Выступление на педагогическом консилиуме с темой "Зона адаптивности 1,5,10 класс."
презентация к уроку
Адаптация (биол) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_2018-19_god_sentyabr_-oktyabr.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация ( биол ) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям. Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.
Высокая степень адаптации. Дети адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию. Средняя степень адаптации. Эти дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.
Низкая степень адаптации. Социально-психологическая адаптация этих детей связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников Признаки успешной адаптации: Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение. Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. У него появились друзья-одноклассники. Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.
Адаптация учащихся 1-х классов Основные задачи исследования: - определение оптимального набора показателей, позволяющего осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе; - выстраивание индивидуальной программы психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе. Методики обследования: 1.Наблюдение.Посещение уроков, беседы с учителями. 2.Методика «Домики»;
1.Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”. Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе. • с положительным отношением к школе 1-А-16-70% 1-Б-80-% • с амбивалентным отношением 1-А-6-26% 1-Б-5-20% • с негативным отношением
Первоклассники с недостаточным уровнем адаптации № Фамилия, имя Класс Классный руководитель 1. Манонина Лиза 1А 2. Давыдов Ярослав 1А Баравикова Е.В. 3. Орехов Костя 1А 4. Глебов Тимофей 1А 5. Шанин Тимофей 1А 6. Быченков Сергей 1-А 7. Северова Ирина 1Б 8. Ларченко Кирилл 1Б Харченко В.А. 9. Ведерников Иван 1-Б 10 Белогурова Кира 1-Б 11 Тихомиров Никита 1-Б
психолог Л. Е. Журова : «Все, что раньше было можно и интересно, теперь нельзя и скучно. Раньше можно было играть, и, даже если мама сердилась, она говорила: 'Отстань, не мешай, иди поиграй'. А теперь мама говорит: 'Сколько можно играть? Занимайся, учи уроки!' Раньше взрослые всегда читали ему книжки. А теперь говорят: 'Читай сам!'» Вот и получается, что это школа плохая, даже на маму отрицательно повлияла.
Результаты школьной адаптации учащихся 5 классов 2018-2019 учебный год Цель: Выявить уровень адаптации детей в пятом классе Использовались следующие методики: Экспресс- методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации», Анкета для оценки школьной мотивации (Г.Н. Лускановой ); Опросник «Отношение к учебным предметам». МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ (разработана профессором М.И. Рожковым) Количество обследованных: 47 человек, 5 «А» класс: 25 ч., 5 «Б» класс: 22ч. Результат: Оценка уровня школьной мотивации ( Г.Н Лусканова ) Цель: Выявить уровень мотивации у детей Количество обследованных: 5 «А» класс: 18 человек 5 «Б» класс:17 человек
5класс Высокий уровень школьной мотивации Хорошая школьная мотивация Положительное отношение к школе Низкая школьная мотивация Негативное отношение к школе 5 А - 2 человека (8%) 9 человек (50%) 4 человек (16%) 3 человек (12%) Рыжиков Дима Салтыкова Настя Слесарев Влад 5 Б 1 человек (5%) 2 человека (11%) 10 человек (58%) 2 человека (11%) 2человека (11%) Романенкова Полина Мухин Иван ИТОГО: 1человек (2%) 4человек (11%) 19человек (54%) 6 человека (17%) 5человек (14%)
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ (разработана профессором М.И. Рожковым) Цель: выявить уровень социальной адаптированности , активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Количество обследованных: 5 «А» класс: 18 человек 5 «Б» класс:17 человек Высокую степень социализированности ребенка имеют: 5 «А» класс: - 5 «Б» класс:5 ч.-30% Среднюю степень развития социальных качеств имеют: 5 «А» класс: 11ч.-44% 5 «Б» класс:6 ч.-35% Низкий уровень социальной адаптированности имеют: 5 «А» класс: 8ч.-32% 5 «Б» класс:6 ч.-35%
Экспресс методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации» Цель: Выявить уровень тревожности у детей Количество обследованных: 5 «А» класс: 20 человек 5 «Б» класс:21 человек
класс высокий повышенный средний низкий 5 А 4человек 20% 2человек 10% 8человека 40% 6человека 30% 5 Б 1 человек 4% 1 человек 4% 8 человек 38% 11 человек 54% ИТОГО: 5ч.12% 3ч.7% 16ч. 39% 17ч. 41%
№ 5 класс 5-А 5-Б Предмет Изучаю с интересом 1 Русский язык 5-20% 7-32% 2 Литература 6-24% 12-54% 3 Математика 15-60% 17-77% 4 История 12-48% 13-59% 5 Обществознание 12-48% 13-59% 6 Биология 10-40% 10-45% 7 География 9-36% 9-41% 8 Немецкий язык 5-20% 13-60% 9 Физкультура 15-60% 18-81% 10 ОБЖ 8-32% 9-40% 11 ИЗО 9-36% 16-72% 12 Технология 13-52% 16-72% 14 Английский язык 4-16% 3-13% Опросник «Отношение к учебным предметам»
ВЫВОД: Общий уровень адаптации класс Высокий уровень адаптации Средний уровень адаптации Низкий уровень адаптации 5 А 9 человека (25%) 13человек (56%) 3человека (19%) 5 Б 14 человек (56%) 6 человек (36%) 3человек а(8%) ИТОГО: 23ч. 47% 19ч. 40% 6ч. 13%
Рекомендации учителям-предметникам 1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов. 2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста. 3. Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал. 4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом. 5. Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться. 6. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся. 7. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. 8. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно – «Петю вчерашнего и сегодняшнего»). 9. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе. 10. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально. 11. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за триместр и т.д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
адаптации учащихся 10-х классов Целью психологического сопровождения профильного обучения является формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении школьников. Диагностический материал, используемый для изучения протекания процесса адаптации в 10 классе: • Методика Айзенка «Самооценка психических состояний»; • Изучение направленности мотивов учебной деятельности; • Тест «Состояние психологического климата в классе» Фархат Груда
Самооценка психических состояний (по Айзенку ) I. Тревожность: 0-7 баллов - не тревожны; 8-14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15-20 баллов - очень тревожный. II. Фрустрация: 0-7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8-14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15-20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы . III. Агрессивность: 0-7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8-14 баллов - средний уровень агрессивности; 15-20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми. IV. Ригидность: 0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость, 8-14 баллов - средний уровень; 15-20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.
Методика «Изучения учебной мотивации» Высокий -10 -62% Средний -5-31% Низкий-1 -0,6% ( Желудова Юлия)
Тест «Состояние психологического климата в классе» Фархат Груда Высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится. безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо. психологический климат в классе как очень плохой. 12обуч.-75% 4обуч.-25% -
Рекомендации. 1.контролировать успеваемость и посещаемость; 2.способствовать повышению уровня эмоционального комфорта у обучающихся: проводить беседы, привлекать к групповым творческим занятиям, исследовательской деятельности; 3.обращать внимание на структуру мотивов обучения; 4.способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных перспектив; 5.способствовать проведению классных и школьных мероприятий совместно с родителями и детьми; 6.способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии; 7.организовывать совместную работу родителей с педагогом- психологом по проблема адаптации ребенка; 8.оказывать поддержку обучающимся, которые претендуют на аттестат особого образца, медаль. 9.важно увидеть, насколько значима для подростка проблема приобретения статуса среди сверстников, вхождения в новый коллектив; 10.необходимо учитывать резкую смену критериев оценки знаний обучающихся, понимать, поддерживать, поощрять; 11.правильно и своевременно реагировать на изменения в самооценке обучающихся, выявлять их причины; 12.видеть в старшекласснике соратника, консультировать, направлять, корректировать; 13.не перегружать интеллектуально, аргументировать требования, мотивировать обучающихся на построение профессионального будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организационные основы деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума»
«Организационные основы деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума» ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСК...
Положение о Психолого - медико - педагогическом консилиуме
Психолого-медико-педагогический консилиум представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждог...
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума (2013-2014 учебный год)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума(2013-2014 учебный год)...
экспресс-диагностика в условиях психолого-медико педагогических консилиумов детских садов и школ
Наиболее напряжённый период работы учителя-логопеда с 1 по 15 сентября, необходимо провести диагностику большого количества учащихся. Предлагаю в помощь учителям-логопедам экспресс-диагностику для обс...
Психолого-педагогический консилиум. "Детский алкоголизм"
Детский алкоголизмДобрый вечер! Всех тех, кто сегодня собрался в этом зале объединяет общее дело – тревога за наших детей. Тема лектория трудная, но касается каждого: мы будем говорить о проблемах под...
Мероприятие окружного уровня "Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии".
"Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии"...
Мастер-класс "Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума"
Цель мастер-класса - поделиться опытом планирования коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения учащегося с ОВЗ специалистами школьного ППк. Мастер-класс направлен на отработку алгори...