Практическое занятие с педагогами "Развитие рефлексии (самоанализа) в деятельности педагога"
методическая разработка

В предлагаемом материале представлено занятие с педагогическим коллективом по развитию рефлексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_noyabr_2015g._razvitie_refleksii_pedagoga.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие с педагогами

«Развитие рефлексии (самоанализа) в деятельности педагога»

Ноябрь 2015

Вступительное слово: Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня на нашем с вами занятии мы будем говорить о развитии  рефлексии.

Хотелось бы услышать ваши предположения, как вы понимаете, что такое рефлексия (ответы педагогов).

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio - отражение) - процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. Отрефлексировать что-то - это значит  "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

   Педагогическая рефлексия – это способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка. Но кроме педагогической есть и личностная рефлексия.

Личностная рефлексия – это осмысление, анализирование содержания своего внутреннего мира (эмоций, чувств, мыслей, характера), а также действий и поступков, которые мы совершаем.

Сегодня мы будем выполнять упражнение на личностную рефлексию. Почему? Чтобы исключить самокопание. Жизнь трудная, восприятие действительности должно быть позитивным.

Практическая часть

Упражнение 1 (разминка) «Кто Я»?

Инструкция: В течении 3-5 минут мы попросим десять раз ответить и записать на листочках ответ на вопрос «Кто Я?»

 Вы пишите Я -…..

Я - ……….

Анализ: Желающие могут озвучить написанное. Это упражнение помогает понять, кем вы себя воспринимаете в первую очередь и показывает зависимый ли вы от социального окружения человек.  Если вы отвечаете, что  Я –  красотка, оптимистка, интеллигент, остряк, добряк, умница и т.д. это показывает,  вашу индивидуальность и независимость. Если Вы отвечаете Я – мама, жена, педагог, покупатель, клиент и т.д. Вы воспринимаете себя, как человека зависимого (определенная роль несет обязанности, на которых человек слишком концентрируется и может потерять индивидуальность). Мы всегда должны помнить, что мы  уникальны и неповторимы.  

Упражнение 2 «Рука»

Инструкция (предъявляется поэтапно): Выполняется в парах.

1 этап

  • Каждый обводит свою руку и меняется листочком с партнером.
  • Получив листок от партнера,  на каждом пальчике напишите качества, которые Вам нравятся в хозяине руки.  
  • Возвращаем листочки хозяину и читаем друг другу, какие качества  были присвоены Вам.

2 этап. Выполняется также в парах на другом листе.

  • На одном листке каждый обводит свою руку.
  • На каждом пальчике обведенных рук написать 10 общих (объединяющих) вас черт. Например: работаем в одном подразделении и т.д
  • Читаем группе какие общие черты в каждой паре.

Обсуждение: Какое из заданий было выполнить сложнее? Какие чувства испытали? Узнали ли что – то новое о себе или о коллегах? (ответы педагогов).

Упражнение 3 «Дерево»

Инструкция.  Нарисуйте, пожалуйста, дерево.   У дерева  есть корень – это ваши  обязанности (домашние и рабочие). Подпишите каждый корень, один корень соответствует одной обязанности.

Каждая ветка дерева – это ваш ресурс, это то откуда вы черпаете энергию, что вам помогает восстанавливать силы после нагрузки. Каждая ветка – это один ресурс.   Время выполнения 3-5 мин.

Анализ. Поделитесь тем, что у кого получилось. (Озвучивают те, кто хочет). Далее подводится итог: Обратите внимание на количество ветвей и корней, у кого количество корней превышает количество ветвей это говорит о том,  что у вас много обязанностей и это может привести к физическому и эмоциональному истощению. Вам необходимо задуматься о разгрузке – поделиться своими обязанностями или исключить некоторые. (обсуждение)

У кого количество ветвей превышает или ровно количеству корней  - это благоприятная ситуация для вас, вы справляетесь с тем, что у вас есть и это не приводит к истощению. (обсуждение)

Упражнение 4 «Калоши счастья» 

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке Фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Работа с ситуациями.

2. Мы предлагаем каждому участнику встать в калошу и загадать желание, которое обязательно исполниться.

Упражнение 5   Завершающее

Наша встреча подошла к концу, и вам предлагается в завершение заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления от занятия. Ваше мнение для нас очень важно. После того как вы напишете ваши впечатления, по очереди расскажите о них.

Ожидаемый результат: педагоги заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет, и высказывают свои пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА практического занятия «Организация деятельности педагогов по освоению мониторинга учебных достижений при разработке листов достижений»

Цель: к концу практического занятия участники освоят способ разработки листов достижений для мониторинга планируемых результатов,представят разработанный лист достижений в соответствии с освоенным спо...

Практическое занятие с педагогами «Освоение операций, необходимых для создания учебных материалов в СДО MOODLE (добавление в курс элементов – ресурс, форум, глоссарий, задание)».

Практическое занятие с педагогами «Освоение операций, необходимых для создания учебных материалов в СДО MOODLE (добавление в курс элементов – ресурс, форум, глоссарий, задание)»...

Мотивационные факторы и регуляторы в работе педагога дополнительного образования: кейсы для практического занятия с наставляемым педагогом.

Работа с педагогами в последнее время видоизменяется. Мало давать  готовый методический материал педагогам. Надо настроить их на педагогический поиск решения проблемы. Сами нашли - оценили-поняли...

памятка Рефлексия - самоанализ деятельности и её  результатов

Рефлексия - самоанализ деятельности и её  результатов...

Использование современных образовательных технологий в практической деятельности педагога

Использование современных образовательных технологий в практической деятельности педагога...