В программе изложены современные взгляды на проблему развития эмоционального интеллекта, которые ориентируют в решении не столько познавательных сколько личностных проблем учащихся. Занятия проходят в форме психологического тренинга. В рамках данного курса используются следующие методы: рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов; работа с текстами с элементами критического мышления; совместные проекты; экспрессивные методы. Преподавание программы предполагает поддержку интереса и активности учащихся, взрослый при этом как бы задает направление движения, ориентируя ребят, а также транслирует гуманистические ценности - уважение к другим, уважение к себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennye_navyki_2kl._2017.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальной школы _______________ Хвостова Н.Н. «____»____________ 2019 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______________ Матюшенко Е.Е. «____»____________ 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № ________________ от «_____» ___________2019г. Директор МАОУ «Гимназия им.Н.В.Пушкова» ______________ Тимошенко Н.А. |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия им. Н.В. Пушкова»
Рабочая программа
по психологии
для обучающихся 2 классов
2019/2020 учебный год
составитель: Максимова Е. А.
педагог-психолог
Рабочая программа курса по психологии «Жизненные навыки».
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе» под редакцией С.В.Кривцовой. Данный курс рассчитан на 34 часа.
Основная цель:
- развитие эмоционального интеллекта учащихся и социальных компетенций.
Основные задачи данного курса:
- дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
- создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
- передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Общая характеристика курса
Программа «Жизненные навыки» направлена на развитие эмоционального интеллекта детей, темами уроков выбраны личные проблемы детей данного возраста, решение которых требует от ребенка навыков обращения с чувствами.
В программе изложены современные взгляды на проблему развития эмоционального интеллекта, которые ориентируют в решении не столько познавательных сколько личностных проблем учащихся. Занятия проходят в форме психологического тренинга. В рамках данного курса используются следующие методы: рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов; работа с текстами с элементами критического мышления; совместные проекты; экспрессивные методы. Преподавание программы предполагает поддержку интереса и активности учащихся, взрослый при этом как бы задает направление движения, ориентируя ребят, а также транслирует гуманистические ценности - уважение к другим, уважение к себе.
Описание места данного курса в учебном плане
Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Занятия проводятся в рамках внеурочного компонента. Каждая тема укладывается в один урок. Занятия сгруппированы в четыре самостоятельных блока (модуля) по принципу один модуль - одна четверть.
Описание ценностных ориентиров
Основная идея курса: создание психологически безопасной среды для ребенка, где его чувства и потребности имеют первостепенное значение; формирование чувства ответственности, совести и самоуважения, уважения к окружающим.
Содержание программы «Жизненные навыки». (34ч.)
Тема 1. «Ответственность». 8 часов
Осознание того факта, что между «могу» и «делаю» располагается очень важная переменная – моё решение. Умение брать на себя ответственность, понимать, что она бывает разной. Размышления о том, что, несмотря на то, что ответственность бывает тяжела, но без неё жизнь становится невыносимой. Овладение навыком разбивать сложную задачу на простые, которые можно решать шаг за шагом. Понимание того, что у каждого решения есть последствия.
Тема 2. «Гнев – это нормально». 8 часов
Осознание того факта, что плохих чувств не бывает. Гнев – одно из наших чувств, которое может быть полезным и указывает на то, что тебе в данный момент не нравится, а значит с этим нужно и можно разобраться спокойно. Умение выражать свой гнев в отношении того, что не нравится. Обсуждение различий между чувством гнева и агрессивным поведением. Умение выбирать способы совладения с гневом в зависимости от степени собственной рассерженности. Рассуждения о том, как стать хозяином своего гнева, а не слугой, как реагировать достойно в ситуациях, когда тебя провоцируют, дразнят, обзывают, несправедливо критикуют. Открытие того факта, что тот, в ком много злости, сам многого боится.
Тема 3. «Страшно – не страшно». 9 часов
Понимание важности иметь своё безопасное место. Осознание факта, что все люди (и взрослые) чего-то боятся. Боятся все, но ведут себя при этом по-разному. Понимание того, чем может быть полезен страх. Он подсказывает, что что-то мне угрожает, предупреждает и охраняет, учит быть осторожным. Знакомство с разновидностями страхов. Овладение способами совладания со страхами.
Тема 4. «Что такое толерантность?». 9 часов
Проживание собственного уникального опыта осознания, ощущения и отстаивания собственных границ, а также опыта уважения границ другого. Знакомство с понятием «толерантность». Поиск опор, на которых строится общность между людьми. Уважительное отношение к другим, их особенностям и ценностям.
Результаты освоения курса «Жизненные навыки» на конец учебного года
Личностные результаты освоения курса | Метапредметные результаты освоения курса |
Учащиеся научатся:
| Учащиеся будут знать:
|
Учащиеся получат возможность научиться:
| Учащиеся могут научиться:
|
Могут быть сформированы:
|
Тематическое планирование
ТПО | |||
1 | 1 | Вводное. Для чего нужны правила? | с.3-5 |
2 | 2 | Я - особенный. | с.6-7 |
3 | 3 | «Могу» и делаю. | с.8-10 |
4 | 4 | Зачем нужна ответственность? | с.11 |
5 | 5 | Ответственность: шаг за шагом. | с.12 |
6 | 6 | Ответственность в школе. | с.13 |
7 | 7 | Я в ответе за свой выбор. | с.14-16 |
8 | 8 | Как мы сами изменили жизнь вокруг. | с.17 |
9 | 9 | Нравиться – не нравится. | |
10 | 10 | Гнев – одно из наших чувств. | с.18-19 |
11 | 11 | Мой гнев. | с.20 |
12 | 12 | Сколько у меня гнева? | с.21 |
13 | 13 | Когда дразнят. | с.22 |
14 | 14 | Почему люди дразнятся? | с.23 |
15 | 15 | Чтобы не обидеться. | с.24 |
16 | 16 | Мы – укротители гнева. | с.25-27 |
17 | 17 | Безопасное место. | с. 30-31 |
18 | 18 | Путешествие в страшную сказку. | с.32-34 |
19 | 19 | Будем бояться вместе. | с.35-37 |
20 | 20 | Для чего нужен страх? | с.38 |
21 | 21 | Страшно – смешно – не страшно. | с.39 |
22 | 22 | Фантазии и реальность. | с.40 |
23 | 23 | Школьные страхи. | с.41-43 |
24 | 24 | Готовимся к настоящему испытанию. | с.44-45 |
25 | 25 | Путешествие в пугающее место. | с.46 |
26 | 26 | Я и Другой не похожий на меня. | |
27 | 27 | Другой – не значит плохой. | |
28 | 28 | Страницы и границы. | с.47-49 |
29 | 29 | Вражда или толерантность? | с. 50-51 |
30 | 30 | Мы – часть чего-то. | с.52-53 |
31 | 31 | Наши национальные «изюминки». | с.54-55 |
32 | 32 | Мы все любим поесть. | с.56 |
33 | 33 | Толерантность это - ….. | с.57-58 |
34 | 34 | Завершающее. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств МТО | Кол-во | Примечание |
Библиотечный фонд | ||
1. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. Методическое пособие – М.: Генезис 2002. – 208 с. 2. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе. Методическое пособие – М.: Генезис 2002. – 248 с 3. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе. Рабочая тетрадь школьника – М.: Генезис, 2009. – 64 с., ил. | 1 экземпляр комплект | |
Технические средства обучения | ||
1. Компьютер | 1 экземпляр | |
2. Интерактивная доска | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
3. Мультимедиа проектор | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
4. Магнитофон | 1 экземпляр | |
5. Принтер /сканер струйный | 1 экземпляр | |
Экранно-звуковые пособия | ||
1. Видеофильмы, соответствующие тематике программы | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
2.Мультимедийные образовательные ресурсы | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
Оборудование класса | ||
1. Ученические столы с комплектом стульев | Класс-комплект | |
2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пособий | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:закладывать основы математических знаний, умений;корректировать и развивать познавательную деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Изучение математики в 3 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-труд...
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)
В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с Т...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с...
Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...