Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях.
статья по теме
Выступление Долговой Н.Н. - председателя ШМО по теме: "Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях в рамках реализации ФГОС."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал к педсовету. | 29.47 КБ |
Титульный лист к докладу. | 222.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности.
Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.
Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.
Следует помнить, что большое значение имеет формирование мотивации не только у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. Для этого необходимо выявить состояние познавательной сферы ребёнка (стремление учиться), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения).
Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается не один, а целый ряд различного свойства, которые можно разбить на следующие группы:
- · учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.);
- · непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);
- · перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной деятельности у школьников необходимо проводить целенаправленную работу.
Такая структура способствует эмоционально-положительному восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает его истинным субъектом учебной деятельности.
Чтобы развить учебно-познавательную мотивацию, необходима такая деятельность, которая опиралась бы на их потребности.
Педагогу необходимо включать ребёнка в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития, вызывает у ученика положительные эмоции.
Работая по Образовательным системам «Школа 2000…» и «Школа 2100», учителя нашей школы используют личностно-ориентированный подход в обучении учащихся, что оказывает существенное влияние на учебную деятельность учащихся. Увеличивается доля мотивов, связанных не только с содержанием учебной деятельности, но и с процессом познавательной деятельности, когда детям нравится думать, рассуждать, решать сложные задачи и т. д. Личностно-ориентированное обучение характеризуется сотрудничеством участников педагогического процесса, равенством, партнёрством. Учитель и учащиеся совместно определяют цели и задачи обучения, содержание. Дают оценки результатам обучения. Важно научить детей думать, размышлять, высказывать своё мнение, умение слушать и слышать, работать сообща для достижения общей цели, подводить итоги деятельности, строить перспективу на будущее.
В рамках Образовательных систем «Школа 2000» и «Школа 2100» за счёт дифференциации и индивидуализации обучения гарантируется возможность каждому ученику работать в своём темпе, что обеспечивает ему комфортное существование и успешное обучение. Как следствие, у учащихся значительно повышается мотивация к обучению. Для того чтобы дать возможность каждому ученику обучаться в соответствии со своими возможностями имеются все средства: учебники и тетради содержат материал для дифференциации обучения, который предусмотрен для каждого урока.
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Педагоги школы используют в работе личностно - ориентированный подход, который обеспечивает развитие способов саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения. В процессе обучения прослеживается индивидуальная дифференциация. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен. Этот подход имеет много положительных моментов:
Ø исключаются неоправданные и нецелесообразные уравниловка и «усреднение» детей;
Ø у учителя появляются возможности оказывать помощь слабым ученикам и направлять деятельность «сильных»;
Ø осуществляется желание учащихся быстрее продвигаться в образовании;
Ø главный ориентир – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей
Обучение немыслимо без постоянного учебного общения. Для стимулирования мотивационной сферы детей необходимо создавать условия для их совместной деятельности. Организация такого учебного процесса основана на использовании технологии коллективного взаимообучения. В условиях групповой работы дети более внимательно относятся к оценке своего участия в выполнении общего задания (групповая деятельность, работа в парах), так как работа в команде побуждает учащегося к активным действиям. Он не может долго наблюдать: ученик имеет возможность проявить инициативу, учиться планировать свои действия и убеждать в их правильности одноклассников. Следовательно, обращение за помощью в случае затруднения носит осознанный характер, а формулируемые вопросы о неизвестном – более конкретны.
Важную роль в формировании мотивов играют методы проблемного обучения.
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.
Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Суть проблемного обучения состоит в том, что учитель не только сообщает детям конечные выводы науки, но и в какой-то мере воспроизводит путь их открытия («эмбриологию истины»). Учебная деятельность младших школьников даёт наилучшие результаты тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Очень эффективно введение новых знаний начинать с создания учебно-проблемных ситуаций, не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, окажется мощным толчком к началу интенсивного мышления.
Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий.
Следует помнить, что ни слишком лёгкий, ни слишком тяжёлый материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Создание на уроке ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д.), то их ответ будет успешным. Для этого на каждом уроке оговаривается, что и как следует подготовить дома.
Какие формы работы служат для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования повышения качества обучения учащихся?
- дидактические игры и упражнения в урочной и внеурочной деятельности;
- личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
- внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру);
- творческие работы учащихся по разным предметам и текущим темам;
- проведение предметных олимпиад;
- использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);
- интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)
- использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т.п.) в обучающем процессе
Качество современного школьного образования во многом зависит от профессионализма учителя, его педагогической культуры. Образовательный процесс – есть система взаимодействия педагога с детьми, выстроенная в адекватных организационных формах, направленных на выявление и развитие потенциала каждого участника (самообразование). Образовательный результат – это, прежде всего, результат ребёнка: итог его работы в образовательном процессе, следствие собственных усилий и собственной деятельности в образовании себя, итоги его освоения предложенного содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста. Миссия педагога в умении и готовности вместе с ребёнком пройти путь познания. Целью работы МО учителей начальных классов является «Повышение уровня научно-теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки учителей».
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Создание условий развития и воспитания творческого мышления, творческой индивидуальности.
2. Обновление содержания образования. Стимулирование поисковых разработок, обмен опытом творчески работающих учителей.
3. Внедрение в практику методов творческого применения и способов деятельности. Проблема качества ЗУН в начальной школе является основополагающей, так как именно она закладывает тот фундамент, на котором учителя основной и средней школы из предметных кирпичиков, возводят дом, который мы именуем системой знаний. Многие учителя используют элементы современных педагогических технологий, таких как: технология развивающего обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология формирования ОУУН; технология коллективного способа обучения.
В связи с вышесказанным, хочется отметить, что учителя начальной школы из года в год повышают своё педагогическое мастерство:
- посещают углублённые курсы повышения квалификации при МИОО по Предшкольной подготовке по Образовательной системе «Школа 2100» (Давыдова Е.Г., Долгова Н.Н., Еськова Н.В., Алтунина М.А., Шубина Т.И., Куликова А.А., Шагова Т.А.),
- углублённые курсы ФГОУ АПК и ППРО по проблеме «Реализация технологии деятельностного метода «Школа 2000…» (Шагова Т.А., Куликова А.А., Анисимова Ю.А.),
- участвуют в апробации надпредметного курса «Мир деятельности» и освоению ТДМ (используют в работе все учителя начальной школы), проводят практические занятия для учителей начальной школы молодых специалистов ЮАО в рамках ЭД Ассоциации «Школа 2000…» по теме «Реализация ФГОС на основе ДСДМ «Школа 2000…» (Шагова Т.А., Куликова А.А., Анисимова Ю.А.),
- участвуют в работе ГЭП «Школа 2000…» по проблеме «Построение образовательного пространства обучения на деятельностной основе»,
- участвуют в конкурсах – Окружной дистанционный конкурс «Современный урок с поддержкой ИКТ» (Алтунина М.А., Шубина Т.И., Шагова Т.А., Еськова Н.В.),
- имеют печатные работы в журнале Мастер – класс (Долгова Н.Н., Шагова Т.А.), а также публикации в сетевом образовательном журнале (5 уроков на международном сайте «Бета – версия Smartechcom” (Еськова Н.В.),
- выступают в ОМЦ «Мастер – класс» Обмен опытом по применению и разработке тестов для «Смарт – доски» (Еськова Н.В.),
- «Мастер – класс» Распространение опыта победителей конкурса Премии президента (Долгова Н.Н.).
Позитивная деятельность учителя отразилась на результатах качества обученности учащихся (более 70% с 1 по 4 классы), а также на результатах учеников, принимающих участие в Окружных конкурсах:
- Гусейнова Анжелика (4 Б класс, учителя Кузьмич М.В.) – 1 место в окружном конкурсе «Огонь – друг, огонь – враг».
- Мизерная Мария (4 Б класс, учитель Кузьмич М.В.) – 2 место в окружном конкурсе «Премьера»
- Конкурс «Премьера» (окружной тур) – Витиков Илья (3 А класс, учитель Шубина Т.И.)
- «Премьера» (окружной тур): Мартыненко Дарья (3 Б класс, учитель Шагова Т.А.) - (40 б.)
- Окружной конкурс «Премьера» - Кинчеш Виктория (3 В класс, Куликова А.А.) –(38 б.)
- Шахматный турнир – Таганкин Кирилл (3 В класс, Куликова А.А.) – 2 место
- Окружной тур интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности – 2011» - Пономарёва Татьяна (3 А класс, Шубина Т.И.)
- Окружной тур интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности-2011» - Дьяконова Жанна (3 Б класс, Шагова Т.А.) -(15б.), диплом «Лучший групповой проект»
- Окружной тур интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности - 2011» - Левин Марк (3 В класс, Куликова А.А.) - (13 б.), диплом «Лучший групповой проект»
- Победитель окружной олимпиады по русскому языку и литературному чтению – Мизерная Мария (4 Б класс, Куликова А.А., Кузьмич М.В.)
Мы гордимся нашими сегодняшними успехами и, как писал Выготский, «то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно». Иначе и быть не может. Поэтому развивающее обучение не просто система приёмов и методов, а понимание сущности образования.
В заключение доклада хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XX века Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации учения младшего школьника, воспитания интереса и любви к получению знаний?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы повышения учебной мотивации у учащихся
Выступление на методическом объединении. Приёмы повышения учебной мотивации у учащихся...
Формы и методы, повышающие учебную мотивацию обучающихся.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятель...
Формы и методы повышения мотивации учителя начальных классов
Презентация "Формы и методы повышения мотивации учителя начльных классов"...
Доклад: «Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся, которые наиболее продуктивны»
Цель нашей работы в начальных классах сформировать мотивацию к учению, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. И...
Повышение учебной мотивации у учащихся начальных классов
Уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. В старших классах желание учиться подв...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях
Мы гордимся нашими сегодняшними успехами и, как писал Выготский, «то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоя...