Методы эмоционального вовлечения учащихся на современном уроке
презентация к уроку

Карелина Светлана Геннадьевна

«Нужна эмоциональная форма отражения истины, которая заставит волноваться, сопереживать и сочувствовать»
                                                                                     К.Д.Ушинский
«Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее на все решительно формы нашего поведения…»
                                                                                         Л.С. Выготский

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы эмоционального вовлечения учащихся на современном уроке Карелина Светлана Геннадьевна Педагог-психолог

Слайд 2

«Нужна эмоциональная форма отражения истины, которая заставит волноваться, сопереживать и сочувствовать» К.Д.Ушинский «Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее на все решительно формы нашего поведения…» Л.С . Выготский

Слайд 3

В оспроизводится только 16 % безразличной информации и около 80 % — эмоционально окрашенной

Слайд 4

Эмоции определяют особенности педагогического воздействия

Слайд 6

К акие эмоции должны быть в центре внимания педагога?

Слайд 7

«Познание начинается с удивления» Аристотель

Слайд 8

Радость

Слайд 9

Интерес

Слайд 10

Что общего между жителем России и жителем Зимбабве?

Слайд 11

Как грамотно выстроить эмоциональную кривую урока?

Слайд 12

Завязка Кульминация Развязка

Слайд 13

Начало « Завязка » Основная часть «Кульминация» Итог «Развязка» Структура современного урока Проблема Цель Усвоение знаний Результат Оценка Рефлексия

Слайд 14

К акие методы эмоционального вовлечения существуют?

Слайд 15

Цитаты Впечатляющие факты Неожиданные вопросы Средства наглядности Видео-ролик Музыкальный отрывок Живопись … Начало урока «Завязка»

Слайд 16

Ситуация спора и обсуждения Работа в группах Игры и соревнования Творческие задания Драматизация Ролевые игры … Середина урока «Кульминация»

Слайд 17

Рефлексия Конец урока «Развязка»

Слайд 18

Релаксация

Слайд 19

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

«Методы эмоционального вовлечения учащихся на современном уроке.

Карелина С.Г.

педагог-психолог

Слайд 1  Методы эмоционального вовлечения учащихся на современном уроке.

Слайд 2

Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.

 Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а с удовольствием могли открывать новые знания. Один из способов заинтересовать учеников  -  это использование технологии эмоционального вовлечения учащихся.

Слайд 3

Предлагаю вам ознакомиться со следующими фактами:

Сто лет назад была разработана методика для определения «коэффициента интеллектуальности». Она определяла возможную профессиональную и общую  успешность личности, «проектировалось будущее» человека. Но  в 90-х годах прошлого века было введено понятие  «коэффициент эмоциональности». Было доказано, что успех в жизни в большей степени зависят от  способности человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эксперименты свидетельствуют, что воспроизводится только 16 % безразличной информации и около 80 % — эмоционально окрашенной.

Слайд 4

Педагог в процессе взаимодействия с учениками, вызывает у них определенное эмоциональное состояние, которое становится доминирующим при работе на уроке и лежит в основе отношения к педагогу и его предмету. Характер эмоциональности педагога, его умение вызвать у учащихся определенные эмоции определяют особенности педагогического воздействия, мобилизуют учащихся, активизируют их интеллектуальную и учебную активность.

Слайд 5

Давайте представим эмоциональное состояние детей на стандартном уроке:

Начало урока: дети немного отдохнули после перемены, чего-то ждут от вашего урока: «А вдруг сегодня будет что-то интересное?»  НО нет, всё как обычно.

Середина урока: эмоции исчезают, наступает «нормальная рабочая обстановка»

Конец урока: утомление, ожидание перемены, поглядывание на часы, кто-то начинает собирать вещи. ЗВОНОК – Ура, перемена!  

И так из урока в урок. И за однообразным чередованием деятельности иной ученик уже не замечает, что меняются темы. Вот еще один урок начался, и ты уже наперед знаешь, что за чем будет следовать. И так уже три или четыре года, и еще два или три — впереди. Тоска?

Может ли педагог изменить ситуацию? Как спроектировать эмоциональную атмосферу на уроке? Для ответа на этот вопрос, во-первых необходимо определить какие эмоции должны быть в центре внимания педагога. Во-вторых, как грамотно выстроить эмоциональную кривую урока. В третьих, какие выбрать методы работы на уроке, которые будут воздействовать на соответствующие эмоции.

Слайд 6

Какие эмоции должны быть в центре внимания педагога?

Прежде чем мы ответим на этот вопрос сыграем в игру «Эмоции – действия»

Я определила для себя три базовые эмоции, на которые может быть ориентирован урок. Это удивление, радость и интерес.

Слайд 7

«Познание начинается с удивления»

Аристотель

Удивление - является эмоцией, которая появляется в случае возникновения неожиданной ситуации. В зависимости от особенностей ситуации, удивление может перейти в интерес или радость, а в некоторых случаях в страх.

Удивление очищает нервные пути для новой активности.

Слайд 8

Радость – относится к числу основных положительных эмоций человека. Характеризуется чувством удовлетворения, счастья и удовольствия, а также считается положительной внутренней мотивацией. Формирует уверенность и чувство личной значимости, снижает тревожность.

Слайд 9

Интерес связан с потребностью узнавать что-то новое о каком-либо объекте, и повышенным вниманием к нему, стимулирует познавательную и творческую активность.

Слайд 10

Что общего между жителем России и Зимбабве?

Эмоции универсальны. Житель России и житель Зимбабве выражают свои эмоции одинаково.

Слайд 11

Как грамотно выстроить эмоциональную кривую урока?

В своей книге «Основы педагогической деятельности» Игорь Станиславович Сергеев сравнивает эмоциональную кривую урока со структурой литературного или драматического произведения.

Слайд 12

Видно, что моменты «подъема» чередуются с моментами некоторого «спада». «Спады» — это не что иное, как рабочие моменты урока, когда общая эмоциональность естественным образом снижается.

Чередование эмоциональных и рабочих моментов урока — это та самая смена видов активности, которая позволяет избежать утомления, сохранить внимание и интерес.

«Завязка» — наиболее ответственный момент. Если эмоциональная сфера активизирована в первые минуты урока, дальше он может продолжаться по стереотипной схеме.

«Кульминация» — эмоционально яркий, насыщенный момент в середине урока, который может быть связан с началом изучения новой темы. Например: разрешение или новый ход «интриги», заявленной в начале урока.

«Развязка» - эмоциональное подведение итогов урока, возможно – разрешение заявленной в начале урока провокации.

Такая эмоциональная кривая может быть вписана и в современную структуру урока.

Давайте подумаем как это сделать

Слайд 13

Структура современного урока

Начало

«Завязка»

Основная часть

«Кульминация»

            Итог

             «Развязка»

 

Слайд 14

На своих уроках я применяю следующие Методы эмоционального вовлечения учащихся

Слайд 15

Начало

  1. Цитаты
  2. Впечатляющие факты
  3. Неожиданные вопросы
  4. Средства наглядности
  5. Видео-ролик
  6. Музыкальный отрывок
  7. Живопись
  8. ……

Слайд 16

Середина урока:

  1. Ситуация спора и обсуждения
  2. Работа в группах
  3. Игры и соревнования
  4. Творческие задания
  5. Драматизация
  6. Ролевые игры
  7. …….

Слайд 17

Конец урока:

Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.

Слайд 18

Кроме вышеперечисленных методов эмоционального вовлечения на уроке необходима релаксация. Релаксация –  это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

 Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить учебный материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения. Это физминутки, кричалки, рифмовки, релаксация под музыку, шутки, анекдоты.

В качестве релаксации предлагаю вам посмотреть трейлер фильма «Головоломка» Очень рекомендую фильм к просмотру всей семьей.

Главными героями мультфильма являются эмоции 11-летней девочки, а действие происходит у неё в голове. Мультфильм рассказывает о том, как эмоции контролируют всё, что у нас происходит. Это очень оригинально, и это не похоже на всё, что вы видели до этого, кроме того, это объясняет, то что вы видели.

Вывод:

Целостное образование подразумевает единство эмоциональной и собственно интеллектуальной сфер. Без этого невозможно сформировать личность, готовую к трудностям современной жизни.

Слайд 19

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях.

Выступление Долговой Н.Н. - председателя ШМО по теме: "Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях в рамках реализации ФГОС."...

Эффективное влияние групповой работы на вовлеченность учащихся в процесс урока математики

Идея обучения в группах  важна и гуманна, так как учащиеся работают  вместе, конструируют, производят новые знания из тех, что они знают и понимают. Через обучение в группах дети учатся диал...

Мастер-класс "Эмоциональная вовлеченность обучающихся в работу посредством многообразия собственных интерактивных ресурсов педагога"

Тема: "Эмоциональная вовлеченность обучающихся в работу посредством многообразия собственных интерактивных ресурсов педагога"Цели:·...

Использование на уроках эффективных цифровых инструментов для интеллектуального и эмоционального вовлечения школьников в образовательный процесс.

laquo;Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Это отс...

Использование на уроках эффективных цифровых инструментов для интеллектуального и эмоционального вовлечения школьников в образовательный процесс.

laquo;Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. &helli...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях

Мы гордимся нашими сегодняшними успехами и, как писал Выготский,  «то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоя...