СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В МОСКВЕ
статья

Федорова Ксения Алексеевна

В настоящее время проблема ограниченности возможностей здоровья считается актуальной, так как интегрированное обучение детей с ОВЗ является современной тенденцией, которая характерна для зарубежных стран.
Цель. Изучение условий, которые способствовали бы интеграции детей с нарушениями слуха в процесс обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В МОСКВЕ

К. А. Елагина, В. Н. Феофанов

Российский государственный социальный университет,

г. Москва, Россия

В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из самых актуальных и дискуссионных проблем современного образования.

Термин «Инклюзивное образование» используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу вышеназванного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [2].

По данным Всемирной организации здравоохранения более 5% населения мира (360 миллионов человек) страдают от инвалидизирующей потери слуха. Под таким нарушением понимается потеря слуха в лучше слышащем ухе, превышающая 40 дБ у взрослых людей и 30 дБ у детей [1]. Среди таких людей 328 миллионов взрослых и 32 миллиона детей. Следовательно, количество детей с нарушениями слуха необходимо учитывать при создании инновационных моделей в общеобразовательных школах.

Большая часть детей с нарушением слуха в Москве обучается в специализированных детских садах и школах-интернатах с пятидневным пребыванием, т.е. в учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты глухих и слабослышащих детей с миром слышащих чрезвычайно обеднены, а иногда и отсутствуют вовсе. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху, поэтому очень важно создавать инклюзивные модели именно для такого контингента. Потому что они, как никто другой, нуждаются в общении со слышащими людьми и адаптации к их миру.

Известно, что слух связывает нас с окружающим миром, поэтому потеря его может сказаться на большинстве аспектов жизнедеятельности ребенка: могут возникать проблемы в овладении речью, что в свою очередь может привести к социальным, коммуникативным и проблемам адаптации к школе. И помимо того, что необходима максимальная подготовка ребенка со слуховой дисфункцией к условиям массовой школы, так же предъявляются новые, более высокие требования к педагогам, обучающим детей в инклюзивной школе.

Но далеко не все учителя положительно относятся к инклюзивному образованию, и, что еще более проблематично, не все владеют навыками, необходимыми для того, чтобы вести уроки в таких классах, где дети сильно отличаются по своим исходным возможностям. В этой связи актуальными становятся программы переподготовки и повышения квалификации учителей, работающих в условиях инклюзивной практики.

В их рамках педагоги должны быть ознакомлены с психическими особенностями детей с нарушениями слуха, с физиологическими особенностями таких детей, для того, чтобы более конкретно и комфортно для всех детей в классе строить уроки. Например,  всем известно, что для коррекции слуха используют слуховые аппараты, увеличивающие силу звука, что дает возможность слабослышащим детям слышать больше звуков и понимать речь окружающих людей, поэтому детям со слуховым аппаратом необходимо сосредотачивать больше внимания на звуке от прямого источника (учителя). В связи с этим ребенок с потерей слуха будет расходовать гораздо больше энергии, чем хорошо слышащий сверстник, что приведет к более быстрой его утомляемости. Так же, стоит учитывать время восприятия информации слабослышащим ребенком. Как правило, такие дети читают по губам речь окружающих, что заметно сокращает темп работы [4].

На современном этапе предусмотрено разнообразие форм обучения детей с нарушениями слуха: они могут обучаться в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида, в различных условиях интегрированного обучения, в образовательных учреждениях общего назначения, на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения, в билингвистических классах. Но, к сожалению, большинство школ для слабослышащих детей в Москве либо негосударственные, либо интегрированные, но не инклюзивные.

Так, можно привести пример НОУ СОШ «Интеграция». В эту школу глухие и слабослышащие дети принимаются в соответствии с учетом их индивидуальных особенностей и обучаются вместе со слышащими учащимися. Для этого в школе организована специальная помощь для таких детей, у них работают специалисты (дефектологи, психологи и логопеды). Дети с нарушениями слуха занимаются, как вместе со всеми в классе, так и индивидуально. В частности, для занятий по русскому языку в их расписании предусмотрены индивидуальные занятия. Поскольку это школа с углубленным изучением английского языка, то занятия по языку проводятся с глухими и слабослышащими только индивидуально.

Для посещения занятий в классе для детей с нарушениями слуха организовано сопровождение, т.е. дефектолог, как правило, садится рядом с таким ребенком и присутствует вместе с ним на занятиях, для того, чтобы такому ребенку было проще воспринимать обращенную устную речь и разбираться с заданиями и получаемой им информацией.

И помимо интеллектуального развития, в этой школе развивают спортивные и творческие навыки (для детей с нарушениями слуха проводятся специальные музыкально-ритмические занятия, некоторые учащиеся обучаются игре на фортепиано).

Еще один пример – коррекционная школа-интернат I вида №37, которая в 2014 году была объединена с Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением города Москвы "Гимназия № 1529 имени А. С. Грибоедова". В настоящее время в гимназии обучается 150 инвалидов детства и 27 детей с ограниченными возможностями здоровья. Но там, нет инклюзивного образования, дети с нарушениями развития обучаются в своих подразделении, которых у них 5.

Можно сделать вывод, что об инклюзивном образовании говорится много, но для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху мало чего делается. Возможно из-за ряда причин:

• профессиональная неготовность педагогов к  инклюзивному образованию;

• нет необходимого обеспечения нормативно-правовой базы процесса инклюзивного образования;

• недостаточно разработок и успешно реализующихся коррекционно-развивающих программ и технологий для слабослышащих детей;

• неполная готовность детей с нарушенным слухом к восприятию учебного материала и к установлению социальных контактов в условиях моссовой школы.

Таким образом, успешной адаптации детей к школьному обучению может способствовать только комплексная помощь, как со стороны педагогического коллектива, родителей, так и со стороны научно-исследовательских институтов, в виде разработки специальных инклюзивных программ и технологий.

Литература

1. Глухота и потеря слуха [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/ru/. – Всемирная организация здравоохранения. – (Дата обращения: октябрь 2016).

2. Инклюзивное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/. – Энциклопедия Академик. – (Дата обращения: октябрь 2016).

3. Коваленко, А. И. Инклюзивное образование слабослышащих детей в массовой школе [Текст] / А. И. Коваленко, К. Р. Саркисян, К. М. Оганян // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы III междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2014 г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 64–66.

4. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М.: ВЛАДОС, 2001. – 288  с.

5. Розанова, Т.В. Развитие способностей у глухих детей с нарушением слуха в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию слухового аппарата.

В данной статье даны полезные советы родителям о  слуховых аппаратах...

Читательское развитие и приобщение к чтению детей с нарушением слуха

Работа над чтением с детьми с нарушением слуха....

Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...

Тревожность у детей с нарушением слуха школьного возраста.

В работе о тревожности у детей с нарушением слуха в школьном возрасте. Причины тревожности. Результаты диагностики....

Методическая статья "Компенсирующие возможности физкультурно-оздоровительного образования для детей с нарушениями слуха"

Моя статья "Компенсирующие возможности физкультурно-оздоровительного образования для детей с нарушениями слуха" вошла в сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции "Современные ...

Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования

В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь,  в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...

Тема: «Современные формы организации образования детей с нарушениями интеллекта».

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченн...