Методическая статья "Компенсирующие возможности физкультурно-оздоровительного образования для детей с нарушениями слуха"
статья (физкультура) по теме
Моя статья "Компенсирующие возможности физкультурно-оздоровительного образования для детей с нарушениями слуха" вошла в сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции "Современные подходы в образовании, воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая статья | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Компенсирующие возможности физкультурно-оздоровительного образования для детей с нарушениями слуха
«Физические упражнения могут заменить множество
лекарств, но, ни одно лекарство в мире не может
заменить физические упражнения».
А.Мюссе (1810-1857) французский поэт.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Однако состояние школьников вызывает в последнее время обоснованную тревогу. Интенсификация воспитательно-образовательного процесса и существующая его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, приводит к искусственному сокращению объёма двигательной активности учащихся.
Проблема инвалидности является одной из наиболее острых. Эксперты причисляют к инвалидам почти пятую часть населения России. В настоящее время во всём мире проблемам социальной реабилитации детей со стойкими нарушениями здоровья уделяют серьёзное внимание. Большое значение имеет работа по решению соответствующих задач средствами физической культуры и спорта. Наряду с Олимпийскими играми, вслед за ними проводятся аналогичные им Паралимпийские игры – для инвалидов. Это позволяет им чувствовать себя полноправными членами общества и ставить перед собой высокие цели. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что физическая культура и спорт являются эффективным средством реабилитации и социальной адаптации детей и подростков имеющих особые потребности.
В Озерскую школу-интернат для слабослышащих и позднооглохших приходят дети с ослабленным здоровьем и вдобавок к этому с различной степенью потери слуха, в том числе со сложной структурой дефекта. Слабослышащие дети и позднооглохшие, по-другому это дети инвалиды с особыми общеобразовательными потребностями и с проблемами в развитии в функциональной, психической, физической, а отсюда и в двигательной сфере. Поэтому ведётся целенаправленная работа администрации школы, психолога, социального педагога, медицинских работников и учителей физической культуры по разработке таких форм организации физкультурно-оздоровительной деятельности в режиме дня школьников, которые бы позволили сохранить здоровье подрастающего поколения.
Путём накопления знаний о здоровом образе жизни, наблюдения за слабослышащими учащимися, в школе разработана программа внеучебной деятельности "Планета здоровья", в основе которой лежит социально-медико-психолого-валеологическая служба помощи детям. В этой связи в школе особенно актуальна внеучебная программа физкультурно-оздоровительной направленности, позволяющая обозначить именно эту образовательную систему как доминирующую в формировании физической компетентности учащихся. Дополнительное образование расширяет социокультурное пространство самоактуализации и самореализации детей. Поэтому внеучебная физкультурно-оздоровительная работа в школе для слабослышащих и позднооглохших детей – одно из главных звеньев физического воспитания. Культивируемые виды спорта у нас - это легкая атлетика, волейбол и теннис. Группы общей физической подготовки (ОФП) создаются для учащихся, которые хотят заниматься физической культурой, а также для школьников, отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе. Кружки (секции) физической культуры создаются для учащихся, желающих заниматься каким-либо видом спорта. Школьники, систематически занимающиеся спортом, постепенно могут достигнуть высшего спортивного мастерства. За последние 8 лет в школе подготовлено около 50-ти кандидатов в мастера спорта, 6 мастеров спорта. Школьники, выполнившие норматив кандидата в мастера спорта – одаренные дети талантливые спортсмены. Начиная занятия спортом в стенах нашей школы, дошли до побед всероссийского масштаба. Селютин Максим – наш выпускник 2008г. на летних XXI Сурдлимпийских играх 2009 года в Тайпее (Китай), играв в составе российской команды в волейбол, стал Чемпионом Сурдлимпийских игр.
В ходе предлагаемых занятий во внеучебной деятельности слабослышащий школьник начинает ощущать свое Я через телодвижения. При этом реализуется принцип так называемого «сопряженного воздействия. Одно и то же упражнение можем использовать как для обучения двигательному навыку, так и для интеллектуального развития.
Цель физкультурно-массовых и спортивных мероприятий – пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых. Дни здоровья и спорта включают в себя массовые и показательные выступления, конкурсы, соревнования по видам физических упражнений, входящих в программу, и другие мероприятия активного отдыха. Спортивные соревнования. Каждый школьник должен участвовать в соревнованиях не менее 8 раз в учебном году. Физкультурные праздники. Нарушение слуховой функции лишает ребёнка одного из важнейших источников информации, что приводит к задержке психического и речевого развития. Вдобавок к этому, в наши дни психика ребёнка в связи с возрастающим потоком разнообразной информации испытывает большие нервные перегрузки. Возникает необходимость в снятии этих напряжений. Спортивные праздники, регулярно проводимые раз в четверть, переносят детей в особый мир отношений и переживаний, увлекают его, сосредотачивают внимание на новых объектах, переключают психическую деятельность и создают разрядку, смену напряжений.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме продленного дня способствуют укреплению здоровья учащихся, активному отдыху, поддержанию работоспособности, развитию у учащихся интереса и привычки к систематическому применению средств физической культуры и спорта. В ходе поисков инновационных подходов к организации учебных занятий всё больше учитываются особая значимость и привлекательность для детей игровой деятельности. Развивается тенденция к использованию на занятиях совершенно новых и спортивно-динамичных игр, таких как «скок-бол». Подвижные игры выступают одновременно средством реализации двигательной активности и средством коррекции моторных нарушений Педагогический коллектив решил активно использовать современные педагогические технологии: суставную пластическую гимнастику, метод сопряженного психофизического развития учащихся во внеучебной деятельности. По нашему мнению они стимулируют развитие коммуникативных и физических качеств, дают активный отдых после напряженных занятий в школе.
Нарушение слуховой функции приводит к задержке психического развития. Благотворные возможности физической культуры распространяются не только на физическую сферу, но и на психические и нравственные свойства личности. Физкультурные занятия повышают тренируемость нервной системы. Поэтому влияние физкультуры на организм ребёнка носит универсальный характер.
В заключении следует сказать, что в решении центральной задачи всестороннего гармонического развития ребёнка с нарушениями слуховой функции участвуют все функции физической культуры в своём единстве. Человек, у которого в детстве сформировались правильные здоровьесберегающие ориентиры, имеет значительно меньше шансов где-то по жизни споткнуться. Результаты исследования уч-ся 4-х классов за 2011/12 уч.год показали: стойкое повышение уровней физического здоровья уч-ся во всех классах, изменения в психической сфере личности. Выявлена положительная динамика их индивидуального роста в физкультурно-оздоровительном плане. Наш опыт работы обогатил и систематизировал материал по решению методических и практических задач, результатом чего стало укрепление здоровья детей, совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы; методики внеурочных занятий; подбор актуальных современных форм организации и проведения спортивно-оздоровительных мероприятий; отбор активных приёмов работы, способствующих формированию устойчивой мотивации к физкультуре и спорту детей с нарушениями слуха. Опыт позволяет проводить оздоровительно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, проявления хронических заболеваний, т.е. своевременно предотвращать «школьные» факторы, негативно воздействующие на состояние здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ"
В статье описаны приемы работы со слабослышащими детьми, способствующие развитию мышления...
статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и формирование познавательной активности у детей с нарушенным слухом»
Формирование познавательной активности является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для слабослышащих детей нару...
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В МОСКВЕ
В настоящее время проблема ограниченности возможностей здоровья считается актуальной, так как интегрированное обучение детей с ОВЗ является современной тенденцией, которая характерна для зарубежных ст...
Программированная система обучения и возможности ее применения для обучения детей с нарушениями слуха на уроках русского языка
Ребенок с нарушенным слухом имеет специфические образовательные потребности, он нуждается в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, п...
Статья на тему «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (НА ПРИМЕРЕ ЗНАКОМСТВА С МУЗЕЯМИ ГОРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)»
Музейная образовательная среда как средство формирования культурного опыта личности ребенка с нарушением слуха....
Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха
представляю статью по актуальной теме "Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха"...
Статья. Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в общеобразовательной организации
В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание учителя должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития....