Методы эмоционального вовлечения учащихся на современном уроке
презентация к уроку
«Нужна эмоциональная форма отражения истины, которая заставит волноваться, сопереживать и сочувствовать»
К.Д.Ушинский
«Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее на все решительно формы нашего поведения…»
Л.С. Выготский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нужна эмоциональная форма отражения истины, которая заставит волноваться, сопереживать и сочувствовать» К.Д.Ушинский «Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее на все решительно формы нашего поведения…» Л.С . Выготский
В оспроизводится только 16 % безразличной информации и около 80 % — эмоционально окрашенной
Эмоции определяют особенности педагогического воздействия
К акие эмоции должны быть в центре внимания педагога?
«Познание начинается с удивления» Аристотель
Радость
Интерес
Что общего между жителем России и жителем Зимбабве?
Как грамотно выстроить эмоциональную кривую урока?
Завязка Кульминация Развязка
Начало « Завязка » Основная часть «Кульминация» Итог «Развязка» Структура современного урока Проблема Цель Усвоение знаний Результат Оценка Рефлексия
К акие методы эмоционального вовлечения существуют?
Цитаты Впечатляющие факты Неожиданные вопросы Средства наглядности Видео-ролик Музыкальный отрывок Живопись … Начало урока «Завязка»
Ситуация спора и обсуждения Работа в группах Игры и соревнования Творческие задания Драматизация Ролевые игры … Середина урока «Кульминация»
Рефлексия Конец урока «Развязка»
Релаксация
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
«Методы эмоционального вовлечения учащихся на современном уроке.
Карелина С.Г.
педагог-психолог
Слайд 1 Методы эмоционального вовлечения учащихся на современном уроке.
Слайд 2
Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.
Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а с удовольствием могли открывать новые знания. Один из способов заинтересовать учеников - это использование технологии эмоционального вовлечения учащихся.
Слайд 3
Предлагаю вам ознакомиться со следующими фактами:
Сто лет назад была разработана методика для определения «коэффициента интеллектуальности». Она определяла возможную профессиональную и общую успешность личности, «проектировалось будущее» человека. Но в 90-х годах прошлого века было введено понятие «коэффициент эмоциональности». Было доказано, что успех в жизни в большей степени зависят от способности человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эксперименты свидетельствуют, что воспроизводится только 16 % безразличной информации и около 80 % — эмоционально окрашенной.
Слайд 4
Педагог в процессе взаимодействия с учениками, вызывает у них определенное эмоциональное состояние, которое становится доминирующим при работе на уроке и лежит в основе отношения к педагогу и его предмету. Характер эмоциональности педагога, его умение вызвать у учащихся определенные эмоции определяют особенности педагогического воздействия, мобилизуют учащихся, активизируют их интеллектуальную и учебную активность.
Слайд 5
Давайте представим эмоциональное состояние детей на стандартном уроке:
Начало урока: дети немного отдохнули после перемены, чего-то ждут от вашего урока: «А вдруг сегодня будет что-то интересное?» НО нет, всё как обычно.
Середина урока: эмоции исчезают, наступает «нормальная рабочая обстановка»
Конец урока: утомление, ожидание перемены, поглядывание на часы, кто-то начинает собирать вещи. ЗВОНОК – Ура, перемена!
И так из урока в урок. И за однообразным чередованием деятельности иной ученик уже не замечает, что меняются темы. Вот еще один урок начался, и ты уже наперед знаешь, что за чем будет следовать. И так уже три или четыре года, и еще два или три — впереди. Тоска?
Может ли педагог изменить ситуацию? Как спроектировать эмоциональную атмосферу на уроке? Для ответа на этот вопрос, во-первых необходимо определить какие эмоции должны быть в центре внимания педагога. Во-вторых, как грамотно выстроить эмоциональную кривую урока. В третьих, какие выбрать методы работы на уроке, которые будут воздействовать на соответствующие эмоции.
Слайд 6
Какие эмоции должны быть в центре внимания педагога?
Прежде чем мы ответим на этот вопрос сыграем в игру «Эмоции – действия»
Я определила для себя три базовые эмоции, на которые может быть ориентирован урок. Это удивление, радость и интерес.
Слайд 7
«Познание начинается с удивления»
Аристотель
Удивление - является эмоцией, которая появляется в случае возникновения неожиданной ситуации. В зависимости от особенностей ситуации, удивление может перейти в интерес или радость, а в некоторых случаях в страх.
Удивление очищает нервные пути для новой активности.
Слайд 8
Радость – относится к числу основных положительных эмоций человека. Характеризуется чувством удовлетворения, счастья и удовольствия, а также считается положительной внутренней мотивацией. Формирует уверенность и чувство личной значимости, снижает тревожность.
Слайд 9
Интерес связан с потребностью узнавать что-то новое о каком-либо объекте, и повышенным вниманием к нему, стимулирует познавательную и творческую активность.
Слайд 10
Что общего между жителем России и Зимбабве?
Эмоции универсальны. Житель России и житель Зимбабве выражают свои эмоции одинаково.
Слайд 11
Как грамотно выстроить эмоциональную кривую урока?
В своей книге «Основы педагогической деятельности» Игорь Станиславович Сергеев сравнивает эмоциональную кривую урока со структурой литературного или драматического произведения.
Слайд 12
Видно, что моменты «подъема» чередуются с моментами некоторого «спада». «Спады» — это не что иное, как рабочие моменты урока, когда общая эмоциональность естественным образом снижается.
Чередование эмоциональных и рабочих моментов урока — это та самая смена видов активности, которая позволяет избежать утомления, сохранить внимание и интерес.
«Завязка» — наиболее ответственный момент. Если эмоциональная сфера активизирована в первые минуты урока, дальше он может продолжаться по стереотипной схеме.
«Кульминация» — эмоционально яркий, насыщенный момент в середине урока, который может быть связан с началом изучения новой темы. Например: разрешение или новый ход «интриги», заявленной в начале урока.
«Развязка» - эмоциональное подведение итогов урока, возможно – разрешение заявленной в начале урока провокации.
Такая эмоциональная кривая может быть вписана и в современную структуру урока.
Давайте подумаем как это сделать
Слайд 13
Структура современного урока
Начало «Завязка» | Основная часть «Кульминация» | Итог «Развязка» |
Слайд 14
На своих уроках я применяю следующие Методы эмоционального вовлечения учащихся
Слайд 15
Начало
- Цитаты
- Впечатляющие факты
- Неожиданные вопросы
- Средства наглядности
- Видео-ролик
- Музыкальный отрывок
- Живопись
- ……
Слайд 16
Середина урока:
- Ситуация спора и обсуждения
- Работа в группах
- Игры и соревнования
- Творческие задания
- Драматизация
- Ролевые игры
- …….
Слайд 17
Конец урока:
Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.
Слайд 18
Кроме вышеперечисленных методов эмоционального вовлечения на уроке необходима релаксация. Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить учебный материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения. Это физминутки, кричалки, рифмовки, релаксация под музыку, шутки, анекдоты.
В качестве релаксации предлагаю вам посмотреть трейлер фильма «Головоломка» Очень рекомендую фильм к просмотру всей семьей.
Главными героями мультфильма являются эмоции 11-летней девочки, а действие происходит у неё в голове. Мультфильм рассказывает о том, как эмоции контролируют всё, что у нас происходит. Это очень оригинально, и это не похоже на всё, что вы видели до этого, кроме того, это объясняет, то что вы видели.
Вывод:
Целостное образование подразумевает единство эмоциональной и собственно интеллектуальной сфер. Без этого невозможно сформировать личность, готовую к трудностям современной жизни.
Слайд 19
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях.
Выступление Долговой Н.Н. - председателя ШМО по теме: "Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях в рамках реализации ФГОС."...
Эффективное влияние групповой работы на вовлеченность учащихся в процесс урока математики
Идея обучения в группах важна и гуманна, так как учащиеся работают вместе, конструируют, производят новые знания из тех, что они знают и понимают. Через обучение в группах дети учатся диал...
Мастер-класс "Эмоциональная вовлеченность обучающихся в работу посредством многообразия собственных интерактивных ресурсов педагога"
Тема: "Эмоциональная вовлеченность обучающихся в работу посредством многообразия собственных интерактивных ресурсов педагога"Цели:·...
Использование на уроках эффективных цифровых инструментов для интеллектуального и эмоционального вовлечения школьников в образовательный процесс.
laquo;Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Это отс...
Использование на уроках эффективных цифровых инструментов для интеллектуального и эмоционального вовлечения школьников в образовательный процесс.
laquo;Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. &helli...
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...
Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях
Мы гордимся нашими сегодняшними успехами и, как писал Выготский, «то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоя...