Рабочая программа по психологии "Жизненные навыки" для учащихся 3 класса.
рабочая программа (3 класс)
Программа «Жизненные навыки» поддерживающая и развивающая, направлена на развитие эмоционального интеллекта детей, темами уроков выбраны личные проблемы детей данного возраста, решение которых требует от ребенка навыков обращения с чувствами.
В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир. Метод, применяемый для получения знаний в этой области, - это самопознание, проживание изучаемых феноменов. Занятия проходят в форме психологического тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennye_navyki_3_kl.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса по психологии «Жизненные навыки» 3 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе» под редакцией С.В.Кривцовой. Данный курс рассчитан на 32 часа.
Основная цель:
- развитие эмоционального интеллекта детей и социальных компетенций.
Основные задачи данного курса:
- дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
- создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
- передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Общая характеристика курса
Программа «Жизненные навыки» поддерживающая и развивающая, направлена на развитие эмоционального интеллекта детей, темами уроков выбраны личные проблемы детей данного возраста, решение которых требует от ребенка навыков обращения с чувствами.
В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир. Метод, применяемый для получения знаний в этой области, - это самопознание, проживание изучаемых феноменов. Занятия проходят в форме психологического тренинга.
Описание места данного курса в учебном плане
Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Занятия проводятся в рамках внеурочного компонента в малых группах (половина класса). Каждая тема укладывается в один урок. Занятия сгруппированы в четыре самостоятельных блока, по принципу один модуль - одна четверть.
Описание ценностных ориентиров
Основная идея курса: создание психологически безопасной среды для ребенка, где его чувства и потребности имеют первостепенное значение; формирование чувства ответственности, совести и самоуважения, уважения к окружающим.
Содержание программы «Жизненные навыки». (32ч.)
Тема 1. «Дом моей души: забота о теле – забота о себе». 8 часов.
Знакомство со своим телом. Осознание того, как мы воспринимаем мир. Создание условий для развития децентрации, через «примеривание» на себя роли слепого человека. Сравнение движений совершенных и только формирующихся. Формирование заботливого отношения к своему телу.
Тема 2. «Праздники. Ценности и радости». 8 часов.
Размышление о том, что помогает создать праздничное настроение. Создание календаря ожидания Нового года с сюрпризами. Знакомство с правилами этикета. Знакомство с ритуалами празднования и историей возникновения некоторых праздников.
Тема 3. «Отношения с другими». 9 часов.
Формирование навыка видения ситуации с позиции другого человека. Решение конфликтов. Сотрудничество. Формирование предпосылок для партнерской позиции, формирование процесса занятия собственной позиции.
Тема 4. «Отношения с собой. Мое достояние». 7 часов.
Описание ценностной сферы личности. Осознание собственных жизненных ценностей. Разговор о том, что для меня важно, что я люблю, что я готов отстаивать. Предпосылки для формирования Я-концепции.
Результаты освоения курса «Жизненные навыки» на конец учебного года
Личностные результаты освоения курса | Метапредметные результаты освоения курса |
Учащиеся получат возможность научиться: нести ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; уважительно относиться к иному мнению, других истории и культуре народов; применять начальные формы познавательной и личностной рефлексии. | Учащиеся могут научится: сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
Учащиеся научатся: видеть разнообразие ценностей, быть толерантными к ценностям других; умению посмотреть на себя глазами другого человека. | Учащиеся будут знать: социально-приемлемые способы поведения; как договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Тематическое планирование
ТПО | |||
1 | 1 | Вводное. Какой Я ? | с.3-5 |
2 | 2 | Строим тело. | с.6-7 |
3 | 3 | Как я воспринимаю мир. Изучаем руки. | с.8-10 |
4 | 4 | Я умею двигаться. | с.11 |
5 | 5 | Забота о теле – забота о себе. | с.12 |
6-7 | 6-7 | Портрет в полный рост. | с.13 |
8 | 8 | Завершающее | с.17 |
9 | 9 | Любимый праздник. | |
10 | 10 | Как просто делать подарки! | с.18-19 |
11 | 11 | Дорога к празднику. | с.20 |
12 | 12 | Бесконечный праздник. | с.21 |
13 | 13 | Радости и ценности. | с.22 |
14 | 14 | Я готовлюсь к празднику. | с.23 |
15 | 15 | Праздник. Ожидание праздника. | с.24 |
16 | 16 | Заключительное. | с.25-27 |
17 | 17 | Карта отношений. | с. 30-31 |
18 | 18 | Отношения, которые мне нравятся. | с.32-34 |
19 | 19 | Что я знаю о другом. | с.35-37 |
20 | 20 | Планеты и орбиты. | с.38 |
21 | 21 | Взаимодействие. | с.39 |
22 | 22 | Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету. | с.40 |
23 | 23 | Полет на космическом корабле. | с.41-43 |
24 | 24 | Такие разные отношения. | с.44-45 |
25 | 25 | Заключительное. | с.46 |
26 | 26 | Мое достояние. | |
27 | 27 | Кто Я? Мой стиль. | |
28 | 28 | Я глазами других. Уважение к чужому достоянию. | с.47-49 |
29 | 29 | Самое ценное. | с. 50-51 |
30 | 30-31 | Фестиваль знаний. | с.52-53 |
31 | 32 | Заключительное. | с.54-55 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств МТО | Кол-во | Примечание |
Библиотечный фонд | ||
1. Жизненные навыки. Уроки психологии в третьем классе. Методическое пособие – М.: Генезис 2002. – 208 с. 2. Жизненные навыки. Уроки психологии в третьем классе. Рабочая тетрадь школьника – М.: Генезис, 2009. – 64 с., ил. | 1 экземпляр комплект | |
Технические средства обучения | ||
1. Компьютер | 1 экземпляр | |
2. Интерактивная доска | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
3. Мультимедиа проектор | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
4. Магнитофон | 1 экземпляр | |
5. Принтер /сканер струйный | 1 экземпляр | |
Экранно-звуковые пособия | ||
1. Видеофильмы, соответствующие тематике программы | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
2.Мультимедийные образовательные ресурсы | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
Оборудование класса | ||
1. Ученические столы с комплектом стульев | Класс-комплект | |
2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пособий | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа по технологии для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе....
Рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА&r...
рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...
Рабочая программа по технологии для учащихся 2 класса по программе "Школа России"
Содержание: I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» II. Содержание учебного предмета III. Тематическое планирование ...